Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Оплата услуг ЖКХ через интернет

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

17.10.2013 Количество просмотров 3331 просмотр
PayOnline продолжает развивать новое для российского интернет-эквайринга направление

Ольга Корнеева, директор по маркетингу PayOnline


С чем ассоциируется у россиян оплата услуг ЖКХ? Первое, что приходит в голову, – это квитанции в почтовом ящике, снятие показаний счетчиков и последующий поход в Сбербанк или на почту, с непременной очередью и потраченным временем. Однако в последние годы ситуация с оплатой услуг ЖКХ стала стремительно меняться благодаря совместным усилиям государственных органов, организаций ЖКХ, сервисных компаний и, конечно же, самих пользователей. Россиянам на сегодняшний день доступно несколько форм оплаты услуг ЖКХ – так называемая оплата «по свободным реквизитам» и оплата собственной ЖКХ компании, например – ЕРЦ, на ее сайте.

В первом случае пользователь заходит на сайт провайдера онлайн-платежей, набирает банковские реквизиты получателя платежа, которые указаны в квитанции, и совершает платеж, указывая огромное количество реквизитов: наименование получателя, расчетный счет получателя, БИК банка получателя, адрес получателя, назначение платежа и, наконец, свои собственные данные. Однако такой способ оплаты может вызвать у плательщика недоверие – он не знает, как проконтролировать получение платежа получателем, как узнать о сроках совершения следующей оплаты, не видит информации об условиях и сроках поступления средств на счет получателя.

Да и вероятность ошибиться при введении многозначных реквизитов в платежную форму может заставить пользователя чувствовать себя некомфортно, особенно при совершении первой оплаты. И эти сомнения можно понять, особенно если принять во внимание сравнительную «юность» российского рынка электронной коммерции. Но несмотря на все недостатки, такой способ оплаты, безусловно, удобнее для плательщика, нежели поход в банк или на почту – он позволяет сэкономить время и совершить оплату из дома, в удобный для него момент.

Большее доверие у плательщиков вызывают сервисы оплаты услуг ЖКХ, интегрированные в сайты локальных ЕРЦ. У локальных расчетных центров есть возможность предоставить жителям подконтрольных им территорий комфортные условия оплаты: плательщику не приходится вручную перебивать реквизиты ЕРЦ в платежную форму, процесс оплаты может быть автоматизирован и сокращен до нажатия нескольких кнопок. Кроме того, в «Личный кабинет» плательщика могут централизованно загружаться не только квитанции за все услуги ЖКХ, но и за дополнительные сервисы – консьержа, уборку и т. д. ЕРЦ может уведомлять плательщика о сроках совершения оплат по электронной почте или в SMS, что позволяет сократить объем просроченных платежей, повысить комфорт пользователей и, соответственно, их лояльность к оплате услуг ЖКХ онлайн.

Процессинговый центр PayOnline, традиционно гибко реагируя на быстро меняющиеся требования рынка, уже несколько лет предоставляет услуги интернет-эквайринга компаниям ЖКХ и накопил значительный опыт в этой сфере деятельности. Совместно с нашими клиентами мы стремимся создать максимально удобные сервисы оплаты услуг ЖКХ, применяя успешный опыт других сегментов электронной коммерции: интернетмагазинов и онлайн-сервисов.

Взгляд операторов услуг ЖКХ

В настоящей статье мы решили обсудить с несколькими нашими клиентами, предоставляющими пользователям возможность онлайн-оплаты услуг ЖКХ, уровень востребованности такого сервиса россиянами и меры, которые необходимо предпринять для привлечения жителей к оплате услуг ЖКХ через Интернет. На вопросы PayOnline ответили Кирилл Афонин, зам. директора ЕИРЦ «Квартплата 24», и Анна Белоусова, зам. директора по абонентско-аналитическому учету ООО «ЕРКЦ Щелково».

Почему вы решили предоставить пользователям возможность оплачивать услуги ЖКХ через Интернет?

К. Афонин: Прежде всего это удобно для плательщика. Оплачивать услуги можно из любой точки мира в любой момент времени. Кроме того, при оплате ЖКХ через интернет плательщику не нужно куда-то идти, ждать своей очереди... Иными словами, не тратится его драгоценное время. А ведь достаточно много людей не платят за ЖКУ не потому, что в принципе не хотят этого делать, а просто потому, что им это неудобно.

А. Белоусова: Оплата услуг через интернет – это комфортный и современный сервис. Многие жители города Щелково вообще предпочитают делать покупки, не выходя из дома. Это касается и оплаты коммунальных услуг – не каждый готов выстаивать очереди в банках, кассах, на почте. Поэтому, оплачивая услуги ЖКХ через интернет, житель нашего города получает дополнительную экономию времени, ведь платежный сервис на нашем сайте работает без обеда, выходных и технических перерывов.

PayOnline: Предоставление россиянам возможности оплачивать услуги ЖКХ – это не только шаг навстречу пользователям услуг, но и возможность сократить долю неплательщиков и должников. Сервис по оплате услуг ЖКХ онлайн – это шаг навстречу электронному государству, это экономия времени россиян, это сокращение очередей в банках и на почте, это еще один драйвер развития электронной коммерции и безналичных платежей в России. 

Как плательщики отреагировали на возможность оплаты услуг ЖКХ через интернет? Как вы оцениваете перспективы и каких изменений вы ждете?

К. Афонин: Отреагировали с интересом. Все больше плательщиков пользуются этим способом оплаты. Я уверен, что прирост продолжится.

А. Белоусова: Жители города не один год задавали нам вопросы о том, когда появится возможность оплачивать квитанции через интернет. Поэтому, узнав о появлении возможности онлайн-оплаты услуг в «Личном кабинете», жители Щелково начали активно регистрироваться на сайте и осваивать процедуру онлайн-оплаты квартплаты и других услуг ЖКХ. Наша организация надеется на увеличение количества пользователей, оплачивающих наши услуги через Интернет.

PayOnline: Россияне готовы оплачивать услуги ЖКХ через Интернет: сегодня это утверждение можно смело отнести уже к 10% населения страны, имеющим опыт совершения платежей онлайн. Данная возможность является полезной, удобной и позволяет сэкономить время на совершении необходимых периодических платежей. И если ЖКХ-компании предоставят такую возможность своим плательщикам, люди пойдут им навстречу.

Вообще, в отношении коммунальных услуг как никогда применим эффект «сарафанного радио». Даже категории граждан, не вовлеченные в торговые отношения через интернет и не имеющие навыков оплаты с помощью банковских карт, например пенсионеры, вероятно, заинтересуются новой возможностью оплаты ЖКУ. Им она позволит сэкономить время и силы, а для совершения оплаты с карты, на которую поступает пенсия, могут быть привлечены молодые члены семьи, уже имеющие опыт совершения онлайн-платежей.

Определенный оптимизм в этом отношении внушают и отзывы клиентов нашего процессингового центра из сферы ЖКХ – предоставление плательщикам возможности онлайн-оплаты квитанций и своевременное информирование их об этом сервисе ведут к уверенному росту платежей за ЖКУ, осуществляемых через интернет.

ŽЧто, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы привлечь массового плательщика к оплате услуг ЖКХ через интернет?

К. Афонин: Несмотря на непрекращающийся рост количества плательщиков, использующих этот инструмент оплаты, множество людей все еще не доверяют платежам через интернет. Среди них есть и представители управляющих организаций, которые принимают решения о внедрении тех или иных способов оплаты. Необходимо развеять их страхи, показать безопасность и прозрачность этого способа оплаты. Я считаю, что тут необходимо действовать с двух сторон – платежные системы должны массово заниматься просветительской деятельностью, а управляющие организации или ЕИРЦ должны обеспечивать максимальную прозрачность процесса оплаты.

Один из хороших примеров обеспечения прозрачности – реализация полноценной обработки платежей в режиме реального времени с информированием клиента о поступлении платежа. Втечение нескольких секунд после совершения оплаты информация о транзакции поступает в биллинговую систему УО или ЕИРЦ и отображается в «Личном кабинете» плательщика. Кроме того, плательщик получает письмо на электронную почту или SMS на телефон с уведомлением об успешном совершении оплаты.

А. Белоусова: Для привлечения плательщиков к оплате услуг через интернет необходимо качественное и постоянное освещение данной возможности в местной и федеральной прессе, на телевидении, на городских порталах, на сайтах ЕРЦ и т. д. Мы занимаемся информированием наших клиентов о новом способе оплаты услуг ЖКХ самостоятельно – одним из самых эффективных инструментов в этом направлении стало размещение информации прямо на квитанциях на оплату услуг ЖКХ.

PayOnline: Как можно убедиться, ознакомившись с этим интервью, мнения компаний, предоставляющих услуги ЖКХ, в целом созвучны стратегии развития НПС (Национальной платежной системы), опубликованной центральными СМИ в марте 2013 года. Одной из ключевых задач, которую должны совместно решать органы государственной власти, финансовые организации, сервисные компании и предприятия электронной коммерции, в том числе представители ЖКХ, – это повышение доверия к безналичным платежам со стороны населения. Кроме того, привлекая россиян к покупке товаров и оплате услуг онлайн, мы должны нести совместную ответственность за качественное информирование граждан о базовых правилах безопасности совершения платежей в интернете. Информированный плательщик не станет жертвой мошенника, а совместные усилия на ниве информатизации нашего общества принесут свои плоды уже в ближайшие годы.

Безусловно, ЖКХ – один из самых перспективных сегментов рынка безналичных платежей. Однако сегодня еще не существует объективной оценки объема рынка ЖКХ и количества игроков на нем. По мнению экспертов, в России 25 тысяч компаний предоставляют россиянам услуги ЖКХ и принимают платежи за них. Эта цифра сопоставима с количеством интернет-магазинов, работающих на территории нашей страны, которых в 2012 году насчитывалось около 32 тысяч. Оборот рынка e-commerce в 2012 году достиг отметки в 350 млрд рублей, и каким будет размер оборота безналичных платежей после внедрения платежного сервиса на сайтах хотя бы 10% ЖКХ компаний, остается только предполагать. Но размер оборота, безусловно, будет измеряться миллионами, а позже – и миллиардами рублей. И сейчас, когда сервис безналичных платежей только начинает использоваться провайдерами ЖКХ-услуг, IPSP и банкам стоит обратить на этот сегмент самое пристальное внимание.

Оплата ЖКХ мигрирует в интернет

Министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров сообщил в начале августа, что количество интернет-пользователей в стране, составляющее сейчас около 80 млн человек, к 2016 году достигнет отметки 100 млн. Как отметил глава Минкомсвязи, развитие широкополосного интернета – это приоритет в работе и министерства, и правительства в целом. Его развитие создает новые предпосылки для экономического роста. Одной из ключевых целей, которые преследует государство, развивая интернет-коммуникации в России, является обеспечение доступа 70% населения к возможности использования электронных услуг уже в 2018 году. «Это значит, что как минимум 70% населения должны быть подключены к интернету, а реально – больше», – пояснил министр.

С ростом проникновения на территории России интернета россияне получают доступ не только к государственным услугам, но и ко многим другим формам деятельности в Сети – поиск информации, общение, а также коммерческие формы взаимоотношений, включая оплату товаров и услуг. Россияне достаточно быстро адаптируются к новым возможностям и привыкают использовать их в повседневной жизни. Опыт оплаты товаров и услуг через интернет сегодня имеют уже 17 млн россиян, что составляет приблизительно четверть от числа всех пользователей Сети в стране. Учитывая, что с момента первого выхода в интернет до момента совершения первой оплаты проходит от нескольких месяцев (11% пользователей) до 7 лет (19% пользователей), можно предположить, что россияне, подключившиеся к интернету сегодня, станут активно использовать его коммерческие возможности только через пару лет.

Сегодня 17 млн россиян, составляющих почти 11,5% населения страны, готовы использовать платежные возможности интернета, в том числе для совершения повседневных покупок и оплаты различных услуг. Одно из перспективных направлений, активно развивающееся сейчас на рынке электронной коммерции, – это предоставление пользователям возможности оплачивать услуги ЖКХ онлайн.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 10 (197) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первую в мире действующую систему дистанционного банковского обслуживания для юрлиц запустил в Великобритании в 1983 г. Bank of Scotland (для компаний, входящих в National Building Society), причем в системе для приема и отправки дистанционных распоряжений по счетам использовались тогда… телефон и телевизор?