Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Краснодарский край готовится к Сочи−2014

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

17.10.2013 Количество просмотров 2006 просмотров

Развитие рынка платежных карт на территории Краснодарского края

В апрельском номере «ПЛАС» в материале «Олимпийская» банковская инфраструктура: от Ванкувера до Сочи» мы обращались к мировому опыту подготовки платежной инфраструктуры в олимпийских столицах, оценивая готовность банковской системы Краснодарского края к проведению зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию обзор текущего состояния рынка платежных карт этого региона. Как показывает статистика, грядущая Олимпиада является одним из ключевых движителей его развития.

Рынок платежных карт Краснодарского края имеет более чем пятнадцатилетнюю историю. Но именно в последние семь лет здесь наблюдался устойчивый рост эмиссии, динамично развивалась инфраструктура по их обслуживанию и расширялась сфера услуг, оказываемых посредством использования платежных карт.

Эмиссия

По состоянию на 1 января 2013 г. количество эмитированных карт в регионе достигло уровня 6,6 млн (немногим менее 3% российского рынка). В апреле 2012 г. их количество впервые превысило численность населения региона (5,5 млн карт на 5,2 млн человек). При этом 64% эмиссии приходилось на активные карты (т. е. карты, посредством которых была осуществлена как минимум одна операция). В Краснодарском крае выпускаются карты 22 платежных систем расчетов. Лидерами выступают Visa и MasterCard, совокупная доля которых на 1 января 2013 г. составила 71%. По количеству эмитированных карт Краснодарский край занимает третье место в РФ после Москвы и Санкт-Петербурга. В среднем на каждого жителя края приходилось более одной банковской карты (1,3 ед.). По этому показателю регион занял пятое место в России (см. таблицу 1).

Система оплаты проезда с использованием карт или телефона (АСОП) «Удобный марш рут» презентована в Новороссийске в 2014 г.

Из числа топ-5 регионов самый высокий темп роста количества карт наблюдался в Санкт-Петербурге. Предпосылками такого роста являлись инновационные карточные продукты, реализованные в рамках программ и проектов, направленных на расширение сферы обслуживания платежных карт, в том числе при поддержке органов власти и управления. Примерами могут служить программы «Дошкольная карта» и «Детская карта», предусматривающие перевод на эти карты всех пособий на детей, которые могут быть использованы только для безналичной оплаты промышленных и продовольственных товаров детского ассортимента в сети магазинов – участников проекта. Подобные проекты внедрены в Москве и Московской области (такси, городской общественный транспорт и т. п.). Аналогичные программы действуют и в Краснодарском крае – «Транспортная карта», «Карта жителя Краснодарского края», программа по обеспечению Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета денежными средствами с использованием платежных карт. Однако на начало года было эмитировано только 55 тыс. транспортных карт, 31,1 тыс. карт жителя Краснодарского края и 1,2 тыс. карт бюджетополучателей, а их удельный вес на региональном рынке составляет всего 1,3%. Данные программы не получили повсеместного распространения в регионе по нескольким причинам. Так, жители края не смогли воспользоваться многочисленными возможностями своих карт из-за отсутствия технической оснащенности, главным образом, мест предоставления государственных услуг. Кроме того, с января 2013 года по всей территории России началась выдача «Универсальных электронных карт» (УЭК). В сущности, карта жителя Краснодарского края являлась предварительным шагом, региональной формой УЭК.

POS-терминалами в обязательном порядке будут оснащены все гостинично-санаторные комплексы города-курорта Сочи

Наиболее распространенными в последние годы здесь остаются дебетовые карты – более 70% регионального рынка, или 4,8 млн карт. Большинство таких карт выпускается в рамках «зарплатных» проектов, что и объясняет их популярность.

Около 20,0% рынка (1,3 млн. ед.) занимают предоплаченные карты1. За 2012 г. количество предоплаченных карт на рынке края увеличилось в 1,3 раза.

Активно растет количество кредитных карт – за прошлый год их число увеличилось вдвое, а за последние три года – в четыре раза, до 0,5 млн карт (8% рынка). Этот рост обусловлен стремлением банков развивать высокодоходный сегмент розничного кредитования. Дополнительным стимулом роста количества платежных карт в регионе являются набирающие популярность ко-брендинговые карты.

Эквайринг

 В 2012 г. на Кубани с применением платежных карт совершено 129,8 млн транзакций  на сумму 678,1 млрд рублей. Прирост количества и суммы транзакций за отчетный  год составил 37,3% и 48,1%, соответственно. Более четверти всех транзакций приходилось на операции по оплате товаров  и услуг (среднедневной объем данных  операций составил 96 тыс. транзакций на  сумму 155 тыс. рублей). Основной объем  операций с использованием платежных  карт приходился на снятие наличных денег  через банкоматы и ПВН – 73,3% от общего количества и 91,7% от общей суммы  транзакций. Одной из основных причин  такой ситуации является недостаточная  развитость банковской инфраструктуры, предназначенной для обслуживания  платежных карт, в частности небольшое  количество POS-терминалов по приему  безналичных платежей и неравномерное  территориальное развитие POS-терминальной сети, а также низкий уровень  финансовой грамотности населения. За последние три года региональная  инфраструктура по приему платежных  карт увеличилась почти на 70%. На начало  нынешнего года на территории края насчитывалось 8,5 тыс. банкоматов (около 4% от  их общего количества в России) и 20,1 тыс.  POS-терминалов (около 3%), из которых  19,9 тыс. устройств были установлены  в торгово-сервисных предприятиях.

Современное здание ГУ Банка России по Краснодарскому краю построено по индивидуальному проекту в октябре 1999 г.

 По количеству банкоматов край занимал  третье место в стране, а по количеству  POS-терминалов – пятое (см. таблицу 2).  При этом по обеспеченности банкоматами в расчете на 1 млн жителей Краснодарский край находился на 15-м месте,  а по количеству электронных терминалов,  установленных в организациях торговли  и услуг, – на 41-м. 

В 2012 году рост количества банкоматов в крае составил 128,7%, POS-терминалов – 147,7%. Таким образом, темпы  развития сети электронных устройств  опережали динамику роста эмиссии карт  (126,9%). Однако критически низкий уровень обеспеченности POS-терминалами  на 1 млн жителей по сравнению с другими  регионами из топ-5 (см. таблицу 2) свидетельствует об острой нехватке электронных устройств в торгово-сервисных  точках края.

 Очевидно, что недостаточное количество POS-терминалов сдерживает развитие безналичных расчетов. Основная  масса POS-терминалов сосредоточена  в краевом центре и курортных городах  края, тогда как в отдельных районах инфраструктура по обслуживанию безналичных платежей развита слабо или вовсе  отсутствует.

 Низкая заинтересованность игроков  рынка в построении развитой инфраструктуры в регионе обусловлена прежде всего  экономическими факторами. Комиссия  за обслуживание безналичных платежей  (торговая уступка), которые торговые точки выплачивают банку-эквайеру, составляет в крае порядка 1,5–3,0%, при этом  такие расходы не может себе позволить  достаточно широкий круг организаций  торговли и услуг (предприятия малого  и среднего бизнеса, торговые организации  с небольшим годовым оборотом, индивидуальные предприниматели). В свою  очередь, банковский сектор при ведении  бизнеса по обслуживанию безналичных  платежей сталкивается с проблемой низкой рентабельности. Установка оборудования для приема платежных карт обходится  в среднем в 500–1500 долларов США за  одно устройство, что наряду с комиссиями  платежных систем снижает инвестиционную привлекательность эквайрингового  бизнеса.

Таблица 1. Количество эмитированных платежных карт в регионах РФ
Рис. 1. Структура операций, совершенных с использованием платежных карт (на 01.01.2013).
Таблица 2. Инфраструктура обслуживания платежных карт (на 01.01.2013)

Охват населения  банковскими услугами

Еще одним фактором, сдерживающим  дальнейшее развитие безналичных расчетов с использованием платежных карт,  является ментальность потребительского  поведения держателей карт. В крае наблюдается явный недостаток доступной  информации об удобстве и выгоде использования платежных карт. Наличие  развернутой и простой для понимания  информации о том, как пользоваться платежными картами, их достоинствах позволит преодолеть сложившиеся стереотипы  и будет способствовать расширению сферы применения платежных карт.

В последние годы установилась тенденция ориентированности клиентов –  держателей карт на шаговую доступность  банковских сервисов (предпочтительно  с возможностью дистанционного применения платежных карт, в том числе  с использованием интернета, мобильных  телефонов и других коммуникационных  устройств). Тут банки также столкнулись  с рядом проблем: это и ценовая политика  интернет-провайдеров, и качество каналов  связи в регионе.

В Южном федеральном округе (ЮФО)  стоимость услуги по предоставлению доступа в интернет при скорости передачи  данных 1 Мбит/с составляет в среднем  100–120 рублей в месяц, при этом в Москве и Санкт-Петербурге стоимость такой  услуги составляет порядка 30 рублей.  Наиболее распространенная скорость предоставления доступа к интернету в ЮФО  составляет 4 Мбит/с, тогда как в вышеупомянутых городах – 16–17 Мбит/с. Низкое  качество каналов связи, сбои в работе,  а также отсутствие единой технологии  информационного обмена, стандартов  оборудования и программного обеспечения оказывают влияние на скорость  проведения безналичных платежей.

Не способствует увеличению безналичных расчетов населения на территории  края отсутствие единой системы сбора  и перечисления платежей с общей информационной базой получателей и плательщиков, а также неготовность муниципальных и бюджетных организаций,  принимающих платежи за жилищно-коммунальные и другие услуги, к проведению  безналичных платежей населением.

Перспективы развития

Для решения вопросов увеличения доли  безналичных расчетов населения необходима разработка региональной  (федеральной) целевой программы по  внедрению безналичных расчетов, аналогичной существующим программам  в регионах из топ-5, выделение определенного размера финансовых инвестиций  из краевого и муниципального бюджетов  для стимулирования и/или софинансирования более масштабной установки  POS-терминалов, особенно в отдаленных  районах края. Внедрение этих программ  и технологий могло бы сопровождаться  определенными налоговыми льготами  для организаций, принимающих к оплате платежные карты, например, за счет  снижения НДС. Кроме того, проведение  единого тендера на закупку POS-терминалов неизбежно повлечет снижение стоимости данного вида устройств и повысит  конкуренцию на рынке. Положительным  моментом для консолидированного бюджета Краснодарского края послужит сокращение «теневого» сектора экономики  региона, что позволит увеличить налогооблагаемую базу.

Практика совместной работы всех  заинтересованных структур в рамках  реализации мероприятий по развитию  безналичных расчетов населения с использованием карт в регионах-лидерах  показала, что сочетание инициативы  банковского сообщества и поддержки со  стороны государства дает положительный эффект. На основе согласованных  действий органов исполнительной и законодательной власти регионов, органов  местного самоуправления, кредитных  организаций, предприятий торговли и услуг, операторов телекоммуникационных  компаний, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, управления почтовой  связи ГУП «Почта России» возросли объемы и эффективность инвестиций в развитие технологий безналичных платежей  населения с использованием платежных  карт, снизилась стоимость оборудования,  программного обеспечения, затраты по  использованию каналов связи и т. д. Это  привело к формированию разветвленной  инфраструктуры обслуживания платежных карт и увеличению доли безналичных  операций.

В числе инициатив, направленных на  стимулирование участников регионального рынка безналичных платежей, может быть обязательное оборудование  POS-терминалами всех торгово-сервисных точек с определенной суммой месячного оборота. Кроме того, необходима  установка POS-терминалов в государственных учреждениях (суды, регистрационные палаты, БТИ, ГИБДД, органы  федеральной налоговой службы, службы  судебных приставов, ФМС, паспортные  столы и т. д.), во всех отделениях естественных монополий (РЖД, Почта России, муниципальный транспорт и т. д.),  с целью оплаты госпошлин, налогов,  штрафов и прочих государственных услуг  непосредственно на месте.

Увеличению безналичных расчетов  будет способствовать также перевод  выплат различных пособий на карточные  счета граждан и активизация работы по  реализации проекта «Карта жителя Краснодарского края» в части расширения  приложений, работающих в рамках этого  проекта (медицинского, пенсионного,  ЖКХ, транспортного, дисконтного и образовательного), и перечня муниципальных  образований, где реализуется данный  проект. В этой связи заслуживает внимания презентованная в Новороссийске  автоматизированная система оплаты  проезда (АСОП) «Удобный маршрут»,  которая представляет собой полноценную автоматизированную систему безналичной оплаты проезда в общественном транспорте с возможностью оплаты  с использованием банковской или универсальной карты, а также с помощью  смартфона по бесконтактной технологии  (NFC)2. В ближайшие три года АСОП  «Удобный маршрут» будет установлена  в троллейбусах Новороссийска, а при  наличии положительного результата внедрения данной системы целесообразно  будет распространить его на всей территории Краснодарского края.

 Дополнительным стимулом к высокотехнологичному развитию рынка платежных карт стали решения о проведении на Кубани спортивных мероприятий  мирового масштаба (Олимпиада-2014,  этап чемпионата мира гонки в классе  «Формула 1», чемпионат мира по футболу 2018 года, этапы кубка мира других  престижных соревнований). Наглядным  примером регулирования вопроса развития безналичных платежей является требование Международного олимпийского  комитета по установке в обязательном  порядке POS-терминалов в гостинично-санаторных комплексах города-курорта Сочи, которые хотят подтвердить  свой 4–5-звездочный статус. Помимо  этого, на территории города-курорта  Сочи апробируется новый высокотехнологичный платежный сервис – mPOS,  которые представляют собой устройства  по приему карточных платежей и являются альтернативой традиционным  POS-терминалам.

Подводя итог, можно отметить, что рынок платежных карт региона в последние  годы в целом характеризовался позитивными изменениями. Увеличивалось число  эмитированных банками платежных карт,  расширялась сфера их использования,  а на фоне развития банковской инфраструктуры увеличивался объем операций,  проводимых с использованием карт, в том  числе операций по оплате товаров и услуг.  Вместе с тем Краснодарский край демонстрирует низкие рейтинги по ряду показателей, в частности, по обеспеченности  платежными устройствами. Причинами  таких позиций являются слабая доступность, а в некоторых районах края и вовсе  отсутствие банковской инфраструктуры по  приему платежных карт, невысокое качество и пропускная способность каналов  связи, низкий уровень финансовой грамотности населения, а также слабая заинтересованность органов власти и управления  в решении данных вопросов.

Разработка и внедрение целевых программ, обеспечение банками-эквайерами высокотехнологичной и бесперебойной работы банковского оборудования  наряду с усилением работы по повышению финансовой грамотности населения  послужат дополнительным импульсом  к развитию рынка безналичных платежей, увеличению скорости оборачиваемости денежных средств в экономике  края и благоприятно скажутся на инвестиционном климате региона. Реализация данных инициатив позволит Краснодарскому краю занять лидирующие  позиции в рейтингах, характеризующих  уровень безналичных расчетов.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 10 (197) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первые успешные проекты мобильных кошельков развились не на развитых рынках, и задолго до их появления в Европе или США – это были M-PESA в Кении а также Globe GCASH и SMART Money – на Филиппинах.