Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Платежные инструменты: как потребители их выбирают?

(Нет голосов)

17.10.2013 Количество просмотров 2461 просмотр

Вопросу определения факторов, оказывающих влияние на распространение различных платежных инструментов, посвящено масштабное исследование, проведенное ФГУП «Гознак» в 2012–2013 годах. Сегодня мы предлагаем читателям «ПЛАС» ознакомиться с основными выводами данного исследования, касающимися электронных денег, которые приведены в настоящей статье Аркадия Трачука и Георгия Корнилова.

Производственные мощности ФГУП «Гознак» сегодня позволяют ежегодно производить 11 тысяч тонн защищенной банкнотной бумаги, 7 миллиардов экземпля ров банкнот и 5 миллиардов монет
Дать точный прогноз, как будет выглядеть соотношение между различными платежными инструментами в системе розничных платежей даже в ближайшем будущем, – задача крайне сложная. Однако определение факторов, которые оказывают влияние на выбор наиболее предпочтительного для конкретной ситуации платежного инструмента со стороны кредитного учреждения, розничной торговой точки или физического лица, позволяет выявить тенденции при использовании розничных платежных инструментов и создать модели изменения их реальных долей на платежном рынке. Тенденции использования платежных инструментов На протяжении многих десятилетий наличные деньги оставались главным платежным инструментом розничной торговли. Сегодня, в условиях быстрорастущего объема платежей и расширения интернет-торговли, а также в связи с появлением новых технических возможностей наблюдается устойчивое увеличение объема безналичных розничных платежей. При этом в рамках группы безналичных платежей существуют различные платежные инструменты (дебетовые и кредитные карты, предоплаченные карты, электронные и мобильные деньги). Каждый инструмент имеет свою долю на розничном платежном рынке, которая определяется целым набором факторов. В зависимости от конкретной ситуации конкуренция между платежными инструментами идет не только по линии «платежи наличными – безналичные платежи», но и между различными безналичными платежными инструментами.

Электронные деньги сегодня – один из наиболее инновационных и динамично развивающихся платежных инструментов
В 2010 г. объем безналичных платежей в мировом ритейле увеличился на 7,1 % и достиг 283 млрд долл. США В странах с развивающимися рынками годовой рост составил 16,9 %, что обусловлено во многом почти 30%-ным ростом безналичных платежей в России и Китае. В развитых экономиках этот рост составил 4,9%. В 2011 г. объем безналичных платежей превысил 306 млрд долл. При этом рост безналичных платежей происходит не только за счет ставших уже традиционными «карточных продуктов», предлагаемых банками, но во многом определяется платежными технологиями, используемыми в электронной коммерции (электронные деньги). По прогнозам, в 2013 г. объем электронных платежей может составить около 31,4 млрд долл. США.

Сегодня процессы роста платежей наличными и безналичных платежей в большинстве экономик мира идут параллельно. Однако, несмотря на этот рост, доля платежей, осуществляемых с помощью наличных денег, в последние десятилетия неуклонно снижается, уступая место безналичным платежам. Анализ возможной динамики этих процессов в России показал, что к 2025 г. доля безналичных платежей в розничных расчетах в России составит не менее 27%. При определенных же сценариях развития экономики страны этот показатель может вплотную приблизиться к 50%.

Факторы влияния на распространение платежных инструментов

Анализ распространенности использования различных платежных инструментов в розничных расчетах показывает, что базовые экономические показатели, взятые по отдельности или в комплексе, не в полной мере коррелируют с темпами роста доли безналичных платежей и темпами сокращения платежей наличными. Помимо базовых экономических показателей на распространение платежных инструментов влияние оказывают и другие факторы.

Условно такие факторы могут быть разбиты на несколько групп. В первую входят базовые экономические показатели, такие как ВВП страны, объем денег в обращении, проникновение информационных технологий, развитость инфраструктуры и пр.

Ко второй группе относятся факторы, определяющие условно «удобство и выгоду» использования тех или иных платежных инструментов различными участниками цепочки платежей (эмитент, банк-эквайер, торгово-сервисное предприятие (ТСП), покупатель). Наконец, последняя группа факторов зависит от культурных особенностей государства или социальной группы.

Факторы первой группы и их влияние на использование различных розничных платежных инструментов достаточно хорошо изучены. Они легко поддаются анализу и кладутся в основу большинства расчетов по оценке динамики изменения долей платежных инструментов. Данные о стоимости использования платежных инструментов, их отношение к ВВП страны, количество POS-терминалов или банкоматов по странам и пр. представлены во многих работах или могут быть взяты из статистики. Эти факторы задают начальные условия, в которых происходит развитие различных платежных инструментов.

Вторая группа включает в себя как факторы, которые требуют специальной методики оценки (например, затраты ТСП на использование наличных или безналичных денег), так и факторы, объективная оценка которых в ряде случаев оказывается затруднительной (например, риски и возможные потери, связанные с обладанием и использованием различных платежных инструментов). Факторы этой группы можно условно назвать экономико-технологическими. Они обеспечивают удобство использования того или иного платежного инструмента и формируют ценность инструмента для конечного пользователя.

Наконец, к третьей группе относятся факторы, которые носят социально-культурный характер: психология отношения к различным формам платежей, роль денег в культурных традициях, практика использования денег различными возрастными и социальными группами населения. Эти факторы обусловливают особенности восприятия пользователями различных платежных инструментов.

Каждый год число пользователей, начавших использовать электронные деньги в течение последнего года, растет на 19%

Case study: факторы, влияющие на распространение электронных денег в России

Для того чтобы установить значимость указанных факторов влияния на предпочтения пользователей и выявить, какие еще дополнительные социально-культурные факторы могут на них влиять, по заказу НИИ Гознака было проведено социологическое исследование отношения населения к системам электронных денег. Электронные деньги были выбраны в качестве объекта исследования в связи с тем, что они являются одним из наиболее инновационных и динамично развивающихся платежных инструментов. Это поз воляет рельефнее вычленить основные тенденции их распространения на рынке розничных платежей. Изучение отношения населения к системам электронных денег проходило в Москве и Санкт-Петербурге.

Аудитория пользователей систем электронных денег характеризуется следующими основными социально-демографическими параметрами. По возрастному критерию среди пользователей систем электронных денег преобладают молодые люди в возрасте от 20 до 35 лет (всего 76% от общего числа опрошенных). Пиковые значения кривой распределения пользователей по возрастам приходятся на возрастной интервал 20–25 лет. С увеличением возраста сокращается количество пользователей систем электронных денег. Большинство пользователей имеют высшее образование (63,1%). Подавляющее большинство респондентов имеют трудовую занятость (83,1%).

Половина пользователей систем электронных денег (51%) имеет средний уровень дохода, который составляет от 16 тыс. до 35 тыс. рублей в месяц на одного члена семьи. Пользователи с высоким уровнем дохода (более 35 тыс. рублей на одного члена семьи) в общей сложности составляют 35,7% от общего числа опрошенных.

Исследование позволяет составить психологический портрет пользователей электронных денег:
• они экономны и расчетливы: редко совершают спонтанные покупки (59,3%) и не стараются купить новинки одними из первых (45,2%);
• предпочитают не тратить время на походы по магазинам, а оплачивать покупки из дома (90,5 %), при этом они не всегда имеют при себе большую сумму наличных денег (73,3%).

Использование электронных денег происходит параллельно с использованием других безналичных платежных инструментов. Пользователь сам определяет, в каких условиях ему удобнее и выгоднее использовать тот или иной инструмент. Более половины респондентов отметили, что используют банковскую карту постоянно (54,8%), когда для этого есть возможность, а почти треть используют банковскую карту время от времени (31,5%). Интересно, что всего 6,4% опрошенных ответили, что пользуются банковской картой только для того, чтобы снять с нее наличные.

Наличные деньги используют все участники опроса и при этом считают, что на сегодняшний день отказаться от этого платежного механизма невозможно (65,6%). Достаточно много – 17,4% пользователей систем электронных денег отметили, что для них возможно отказаться от использования наличных и производить оплату с помощью электронных денег. Главным моментом здесь выступает пока еще не столько количество таких респондентов, а сам факт того, что в современном обществе уже можно обходиться без наличных денег. При этом 49,0% все же полагают, что наличные деньги защищены лучше, чем другие платежные инструменты.

17,4% пользователей систем электронных денег отметили, что для них возможно отказаться от наличны

Исследование показало, что процесс использования электронных денег в России с течением времени лишь набирает темп. Основная группа пользователей начала использовать системы электронных платежей всего несколько лет назад. При этом за прошедшие пять лет произошел существенный рост числа пользователей электронных денег. Число опрошенных, начавших использовать электронные деньги в течение последнего года, говорят о 19%-ном ежегодном росте числа таких пользователей.

Привлекает внимание и то, что лишь небольшая часть пользователей воспользовалась электронными деньгами только потому, что была вынуждена это сделать. В качестве основных причин начала использования этого финансового инструмента, согласно результатам исследования, выступают «любопытство», «желание узнать новый механизм оплаты», «найти более быструю, простую и удобную форму оплаты товаров и услуг». Интересно, что многие респонденты начали пользоваться электронными деньгами, рассчитываясь лишь за различные интернет-услуги, а уже впоследствии попробовали оплачивать таким способом другие товары и услуги.

Один из факторов, который участники опроса назвали в качестве причины использования электронных денег и который не был изначально предусмотрен в анкете, – их использование для получения зарплаты, гонорара или оплаты выполненной работы.

Удобство – один из наиболее значимых факторов проникновения систем электронных денег (75,5% респондента ответили, что считают этот платежный механизм «удобным»). Удобство же, по мнению пользователей, складывается из возможности производить оплату из любой точки, на второе место поставили скорость оплаты и абсолютную приспособленность к расчетам в интернете. Практически никто не отметил такие характеристики, как конфиденциальность, возможность следить за своими расходами, безопасность и выгода. Впрочем, необходимо понимать, что электронные деньги используются сегодня преимущественно для оплаты небольших сумм (обычно от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей), поэтому вопрос безопасности и конфиденциальности здесь стоит не так остро.

Проведенное ФГУП «Гознак» исследование позволяет утверждать, что большинство российских потребителей, воспользовавшись один раз системами электронных платежей, будут в будущем использовать их все чаще. Таким образом, главной предпосылкой для увеличения безналичного оборота денежных средств в форме электронных денег становится преодоление психологического барьера, возникающего у потребителя перед использованием нового платежного инструмента.

Самым большим недостатком электронных денег большинство респондентов (58,8%) считают возможность мошенничества

Самым большим недостатком электронных денег большинство респондентов (58,8%) считают возможность мошенничества.

Как было отмечено, доля использования электронных денег в общем объеме платежей в России неуклонно растет, и данный рост будет все более значимым с каждым годом. Этому способствует и то обстоятельство, что естественный прирост пользователей будет происходить за счет более молодого поколения, которое, взрослея, станет все чаще предпочитать данный платежный механизм другим.

Таким образом, можно предположить, что на следующем этапе развития системы электронных денег получат распространение среди аудитории, доля которой в населении страны составит порядка 16–20%. Наиболее значимыми факторами ее расширения, помимо уже упомянутых, будут: рост доходов населения и повышение уровня его финансовой грамотности.

Эти выводы подтверждают необходимость комплексного учета факторов, оказывающих влияние на предпочтительные среди населения платежные инструменты. Например, в случае с электронными деньгами ряд факторов может как ускорить, так и затормозить расширение сферы использования этого платежного инструмента. Понимание факторов, оказывающих влияние на использование платежных инструментов, также позволяет обозначить естественные границы, дальше которых увеличение доли того или иного платежного инструмента маловероятно.

Дополнительную информацию по факторам, влияющим на выбор различных платежных инструментов, можно найти в статье А. В. Трачука и Г. В. Корнилова «Анализ факторов, влияющих на распространение безналичных платежей на розничном рынке» («Вестник финансового университета» № 4/2013).


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 10 (197) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первая в мире массовая коммерческая эмиссия чиповых карт состоялась в США в 1986 г. (банками-эмитентами выступали Bank of Virginia и Maryland National Bank с чипами Bull CP8, а также First National Palm Beach Bank и Mall Bank – с чипами Casio)?