Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Рынок устройств самоинкассации с ориентацией в сторону банковского сектора

(Нет голосов)

14.11.2013 Количество просмотров 2923 просмотра

Современные тренды развития рынка устройств самоинкассации и перспективы автоматизированных депозитных машин (АДМ) в РФ

Михаил Мостовой, генеральный директор компаний IT SERVICE Retail&Banking и СКБ ВТ «Искра»


Российский ритейл, который вместе с розничными банками традиционно несет на себе значительную долю затрат на обслуживание оборота наличных денег, впрочем, как и участники банковского сектора, сегодня активно внедряет новые технологии, позволяющие оптимизировать работу с наличностью. В торговой рознице становятся востребованы такие высокотехнологичные решения, как системы самоинкассации. В данном интервью с Михаилом Мостовым, признанным экспертом отрасли, мы попытались найти ответы на актуальный вопрос: как и по каким критериям ритейлер или банк могут выбрать для себя решение самоинкассации, максимально полно отвечающее своим бизнес-процессам, а также обеспечивающее максимальную эффективность, скорость и безопасность обслуживания наличных денег.

ПЛАС: Как у вас возникла идея создания решений для самоинкассации? Какие задачи ставились при разработке первых моделей АДМ?

М. Мостовой: Само название одного из наших брендов, – IT SERVICE Retail&Banking, – достаточно ясно указывает как на четко очерченную сферу специализации, так и на то, что ритейл исторически является для нас ключевым клиентским сегментом. Неслучайно одним из наших давних клиентов является группа Media-Saturn Group (MSG), с которой аффилированы такие известные россиянам розничные сети, как METRO Cash & Carry, Real, MediaMarkt, Saturn. Именно с нашего партнерства с сетью METRO Cash & Carry, головной болью которой были гигантские объемы инкассации (десятки миллионов рублей в день) и соответствующие временные затраты сотрудников, расходуемые на «ручную» обработку и пересчет наличности, и началось развитие линейки оборудования для самоинкассации производства СКБ ВТ «Искра». Тогда, на фоне растущих потребностей этого крупного ритейлового клиента, и родилась идея создания автоматизированной депозитной машины (АДМ) – программно-аппаратного комплекса, состоящего из сейфа второго класса защищенности, валидаторов и специализированного программного обеспечения. Последнее должно было позволять учитывать множество факторов процесса инкассации – от суммы депонируемой выручки, количества банкнот, времени сдачи и номинала банкнот до таких моментов, как, например, какой именно кассир и во сколько сдавал наличность.

Тогда же, при работе с METRO Cash & Carry, происходила и вся практическая «обкатка» нашего решения совместно с представителями заказчика и специалистами инкассаторских компаний. В ходе нее мы тестировали различные типы сейфов и валидаторов. Так, в наших первых моделях первоначально использовались валидаторы SM CashCode, затем к ним добавились MEI, JCM, высокоскоростные валидаторы SBM и т. д. Велись эксперименты и с сейфами различного класса защиты, а также с технологией выемки денег из сейфа, в т. ч. выбирался тип накопителя банкнот (самозапирающиеся и самозапаиваемые мешки, кассеты и т. п.). В своих первых моделях АДМ мы не стали применять кассетные решения намеренно, поскольку они изготавливались под потребности конкретного клиента с очень значительным объемом дневной выручки.

АДМ-13

АДМ-12

В автоматизированной депозитной машине АДМ-13 реализована, в том числе, технология конвертного депозита

Применение кассет в данном конкретном кейсе означало бы необходимость в более частых инкассациях АДМ. В нашем же решении использовался самозапирающийся инкассаторский мешок, вмещающий в себя до 15 000 банкнот, позволявший за один раз инкассировать всю дневную выручку предприятия. Тем не менее, специалистам компаний пришлось значительно усовершенствовать эту уникальную конструкцию в части запорного механизма и пломбирования, существенно усилив безопасность такого решения.

В итоге наш старт с METRO Cash & Carry привел к последовательному появлению целой линейки автоматизированных депозитных машин разного класса.

ПЛАС: Какую линейку моделей вы предлагаете своим клиентам сегодня? Как развивается эта линейка? По каким принципам клиенты выбирают ту или иную модель АДМ?

М. Мостовой: На текущий момент в нашем модельном ряду представлены устройства АДМ-07, АДМ-09, АДМ-10, АДМ-11, АДМ-12 и АДМ-13. Вся эта линейка в той или иной степени отражает и эволюцию нашей концепции по применению различных типов валидаторов, сейфов, ПО и иных элементов АДМ, и потребности того или иного клиентского сегмента, «под который» создавался каждый из продуктов.

Любая АДМ нашей разработки состоит из управляющего программного обеспечения, сейфа II (опционально I/III) класса устойчивости к взлому, оборудованного самозапирающимся инкассаторским мешком или кассетным приемником, купюроприемником, обеспечивающим проверку банкнот по не менее чем четырем машиночитаемым защитным признакам, чековым принтером, считывателями контактных и бесконтактных карт доступа, а также ЖК-дисплеем, предназначенным для визуализации информации, необходимой для работы кассира и главного кассира торговой точки.

Модели АДМ-07, АДМ-09 иАДМ-10 оборудованы накопителями на базе инкассаторского самозапирающегося мешка, а модели АДМ-11, АДМ-12 и АДМ-13 – кассетами. Кроме того, в модели АДМ-13 реализована, в том числе, технология конвертного депозита. Во всех моделях АДМ используются самые современные валидаторы, адаптированные под российские банкноты.

Особо отмечу, что все модели нашей текущей линейки – от АДМ-07 до АДМ-13, получили положительное заключение Экспертно-криминалистического центра МВД России.

Отвлекаясь от технологических моментов, замечу: на мой взгляд, очень важно, что сегодня у совместного бизнеса IT SERVICE Retail&Banking и СКБ ВТ «Искра» есть не только широкая линейка продукции, команда профессионалов, опыт, собственные востребованные технологические наработки и понимание бизнес-процессов и потребностей клиента, но и своя стратегическая миссия. Эту миссию можно сформулировать очень просто – помогать нашим клиентам в самых разных сегментах рынка, от банков до малого ритейла, вести свой бизнес проще и с меньшими временными и финансовыми затратами. И это обстоятельство во многом позволяет нам глубже вникнуть в суть потребностей заказчика, а иногда – увидеть и устранить те проблемы, о которых он даже не подозревает. Эта миссия диктует нам постоянное развитие линейки нашего оборудования для ритейла и банков.

Важно понимать, что в соответствии с нашей миссией мы не только поставляем конкретные модели уже выпускаемых устройств, но и создаем именно тот уникальный вариант АДМ, который подходит под бизнес-нужды конкретного клиента. Например, в кейсе с сетью автозаправочных комплексов ТНК-BP мы, в отличие от ситуации с METRO Cash & Carry (которому требовались, как я уже отмечал, вместительные сейфы), спроектировали АДМ, оснащенную небольшим по размерам сейфом, как того требовали условия размещения депозитной машины в ограниченном пространстве автозаправки, а также другим оборудованием, необходимым именно этому заказчику.

Должен отметить, что с ТНК-BP, как и при работе с другими нашими клиентами, мы всегда поддерживаем обратную связь. Например, наши опросные листы, распространяемые среди сотрудников АЗС, показали, что персонал удовлетворен работой поставленных и установленных нами АДМ. Все замечания и пожелания клиентов мы собираем и учитываем при дальнейшей работе.

Возвращаясь к вашему вопросу, отмечу, что выбор клиентом той или модели АДМ зависит от многих параметров, и наша задача в данном случае – максимально полно понять потребности клиента. Если рассматривать факторы, влияющие на выбор конкретной модели АДМ, в порядке их значимости, то на первое место я поставил бы тип валидатора. Именно от него зависит уровень защищенности вашего торгово-сервисного предприятия (ТСП) или банка с точки зрения выявления и недопущения приема фальшивых купюр, точность подсчета наличных, корректность работы ПО и т. п. Поэтому, судя по нашей практике, клиенты предпочитают для комплектации требуемой им АДМ внедрять более продвинутые модели валидаторов, адаптированные к российской валюте.

Вторым по важности вопросом при выборе АДМ является, как правило, степень защиты сейфа, далее – тип накопителя: кассета или мешок. После того, как клиент определится с этими характеристиками, можно переходить к иным деталям комплектации: выбору карты доступа, типу дисплея и др. Сегодня мы предлагаем для наших моделей АДМ бесконтактные карты доступа с RFID-чипом и комплектуем устройства информативным цветным дисплеем, на котором отражается степень заполнения накопителя, количество банкнот и другая важная информация для главного кассира. Что касается поставляемого вместе с АДМ программного обеспечения, то мы всегда готовы кастомизировать его под нужды конкретного клиента силами наших специалистов.

ПЛАС: В каком направлении, по вашему мнению, будет развиваться рынок устройств для самоинкассации в розничной торговле в обозримом будущем?

М. Мостовой: Сегодня, когда наша компания уже «отшлифовала» и концепцию, и техническую реализацию АДМ, мы задумались о следующем качественном рывке в развитии данного класса техники. Последний, как нам кажется, будет связан с кардинальным переосмыслением такого важного для любого ритейлера понятия, как «главная касса».

Все мы знаем, что в том или ином виде «главная касса» есть в каждом учреждении, ведущем финансовую деятельность, различаясь лишь в зависимости от размера бизнеса. Для нас важно, прежде всего, то, что она является и единой точкой инкассации наличных, и единой точкой формирования бухгалтерской отчетности (делопроизводство, финансовые результаты, Z-отчеты и т. п.). Для любой главной кассы в этой части существуют соответствующие требования ЦБ.

Наша идея состоит в том, что с помощью автоматизированных депозитных машин понятие «главная касса» может зазвучать по-другому.

Сегодня, как вы знаете, активно обсуждается идея создания сервиса передачи информации о каждом чеке в ритейле в информационные системы ФНС. Воплощение этой несомненно полезной по своей задумке идеи, с учетом стоимости реализации и эксплуатации соответствующего проекта, представляется нам не только неоправданно трудоемким, ресурсоемким и технически сложным, но и в конечном итоге сомнительным в части пополнения бюджета страны. Упрощению решения этой столь важной и одновременно масштабной задачи, на наш взгляд, могло бы послужить внедрение такой системы, где главные кассы предприятий были бы построены на базе АДМ с реализованным функционалом передачи информации по каждому пробитому чеку в фискальном или нефискальном режиме на выбор ФНС, непосредственно в учетную систему налоговых органов в режиме онлайн, т. е. с интегрированным сервисом обмена данными с централизованными системами ФНС России. При этом такие главные кассы в рамках построения той или иной схемы передачи информации в ФНС теоретически могут объединяться в иерархически организованные сети, например, по территориальному признаку.

Осуществимы ли эти идеи на практике? Сегодня мы можем сказать одно: по вопросу ее реализации и конкретного вида итогового решения необходимо будет провести ряд обсуждений с участием специалистов ЦБ и ФНС, которые наша компания планирует инициировать. С нашей точки зрения, чем скорее на данную инициативу обратят внимание регуляторы, тем успешней, эффективней и быстрее может стать ее реализация. Впоследствии такой проект мог бы стать частью масштабной программы оптимизации НДО в стране, программы, которая принесет экономическую выгоду как государству, так и бизнесу.

Что же касается нашего видения перспективы, то мы абсолютно уверены, что высказанная идея организации главных касс ритейлеров на базе АДМ будет реализована в России в том или ином виде в ближайшем будущем. И это решение может стать таким же массовым изделием в ритейле, как контрольно-кассовая техника (ККТ).

ПЛАС: Можете ли вы привести в качестве примера еще какие-либо кейсы из вашей практики, кроме METRO Cash & Carry, демонстрирующие интерес ритейла к решениям в области самоинкассации? Можно ли сегодня говорить о том, что эта технология пока преимущественно востребована в крупных розничных сетях?

М. Мостовой: Действительно, сегодня к концепции самоинкассации присматриваются в основном достаточно крупные ритейлеры. Это вполне понятно, поскольку на больших масштабах экономический эффект очевиднее и весомее. Судите сами: наше первое решение по автоматизации управления оборотом наличности в 35 магазинах сети METRO Cash & Carry в РФ помогло клиенту экономить весьма значительную сумму, речь идет о миллионах евро в год за счет внедрения АДМ с технологией онлайн-зачисления на счет в банке и исключения «ручной» многократной инкассации.

Еще одним хорошим примером реализации всех преимуществ АДМ в большой розничной сети является наш проект по оснащению более 140 автозаправочных станций ТНК-BP автоматизированными депозитными машинами с функцией онлайн-зачисления выручки на расчетный счет клиента в банке. Клиенту в данном случае удалось не только достигнуть экономического эффекта – уменьшить издержки на инкассацию, увеличить оборачиваемость средств и др., но и, что было очень важно для ТНК-BP, высвободить на каждой автозаправке временной ресурс сотрудников, которые ранее были заняты непрофильной работой, тем самым повысив качество сервиса и одновременно сократив риски недостач и махинаций с наличностью.

Что касается других сегментов розницы, то на самом деле малый и средний ритейл имеет точно те же предпосылки для внедрения АДМ, что и «гранды» розничного бизнеса. Инкассаторы приезжают каждый день ко всем – невзирая на размер торгово-сервисного предприятия. Более того, для малого и среднего ритейла регулярные затраты на инкассацию, в силу размеров бизнеса, зачастую гораздо ощутимее. Если за инкассацию надо заплатить, к примеру, 5000 р., то в интересах ритейлера осуществлять инкассацию реже, предположим, раз в три дня. Могут ли работать те деньги, которые на эти три дня «заморожены»? Естественно, т. к. они не «замораживаются» – благодаря тому, что в нашем решении реализована функция автоматического зачисления депонированных средств (с момента их попадания в сейф) на расчетный счет предприятия в банке. Таким образом, и малые и средние ритейлеры вполне могут использовать решения по автоматизации наличного оборота, такие как АДМ, в своем бизнесе.

Такое решение выгодно всем трем сторонам процесса инкассации – не только ритейлеру, но и банку, и инкассаторской компании (если таковая привлекается в качестве аутсорсера), т. к. оно оптимизирует их издержки и логистику. У банка появляется возможность сократить число выездов инкассаторов (собственных или привлекаемых) к обслуживаемому ТСП на инкассацию и эффективнее спланировать график выемки наличных. У инкассаторской компании появляется возможность разгрузить число выездов в часы пик и сократить количество ночных смен, оплачиваемых сотрудникам по более высокому тарифу.

Замечу, что интерес к самоинкассации проявляют отнюдь не только ритейлеры. В настоящее время мы активно ведем консультации с известным производителем на рынке Fast Moving Consumer Goods (FMCG), название которого пока не хотелось бы афишировать. Дело в том, что немалую часть их бизнеса составляют мелкооптовые поставки за наличный расчет. Соответственно, им приходится содержать штат кассиров для пересчета и обработки наличных средств, регулярно инкассировать сейфы и т. д. Сегодня мы работаем над тем, чтобы предложить им решение по самоинкассации на базе АДМ, приспособленное под их нужды. Нам также очевидно, что эта технология и оборудование будут пользоваться спросом и у других вендоров сегмента FMCG, осуществляющих мелкооптовую торговлю за наличный расчет.

ПЛАС: Проявляют ли интерес к вашим решениям банки?

М. Мостовой: Безусловно, ведь для банков данная технология также сулит значительное сокращение издержек при работе с ритейлерами. Так, например, в 2013 году в Екатеринбурге проводился пилотный проект по тестированию системы онлайн-зачисления в магазинах X5 Retail Group. Банком-инкассатором в данном проекте выступил Уральский банк ОАО «Сбербанк России», с АБС которого была произведена интеграция программного обеспечения АДМ. На время проведения проекта несколько АДМ-09 были установлены в трех магазинах X5 Retail Group: гипермаркете «Карусель», супермаркете «Перекресток» и магазине экономкласса «Пятерочка». Разноформатность ритейловых точек была выбрана с целью расчета максимальной эффективности использования АДМ для различных объемов денежных масс. Пилотный проект прошел более чем успешно, и сегодня мы активно продолжаем работать с Уральским банком ОАО «Сбербанк России» в этом направлении.

В целом мы всегда считали и продолжаем считать, что аналогично тому, как банки боролись за рынок терминалов самообслуживания, должно осуществляться и развитие направления предоставления банком услуг на базе АДМ. Заинтересованность банков, как мы полагаем, здесь основывается на том, что использование и распространение среди своих клиентов из числа ТСП технологий самоинкассации сулит им очевидные конкурентные преимущества. Наличие развивающейся сети АДМ у банка в ряде случаев может послужить достаточно серьезным стимулом для ТСП к уходу от имеющегося банка-партнера к другому банку, в состав услуг которого входит предоставление сервисов на базе устройств АДМ. Мало того, мы имеем основания полагать, что начало трансформации рынка устройств самоинкассации в рынок «bank-oriented» уже положено. Свидетельство тому – возросший в последнее время интерес ведущих банков к этому оборудованию. Свою заинтересованность, в частности, проявил уже не только Сбербанк России, о «пилоте» с которым я рассказывал ранее, но и ВТБ24, Россельхозбанк, Альфа-Банк, Автоградбанк и ряд других крупных кредитно-финансовых структур.

ПЛАС: Что позволяет вам быть уверенным в своем лидерстве на рынке в условиях такой трансформации?

М. Мостовой: Одним из самых главных наших конкурентных преимуществ является накопленный нами опыт – на этой поляне мы можем дать фору другим вендорам. И здесь играет роль не только наш «ранний старт», количество времени, проведенного на рынке, – важно и само качество этого опыта. Такие клиенты, как Сбербанк России, Автоградбанк, ВТБ24 (ПК «МультиКарта»), «ИНКАХРАН», METRO Cash & Carry, ТНК-BP, X5 Retail Group – это сложные, зачастую уникальные кейсы и не менее уникальные по сложности и ответственности задачи, в ходе решения которых нам пришлось значительно расширять границы своей компетенции.

Еще одно наше важное преимущество – это уже упомянутая собственная устойчивая база Research & Development (R&D) и непосредственно производство в России. СКБ ВТ «Искра», являющаяся нашей конструкторской и производственной базой и находящаяся в Санкт-Петербурге, обладает достаточно большим коллективом инженеров, программистов, схемотехников, специалистов различного профиля как по hardware, так и software, а также полноценным конструкторским отделом, тестовой лабораторией и экспериментальным цехом. Все это в комплексе дает нам уникальную возможность: как только у того или иного крупного клиента возникает какая-либо новая бизнес-идея, мы готовы оперативно создать новое решение, максимально соответствующее потребностям заказчика, испытать это решение, поставить на поток и в кратчайшие сроки предложить к поставке. Стоит ли говорить, что собственная конструкторская и производственная база в Санкт-Петербурге – очень важные козыри в конкурентной борьбе с западными вендорами. У последних, как известно, есть свои специфические сложности, связанные со сроками поставки оборудования, которые зависят от загруженности таможни, сезонности и сроков кастомизации ПО.

Наконец, компания IT SERVICE Retail &Banking за эти годы создала серьезную сеть постпродажного обслуживания своего оборудования. Фактически у нас есть полноценная сервисная компания, располагающая собственными сервисными подразделениями в Москве и в регионах, а также разветвленной сетью квалифицированных партнеров, для специалистов которых мы регулярно проводим обучающие практические тренинги.

Благодаря всем перечисленным факторам мы уверены в том, что будущее рынка самоинкассации в России во многом будет зависеть именно от усилий наших компаний, их идей, развития и совершенствования продуктовых линеек и сервисов.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 11 (198) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Океании раковины каури (моллюсков) сохранились как платежное средство ограниченного оборота до наших дней? В настоящее время среди всех архипелагов Океании раковины моллюсков действительно распространены в качестве не декоративной, а реальной расчетной единицы на Соломоновых островах.