Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Будущее НПС: взгляд законодателя

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

13.12.2013 Количество просмотров 2154 просмотра

Статья 9 ФЗ «О Национальной платежной системе» должна наконец начать работать в том виде, в каком она принята на сегодняшний день


Особый резонанс среди аудитории первого Национального платежного форума вызвали доклады Натальи Бурыкиной, председателя Комитета Государственной думы по финансовому рынку, и Тимура Батырева, директора департамента национальной платежной системы ЦБ РФ. И это далеко не случайно, в чем вы можете убедиться, ознакомившись с основными моментами их выступлений «Перспективы развития платежного законодательства в России».

В своем приветственном слове к участникам Форума и последующем докладе председатель Комитета Государственной думы по финансовому рынку Наталья Бурыкина коснулась целого ряда крайне важных для участников рынка моментов. В первую очередь она поделилась своим взглядом на процесс реализации ключевых положений ФЗ РФ от 27 июня 2011 г. № 161 «О национальной платежной системе». Отметив, что данный закон к настоящему времени уже реально работает, докладчик подчеркнула, что сейчас со стороны участников рынка наблюдается определенный лоббизм, направленный на изменение некоторых его положений. Несмотря на то что Комитет Государственной думы по финансовому рынку далеко не всегда поддерживает такого рода предложения, все они внимательно изучаются. Как и следовало ожидать, наиболее оживленные прения вызывает статья 9 ФЗ «О национальной платежной системе», статья о «нулевой ответственности», которая должна вступить в силу уже 1 января 2014 г. Планировалось, что она вступит в силу еще 1 января 2013 года, но в последних числах декабря 2012 года законодатели приняли решение о переносе этой инициативы еще на год. По словам Натальи Бурыкиной, несмотря на поступающие предложения внести в статью ряд принципиальных корректив либо как минимум вновь отложить ее вступление в силу, Госдуму РФ как законодательный орган интересует прежде всего защита российских потребителей финансовых услуг. И именно по этой причине Комитет по финансовому рынку не видит причин для каких-либо изменений принципа нулевой ответственности, заложенного в основу статьи 9 ФЗ «О НПС», и выражает уверенность, что меньше чем через два месяца она, как и предполагалось, вступит в законную силу. При этом докладчица категорично опровергла муссирующиеся сегодня в ряде СМИ и кулуарах банковских конференций слухи о том, что неким структурам якобы уже удалось прийти к соглашению с законодательными органами, в том числе с Государственной думой. 

Ссылки на положительный опыт развитых западных стран, где существуют ограничения на расчеты наличными, просто некорректны с учетом продолжительности развития их рынков безналичных расчетов и рынка России

«Официально сообщаю, что я не принимала участия в каких-либо совещаниях по статье 9 ФЗ «О НПС», и это моя сознательная позиция. Я считаю, что если закон принят, то он принят, и только правоприменительная практика покажет, что еще нужно в нем исправлять, потому что без такой практики это просто невозможно. Заранее же исправлять якобы имеющиеся ошибки, существование которых нам как законодателям совершенно неочевидно, я полагаю преждевременным», – отметила она. Время покажет, насколько эффективно будут приниматься решения, связанные с решением вопросов несанкционированного списания денежных средств со счетов населения, и каким образом правоприменительная практика поведет нас в нужном направлении. И для этого статья 9 должна наконец начать работать в том виде, в каком она принята на сегодняшний день.

Еще одной острой темой выступления председателя Комитета Государственной думы по финансовому рынку стало текущее развитие системы безналичных платежей в России. Подчеркнув, что Госдума фокусирует свои усилия на этом направлении уже много лет, обратив на него пристальное внимание еще задолго до принятия ФЗ «О НПС», Наталья Бурыкина обратилась к своему прежнему опыту работы в Комитете ГД по бюджетным налогам, который активно стимулировал создание различных налоговых преференций с целью развития системы национальной безналичных платежей. Эти инициативы оказались весьма результативны – бум эмиссии карточных продуктов в России пришелся как раз на 2004–2005 годы, когда были сняты некоторые налоговые ограничения, связанные с развитием рынка банковских карт. В результате отечественный рынок сделал, по сути, впечатляющий шаг от дебетовых карт к кредитным, и его последствия продолжают играть позитивную роль и сегодня. На этом фоне докладчик отметила, что введение любого рода административных ограничений в этом сегменте, включая ограничение на максимальную сумму розничных расчетов наличными и т. д., на сегодняшнем этапе могут оказаться губительными, учитывая крайне неоднородный уровень развития российской платежной инфраструктуры. При этом ссылки на положительный опыт ряда развитых западных стран, где существуют ограничения на расчеты наличными, в данном случае просто некорректен с учетом продолжительности развития их рынков безналичных расчетов и рынка России, история которого не превышает в реальности четверти века. В настоящее время российский потребитель не имеет такого опыта и такого уровня финансовой грамотности, как, например, население Западной Европы, и значительная доля жителей небольших городов и поселков РФ просто не сможет активно пользоваться различного рода технологическими устройствами для использования исключительно безналичных способов платежей в торгово-сервисной сети.

Как отметила Наталья Бурыкина, всем хорошо известно, что порядка 80% российского эмиссионного портфеля реализуется в рамках зарплатных проектов, и подавляющее большинство таких карт используются исключительно для снятия в банкоматах наличных для дальнейшего использования их как платежного средства. В таких условиях любое законодательное ограничение приведет лишь к появлению различного рода серых схем в торговой рознице, и не сможет стимулировать население к более широкому использованию безналичных расчетов.

«Нельзя не принимать во внимание и такой фактор, как стоимость обслуживания банковских карточных продуктов, которая чувствительна для многих категорий населения, в первую очередь в регионах с невысоким уровнем экономического развития. На этом фоне стоимость обслуживания карточных операций для потребителя должна меняться в сторону снижения», – считает председатель Комитета Государственной думы по финансовому рынку.

В своем выступлении она коснулась и другого актуального вопроса. Так, по словам Натальи Бурыкиной, «если мы говорим о том, что будем ограничивать административно максимальную сумму платежей наличными, то давайте одновременно начнем регулировать размеры различного рода комиссионных, которые взимают участники национальной платежной инфраструктуры. Мне кажется, что если мы не придем к такому подходу сбалансированно, то вряд ли наше предполагаемое административное давление сможет порадовать участников рынка. Потому что установить какую-то разумную стоимость любой услуги можно только за счет здоровой конкуренции, и мне кажется, в этом направлении нам еще придется очень активно поработать». Сегодня же, по ее мнению, мы наблюдаем обратное: «Банки взимают примерно одинаковый уровень комиссий, включая торговую уступку, и поэтому у меня есть ощущение, что здесь имеет место некий картельный сговор, что нам как законодательному органу, конечно же, не может нравиться. Хотелось бы, чтобы столь однозначной монополии на отечественном рынке в дальнейшем не присутствовало».

В заключение своего выступления на Национальном платежном форуме Наталья Бурыкина затронула наиболее острые вопросы рынка предоплаченных карточных продуктов, напомнив, что на рассмотрении в Госдуме находится еще соответствующий законопроект, который уже готовится ко второму чтению. Как отметила председатель Комитета Государственной думы по финансовому рынку, «рынок предоплаченных карт до последнего времени активно развивался. Однако регулятор в лице Центрального банка России, к сожалению, практикует некое собственное видение роли этих продуктов, которое отнюдь не вытекает из положений действующего закона, если судить по тем инструкциям и указаниям, которые выпускает ЦБ РФ для такого рода платежей. Поэтому мы полагаем, что необходимо отдельно выделить тему предоплаченных карт либо в отдельное резюмирование в рамках ФЗ «О национальной платежной системе» (и сегодня мы идем именно по этому пути), либо посвятить данной теме отдельный закон. Последний подход представляется слишком сложным и долгим вариантом». Наталья Бурыкина уточнила, что сегодня имеет место конфликт законодательства с подзаконным актом, который необходимо решить путем изменения законодательства. Остановившись на этом моменте подробнее, она подчеркнула, что основным поводом для разногласия Комитета Государственной думы по финансовому рынку с ЦБ РФ выступает вопрос о том, можно ли разрешить снимать с предоплаченной банковской карты деньги анонимно. Центральный банк полагает, что в рамках международных обязательств перед Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF) такого рода анонимности быть не должно, поскольку в этом случае не может быть третьего или иного по счету участника. В свою очередь, Комитет Государственной думы по финансовому рынку уверен, что FATF таких ограничений не ставит, и в принципе предоплаченные карты могут действовать как автономный платежный инструмент, не нарушая никаких глобальных обязательств России. Наталья Бурыкина отметила, что у Госдумы существует целый ряд собственных поправок в рассматриваемый законопроект, связанных прежде всего с операторами платежных систем, которые обеспечивают информирование платежных агентов, а также с вопросами программных решений, на которых должна развиваться национальная платежная система РФ. Все эти моменты будут активно обсуждаться с Центральным банком, и в наступающем 2014 году законопроект претерпит существенные изменения.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 12 (199) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?