Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Будущее НПС: взгляд регулятора

(Нет голосов)

13.12.2013 Количество просмотров 2426 просмотров

Тимур Батырев, директор департамента национальной платежной системы ЦБ РФ


Банку России предоставлен сегодня ряд полномочий, которые до этого момента были за пределами его компетенций с точки зрения закона


Тимур Батырев, директор департамента национальной платежной системы ЦБ РФ, начал свое выступление на первом Национальном платежном форуме с рассказа о тех дополнительных полномочиях, которые предоставлены Федеральным Законом «О НПС» Банку России в сфере регулирования надзора и наблюдения в рамках национальной платежной системы. По его словам, если полномочия по вопросам регулирования безналичных расчетов Банку России были предоставлены и раньше, то в сфере надзора и наблюдения появились существенные новеллы, которые ориентированы в первую очередь на предоставление Банку России дополнительных функций в сфере надзора и наблюдения за теми субъектами и объектами национальной платежной системы, которые не являются кредитными организациями. В результате Банку России предоставлен ряд полномочий, которые до этого момента были за пределами его компетенций с точки зрения закона. 

Как отметил Тимур Батырев, для того чтобы ФЗ «О национальной платежной системе» вступил в силу, Банку России пришлось разработать и принять 87 нормативных актов, направленных на реализацию его положений, из которых свыше 30 актов охватывают сферу надзора и наблюдения. Он подчеркнул, что этот факт отнюдь не означает каких-либо недоработок в самом ФЗ «О НПС», препятствующих его реализации, но лишь свидетельствует о том, что Банк России сделал все возможное, чтобы положения данного закона применялись на практике именно в том ключе, в каком это следует из буквы и духа самого закона. 

Коснувшись вопроса выбора дальнейших путей развития национальной платежной системы, директор департамента национальной платежной системы ЦБ РФ отметил следующее: «На протяжении целого ряда лет мы наблюдаем устойчивый рост ключевых показателей развития национальной платежной системы, включая объем платежей, проведенных через эту систему, показатели институционального развития НПС и др., в том числе отношение объема платежей через национальную платежную систему к объему ВВП РФ. Последний показатель, отслеживаемый нами на протяжении двух десятилетий, в последние годы постоянно растет, за исключением отдельных кризисных лет, и уже соответствует уровню достаточно развитых экономик. Статистические материалы также демонстрируют существенный рост качества и эффективности услуг, предоставляемых в рамках национальной платежной системы, а также уровня использования передовых технологий, основанных на обмене электронными сообщениями, для обслуживания потребностей участников национальной платежной системы. Если говорить о платежной системе Банка России, то мы полностью ликвидировали бумажный документооборот при осуществлении расчетов нашими клиентами. В целом же в национальной платежной системе уровень внедрения электронного документооборота значительно вырос, обеспечив существенное снижение операционного и, отчасти, кредитного рисков, а также риска ликвидности в целом по НПС. Мы также отмечаем рост использования современных технологий и заинтересованности клиентов в повышении эффективности и качества платежных услуг, которые предоставляются в национальной платежной системе. Этот вывод сделан нами на основе результатов анализа тех потребностей, которые клиенты Банка России предъявляют к его платежной системе, а также в ходе мониторинга субъектов национальной платежной системы».

Вернувшись к новым полномочиям ЦБ РФ, Тимур Батырев рассмотрел те объективные предпосылки, которые вызвали их необходимость. По его словам, изменения, которые произошли в федеральном законодательстве и повлекли расширение полномочий Банка России, в том числе, создание на базе Банка России структуры-мегарегулятора, в настоящее время вызвали потребность в пересмотре Банком России как существующего объема своих полномочий в сторону его увеличения, так и способов реализации возросшего объема полномочий.

На этом фоне докладчик обратил внимание аудитории на появление новой задачи, дополняющей уже стоявшую перед Банком России стратегическую задачу по обеспечению эффективности и бесперебойности функционирования платежной системы Банка России – обеспечения стабильности и дальнейшего развития национальной платежной системы. По его словам, в целях реализации этих ключевых задач Банком России в настоящее время разработан программный документ – Стратегия развития национальной платежной системы (НПС), активное обсуждение путей реализации которого проходит, том числе, с участием общественности и профессиональных экспертов соответствующих отраслей. Речь идет о документе стратегического характера, который в самом общем виде определяет политику Банка России в области развития и обеспечения стабильности национальной платежной системы в рамках тех полномочий и компетенций, которыми Банк России наделен в соответствии с федеральным законодательством. Данная стратегия была одобрена Советом директоров Банка России 15 марта 2013 года, после чего последовала разработка и утверждение плана мероприятий по реализации стратегии развития национальной платежной системы России. В самом общем виде этот документ воплотил в себе как задачи в области развития платежной системы Банка России, которые были провозглашены в 2010 году, путем принятия концепции развития платежной системы Банка России, так и новые задачи в области развития национальной платежной системы. Особое внимание аудитории Тимур Батырев уделил тому факту, что данная стратегия содержит в себе положение, в рамках которого Банк России будет способствовать развитию системы обработки розничных платежей с целью обеспечить появление специальных сервисов, позволяющих осуществлять исполнение обязательств по розничным платежам. Эта инициатива призвана обеспечить экономию ликвидности для проведения срочных и крупных платежей с тем, чтобы повысить, в самом общем виде, эффективность банковского сектора, доходность банковских учреждений в том числе, и прежде всего возможность банковских учреждений по кредитованию других секторов экономики. Этих стратегических целей можно достичь, по мнению директора департамента национальной платежной системы ЦБ РФ, в том числе за счет дальнейшей специализации сервисов, которые предоставляются национальной платежной системой.

Как прокомментировал Тимур Батырев, «в ходе анализа, в том числе исторического, платежной системы Банка России, мы обнаружили очевидный факт, что у нас отсутствуют вовсе или в недостаточной степени специализированы платежные сервисы, отвечающие тем потребностям участников национальной платежной системы, которые обусловлены самим характером их экономической деятельности. Если говорить упрощенно, то в платежной системе ЦБ РФ не разделены либо в недостаточной степени разделены потоки платежей, которые обслуживают совершенно различные по своему характеру и масштабу сделки. С одной стороны, это платежи по сделкам на финансовом рынке, сделкам, связанным с реализацией Банком России своей кредитно-денежной политики, с исполнением федерального бюджета, а с другой – платежи, связанные с исполнением сделок в ритейле, которые носят массовый характер и для которых скорость проведения расчетов не является столь критически важным фактором и не сопряжена с существенными рисками. В то же время результатом проведения и срочных, и, условно говоря, несрочных платежей в рамках одного и того же сервиса, представляемого платежной системой ЦБ РФ, становится то обстоятельство, что данные платежи начинают конкурировать между собой за ликвидность, находящуюся на банковских счетах клиентов – кредитных организаций, корреспондентских счетах кредитных организаций друг у друга и в Банке России, в определенной степени препятствуя друг другу. Разрешение этого противоречия возможно за счет специализации сервисов, предоставляемых для проведения срочных и условно «несрочных» платежей».

По мнению докладчика, у данного вопроса есть две стороны: одна заключается в том, что Банк России как главный агент проведения межбанковских платежей способен обеспечить специализацию сервисов в своей платежной системе и, в соответствии с утвержденной стратегией, должен содействовать развитию платежных услуг в сфере национальной платежной системы, т. е. за пределами платежной системы Банка России. Вторая сторона вопроса связана с тем, что через платежную систему Банка России осуществляются как платежи, экономическим содержанием которых является как межбанковские расчеты, связанные с функционированием финансового рынка, так и платежи, связанные с хозяйственной деятельностью клиентов кредитных организаций – участников национальной платежной системы России. В этой связи встает вопрос целесообразности нынешней «конкуренции» между платежной системой Банка России и частными платежными системами. Последние могли бы обрабатывать все или часть платежей клиентов кредитных организаций и обеспечивать завершение расчетов по данным платежам в платежной системе Банка России с целью снижения кредитного риска и риска ликвидности за счет использования средств ЦБ РФ.

«Такая пропорция, на наш взгляд, нашла свое отражение в стратегии, принятой в марте 2013 года, – уточнил Тимур Батырев. – Суть этой стратегии заключается в следующем: Банк России, с одной стороны, продолжает реализацию концепции развития собственной платежной системы в тех направлениях, которые заложены в этой концепции, с другой стороны, Банк России будет содействовать созданию «клирингового центра национального уровня» при участии кредитных организаций. Под этим положением понимается сервис, который может быть реализован на базе коммерческих банков или на базе специально созданной инфраструктуры, предназначенный для обработки массовых – т. е. несрочных – платежей с целью обеспечить проведение по ним расчетов в тот момент времени, когда это удобно участникам рынка. Такой подход позволит исключить конкуренцию данных платежей за ликвидность и обеспечить тем самым расширение ресурсной базы кредитных организаций для кредитования за счет экономии данных средств. Специализация сервиса для проведения массовых платежей также предполагает использование взаимозачетов встречных платежей во всех случаях, когда это возможно, в тех же целях экономии ликвидности и снижения итогового расчетного сальдо по результатам обработки массовых платежей в рамках специально созданного для них сервиса». Как подчеркнул директор департамента национальной платежной системы ЦБ РФ, реализация данных задач не исчерпывается перечисленными моментами, но является в то же время одним из главных мероприятий стратегии Центрального банка. В заключение своего выступления он коснулся еще двух вопросов, которые представляются очень важными с точки зрения понимания контекста новой стратегии Банка России, принимаемой во внимание при разработке программных документов.

Первый из них – вопрос о сроках, в которые участники платежной системы Банка России смогут достигнуть готовности к осуществлению расчетов с единого счета в Банке России. «Мы направили соответствующую анкету, чтобы узнать мнение участников платежной системы ЦБ РФ», – уточнил Тимур Батырев».

Второй из названных им вопросов – не менее сложный, но более перспективный с точки зрения продолжительности сроков его реализации – вопрос внедрения международных стандартов банковской деятельности, и что особенно актуально – стандарта финансовых сообщений – электронных сообщений, которые обслуживают платежный оборот в национальной платежной системе. «Наша стратегия последовательно отражает тезис о том, что Банк России в первоочередном порядке станет вводить международные стандарты финансовых сообщений в своей платежной системе Банка России. Эту инициативу необходимо осуществить, обеспечив комплексность подхода и координируя свою деятельность с разработчиками соответствующих стандартов, а также в тесном контакте с провайдерами финансовых услуг. Основная наша задача в этом случае – не возвращаться к одним и тем же доработкам по несколько раз, а сделать всё вовремя, предварительно хорошо подготовившись к реализации данной инициативы», – заявил в заключение своего доклада Тимур Батырев.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 12 (199) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первые успешные проекты мобильных кошельков развились не на развитых рынках, и задолго до их появления в Европе или США – это были M-PESA в Кении а также Globe GCASH и SMART Money – на Филиппинах.