Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Рынок денежных переводов: новый этап развития?

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

13.12.2013 Количество просмотров 3075 просмотров

Олеся Федорова, зам. директора сервиса «Золотая Корона – Денежные переводы»


Банки начинают сокращать количество систем денежных переводов в своих продуктовых линейках


Денежные переводы без открытия банковского счета – один из наиболее перспективных сегментов российского рынка финансовых услуг. В последние годы он демонстрирует высокие темпы развития, инновационные подходы к технологиям и повышенный градус конкуренции. О том, как эффективно конкурировать на столь «жарком» рынке, кто сегодня основной «отправитель», какие ключевые события состоялись в 2013 году, в своем интервью журналу «ПЛАС» рассказывает зам. директора сервиса «Золотая Корона– Денежные переводы» Олеся Федорова.

ПЛАС: Платежная система «Золотая Корона» вышла на рынок денежных переводов около десяти лет назад, но и тогда конкуренция уже была высокой. Отправлять денежные переводы можно было только в банках, но практически в каждом из них были представлены от 3 до 7 систем переводов. Что оказалось сложнее – заходить на конкурентный рынок или потом удерживать завоеванное лидерство? Как изменился рынок? Что сегодня наиболее важно для банков в партнерстве с системой денежных переводов?

О. Федорова: Заходить на конкурентный рынок всегда трудно, но при этом очень интересно. Компания должна отчетливо объяснить участникам рынка, почему теперь надо работать еще и с ней, чем ее технологии удобнее, а условия сотрудничества интереснее. Хотелось бы заметить, что долгое время на рынке существовал миф, активно распространяемый и поддерживаемый системами денежных переводов, что каждая из них имеет своих лояльных клиентов, которые целенаправленно пользуются исключительно этой системой. Именно надежда заполучить новых уникальных клиентов и была основной мотивацией для банков, которые подписывали договоры с несколькими системами. С каждым годом поток клиентов действительно прирастал, однако происходило это в большей степени из-за роста самого рынка денежных переводов, достигавшего 30–60% в год. 

Данный сегмент необходимо постоянно изучать, он очень подвержен политико-социальным коррективам, ведь основная доля потребителей услуги денежных переводов – трудовые мигранты

Сегодня банки меняют свое отношение к сотрудничеству с системами переводов. Стало очевидным, что функционально большинство из них дублируют друг друга, а поддерживать избыточное количество систем далеко не всегда экономически целесообразно. На первый план для банка выходят вопросы удобства интеграции с АБС, эргономичности интерфейса операциониста, позволяющего быстро обслужить клиента, и вопросы совместного маркетинга, благодаря которому системы поддерживают постоянный поток банковских клиентов. Мы можем с уверенностью говорить, что в этом году проявился новый тренд – банки начинают сокращать количество партнеров из числа систем денежных переводов, услуги которых они предлагают своим клиентам. 

Что же касается сложностей удержания лидерских позиций, то я уверена: у нас этот этап еще впереди, пока же мы продолжаем наращивать свои позиции. За первые три квартала 2013 года с помощью сервиса «Золотая Корона – Денежные переводы» было совершено 23 млн транзакций на общую сумму более 406 млрд рублей, по итогам года ожидаемый рост оборота должен достигнуть 560 млрд руб – почти 18 млрд долларов. Эти цифры – красноречивый результат нашего эффективного взаимодействия с банками-партнерами. Кстати, за первые 9 месяцев 2013 года число партнеров сервиса увеличилось еще на 75 банков и достигло впечатляющей цифры – 500 кредитных организаций.

ПЛАС: Предпочтения банков понятны. А почему, по вашему мнению, сервис «Золотая Корона – Денежные переводы» выбирают сами отправители? Какие мотивы здесь являются определяющими?

О. Федорова: В отношении мотивов, которыми руководствуются отправители, следует учитывать, что для разных групп клиентов они различны, о чем свидетельствуют результаты наших исследований. Работая на таком массовом рынке, необходимо постоянно изучать своего потребителя, поскольку данный сегмент очень подвижен и подвержен политико-социальным коррективам, ведь основная доля потребителей услуги – трудовые мигранты. Если говорить о ключевых факторах выбора системы денежных переводов, которые «работают» для большинства целевой аудитории, то это надежность и безопасность, низкие тарифы, шаговая (или близкая к таковой) доступность точки отправки и, конечно же, простота оформления перевода. Эти факторы подтвердили несколько маркетинговых исследований. Дальше по популярности идут отсутствие очередей, известность бренда, рекомендации и привычки потребителя.

ПЛАС: Итак, на первое место потребители ставят именно безопасность, что вполне объяснимо: в СМИ периодически появляются сообщения о мошеннических операциях в данном сегменте. Как обеспечивается безопасность денежных переводов «Золотая Корона»?

О. Федорова: Предусмотрено несколько вариантов защиты денежных переводов, предлагаемых банкам – участникам платежной системы «Золотая Корона», и чем большим набором инструментов они пользуются, тем защита надежнее. В последнее время на рынке денежных переводов действительно участились случаи телефонного мошенничества. В основе аферы – приемы социальной инженерии, включая использование излишней доверчивости операционистов банков. Основными инструментами борьбы с мошенниками в таких случаях является интеграция программного обеспечения системы переводов с АБС банка, что позволяет исключить возможность мошенничества практически на 100%, а также постоянное информирование операционистов.

ПЛАС: Разумеется, сейчас еще рано подводить окончательные итоги 2013 года, но не могли бы вы кратко перечислить ключевые для «Золотой Короны» события уходящего года?

О. Федорова: Для нас очень важным событием стало признание Банком России за платежной системы «Золотая Корона» статуса социально значимой. Как вы знаете, основной критерий, по которому системе присваивается указанный статус, – превышение планки оборота в размере 100 млрд рублей за три месяца деятельности. Причем этот критерий был десятикратно увеличен по сравнению с первоначально утвержденными нормативами, и теперь ему соответствуют в РФ только три платежные системы: «Золотая Корона», Visa и MasterCard.

Важным достижением я считаю и расширение в 2013 году партнерской сети в России за счет крупных многофилиальных банков, таких как Росбанк, БИНБАНК, Собинбанк, РОСГОССТРАХ БАНК, Ханты-Мансийский Банк. Это явилось следствием двух параллельных процессов. Первый из них – постоянное взаимодействие системы и игроков банковского сектора федерального уровня, и второй – эффект масштаба, когда конечные пользователи услуги денежных переводов во всех регионах России в первую очередь стали интересоваться наличием в банке услуг «Золотой Короны». В целом за девять месяцев 2013 года инфраструктура сервиса «Золотая Корона – Денежные переводы» выросла более чем на 8 тысяч пунктов, и сегодня мы обеспечиваем, пожалуй, наиболее широкое проникновение услуги среди всех операторов, работающих на рынке России и других стран СНГ.

В целом за девять месяцев уходящего 2013 года инфраструктура сервиса «Золотая Корона – Денежные переводы» выросла более чем на 8 тысяч пунктов

Также в этом году мы сменили технологическую платформу и перешли на решение, которое позволяет поддерживать работоспособность сервиса при минимальных требованиях к каналам связи. Банкам-партнерам мы предложили для взаимодействия с клиентами быстродействующий интуитивно понятный интерфейс с возможностью безболезненного централизованного обновления всей системы одновременно.

ПЛАС: Что вы считаете основными индикаторами эффективности вашей работы с партнерами? Как вы взаимодействуете с банками-партнерами, какую оказываете им поддержку?

О. Федорова: Здесь все достаточно просто. Основной индикатор – это увеличение количества наших партнеров (сейчас, как я ранее отмечала, в их числе более 500 банков), а также рост оборота всей системы. Мы работаем только через партнеров и не имеем собственных пунктов обслуживания клиентов, поэтому оборот системы складывается и прирастает за счет роста показателей партнеров. А в качестве поддержки «Золотая Корона» предлагает целую систему взаимодействия, начиная с момента внедрения. На этапе поддержки постоянно работает персональный куратор, а также двухуровневая служба сопровождения и call-центр, помогающие своевременно и оперативно решать все возникающие вопросы.

Также у нас эффективно работает программа лояльности. Клуб «Золотой Бонус» создан специально для операционистов, обслуживающих переводы по системе «Золотая Корона – Денежные переводы». Этой программе уже 5 лет. Суть программы заключается в начислении бонусных баллов за отправку переводов по системе, которые потом можно обменять на ценные подарки. Кроме того, операционисты банков могут принимать участие в регулярно проводимых дополнительных мотивационных акциях.

ПЛАС: По вашим оценкам, каково сегодня соотношение оборота транзакций в рамках услуг денежных переводов в банках и в других финансовых организациях (МФО, сети) по рынку в целом и у «Золотой Короны» в частности?

О. Федорова: В истории развития нашего сервиса есть опыт подключения торговых сетей, а также МФО в странах СНГ. Мы открыты к сотрудничеству и готовы внедрять сервис в любых типах финансовых организаций. Но говорить о том, что обороты в небанковских структурах больше, чем в банках, не приходится, поскольку соотношение определенно складывается в пользу банков. Во многом это связано с тем, что клиенты больше доверяют традиционным банковским отделениям, особенно если дело касается перевода крупных сумм.

ПЛАС: Каковы планы сервиса «Золотая Корона – Денежные переводы» на ближайшее будущее? Какие цели вы планируете достичь и какие инструменты намерены использовать? Интересует ли вас сотрудничество с банками на каких-либо новых географических рынках, скажем, в Европе или Азии?

О. Федорова: Мы нацелены расширить сеть обслуживания по максимуму, создав обширную инфраструктуру. Основная наша задача – сделать операцию по переводу денег предельно простой и быстрой для отправителя, ведь наш сервис – это сочетание технологий, надежности и безопасности. А отправлять переводы через банк, торговую сеть или МФО – это уже выбор клиента. Справедливости ради стоит отметить, что у сетей есть клиентское преимущество перед банками – увеличенный график работы.

Относительно новых стран – мы открыты к сотрудничеству со всеми участниками рынка независимо от их географического расположения, будь то Европа или Азия


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 12 (199) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… толчком к быстрому распространению ракушек каури в Африке послужило развитие работорговли в начале XVI века? Португальские, голландские и английские купцы скупали каури у берегов Индии, везли их в Гвинею, где продавали за двойную-тройную цену. На вырученные деньги они покупали рабов, которых везли в Америку, где получали еще большую прибыль.