Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Монетный двор Финляндии: мир без наличных нереален

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

13.12.2013 Количество просмотров 2563 просмотра

Пол Густафссон (Paul Gustafsson), исполнительный директор Монетного двора Финляндии (Mint of Finland)


Если говорить о будущем наличных денег, следует признать: мир без наличных не более реален, чем «безбумажный» офис или круглый квадрат


ПЛАС: В 2012 году Хельсинки был признан мировой столицей дизайна. Что это значит для Финского Монетного двора?

П. Густафссон: Конечно, объявление столицы Финляндии мировым центром дизайна стало грандиозным событием! Как заявил мэр Хельсинки Юсси Паюнен (Jussi Pajunen), «мы принимаем этот титул с распахнутым сердцем и огромным энтузиазмом». Компания Mint of Finland отметила этот знаменательный для финского дизайна год чеканкой золотых и серебряных коллекционных монет номиналом в 50 евро, а также циркуляционной версии из недрагоценного металла достоинством в 5 евро. Этот факт признания Международным советом обществ промышленного дизайна (International Council of Societies of Industrial Design, ICSID) говорит о высоком стандарте финского дизайна, репутация которого начала свой подъем в XX веке по мере роста мировой известности таких художников, как Кай Франк (Kaj Franck), Саара Хопеа (Saara Hopea), Тапио Вирккала (Tapio Wirkkala) и других. Финский промышленный дизайн (как и дизайн монет, отчеканенных в Mint of Finland) в целом характеризуется минималистским стилем, подчеркивающим ключевой смысловой акцент изображения на той или иной монете, напоминающей своего рода миниатюрную скульптуру. 

Реверс и аверс монеты «200-летие Банка Финляндии»

ПЛАС: Расскажите об истории Mint of Finland и об основных этапах становления компании. Из чего складывается прибыль Монетного двора Финляндии?

П. Густафссон: Финляндия, находившаяся в составе России с 1809 г., получила право иметь собственный монетный двор в Гельсингфорсе и свою валюту – финскую марку – в апреле 1860 года по указу императора Александра II. Первые марки были отчеканены в 1864 г., причем дизайн монет был разработан художником-геральдистом Александром Фадеевым. Финляндская марка, как вам хорошо известно, содержала четверть российского рубля; через 5 лет она была отделена от рубля и привязана к международному серебряному стандарту, а в 1877 г. – к золотому1. В том же году на Mint of Finland были отчеканены первые золотые монеты достоинством в 10 и 20 марок. Монеты чеканились на Гельсингфорсском монетном дворе в период нахождения Великого княжества Финляндского в составе Российской империи с 1763 по 1917 г. Поворотным этапом в развитии Mint of Finland (как и всей страны) стал 1918 год, когда на монетах уже независимой Финляндии вместо российского императорского двуглавого орла появляется традиционная национальная геральдика в виде льва. 

Стадии производства монет: от ручного изготовления пропорционально увеличенного гипсового макета и компьютерной обработки дизайна до шлифовки заготовок и процесса чеканки

Если говорить только о ключевых этапах, то нельзя не упомянуть 1951 год, когда Mint of Finland изготовил первую в мире монету, посвященную Олимпийским играм (в честь Олимпиады 1952 г. в Хельсинки), – именно с нее началась традиция чеканки памятных монет в Финляндии, которая поддерживается до сих пор и представляет собой одну из главных составляющих нашего производства и одну из важных статей дохода Mint of Finland. В 1993 г. выпущена в обращение первая финская биметаллическая монета: внешний край монеты был выполнен из сплава меди и никеля, а ее центральная часть – из алюминиевой бронзы, специального сплава на основе меди, в котором главным легирующим элементом является алюминий; в том же году Mint of Finland становится открытым акционерным обществом с ограниченной ответственностью. Осенью 1998 г. началась чеканка монет евро для нескольких стран (сегодня Mint of Finland производит евромонеты для стран ЕС больше, чем любой другой монетный двор в мире: мы чеканим монеты для Финляндии, Греции, Люксембурга, Словении, Кипра и Ирландии).

Монетный двор Финляндии производит заготовки для монет (монетные кружки) примерно для 30 заказчиков во всем мире. Изготовление монетных заготовок является двигателем развития производства монет, так как инновации, внедряемые Монетным двором Финляндии, относятся и к поверхности заготовки, и к ее внутренней части. Этот процесс начинается с установки на станок металлической бобины (на фото), из которой и вырезаются монетные кружки

Дальнейшие этапы развития компании характеризуются динамичным расширением: в 2001 г. Mint of Finland приобретает у Центрального банка Швеции AB Myntverket (Монетный двор Швеции), а в 2003 г. – половину акций Det Norske Myntverket (Королевского Монетного двора Норвегии). В 2007 г. в связи с вступлением новых членов в состав ЕС Mint of Finland чеканит немного видоизмененные монеты евро с новой картой Европейского союза. Сегодня более 90% доходов группы компаний Mint of Finland связаны с экспортным рынком монет: в течение последних нескольких лет мы чеканили циркуляционные монеты для Азии, Африки и Южной Америки. Остальную часть доходов компания получает от коллекционных монет евро.

ПЛАС: В чем специфика разработки дизайна монет по сравнению с дизайном банкнот? Привлекаются ли дизайнеры банкнот к этому направлению?

П. Густафссон: В отличие от защищенной печатной продукции, которой являются банкноты, монеты представляют собой трехмерные объекты. Поэтому специалисты, знакомые с «трехмерностью», т. е. умеющие работать с «объемом», – как правило, это скульпторы, архитекторы, промышленные дизайнеры, – неплохо справлялись с дизайном монет. В то же время лучшие финские представители упомянутых профессий, получив мировое признание, с успехом разрабатывали и дизайн для банкнот.

Однако при разработке дизайна бумажных купюр и монет ставятся разные цели. Как правило, современный банкнотный дизайнер, работая над эскизом, имеет представление о том, какие специальные элементы защиты должны быть размещены на купюре. Поэтому дизайн современных банкнот часто «подстраивается» под защитный комплекс банкноты – в отличие от дизайна монет. В большинстве случаев дизайн монеты и элементы защиты прорабатываются одним и тем же автором, а в некоторых случаях – разными людьми: здесь нет никаких правил, все зависит от конкретной монеты.

ПЛАС: В банкнотной индустрии параллельно развиваются две противоречивые тенденции – отказ от выпуска мелких купюр в пользу монет и замена банкнотами монет номиналами так называемой «средней зоны». Не могли бы вы прокомментировать эти тренды? Как вы считаете, где должна проходить «граница» между банкнотами и монетами? Как менялся спрос на монеты в Финляндии за последние годы?

П. Густафссон: Да, в последнее время такая тенденция наблюдается – так же, как и замещение монет из сплавов на основе меди более дешевыми монетами из стали со специальным покрытием. По всей вероятности, наличные деньги по-прежнему останутся ключевым элементом платежных операций, поэтому монеты ожидает светлое будущее. Количество монет в обращении на рынках постоянно увеличивается, даже в Западной Европе. Монеты по сравнению с банкнотами характеризуются более высокой экологичностью и экономичностью, поэтому в ближайшем будущем они не будут ничем заменены. Граница между бумажными деньгами и монетами, о которой вы спрашиваете, является в большей степени политическим, чем технологическим вопросом, в обсуждении которого Mint of Finland не участвует. Что касается динамики спроса на монеты, то их объем в Финляндии ежегодно увеличивается на 3–5%.

ПЛАС: Выпуск и оборот мелкой разменной монеты, а также ее обработка – одна из актуальных тем в российском наличном денежном обращении. Существует ли аналогичная проблема в Финляндии, и если да, то как она решается?

П. Густафссон: В настоящий момент этот вопрос не стоит на повестке дня в Финляндии. В отличие от некоторых других стран Еврозоны в нашей стране нет в обращении монет самого маленького номинала – в 1 и 2 евроцента. Я полагаю, что это может быть одной из причин, почему вопрос обработки мелких монет широко не обсуждается. Он просто не рассматривается в качестве серьезной проблемы.

ПЛАС: Насколько актуальна тема разработки особых защитных элементов для монет? Рассматривается ли перспектива их внедрения в евромонеты, и в частности, в самый подделываемый сегодня номинал – 2 евро? Какие инновационные разработки ведутся Монетным двором Финляндии?

П. Густафссон: Возможности новых элементов защиты для монет выглядят весьма многообещающе, и я не исключаю, что в обозримом будущем они будут активно внедряться – вплоть до индивидуального кодирования каждой монеты. Тем не менее вопрос об актуальности защитных элементов монет евро находится в компетенции Европейского центрального банка (ECB). Со своей стороны могу сказать, что монеты евро обладают высоким уровнем защиты от подделки. При изготовлении монет достоинством в 1 и 2 евро используется сложная биметаллическая технология, эти монеты имеют несколько видимых элементов защиты. Монеты достоинством в 10, 20 и 50 евроцентов изготавливаются из специального сплава, так называемого Северного золота (Nordic gold), который используется только в монетах. А монеты самых младших номиналов (которые отличаются и самым малым размером) изготавливаются из стали, покрытой медью. Mint of Finland очень серьезно подходит к вопросу чеканки монет как средства платежа и стремится проводить фундаментальные исследования, важные для всей индустрии. На текущий момент мы работаем над нашим инновационным решением CoinTune, которое позволяет обнаружить уникальную комбинацию электромагнитных свойств и структурных специфических особенностей монеты. При помощи технологии CoinTune мы также намереваемся еще больше повысить уровень безопасности монет евро и выявлять фальшивки еще быстрее, надежнее и эффективней. Еще одно наше инновационное решение называется HealthGuardCoin, оно связано с разработкой материала для монет, обладающего антибактериальными свойствами (до этого момента подобные разработки подложек были доступны только на рынке производства банкнот).

ПЛАС: Расскажите, пожалуйста, подробней о технологии CoinTune и ее перспективах. Кто из центральных банков уже заинтересовался данной технологией?

П. Густафссон: Технология CoinTune – это ближайшее будущее процедуры аутентификации монет. Сенсорная технология распознавания монет стала результатом сочетания передовых цифровых технологий и фундаментальной физики, в ее основе лежит хорошо известная и высоконадежная технология электромагнитного акустического преобразователя. Если традиционные методы идентификации монет основываются на определении параметров монеты (диаметр, ширина, вес), ее электромагнитных свойств, а также визуальных и тактильных признаках (скрытые изображения, надписи на гурте), то новая технология позволяет заглядывать «вглубь» для измерения внутренних, структурных свойств – например, определить сплав монеты без разрушения образца. Это очень важный момент, учитывая, что сегодня большинство монет, выпускаемых монетными дворами различных государств, являются многослойными (за счет покрытия) или двухцветными, и их доля постоянно увеличивается.

Эта способность «заглядывать внутрь» позволяет встраивать в монеты новые типы «невидимых» структурных защитных элементов (помимо существующих защитных признаков), которые могут содержать специальную цифровую информацию – уникальную для каждой монеты (аналогично префиксам и серийной нумерации на банкнотах). Система CoinTune System состоит из датчика (который посылает импульс для генерации механических колебаний внутри монеты) и блока обработки сигнала, в котором полученные данные анализируются и преобразуются в требуемый формат благодаря специальной компьютерной программе. Среди параметров, по которым ведется анализ, – стыки материалов в плакированных или биметаллических монетах, скорость прохождения импульса, плотность, электропроводность и т. д.

CoinTune System легко интегрируется в современные высокопроизводительные устройства для обработки монет, не снижая скорость их работы. Что немаловажно – внедрение этой технологии не требует существенных инвестиций в оборудование по чеканке монет или системы, связанные с их обработкой. Центральные и коммерческие банки, так же как и разнообразные компании, вскоре смогут реализовать технологию CoinTune в своих текущих модулях для работы с монетой. На 28-й Конференции директоров монетных дворов (Mint Directors Conference), которая пройдет в Мексике в 2014 г., Mint of Finland представит обновленную информацию по технологии CoinTune и расскажет о результатах тестирования. Мы приглашаем центральные банки и поставщиков оборудования для обработки монет протестировать и оценить работу CoinTune.

Кроме того, наша инновационная разработка позволяет использовать менее дорогие материалы для изготовления монет высоких номиналов, а также выпускать монеты с более высокой номинальной стоимостью вместо бумажных купюр низких номиналов, для которых характерен короткий срок жизни в обращении. Таким образом, наша технология позволяет снизить инфраструктурные и государственные затраты, связанные с производством и обращением монет.

ПЛАС: Какая, на ваш взгляд, участь уготовлена наличным в обозримом будущем?

П. Густафссон: Мир без наличных не более реален, чем «безбумажный» офис или круглый квадрат.


1Золотой стандарт — монетарная система, в которой основной единицей расчетов является некоторое стандартизированное количество золота. (Прим. «ПЛАС»)


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 12 (199) 2013

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… каури были не только «туземным» средством расчета, но также в ходу в Средней Азии, Европе и даже Руси? На Руси в XII-XIV веках, в так называемый безмонетный период, каури были деньгами под названием ужовок, жерновков или змеиных головок. Их до сих пор находят при раскопках в Новгородских и Псковских землях в виде кладов и в погребениях. Только в XIX веке в Западную Африку ввезли не менее 75 млрд раковин каури общим весом 115 тысяч тонн?