Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Октябрьский ПЛАС−Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2013». День второй

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

20.01.2014 Количество просмотров 4727 просмотров

В конце минувшего 2013 года в московском Форум-Холле прошел 5-й Международный Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2013», организованный журналом «ПЛАС». Мы продолжаем знакомить наших читателей с ключевыми выступлениями участников конференции, прозвучавшими в ходе второго дня рабочей программы мероприятия.1


В рамках двухдневной рабочей программы Форума выступили признанные эксперты индустрии, которые поделились собственным опытом, осветили результаты реализации наиболее интересных проектов, текущую проблематику и свои взгляды на перспективы дальнейшего развития индустрии.

Рабочая программа второго дня ПЛАС-Форума состояла из пяти сессий:

• Инкассация и пересчет наличных. Новые подходы к решению проблемы;

• Современные тенденции в операционной деятельности банка;

• Банковское отделение;

• Использование современных технологий в корпоративном бизнесе и в госсекторе;

• НДО и проблемы безопасности.

В рамках двухдневной рабочей программы Форума выступили признанные эксперты индустрии, которые осветили результаты реализации наиболее интересных проектовНа Форуме работала масштабная выставка специализированного оборудования и технологий, представляющая 61 компанию-участника

Первая сессия второго дня ПЛАС-Форума открылась выступлением Андрея Новикова, зам. директора департамента – начальника Управления инкассации Центра управления наличным денежным обращением Сбербанка России. Он рассказал о практическом опыте Сбербанка в сфере обеспечения безопасности инкассаторских операций. Отметив, что к настоящему времени Сбербанк реализовал практически полный спектр существующих сегодня инновационных решений для безопасного проведения инкассации, он перешел к рассказу о Концепции развития службы инкассации на 2010–2014 гг. В числе основных направлений деятельности в рамках реализации данной Концепции докладчик выделил: 1) организацию эксплуатации спецконтейнеров, оснащенных устройствами по приведению банкнот в неплатежеспособное состояние при перевозке ценностей; 2) создание и внедрение новых моделей спецавтомобилей инкассации; 3) создание мобильных банковских офисов; 4) внедрение систем видеорегистрации и видеоконтроля на спецавтомобилях инкассации; 5) организацию автоматизированного мониторинга спецавтотранспорта с использованием цифрового радиооборудования технологической радиосвязи; 6) построение системы мониторинга спецавтотранспорта территориальных банков; 7) внедрение автоматизированной системы «Центр обработки вызовов Avaya», первые результаты внедрения которой свидетельствуют о существенном повышении производительности сотрудников, обрабатывающих входящие звонки клиентов, и высоком уровне эффективности используемого технического решения.

Также А. Новиков подчеркнул, что в последнее время сократилось количество нападений на инкассаторов (за три года с момента внедрения спецконтейнеров в подразделениях инкассации Сбербанка России не было ни одного вооруженного нападения на бригады инкассаторов), при этом существенно возросло количество попыток взлома банкоматов.

Доклад Михаила Белоусова, директора департамента инкассации Московского кредитного банка, был посвящен стратегии МКБ в сфере инкассаторской деятельности. Сообщив, что МКБ, занимающий 15-е место по объему чистых активов, имеет 11 тыс. инкассируемых объектов, входит в топ-3 крупнейших инкассаторов в стране, а также располагает двумя собственными расчетно-кассовыми центрами, он остановился на преимуществах выбранной банком политики в данном направлении. В их числе были названы: круглосуточная инкассация, зачисление инкассируемой выручки на счет клиента «день в день», предоставление услуги размена наличных денег с подбором купюр и монет необходимого номинала, предоставление услуги «ИНКАССЛОГИСТ» (перевозка документов строгой отчетности совместно с инкассацией), а также заключение договора на инкассацию в течение одного рабочего дня. Коснувшись принятой в МКБ Стратегии развития на 2014 г., М. Белоусов отметил, что ее главными составляющими являются развитие взаимодействия с банками-партнерами, повышение качества обслуживания клиентов и внедрение технологических инноваций. Так, в ближайшее время банк планирует предложить своим клиентам услугу инкассации в сейф-пакетах, а также инкассации с использованием автоматизированной депозитной машины. Последняя позволит увеличить комиссионную составляющую доходов банка, повысить лояльность клиентов за счет комплексного обслуживания и улучшить имидж банка за счет предоставления удобных востребованных услуг.

Андрей Новиков, Сбербанк РоссииМихаил Белоусов, Московский кредитный банкМурат Таджер, Турецкий экономический банк (BNP Paribas)

Тема доклада Мурата Таджера (Murat Tacer), старшего менеджера по банкоматам и телефонному банкингу Турецкого экономического банка (BNP Paribas), была посвящена оптимизации управления наличными на быстрорастущем рынке банкоматов в Турции с точки зрения рентабельности сети ATM. Несмотря на то, что Турция является одним из лидеров по проникновению услуг интернет-банкинга (90%), наличный денежный оборот по-прежнему «правит бал» в этой стране. В числе приоритетных задач для банков докладчик назвал увеличение количества банкоматов, замену устаревших моделей полнофункциональными. По мнению М. Таджера, наиболее крупным кредитным организациям следует внедрять банкоматы с функцией cash-ресайклинга. Особое внимание он уделил анализу причин необходимости оптимизации управления наличностью в АТМ, выделив повышение качества обслуживания клиентов, снижение операционных расходов, сокращение стоимости привлеченных ресурсов и повышение доходов банка.

Джекьюн Парк (Jae Kyun Park), менеджер по региональным продажам SBM Co., Ltd, рассказал о недавно вышедшем на рынок новом продукте компании – 5-карманном настольном сортировщике банкнот SBM SB-5000, который в настоящее время проходит тестирование в Банке России. По мнению представителей компании, тренд в данном классе оборудования идет в направлении увеличения количества сортировальных карманов, повышения функциональности и роста скоростных характеристик оборудования, поэтому новинка обещает быть весьма востребованной на рынке.

SBM SB-5000 обладает одними из самых компактных в своем классе размерными характеристиками и весьма высокой скоростью обработки купюр: 1200 купюр в минуту в режиме годность/ветхость и 1000 купюр в минуту в режиме ориентации.

У стендов делегаты увлеченно обсуждали последние новинки ведущих вендоровДискуссии по актуальным вопросам не останавливались даже в перерывах

Устройство способно осуществлять автоматический отбор годных банкнот и их ориентацию за один прогон, работает также в режиме разделения по номиналам и сканирования серийных номеров банкнот с сохранением их в базе данных банка. Последняя функция, в частности, значительно понижает риски пропустить составные (склеенные) банкноты при пересчете.

Компактные размеры машины делают возможным ее применение не только в бэк-офисах банков, но в ряде случаев – в операционных окнах.

Дж. Парк сообщил, что перед разработчиками данного оборудования была поставлена задача создать аппарат, сочетающий в себе современный дизайн и удобный пользовательский интерфейс, надежный и простой в использовании, с возможностью дистанционного управления, с гарантией безошибочного подсчета и сортировки банкнот. Также выступающий рассказал о перспективах создания системы сетевых счетно-сортировальных машин.

В докладе Ричарда Сокла (Richard Sokl), директора по развитию бизнеса Spinnaker International Ltd., были рассмотрены возможности «невооруженной инкассации». Он подчеркнул, что сегодня затраты на инкассацию могут и должны быть оптимизированы при помощи инновационных технологий. Если наличные деньги смогут гарантированно терять свою платежеспособность при попытках вооруженных ограблений инкассаторов, они перестанут представлять интерес для преступников, которые, скорее всего, в этом случае воздержатся от нападения. Для финансовой же системы, по словам Р. Сокла, контролируемое приведение наличности в неплатежеспособное состояние, как известно, всегда гораздо выгоднее, чем ее утрата. Далее докладчик рассказал о продуктах компании, предназначенных для защиты банкоматов и платежных терминалов – a2m и r2m, а также о решениях в сфере cash-in-transit на базе спецконтейнеров для переноски ценностей, таких как iBox, RDS и iBox Zero. Кроме того, Р. Сокл обратил внимание аудитории на наличие во всех кассетах записывающих устройств, позволяющих воспроизводить события, а также систем пассивной защиты, окрашивающих размещенные в кассете банкноты специальными несмываемыми чернилами при попытке несанкционированного доступа. В заключение доклада он сообщил, что использование интеллектуальных кассет и спецконтейнеров позволяет сократить издержки на инкассацию за счет использования небронированных автомобилей, в перспективе ухода от вооруженной охраны, а также уменьшения размера страховых отчислений в силу снижения риска.

Джекьюн Парк,SBM Co., Ltd.Ричард Сокл, Spinnaker International Ltd. Вэл Р. Маринов, Государственный университет Северной Дакоты

Вэл Р. Маринов (Val R. Marinov), профессор Государственного университета Северной Дакоты и автор LEAP-технологии, подразумевающей встраивание RFID-чипов в банкноты, рассказал делегатам Форума о перспективах использования RFID-чипов для борьбы с фальшивомонетничеством. Он подчеркнул, что современный уровень компьютерных технологий позволяет подделывать абсолютно все, начиная от банкнот и заканчивая ценными бумагами и важными документами. Согласно приведенным им данным, если в 1995 г. только 1% фальшивых купюр был изготовлен при помощи струйного принтера, в 2008 г. доля таких подделок составила 60%. Современные фальшивомонетчики, по словам В. Маринова, научились подделывать практически все защитные элементы, причем параллельно с увеличением эффективности защиты растут и навыки преступников. Выступающий особо подчеркнул, что необходимо настолько усложнить технологии защиты, чтобы у мошенников не хватило ресурсов для их воспроизведения. В то же время защитные элементы должны быть понятными для населения – нельзя требовать от пользователей специальных знаний в этой сфере. Идеальным решением, по его мнению, может стать использование так называемой «интеллектуальной бумаги» со встроенным микрочипом RFID, на котором будет записана информация о серийном номере банкноты и ее номинале. Такая технология будет соответствовать всем требованиям Комитета по дизайну банкнот следующего поколения (Committee on Next-Generation Currency Design): сложность воспроизведения фальшивомонетчиками, низкая стоимость, долговечность, понятность для населения и машиночитаемый формат, соответствующий требованиям традиционных недорогих устройств. Создаваемые RFID-чипы изначально печатаются на банкнотной бумаге и являются ее частью, поэтому каким-то образом отделить их от основы невозможно. Для выжигания ультратонких элементов чипа применяются лазерные лучи, антенны также «впечатываются» в бумагу. У желающих подделать «интеллектуальную бумагу» вряд ли хватит соответствующих знаний и умений.

Вторая сессия 5-го Международного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2013» открылась выступлением Георгия Горшкова, зам. президента и председателя правления Лето Банка. В его докладе были освещены вопросы внедрения технологий самообслуживания в розничном банковском офисе нового формата – так называемом клиентском центре. По словам выступающего, целью Лето Банка было нарастить клиентскую базу среди населения с небольшими доходами, привыкшего к быстрому обслуживанию. Была предпринята попытка создания банка «с нуля» с целью научиться быстро создавать новые отделения и эксплуатировать их с минимальными затратами. Г. Горшков подчеркнул, что 60% расходов банка составляет фонд оплаты труда. При этом Клиентский центр нового формата предполагает присутствие только трех сотрудников – администратора и двух экспертов, а отсутствие необходимости в установке бэк-офиса и кассовых узлов позволяет банку экономить на аренде помещений. Идентификация клиентов осуществляется по штрих-кодам. Выступающий обратил внимание делегатов, что одним из основных преимуществ такого клиентского центра является возможность его быстрого развертывания. Также Г. Горшков рассказал о пилотном проекте Лето Банка по использованию биометрической идентификации. По его словам, клиенты восприняли такую инновацию достаточно благосклонно.

Николай Чумак, стратегический директор компании IDNT, рассказал о роли банковских отделений в мультиканальных бизнес-моделях. Он отметил, что современный клиент не мыслит категориями каналов – гораздо больше его интересуют бренды и продукты. Наличие онлайн-канала не делает заурядный банк продвинутым, а длительное ожидание ответа оператора не компенсируется скоростью проведения операции. Таким образом, подчеркнул выступающий, все банковские каналы должны работать на улучшение восприятия клиентами бренда, на повышение к нему доверия. Однако, по словам докладчика, розничный банкинг стал единственной индустрией, которая последние 10 лет делала все, чтобы люди не посещали ее офисы продаж. Между тем, если не принять серьезных мер, банки вполне могут проиграть мобильным операторам в развернувшейся в последнее время конкурентной битве. Одним из самых больших недостатков большинства банковских отделений, по мнению Н. Чумака, является отсутствие конфиденциальности и клиентоориентированности. Он подчеркнул, что место департамента Customer Experience в организационной структуре банка должно стать одним из ключевых. Для улучшения имиджа банковского отделения рекомендуется сегментировать клиентов и создать отдельные зоны обслуживания для retail, affluent и private banking. Как показала практика ряда зарубежных банков, после такого переформатирования отделений клиенты начинают посещать их гораздо более активно.

Георгий Горшков, Лето БанкНиколай Чумак, стратегический директор компании IDNT Клайв Вуджер, Королевский институт британских архитекторов (RIBA)

Клайв Вуджер (Clive Woodger), дипломированный архитектор, представляющий Королевский институт британских архитекторов (RIBA), поделился своим опытом в сфере брендинга. Говоря о проблемах, с которыми приходится сталкиваться банкам при разработке своего фирменного стиля, он отметил, что наиболее часто совершаемой ошибкой является желание скопировать удачное решение конкурентов. Однако бренд должен быть уникальным. На примерах крупнейших западных банков, таких как MovenBank, Nimble, Grow и т. д., докладчик рассказал о важности такого элемента бренда, как наименование бизнес-структуры.

Далее выступающий выделил ряд категорий банков, принадлежность к которым выгодно выделяет их на фоне конкурентов – например, fashion banking, fast food style banking, ethical banking, anti-banking и café-banking.

В качестве примера удачного ребрендинга К. Вуджер привел опыт Москоммерцбанка. По его словам, единые визуальные решения были использованы как для банковских карт, POS-материалов, фирменной одежды сотрудников, так и для оформления офисов, рекламных кампаний и т. д. Самое главное, резюмировал докладчик свое выступление, все элементы бренда должны быть узнаваемыми.

С докладом об особенностях моделирования работы отделений и методах повышения производительности сети выступили Дмитрий Аргунов и Егор Бурлаков, руководители практики консалтинговой компании Liberty Grant. Д. Аргунов отметил, что универсальные банки располагают большим количеством офисов, каждый из которых по-своему уникален и каждый из которых посещает разное количество клиентов. По этой причине результаты любых изменений, таких как внедрение электронного кассира, сокращение числа сотрудников, сами по себе здесь труднопрогнозируемы. Тем не менее, по словам докладчика, сегодня существует решение для точной оценки результата производимых изменений.

Дмитрий Аргунов, Liberty GrantЕгор Бурлаков, Liberty GrantМихаил Рогов, INPAS

О возможностях использования такого решения рассказал Е. Бурлаков. По его словам, анализ одной из банковских сетей показал, что из 20 отделений только 2 являются по-настоящему эффективными. Анализ эффективности он предложил проводить по двум параметрам – ресурсы (местоположение, клиентопоток, персонал, банкоматы и расходы на помещение) и результаты (объем продаж, процентный доход, объем привлеченных средств и комиссионный доход). Результаты сравнения деятельности отделений показывают, в каких именно офисах какие параметры следует улучшать. Следующим важным моментом, по мнению Е. Бурлакова, является моделирование изменений при помощи математического аппарата (таким образом можно рассчитать оптимальное количество сотрудников для каждого офиса и составить оптимальный график работы каждого из них), а также постоянный онлайн-мониторинг функционирования отделений сети, позволяющий оперативно выявить любые отклонения от плана, различные манипуляции и т. д.

Доклад Михаила Рогова, директора департамента продаж INPAS, был посвящен вопросам повышения эффективности использования эквайринговых сетей. Отметив, что очень часто банки не имеют ни малейшего представления о действиях обслуживаемых ими ТСП, он предложил использовать в целях мониторинга POS-терминальных сетей систему UniPORT Monitiring, предназначенную для контроля технического состояния сети POS-терминалов, сбора финансовой статистики по операциям с банковскими картами и контроля над версиями ПО, установленного на POS-терминалах. В числе основных функций UniPORT Monitiring докладчик выделил ведение финансовой статистики о транзакциях на терминалах; ведение статистики ошибок терминального оборудования; формирование сводного отчета по терминалам; ведение статистики по обороту в разрезе типов банковских карт; ведение статистики по демонстрации рекламного контента; визуализацию адресов установки терминалов и их статусов на Яндекс.Карте и формирование отчета по эффективности ПО терминалов. Кроме того, дополнительной функцией может стать демонстрация рекламного контента.

Александр Мишин, зам. директора по развитию компании «Гамма-Центр», выступил с докладом на тему «Система управления очередью как новый стандарт качества обслуживания клиентов». Он отметил, что внедрение системы управления очередью может быть эффективным в госучреждениях, медицинских центрах, транспортных компаниях, кредитных организациях и ритейле. Представители среднего класса настоятельно требуют повышения качества услуг. Для удовлетворения их потребностей была разработана система DoCash Q2, позволяющая решить следующие задачи: упорядочить поток клиентов, распределить нагрузку на операционистов и увеличить их КПД в рабочий период, сократить рутинные затраты на оказание услуг, повысить прозрачность операций. Кроме того, внедрение данной системы способствует росту прибыли банков и росту ценности услуг банка в глазах клиента.

Александр Мишин, «Гамма-Центр»Александр Пивоваров, AUVIXВладимир Смирнов, Федеральное казначейство

Доклад Александра Пивоварова, руководителя направления Digital Signage Solution компании AUVIX, был посвящен использованию цифровых технологий в современном банковском ритейле. Согласно данным компании Intel, приведенным докладчиком, банковский сектор входит в топ-сегменты digital signage в мире. По его словам, 59% зарубежных банков используют digital signage в своих отделениях, 41% – не используют, при этом 66% тех, кто пока не использует системы digital signage, собираются приступить к их внедрению в ближайшем будущем. В числе мест, оптимальных для размещения решений digital signage, он назвал витрины и фасад отделения банка, основной холл (можно использовать развлекательный контент, а также интегрировать цифровые решения с системой управления очередью), кассовую зону (здесь можно размещать законодательные и нормативные документы), операционные стойки (в этом случае решения digital signage могут способствовать повышению кросс-продаж), зону банкоматов (цифровые решения создадут комфорт для клиентов в процессе ожидания), интерактивные сервисы (прежде всего для молодежной аудитории) и внутрикорпоративные коммуникации. Также А. Пивоваров отметил роль digital signage в решении различных маркетинговых задач в банковском секторе, таких как продвижение новых продуктов и услуг, укрепление лояльности клиентов, построение имиджа банка, перекрестные продажи, привлечение новых клиентов, общее улучшение опыта пользователей и т. д.

Третью сессию Форума открыл Владимир Смирнов, зам. руководителя Федерального казначейства. Его доклад был посвящен Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 г. Выступающий выделил основные направления развития системы бюджетных платежей. Прежде всего реформирование системы бюджетных платежей предусматривает построение единого казначейского счета. В рамках данного направления предполагается открыть органам Федерального казначейства банковские счета, функционирующие по принципу корреспондентского счета банка с использованием кода участника расчетов2, с поэтапным закрытием более 70 тыс. счетов, которые в настоящее время открыты территориальными органами Федерального казначейства в учреждениях Банка России и кредитных организациях. Таким образом, значительное количество операций, в том числе операций распределения, преобразуются из банковских во внутриказначейские, что, в свою очередь, сокращает сроки распределения поступающих доходов и доведения средств до бюджетной системы Российской Федерации.

Еще одним направлением реформирования системы бюджетных платежей является проведение мероприятия по расширению перечня инструментов размещения временно свободных остатков денежных средств.

Следующими направлениями Концепции являются развитие электронных платежных сервисов, а также минимизация наличного денежного обращения. Мероприятия, проводимые Федеральным казначейством в рамках последнего направления, позволят обеспечить вступление Федерального казначейства в платежные системы Visa и MasterCard в статусе принципиального участника в целях осуществления эмиссии и эквайринга платежных карт. Следует отметить, что речь идет о корпоративных карточных продуктах, которые Федеральное казначейство будет эмитировать для своих клиентов.

Особое внимание в рамках Концепции также уделено развитию Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

Еще одной важной задачей Федерального казначейства, по словам В. Смирнова, является разработка системы электронного бюджета. Подробнее с выступлением В. Смирнова вы можете ознакомиться в материале «Казначейство России: в преддверии важных реформ» на стр. 38 настоящего номера.

Александр Васильев, Уральский банк Сбербанка РоссииАндрей Буланов, ОАО «Ростелеком»Дмитрий Пьянковский, эксперт в области транспортных платежных решений

Александр Васильев, директор управления транзакционного бизнеса Уральского банка Сбербанка России, рассказал об особенностях подходов к самоинкассации для разных сегментов корпоративного бизнеса. Он подчеркнул необходимость различать потребности малого бизнеса, представители которого сдают выручку в банк самостоятельно, и средних и крупных ТСП, использующих услуги традиционной инкассации. Для первой категории ТСП важны такие параметры, как зачисление денежных средств на счет сразу после сдачи наличных; удобное расположение/широкая сеть точек приема наличных и простота проведения операций. Для крупного бизнеса приоритетными являются задачи сокращения сроков зачисления денег на счет, снижения трудозатрат при обработке наличности, снижения рисков ошибок/нарушений со стороны кассиров и исключения ошибок со стороны банка. А. Васильев отметил, что для малого бизнеса существует решение с использованием банкоматов и терминалов, а для крупного разработана программа самоинкассации с использованием автоматизированных депозитных машин (АДМ). Оба решения, подчеркнул он, были успешно апробированы Уральским банком Сбербанка России.

Доклад Андрея Буланова, руководителя направления отдела реализации проектов департамента федеральных программ ОАО «Ростелеком», был посвящен анализу первых итогов и перспектив развития платежной инфраструктуры электронного правительства. Основными задачами создания организационно-технологической инфраструктуры для осуществления электронных платежей были названы обеспечение возможности оплаты услуг для физических лиц банковскими платежными картами, через системы «электронных денег» и с помощью мобильных платежей; создание открытой архитектуры и обеспечение унификации и единых стандартов присоединения кредитных организаций и поставщиков начислений; предоставление пользователю полной информации о конечной комиссии до совершения платежа и т. д. А. Буланов рассказал об услугах, которые можно оплатить на портале госуслуг, и способах оплаты, особое внимание уделив использованию механизмов маршрутизации, которые позволяют снизить комиссию при оплате услуг банковскими картами примерно в 6 раз. В числе приоритетных задач А. Буланов выделил расширение существующих рамок проекта «Электронное правительство» путем включения в него коммерческих организаций как полноценных участников, предоставляющих социально значимые услуги, принятие нормативных актов, определяющих взаимодействие участников в рамках созданной организационно-технологической инфраструктуры взамен существующих соглашений, а также развитие платных сервисов для каждой из категорий пользователей – индивидуальных предпринимателей, юридических и физических лиц.

Дмитрий Пьянковский, эксперт в области транспортных платежных решений и основной разработчик технической концепции модернизации билетных решений г. Москвы, рассказал об универсальном пользовательском интерфейсе, позволяющем продавать проездные билеты на городской общественный транспорт на открытом рынке. Он напомнил участникам ПЛАС-Форума, что более года назад было объявлено о новой стратегии развития билетной системы города, основными задачами которой были скорейшая модернизация билетной системы, создание новых видов проездных билетов, обеспечение прозрачности информационных потоков и создание открытой модели работы с агентами. Д. Пьянковский подчеркнул, что решения, заложенные в «Тройке», позволяют создавать различные сервисы для клиента. В числе второстепенных задач выступающий отметил диверсификацию продаж путем расширения функциональности сети устройств самообслуживания перевозчиков и агентов (с целью разгрузки касс), сокращение расходов эксплуатации сети устройств самообслуживания перевозчиков и выработку единых требований к устройствам самообслуживания. Последняя задача, по мнению Д. Пьянковского, является крайне важной, поскольку существующий «зоопарк устройств» отличается отсутствием простого и интуитивно понятного, а также многоязычного интерфейса, большинство автоматов не выдают сдачу и «прощают» ошибки пользователей, нередко эти автоматы размещаются так, что очереди к ним пересекаются с очередями в кассу и т. д. В заключение он рекомендовал выработать общий формат используемого оборудования, а в качестве примера привел мобильные устройства, на которых, вне зависимости от модели, используются единые пиктограммы.

Лука Тальяретти, Европейский центральный банкИгорь Милорадов, Экспертно-криминалистический центр МВД РоссииОльга Тушканова, Экспертно-криминалистический центр МВД России

Заключительная сессия Форума открылась выступлением Луки Тальяретти (Luca Tagliaretti), руководителя Группы по защите от подделок при Европейском центральном банке. Он рассказал о ситуации с фальшивомонетничеством в еврозоне, ознакомив участников ПЛАС-Форума с данными о количестве подделок, изъятых из обращения. По его словам, в пиковые периоды их количество может достигать 60 тыс. в месяц, при этом чаще всего подделывают 50, 100 и 20-евровые банкноты. Общая сумма поддельных денег в течение года достигает 30 млн евро. Докладчик подчеркнул, что партии подделок на огромные суммы удается изъять еще до введения их в обращение. Коротко рассказав о наиболее распространенных технологиях подделок, позволяющих вводить в заблуждение даже самые продвинутые детекторы, он перешел к анализу первоочередных действий, которые необходимо предпринять для противодействия фальшивомонетничеству. Во-первых, по словам Л. Тальяретти, следует повышать эффективность сотрудничества банков и правоохранительных органов для обмена информацией об обороте поддельных денежных средств. Во-вторых, необходимо наладить информирование общественности и приложить максимум усилий к повышению финансовой грамотности населения. Также он подчеркнул значимость государства в обеспечении защищенности денежных знаков.

Доклад Игоря Милорадова, главного эксперта Экспертно-криминалистического центра МВД России, был посвящен анализу ситуации, сложившейся на российском рынке с составными и сувенирными банкнотами. Он отметил, что в обороте все чаще встречаются банкноты с безупречной имитацией машиночитаемых признаков, предназначенные для автоматизированных устройств с функцией детекции. По словам выступающего, фальшивомонетчики создают специальные банкноты для рынка, магазина, для определенных устройств. При этом, добавил он, для того чтобы обмануть банкомат, достаточно ограничиться имитацией ряда элементов защиты (магнитная полоса, УФ-защита и пр.). Еще одним популярным видом фальшивых банкнот, по словам И. Милорадова, являются «склейки». Он подчеркнул, что 99% составных банкнот будут распознаны банкоматами как настоящие. Мошенникам достаточно разобраться, какой стороной вставлять такие банкноты в купюроприемник. В заключение И. Милорадов сообщил, что больше всего вопросов накопилось к производителям оборудования и регуляторам, а также отметил большие пробелы в обучении кассиров.

С последними тенденциями в сфере банкоматного мошенничества в России делегатов Форума ознакомила Ольга Тушканова, зам. начальника управления Экспертно-криминалистического центра МВД России. Среди ключевых последствий масштабного перехода на чиповые карты в Европе она назвала перемещение скиммингового оборудования в сопредельные страны, в том числе в Россию; развитие других способов получения информации о платежных картах (фишинг, смишинг, вредоносное ПО и т. п.); разработку технологий перехвата информации с чиповых карт (шимминг для POS-терминала). Также подробно докладчик остановилась на основных тенденциях развития рынка антискимминговых устройств. По ее словам, в последнее время мошенники очень часто стали прибегать к имитации скимминговых устройств под антискимминговые (могут быть самодельными или переделанными из штатных устройств); имитации защитных кожухов на клавиатуру банкомата с установкой в них средств видеорегистрации), а также приступили к активной разработке технологий преодоления генераторов электромагнитных помех, используемых в картоприемниках банкоматов. Также в числе факторов, повышающих риски мошенничества, О. Тушканова назвала увеличение количества дистанционных услуг и развитие технологий, использующих мобильные устройства для доступа к счетам граждан. Подводя итоги, выступающая констатировала, что на данный момент можно с уверенностью прогнозировать устойчивый рост преступлений, сопряженных с использованием платежных карт.

Алексей Голенищев, Альфа-БанкЕвгений Балезин, Ассоциация участников MasterCard в EAST (European ATM Security Team)Никита Кислицин, Group-IB

С докладом о современных тенденциях мошенничества в каналах электронного бизнеса выступил Алексей Голенищев, директор дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-Банка. В числе новейших разработок мошенников, помимо хорошо известных накладок и видеокамер, он выделил имитацию лицевой панели банкомата и стереоскимминг. Хитом же сезона, по словам А. Голенищева, стали поддельные банкоматы, установленные в крупных торговых центрах и столичных аэропортах. Еще одной популярной – и отнюдь не высокотехнологичной тенденцией среди мошенников выступили cash trapping и TRF3 (transaction reversal fraud). Говоря о тенденциях мошенничества в сфере e-commerce, А. Голенищев отметил возрастающую роль социальной инженерии, использование методов которой позволяет преступникам получать доступ к конфиденциальным данным и счетам клиентов банков. В числе наиболее существенных факторов риска он выделил значительный рост оборотов по операциям, совершенным в интернете, и рост популярности удаленных каналов совершения платежей (интернет, мобильный телефон), а также стремительное развитие электронных платежей, кошельков, сервисов мобильных операторов, систем электронных переводов, означающее увеличение каналов и, вместе с этим, технологий хищения денежных средств.

Евгений Балезин, представитель Ассоциации участников MasterCard в EAST (European ATM Security Team), ознакомил делегатов Форума с исследованием, посвященным основным тенденциям компрометации банкоматов в России, основанным на отчете Экспертной АТМ Группы Ассоциации участников MasterCard за 9 месяцев 2013 г. В качестве основных угроз выступающий назвал АТМ-скимминг (согласно приведенным им данным фиксируется примерно 400 случаев скимминга в квартал), взломы банкоматов, захват наличных, захват карты, вредоносное программное обеспечение (АТМ malware) – использование специально написанных и внедренных в компьютер банкомата «вирусов», с целью кражи реквизитов карты и ПИН-кода либо напрямую наличных средств, находящихся в банкомате, Transaction Reversal Fraud, поддельные банкоматы, а также социальную инженерию. При этом он отметил, что Россия является единственной страной, где потери от банкоматного скимминга превышают потери от CNP-фрода. В целом за 9 месяцев 2013 г. был зафиксирован рост общего количества на 32%. В качестве мер, направленных на минимизацию потерь от АТМ-мошенничества и снижение рисков, Е. Балезин рекомендовал банковскому сообществу использовать механизм геоблокирования карт либо установления лимитов, в том числе нулевых, на отдельные страны и регионы; завершить полный переход банков в России на чиповые технологии, как по эмиссии, так и по эквайрингу; разработать в тех банках, где это еще не сделано, методику оценки рисков использования электронных средств платежа и внедрить на их основе внутренние политики безопасности; постоянно обучать персонал и держателей карт правилам безопасного использования электронных средств платежа, а также совершенствовать механизмы межбанковского взаимодействия с целью противодействия мошенничеству, прежде всего для максимально быстрого выявления точек компрометации карт и новых схем мошенничества.

Компания NCR вошла в число Главных спонсоров октябрьского ПЛАС-Форума 2013

Завершил работу конференции ПЛАС-Форума Никита Кислицин, руководитель направления ботнет-мониторинга компании Group-IB. В его докладе были освещены основные тенденции мошенничества с банковскими картами в банкоматах и точках продаж. В числе основных угроз он назвал хищение реквизитов карт, использование скиммеров, а также распространение специализированного вредоносного ПО для хищения дампов карт из памяти платежных терминалов в точках продаж. Говоря об эволюции технологий скимминга, Н. Кислицин отметил такие тренды, как переход преступников к фабричному качеству производства скиммингового оборудования, индивидуальное проектирование его корпусов под конкретные ATM конкретных банков, попытки противостоять технологиям защиты, укрупнение бизнеса и выстраивание бизнес-процессов. Отдельно он остановился на характеристике так называемого Black POS – трояна, разработанного специально для POS-терминалов, с помощью которого в США и странах Европы к настоящему времени уже были скомпрометированы сотни тысяч кредитных карт.

Работа 5-го Международного Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО» традиционно завершилась заключительным словом Александра Гризова, издателя журналов «ПЛАС» и Retail&Loyalty и председателя Оргкомитета Форума. В своем выступлении он поблагодарил участников и делегатов, отметив, что это ставшее уже традиционным отраслевое мероприятие год от года собирает все больше участников, а программа ПЛАС-Форумов становится все более насыщенной. Подводя итоги 5-го ПЛАС-Форума, А. Гризов пригласил всех принять участие в 6-м Международном Форуме «Инновации. Дистанционные сервисы, карты и платежи 2013» (2–3 июня 2014 г.), а также в 6-м Международном Форуме «Банковское са-мообслуживание, ритейл и НДО 2013» (6–7 октября 2014 г.).


Глобальный спонсор: компания Гамма-Центр, представляющая на российском рынке продукцию мировых брендов CTS Cashpro, SBM, Laurel, Spinnaker и др. 

Генеральные спонсоры: Wincor Nixdorf, INPAS, GLORY, ПСС, JCM Global, «ДИИП 2000», Toshiba, 3SI, Kisan, Profindustry. 

Спонсор Oktoberfest: Sensis. 

Главные спонсоры: NCR, Ingenico, HENDZ holding, «Золотая Корона», Matica Systems. 

Технический спонсор: Auvix. 

Sound-спонсор: СаундСервис. 

Партнеры: CUSTOM (LADON-N), АйТеко, ДОРС, CRANE Payment solutions, Smart, Yarus, MEI, Diebold, Дельта-Системы, GRG Banking, ЛАНТЕР, S-FOUR, MAYKOR, Cassida, PayOnline, ARCA, BTE, GMV, Smart Continental, Engy, Softcase, Glory Global, Europeum, TSG, Гизеке & Девриент– ЛОМО, ЗАО, eKassir, ЛАН АТМсервис, MV group, Unicum, Hitachi-Omron, CityNet, Алагард, Indemit, ESHS (Economic Safe High-Tech Solutions Limited). 

Ассоциированные Партнеры: НП «Национальный платежный совет», Ассоциация Банков Республики Беларусь, Независимая ассоциация банков Украины, Ассоциация Украинских Банков, Ассоциация Банков Республики Казахстан, Ассоциация банков Таджикистана, EURICPA. 

Генеральный интернет-партнер: BANKIR.RU


1Итоги работы первого дня ПЛАС-Форума читайте в «ПЛАС» № 12/2013 в материале «Октябрьский ПЛАС - Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2013». День первый».

2Аналогом данного кода у кредитных организаций является банковский идентификационный код (БИК).

3В процессе данного типа мошенничества злоумышленник запрашивает выдачу наличных по карте и одновременно целенаправленно мешает терминалу банковского самообслуживания выполнить стандартный алгоритм по выдаче денег. Банкомат не может корректно завершить операцию по выдаче и принимает ситуацию за сбой, о котором в банк, процессинговый центр (хост), поступает соответствующая информация о необходимости проведения операции reversal, т. е. происходит манипулирование карточным счетом. Затем преступник принудительно забирает запрашиваемую сумму из банкомата, применяя специальное механическое устройство.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 1 (200) 2014

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первым в мире банкоматом с использованием технологии cash-ресайклинга был выпущенный на японский рынок в 1982 г. аппарат OKI AT 100?