Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Казначейство России: в преддверии важных реформ

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

20.01.2014 Количество просмотров 2813 просмотров

Концепция реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года – основополагающий акт для дальнейшего развития!


Владимир Смирнов, зам. руководителя Федерального казначейства

Одним из наиболее резонансных выступлений 5-го Международного Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2013», организованного журналом «ПЛАС», участники мероприятия назвали доклад Владимира Смирнова, зам. руководителя Федерального казначейства. И это далеко не случайно, учитывая, что его презентация была посвящена концепции реформирования системы бюджетных платежей в период до 2017 года.

На сегодняшний день система бюджетных платежей в Российской Федерации представлена 150 тыс. участников бюджетного процесса. Кроме того, масштабы системы бюджетных платежей иллюстрируют 500 млн проведенных операций в 2012 году и более 740 миллионов операций за первое полугодие 2013 года. Данные цифры приведены без учета операций распределения, суть которых заключается в зачислении налоговых и неналоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей и других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством, между соответствующими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Показатели 2012 года свидетельствуют о сопоставимости объемов платежей, осуществляемых в системе бюджетных платежей, с ВВП нашей страны. Если обратиться к показателям 2013 года, то необходимо отметить увеличение количества совершенных операций в системе бюджетных платежей, что является результатом работы Федерального казначейства, проводимой с клиентами на протяжении 2012–2013 гг., в целях отказа от получения наличных для выплаты заработной платы и перехода на «зарплатные» проекты в кредитные организации. Тем не менее очевиден потенциал для дальнейшей работы, направленной на сокращение наличного обращения в секторе государственного управления, поскольку эффективное функционирование системы бюджетных платежей является залогом стабильности государственного устройства. Реализация данного направления предусмотрена правовыми актами, в частности, государственной программой Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирования финансовых рынков», а также Концепцией реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года. Следует отметить, что одной из стратегических задач Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года является внедрение современных и эффективных платежных технологий в деятельность организаций сектора государственного управления, в том числе, повышающих доступность безналичных платежей для граждан.

Концепция реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года была согласована председателем Банка России Эльвирой Набиуллиной 20 августа 2013 года, и 29 августа

Федеральное казначейство РФ вступит в платежные системы Visa и MasterCard в статусе принципиального участникаГеральдический знак-эмблема Федерального казначейства Российской Федерации; принят в 2011 году

2013 года утверждена министром финансов Российской Федерации Антоном Силуановым. Данная концепция представляет собой основополагающий акт для дальнейшего развития системы бюджетных платежей, поскольку в ней определены основные направления развития с учетом мероприятий по развитию платежной системы Банка России.

Необходимо отметить, что каждое направление, предусмотренное Концепцией реформирования системы бюджетных платежей, детализировано в плане реализации, который в настоящее время проходит ведомственное согласование.

Прежде всего реформирование системы бюджетных платежей предусматривает построение единого казначейского счета. В рамках данного направления предполагается открыть органам Федерального казначейства банковские счета, функционирующие по принципу корреспондентского счета банка с использованием кода участника расчетов1 , с поэтапным закрытием более 70 тыс. счетов, которые в настоящее время открыты территориальными органами Федерального казначейства в учреждениях Банка России и кредитных организациях. Таким образом, значительное количество операций, в том числе операций распределения, преобразуются из банковских во внутриказначейские, что, в свою очередь, сокращает сроки распределения поступающих доходов и доведения средств до бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Реформирование системы бюджетных платежей предусматривает построение единого казначейского счета

Еще одним направлением реформирования системы бюджетных платежей является проведение мероприятия по расширению перечня инструментов размещения временно свободных остатков денежных средств.

Федеральное казначейство с 2008 года осуществляет размещение временно свободных остатков денежных средств федерального бюджета на депозитах в кредитных организациях. Требования, предъявляемые к участникам данного механизма управления ликвидностью единого счета бюджета, участвующим в биржевых аукционах на право получения средств Федерального бюджета, в настоящее время достаточно жесткие, что обусловлено в первую очередь высоким

требованием к сохранности государственных денежных средств. В настоящий момент подготавливаются нормативные правовые акты для целей осуществления сделок купли-продажи облигаций федерального займа (РЕПО), что позволит более трети кредитным организациям принять участие в указанных сделках. Кроме того, в настоящее время подготовлены нормативные правовые акты, касающиеся предоставления бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет средств федерального бюджета, а также подготавливается нормативная база для проведения Федеральным казначейством сделок купли-продажи иностранной валюты.

Отдельным направлением Концепции реформирования является развитие электронных платежных сервисов

Одновременно с проводимыми мероприятиями по совершенствованию механизмов управления ликвидностью единого счета бюджета рассматриваются и инструменты привлечения денежных средств на случай возникновения кассовых разрывов. Такими инструментами в краткосрочной перспективе Федеральное казначейство видит внутридневной овердрафт к счетам в Банке России, а также функционирование счетов в режиме пула ликвидности, который предусмотрен Банком России в рамках реализации мероприятий по развитию платежной системы Банка России.

Следующим отдельным направлением Концепции является развитие электронных платежных сервисов. В настоящее время Федеральное казначейство проводит эксперимент по электронному санкционированию. При дальнейшем развитии данного направления предполагается установить требования к форматам электронных документов-оснований, документов, подтверждающих исполнение обязательств (акты приема-передачи, товарно-транспортные накладные, иные документы), а также обеспечить их формирование и подписание с участием торговых площадок. Планируемая интеграция данного электронного сервиса с общероссийским официальным сайтом закупок – zakupki.gov.ru – позволит дополнительно повысить прозрачность закупочного процесса и исполнение сторонами обязательств по государственным контрактам.

Система бюджетных платежей стремится быть интероперабельной и инклюзивной. В рамках развития электронных платежных сервисов предусмотрено как создание новых сервисов на базе Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, так и создание условий для осуществления расчетов с бюджетами, организациями сектора государственного управления с использованием мобильных переводов, электронных денежных средств, платежных карт. Указанные мероприятия позволят создать условия для осуществления платежей в бюджетную систему Российской Федерации и далее – получения из бюджетной системы платежей через любые каналы, любым устройством, авторизованным пользователем.

Безусловно, система бюджетных платежей, с одной стороны, являясь зависимой от платежной системы Банка России, с другой стороны, расширяя возможности для плательщиков, будет эволюционировать совместно с развитием платежной системы Банка России и розничных платежных систем.

Большой потенциал представляет собой использование прямого дебета при осуществлении плательщиками регулярных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Опыт стран еврозоны свидетельствует о его эффективности, так, в Германии более 50 процентов всех платежей осуществляется с применением прямого дебета. Прямой дебет – это распоряжение плательщика, которое выдается плательщиком не обслуживающему банку, а получателю денежных средств. Наиболее ярким примером, иллюстрирующим механизм работы прямого дебета, являются инкассовые поручения и платежные требования, которые в настоящее время выступают лишь как инструмент принудительного исполнения установленных обязанностей, в то же

время очевиден потенциал их применения для текущего исполнения установленных обязанностей, а именно – прямого дебета. Тем более, Банком России такая форма расчетов предусмотрена Положением 383-П.

Минимизация наличного денежного обращения представляет собой отдельное направление Концепции. Мероприятия, проводимые Федеральным казначейством в рамках данного направления, позволят обеспечить вступление Федерального казначейства в платежные системы Visa и MasterCard в статусе принципиального участника в целях осуществления эмиссии и эквайринга платежных карт. Следует отметить, что речь идет о корпоративных карточных продуктах, которые Федеральное казначейство будет эмитировать для своих клиентов. При этом в роли принципиального члена указанных платежных систем Федеральное казначейство будет выступать и эквайером, осуществляющим функции как стандартного эквайринга, так и эквайринга в области электронной коммерции. Последнее необходимо для обеспечения возможности приема органами государственной власти к оплате любых платежных карт через порталы государственных услуг и ведомственные сайты. В свою очередь, функция стандартного эквайринга потребуется для предоставления клиентам Федерального казначейства возможности приема в оплату платежных карт. Это позволит гражданам, в частности, при необходимости оплаты своих обязательств перед органами государственной власти или получения какой-либо платной государственной услуги, осуществлять их оплату в безналичном виде с использованием платежной карты.

Нельзя не отметить и еще одно из важных направлений Концепции – развитие Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, кратко ГИС ГМП. Основными участниками ГИС ГМП являются администраторы доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, передающие информацию о начислении и кредитные организации предоставляющие информацию о платежах.

В первую очередь ГИС ГМП обеспечивает для граждан и организаций информирование обо всех обязательствах перед бюджетной системой по принципу «одного окна», что, в свою очередь, позволяет осуществить своевременную оплату, в том числе, государственных и муниципальных услуг. Для кредитных организаций ГИС ГМП предоставляет возможность получать и указывать в распоряжениях на оплату корректный реквизитный состав, а создание с использованием ГИС ГМП информационных сервисов для клиентов ведет к расширению линейки банковских продуктов. Для администраторов доходов бюджетов бюджетной системы ГИС ГМП – это оперативное получение информации о произведенной оплате в целях оказания государственных услуг, а также сокращение ошибочных или невыясненных платежей.

Как и в случае с любой глобальной системой, процесс внедрения и полномасштабное развертывание ГИС ГМП на территории страны сталкивается с трудностями, связанными как с различным уровнем готовности участников к электронному взаимодействию, так и с низким уровнем зрелости бизнес и ИТ-процессов. При этом внедрение системы создает эффект лакмусовой бумажки, выявляющей проблемы, имеющиеся в деятельности участников, которые давно требовали решения, но не были своевременно решены. Вместе с тем сама система и интеграция с ней являются катализатором процессов по информатизации и межведомственному электронному взаимодействию.

ГИС ГМП – это по-настоящему уникальная система, потенциал применения которой сегодня чрезвычайно широк

На текущий момент еще не все участники завершили интеграцию с ГИС ГМП, но работа, направленная на развитие системы, продолжается. Планируется придать ГИС ГМП портальное решение через единый портал бюджетной системы, который будет предоставлять информационные и платежные сервисы. В частности, планируется интеграция ГИС ГМП с федеральным платежным шлюзом, сводным реестром платежей, общероссийским официальным сайтом для размещения информации о государственных и муниципальных платежах, дальнейшее развитие взаимодействия с порталами и многофункциональными центрами государственных и муниципальных услуг.

Федеральное казначейство РФ вступит в платежные системы Visa и MasterCard в статусе принципиального участника

Особо следует отметить, что ГИС ГМП – это уникальная система, потенциал применения которой чрезвычайно широк. Результатом ее полномасштабного использования станет качественно новый уровень взаимодействия гражданского общества, бизнеса и государства, в том числе оперативность и удобство получения государственных и муниципальных услуг, а также осуществления бюджетных платежей.

Рассматривая реформирование системы бюджетных платежей, следует отдельно остановиться на новом правовом акте,

который идет на смену действующему с 2004 года приказу Минфина России № 106н, представляющему собой новые правила указания информации в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Изменения, предусмотренные данным правовым актом, без сомнения окажут положительное влияние как на снижение количества невыясненных поступлений, так и на функционирование ГИС ГМП.

Вместе с тем одной из важнейших стратегических задач Федерального казначейства на текущий период является создание электронного бюджета, и здесь необходимо отметить, что процесс управления общественными финансами является важным элементом государственного управления, поскольку при оценке эффективности и результативности фактической деятельности Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств используется оперативная бюджетная информация, такая как бюджетные данные, информация по государственным и муниципальным закупкам и бюджетная отчетность.

Обеспечение прозрачности и публичности информации финансово-хозяйственной деятельности каждого участника бюджетного процесса, начиная с министерств или ведомств и заканчивая государственными (муниципальными) учреждениями, позволит наиболее полно обеспечить открытость и гласность в отношении государственных стратегических и финансовых целей, которые ставит правительство, путей и методов их достижения.

Электронный бюджет призван увязать финансовую информацию с конечными результатами деятельности органов власти

Электронный бюджет призван увязать финансовую информацию с конечными результатами деятельности органов власти, сделать информацию доступной и понятной для каждого гражданина, для этого осуществляется разработка единого портала бюджетной системы Российской Федерации, на котором в максимально удобном и простом для анализа виде должна быть представлена информация по каждому получателю (региону, муниципалитету или отдельной организации), сколько средств он получает из бюджетных источников, насколько эффективно эти средства израсходованы, какие получены результаты. Кроме того, будет предоставлена возможность обратной связи гражданина с органами власти.

Участие граждан, общественных институтов, бизнеса на каждом этапе формирования и утверждения бюджета публично-правового образования, аудита его исполнения обеспечит повышение подотчетности органов государственной власти перед обществом за выбранные ими меры политики, а значит, и повышение прозрачности и эффективности использования бюджетных средств.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 1 (200) 2014

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первую в мире действующую систему дистанционного банковского обслуживания для юрлиц запустил в Великобритании в 1983 г. Bank of Scotland (для компаний, входящих в National Building Society), причем в системе для приема и отправки дистанционных распоряжений по счетам использовались тогда… телефон и телевизор?