Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Предоплаченные карты: от школы до государства

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

20.01.2014 Количество просмотров 2292 просмотра

Законодательство должно способствовать развитию рынка предоплаченных карт


Мэттью Лэнфорд, вице-президент, руководитель департамента предоплаченных продуктов в Европе, MasterCard

Жители шести европейских стран, включая Россию, участвовали в исследовании Road to inclusion («Общество на пути к банковским услугам»), которое в минувшем 2013 году провела платежная система MasterCard. Исследуя отношение к банковским продуктам среди слоев населения, которые ими не пользуются, MasterCard стремилась найти ответ на вопрос, что означает эта «финансовая изоляция» для миллионов людей, не получающих финансовые услуги (или получающих их в минимальном объеме), и какие факторы оказывают решающее влияние на их образ жизни. Исследование проведено в Великобритании, Франции, Италии, Испании, Польше и России. 

39% респондентов в ходе исследования указали, что предоплаченные карты подходят для решения их финансовых задач

Публичной площадкой, на которой были впервые опубликованы итоги исследования, стала Международная конференция MasterCard Europe Prepaid 2013, прошедшая в Риме осенью прошлого года и собравшая более 240 делегатов. Конференция была выбрана для этого неслучайно: предоплаченные карточные продукты играют особую роль, если необходимо предоставление финансовых сервисов людям, не охваченным банковскими услугами. Так, отвечая на вопрос о заинтересованности в предоплаченных картах, 54% респондентов, не имеющих банковского счета, отметили, что такие продукты им интересны и они хотели бы получать о них больше информации. Почти 40% респондентов считают, что предоплаченные карты подходят для решения их финансовых задач, а четверть респондентов признали, что наличие предоплаченной карты помогло бы им лучше управлять своими расходами. 

Учитывая актуальность темы, издатель журнала «ПЛАС» Александр Гризов в кулуарах конференции взял интервью у Мэттью Лэнфорда (Matthew Lanford), вице-президента MasterCard и старшего бизнес-лидера группы предоплаченных продуктов и решений в Европе и департамента предоплаченных продуктов в Европе.

ПЛАС: Ваша оценка текущего состояния и тенденций мирового рынка предоплаченных карт? Какое влияние на развитие prepaid-сегмента оказывают инициативы финансовых регуляторов в мире в целом, в Европе и, в частности, в России?

М.Лэнфорд: Мировой рынок предоплаченных продуктов прошел начальные стадии становления, и сейчас практически во всех регионах мира наблюдается его заметный рост. Небольшое замедление темпа мы отмечаем на рынке США, но в Европе в целом и, в частности, в России сегмент предоплаченных продуктов продолжает набирать обороты.

Безусловно, действия финансовых регуляторов оказывают серьезное влияние на потенциальную успешность конкретного предоплаченного продукта на том или ином рынке.

Могу с уверенностью сказать, что законодательство Евросоюза в данном вопросе оказалось на высоте. Разработчикам Директивы о платежных услугах (Payment Services Directive, или PSD2) и Директивы об электронных денежных средствах удалось достичь необходимого баланса, предоставив участникам рынка широкие возможности для развития сегмента предоплаченных карт и в то же время полностью защитив права конечного потребителя, а также избежать излишней зарегулированности этого

направления. На мой взгляд, имеющийся сегодня в Европе уровень регулирующего надзора вполне достаточен.

Что касается России, то здесь законодательство пока не определило окончательный юридический фундамент для развития предоплаченных карт. Но мы с оптимизмом смотрим на ту работу, которую проводит регулятор, и надеемся на окончательное закрепление норм в законе в скором времени.

ПЛАС: О каких наиболее интересных проектах MasterCard на рынке пре- доплаченных продуктов вы могли бы рассказать?

М.Лэнфорд:MasterCard предлагает сегодня широкий ряд весьма интересных предоплаченных продуктов самого раз- личного предназначения. Один из наибо- лее важных сегментов – предоплаченные продукты, разработанные для программ в государственном секторе. Они могут быть связаны с различными задачами и предпри- ятиями. Так, в Великобритании множество социальных программ предполагают ис- пользование предоплаченных карт. В ряде стран в продвижении предоплаченных карт заинтересованы почтовые структуры.

Еще одно направление – добавление к функционалу предоплаченных карт программ лояльности. Таких примеров тоже достаточно много на различных европейских рынках.

Не могу не отметить, что постоянно растет объем предоплаченных карт с технологией бесконтактных платежей MasterCard PayPass. Интересным проектом являются топливные карты лояльности итальянского концерна ENI. Также в качестве примера могу назвать австралийские карты Qantas.

Бесконтактная оплата становится все более востребованной и постепенно начинает восприниматься как одна из стандартных опций карты. Например, в Польше уже практически на всей территории страны поддерживаются бесконтактные карты.

Из интересных проектов, недавно реализованных MasterCard, хочу упомянуть сервис rePower, предоставляющий возможность внесения наличных средств на предоплаченные карты. Сервис уже функционирует в Великобритании, Италии, Польше и Испании.

ПЛАС:Какие, на ваш взгляд, виды предоплаченных карт пользуются наибольшим спросом у банков и их клиентов? Что из них MasterCard может предложить сегодня банкам?

М.Лэнфорд:Большинство крупных бан- ков, стремясь уделить максимум внимания уже существующей клиентской базе, вклю- чают в продуктовую линейку такие виды предоплаченных карт, как, например, карты для путешествующих и карты для электрон- ной коммерции.

Карты для путешествующих – это альтернатива кредитной или дебетовой карты в зарубежных поездках. Такие карты предоставляют ряд эффективных возможностей управления бюджетом. Например, предоплаченная карта позволяет заблаговременно, т. е. на дату ее приобретения, установить фиксированный курс обмена валюты той страны, куда направляется держатель, при этом для приобретения карты он может выбрать тот день, когда курс был наиболее выгодным.

Этот вид предоплаченных карт предлагается и в премиум-сегменте. Клиент получает туристическое страховое покрытие, туристические льготы и иные привилегии. Отмечу, что за премиальные услуги потребители действительно готовы платить весьма дорого.

Виртуальные предоплаченные карты или традиционные пластиковые карты для электронной коммерции – тоже удобный востребованный продукт. Потребители ценят дополнительную безопасность, с которой связаны эти карты, а также возможность контроля денежных средств.

В будущем, на мой взгляд, развитие получат платежные продукты для молодежи, как, например, предоплаченные карты для школьников. Разработаны они в первую очередь для того, чтобы повысить финансовую грамотность детей и научить их азам управления своими повседневными расходами. Здесь также могут быть применены технологии для контроля расходования средств – исходя из кода торговой категории либо идентификатора ТСП, эмитент может отклонять или блокировать те или иные транзакции. Например, могут отклоняться платежные транзакции по картам школьника в тех ТСП и за те товары и услуги, которые имеют возрастные ограничения +18, и т. д. Кроме того, если у эмитента нет обрабатывающих возможностей для использования данного типа блокировки, мы можем помочь ему путем внедрения блокирующего механизма на сетевом уровне.

Подчеркну, что данные продукты не конкурируют с кредитными картами или дебетовыми картами: напротив, они дополняют их функционал.

ПЛАС:Вы уже упомянули государство в качестве потенциального клиента для предоплаченных продуктов. Ка- кие карты вы можете предложить, что востребовано?

М.Лэнфорд:Государство несет ощутимые затраты, предоставляя льготы своим гражданам, и существенная часть этих госрасходов – затраты на работу с наличными. Благодаря современным платежным технологиям, и не в последнюю очередь с внедрением предоплаченных карт, эти расходы могут быть значительно сокращены. Причем мы можем предложить технологии, которые позволяют эффективно мониторить распределение средств и контролировать целевое расходование финансовой помощи. Помимо уже упомянутых мной социальных государственных проектов по выплате льгот с помощью предоплаченных карт можно оказывать помощь, например, пострадавшим от стихийных бедствий. Один из примеров – сотрудничество MasterCard с международным Красным Крестом по ликвидации последствий урагана «Катрина». Сотрудники Красного Креста отправлялись в пострадавшие районы и на месте выдавали людям предоплаченные карты с определенной суммой вместо того, чтобы выдавать чеки, для обналичивания которых нужно отправляться в банк. Другими словами, они использовали возможность сразу предоставить людям средства, чтобы те могли начать жизнь заново.

Дженнифер Рейдмейкер, старший вице-президент направления ключевых продуктов MasterCard в Европе
"Водной только Западной Европе банковскими услугами и электрон- ными платежами не пользуются около 93 млн человек. Важно отметить, что для многих предоплаченные карты могут быть тем «мостом», который позволит перейти к новому состоянию: почувствовать финансовую вовлечен- ность, безопасно хранить сбережения, научиться лучше планировать свой бюджет. Это путь к тому, чтобы быть бо- лее вовлеченным в социальную жизнь и в полной мере пользоваться дости- жениями современных технологий, и нам необходимо делать больше для образования и информирования этих групп об имеющихся возможностях. Конечно же, не существует единого решения для всех, но есть возможность легко персонализировать финансовые продукты в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств клиента»."

Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 1 (200) 2014

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первую в мире действующую систему дистанционного банковского обслуживания для юрлиц запустил в Великобритании в 1983 г. Bank of Scotland (для компаний, входящих в National Building Society), причем в системе для приема и отправки дистанционных распоряжений по счетам использовались тогда… телефон и телевизор?