Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Электронная коммерция 2013. Цифры и тренды

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

20.01.2014 Количество просмотров 3002 просмотра

Уже в ближайшее время Россия сможет стать одним из наиболее значимых игроков на мировом рынке онлайн-коммерции


Елена Орлова, председатель Правления ООО НКО «ПэйЮ»

Рынок e-commerce по праву можно назвать наиболее динамичной и перспективной частью российской экономики. Об этом свидетельствуют и цифры статистики за последние несколько лет. Так, по данным исследования агентства Data Insight, проведенного по заказу международного процессингового центра PayU, рост отечественного рынка интернет-торговли в минувшем 2013 году составил 29% (в прошлом году динамика была несколько ниже, 23–25%). 

На сегодняшний день в России около 48 тыс. интернет-магазинов, каждый из которых занял свою нишу в том или ином сегменте товаров и услуг. За первое полугодие 2013 года объем рынка электронной коммерции России составлял 160 млрд рублей (этот показатель включает в себя только материальные товары, проданные через интернет, исключая музыку и видеофильмы на физических носителях и любые виды билетов). 

Интернет по-прежнему остается масштабной и перспективной платформой для построения розничного бизнеса. Нет такого сегмента потребительского рынка, который нельзя было бы развивать в интернете, зачастую в более выгодных условиях. Темпы роста e-commerce впечатляют, тем не менее они могли быть еще больше, если бы не ряд факторов, характерных для России: доминирование платежей наличными, необходимость обеспечивать логистику и доставку силами интернет-мерчанта, пробелы в законодательстве.

Отметим несколько трендов электронной коммерции 2013, в рамках которых, собственно, и лежат возможные сценарии дальнейшего развития рынка.

Тренд № 1: Социальные сети

 В 2012 году число зарегистрированных  пользователей Facebook перевалило за  миллиард. После поисковой машины  Google Facebook является одним из самых  популярных ресурсов (по данным Alexa. com). В России есть свои аналогичные  игроки – Яндекс и «ВКонтакте».

Электронная коммерция не обошла  стороной ни «ВКонтакте», ни Facebook.  Для самих магазинов это отличный способ  «общения» с клиентами, а для соцсетей –  один из способов монетизации.

Одно из самых главных преимуществ  соцмедиа – это хранение информации  о своих пользователях. Рекламу на том же  Facebook нельзя назвать агрессивной или  же навязчивой, зачастую она принимает  вид рекомендаций от друзей. Кроме того,  подразумевается, что покупатель заранее  заинтересован в приобретении товара: ведь  он самостоятельно отмечает понравившиеся категории, нажав на «Мне нравится».

 Сейчас уже при регистрации в интернет-магазине достаточно указать совой  профиль, т. е. «залогиниться» через  Facebook или же «ВКонтакте». И это очень  удобно, поскольку избавляет потребителей от заполнения анкет, да и дальнейшая  авторизация происходит через выбранную  социальную сеть. Особенно актуальна  данная опция в условиях многоканального  обслуживания, когда необходимо упростить вход на сайт с разных устройств для  одного и того же покупателя.

Рис. 1. Объемы крупнейших страновых рынков электронной коммерции в 2012 г.

Тренд № 2:  Мобильные технологии

Сегодня наблюдается рост количества покупок, совершаемых через мобильные устройства. Согласно данным PayU, в России  уже 6% покупок и продаж делается через  мобильные приложения, но опыт западных  коллег говорит о серьезных перспективах мобильной коммерции. Большинство  российских интернет-магазинов пока еще  не готово к облуживанию своих клиентов  через смартфоны: менее 1% магазинов  имеют мобильную версию сайта или специальное приложение (не считая приложений  для заказа продуктов питания по городу).  Так, эксперты IT-компании «1С-Битрикс»  обратили внимание на преобладание многоканальности заказов. Клиенты заказывают с традиционных сайтов, планшетов,  смартфонов, терминалов обслуживания.  Современный интернет-магазин обязан  принять и обработать заказ, независимо от  того, на каком устройстве он был совершен.

По прогнозам J’son & Partners Consulting,  в 2013 году продажи смартфонов выросли  на 30%, продажи планшетных компьютеров – на 40%.

Тренд № 3:  Западные конкуренты

Стоит отметить характерную для российского рынка тенденцию, которая не  самым благоприятным образом сказывается на развитии рынка: растущую долю  покупателей, совершающих трансграничные B2C-покупки.

 В 2013 году объем таких покупок приблизился к отметке в 100 млрд рублей –  это четверть от всех продаж материальных товаров. Сегодня около 4 млн человек  совершают интернет-покупки за рубежом,  это 15% от всех российских покупателей. В среднем на каждого покупателя  приходится 4 покупки в год за границей  (данные компании Data Insight). Тем не  менее сложности с возвратом товара и с  его оплатой будут снижать спрос на трансграничные покупки, которые на данный  момент характерны прежде всего для  жителей Москвы и Санкт-Петербурга.

Тренд № 4: Новые стандарты  графики и визуализации

По словам руководителя сервиса «Яндекс. Маркет» Алексея Авдея, основными причинами для россиян для покупок товаров  «в реале» по-прежнему является то обстоятельство, что в интернете товар нельзя  потрогать руками, а также низкая скорость  доставки. На этом фоне интернет-магазины начинают сегодня предлагать отличный  способ борьбы с первой проблемой: детальная визуализация товара с помощью  новейших технологий. Из самых интересных решений стоит  выделить видеодемонстрации, которые  преобладают в магазинах одежды, также 360-градусный обзор продукта – эта  функция все чаще встречается на сайтах,  продающих аудио- и видеотехнику.

 Современные технологии позволяют  сделать шопинг в интернете таким же  насыщенным, как и совершение покупок  в настоящем магазине, что в будущем  обещает повысить конверсию сайта.

Тренд № 5. Маркетинг и SEO

Рис. 3. Прирост объемов наиболее динамично развивающихся рынков электронной коммерции в 2013 г. (%).

Сейчас можно наблюдать за динамичным развитием такого направления, как  SEO-оптимизация. На рынке появилось  много игроков, предлагающих раскрутку  сайта и его попадание в топ поисковых  машин. При этом SEO-оптимизация уже  преследует несколько задач, в зависимости от спроса и образованности клиента.  Речь идет о дальнейшем «ведении» клиента, с увеличением объема его продаж.

 Конкуренция здесь высока, что хорошо  сказывается на технологичности и совершенствовании сервисов.

Говоря об основных тенденциях минувшего 2013 года, хотелось бы упомянуть  о следующих ключевых отличиях российского рынка:

• В России есть ряд товарных категорий  (автозапчасти, детские товары, парфюмерия/косметика и т. д.), которые демонстрируют в онлайн-торговле впечатляющий  рост на уровне 100% и больше, в то время  как почти все ниши в западной онлайн-торговле характеризуются относительно стабильным состоянием.

• Покупатели на Западе чаще совершают  покупки в интернете, а в странах постсоветского пространства уровень доверия  потребителей к онлайн-магазинам пока  нельзя назвать высоким. 

• Несмотря на то что по численности населения США опережают Россию лишь  вдвое, объем американского рынка электронной коммерции почти в 30 раз больше  объема российского.

 • Преобладание мобильного шопинга на  Западе. У нас эти ниши пока только на  стадии развития.

• В российском e-commerce лидирующим  сегментом является электроника. В США –  одежда и аксессуары.

Рис. 2. Численность населения и доля пользователей услуг e-commerce в разных странах мира

Вместо послесловия

График, сравнивающий объемы рынка электронной коммерции в разных странах мира  по состоянию на 9 августа 2013 года, представленный компанией Search Laboratory,  наглядно демонстрирует общее положение  дел. Цифры у западных консалтинговых  агентств несколько отличны друг от друга  (согласно Euromonitor International, объем  российской электронной коммерции – примерно 10,5 млрд долларов, по результатам  же оценок, выполненных inFOLIO Research  Group, он достиг в 2012 году 325 млрд рублей, что в целом сходится с данными от  Euromonitor International), тем не менее сопоставление по странам очень актуально. Россия почти втрое уступает Италии, не говоря  уже о Великобритании и Германии, а первое  место принадлежит США – 174 млрд долл. Между тем та же Search Laboratory предсказывает весьма высокий рост доли населения России, имеющего доступ к интернету. С 2011 до 2013 года этот показатель  должен увеличиться с 43% до 72%.

Согласно оценкам экспертов inFOLIO  Research Group, рост объемов рынка электронной коммерции в России ожидается  весьма значительный: «при сохранении  существующих темпов роста к 2017 году  рынок перешагнет планку в 500 млрд  рублей, а к 2020-му – 650 млрд рублей».  У российского населения есть необходимые доходы и желание покупать товары  в комфортных условиях, а у страны в целом – потенциал, благодаря которому  в ближайшее время она сможет стать  одним из наиболее значимых игроков на  мировом рынке онлайн-коммерции.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 1 (200) 2014

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?