Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Карты с максимальным процентным доходом

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

20.02.2014 Количество просмотров 3137 просмотров

MasterCard

Обзор рынка дебетовых (универсальных) карт с начислением процентов на остаток собственных средств на базе исследования, проведенного группой PLUS alliance.


Сегмент карточных продуктов с функцией начисления процентов на остаток собственных средств клиента динамично развивался в России на протяжении нескольких последних лет в качестве эффективного инструмента привлечения срочных депозитов населения. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию обзор состояния данного сегмента рынка на конец 2013 года и рейтинг наиболее интересных предложений, составленный по результатам недавнего исследования, проведенного аналитическим департаментом группы PLUS Alliance. Его основные выводы мы публикуем в этом номере.

База исследования

В исследовании дебетовых (универсальных) карт с начислением процентов на остаток собственных средств приняли участие 33 кредитных учреждения, эмитирующих данный тип карточных продуктов1.


Из 148 исследованных карт более трети карточных продуктов реализованы на базе карт только с магнитной полосой


Копилка
На рынке насчитывается как минимум 33 банка-эмитента, выпускающих 148 различных карточных продуктов, имеющих функционал начисления процентов на остаток собственных средств

Tinkoff

Всего в ходе исследования в конце 2013 г. были обработаны данные по 148 карточным продуктам, которые подразумевают в своем функционале начисление процентов на текущий остаток собственных средств держателя (в рублях) и сегодня обращаются на карточном рынке Российской Федерации. В исследовании, помимо продуктов указанных банков, первоначально принимали участие и карточные продукты, эмитированные ОАО АКБ «Мастер-Банк», но они были исключены из итоговых результатов анализа ввиду отзыва 20.11.2013 г. у банка лицензии на осуществление банковской деятельности и последующего прекращения оборота эмитированных им карт.

Кратко o методике и цели исследования

В ходе проводимого анализа каждый карточный продукт рассматривался отдельно, по нескольким блокам параметров, включающих в себя технологическую платформу карт (чип + магнитная полоса или только магнитная полоса), наличие бесконтактного интерфейса, наличие транспортного приложения MIFARE, категорию карты (в терминологии платежных систем Visa и MasterCard), величину обязательных расходов держателя за годичный период (без учета проводимых банками акций), ставка процентов, начисляемых на остаток собственных средств, и условия начисления, размеры комиссий за выдачу наличных денежных средств с карты в собственной сети АТМ и АТМ сторонних банков, размеры комиссий за пополнение карты в различных сетях, за переводы денежных средств на счета/карты третьих лиц и прочие комиссии, развитость сети АТМ для бескомиссионного снятия средств с карты, лимиты по картам, дополнительные функциональные возможности карточных продуктов (cash-back, наличие полнофункционального интернет-банка и др.). Ближайшей целью исследования была подготовка обзора рынка и рейтинга продуктов с начислением процентов на остаток собственных средств.


1Банк Русский Стандарт, ХКФ Банк, Тинькофф Кредитные Системы, УРАЛСИБ, Москомприватбанк, Сберкредбанк, МТС-Банк, ОТП-Банк, Банк «Балтика», Банк Москвы, Банк Интеркоммерц, Банк «Советский», Военно-Промышленный Банк, IQCard, Первый Республиканский Банк, Промсвязьбанк, iMoneyBank, Россельхозбанк, Связной Банк, БИНБАНК, Сбербанк России, РосЕвроБанк, Банк ИТБ, Московский Кредитный Банк, Татфондбанк, Росгосстрахбанк, «АК БАРС» Банк, Банк БФГ-Кредит, Банк «Церих», ЛОКО-Банк, Росинтербанк и Юниаструм Банк.


Общая характеристика рынка В настоящее время рынок дебетовых карточных продуктов с начислением процентов на остаток собственных средств в Российской Федерации можно считать развивающимся: по данным исследования PLUS Alliance, на нем насчитывается 33 банка-эмитента, выпускающих 148 различных карточных продуктов, имеющих данный функционал2 . Это число, вероятно, не является абсолютно полным, т. к. на рынке имеется ряд региональных банков, по тем или иным внутренним причинам не принявших участие в данном обзоре. В то же время авторы исследования полагают, что ими были выявлены все наиболее значимые игроки данного сегмента карточного рынка РФ.


Исследованные карты достаточно четко разбиваются на три группы по механизму начисления процентов на остаток


Из 148 исследованных карт с начислением процентов на остаток собственных средств более трети (52) карточных продуктов реализованы на базе карт только с магнитной полосой, для 4 продуктов клиентам предлагается на выбор выпуск карт либо с магнитной полосой, либо несущих на себе EMV-чип. Остальные карточные продукты реализованы только на EMV-платформе.

Бесконтактным интерфейсом на платформе MasterCard PayPass или Visa payWave обладают лишь 6 карточных продуктов из рассмотренных 148 (Банк «Тинькофф Кредитные Системы», «АК БАРС» Банк, МТС Банк), однако в отношении еще 11 карточных продуктов банки-эмитенты – Военно-Промышленный Банк, Московский Кредитный Банк и Банк «Интеркоммерц» – указали, что они планируют приступить в конце 2013 – начале 2014 г. к выпуску этих карт с бесконтактным интерфейсом той или иной международной платежной системы. Чипом MIFARE с транспортным приложением, согласно данным, предоставленным банками, оборудованы (или могут быть оборудованы) 9 карточных продуктов (Московский Кредитный Банк, Банк «Балтика», «АК БАРС» Банк, Россельхозбанк).

Среди исследованных карт представлены карты Visa и MasterCard, большая часть карточных продуктов может быть выпущена и в одном и в другом варианте. Среди исследованных продуктов представлены все категории карт – от Maestro Unembossed и Visa Electron Unembossed до премиальных Visa Infinite и MasterCard World Black Edition.

2 исследовании не были учтены карты финансового стартапа RocketBank с подключенной программой RocketRoll, предусматривающей начисление процентов на остаток собственных средств держателя начиная с суммы 50 000 р. Данные о такой программе не были, во-первых, предоставлены банком-эмитентом карт – КБ «Интеркоммерц», на момент запроса, а во-вторых, согласно официальному сайту RocketBank, функция начисления процентов на остаток собственных средств по картам распространяется лишь на карты, эмитированные в определенном временном периоде в рамках маркетинговой акции, и, соответственно, с нашей точки зрения, не может рассматриваться как неотъемлемое и постоянное свойство продукта RocketBank «Все включено». Тем не менее, мы считаем нужным упомянуть о наличии таких карт на рынке – на момент сдачи номера в печать подключение к программе RocketRoll было возможно до 31 января 2014 г.

Выявленные группы карточных продуктов
Общий массив исследованных 148 карточных продуктов достаточно четко разбивается на три группы по механизму начисления процентов на остаток собственных средств. В первую группу отнесены карты, начисление процентов на остаток собственных средств держателя на счетах которых не зависит от оборота по карте, во вторую – карты, начисление процентов на остаток собственных средств держателя на счетах которых зависит и от лимита, и от оборота по карте (с подвариантом «лимита или оборота» у Московско- го Кредитного Банка), и в третью – карты, где эти два параметра жестко взаимосвязаны, и проценты на остаток собственных средств без какого-либо оборота по карте не начисляются.


Проценты на любой остаток собственных средств – от 1 руб. – начисляют на рассматриваемые карты лишь 9 банков из 33


Классическими «доходными» картами можно считать лишь карты первой и отчасти – второй группы.

Вторая группа состоит из 5 карточных продуктов Банка Русский Стандарт, 2 карт МТС Банка и 6 продуктов Московского Кредитного Банка. Расчеты чистой доходности для этой группы корректны лишь без учета оборачиваемости по карте (что и было сделано в исследовании).

В третью группу попали все дебетовые карты с начислением процентов от Юниаструм Банка. До конца осени минувшего 2013 г. эти карточные продукты относились бы ко второй группе, но в ноябре 2013 г. банк изменил механизм начисления процентов по своим картам, при котором без оборотов по карте проценты не начисляются вообще: таким образом, от оборота зависит не шаг процентной ставки (как во второй группе), а сам факт начисления процентов для любой суммы остатка собственных средств.

Простейшие расчеты показывают, что с введением условия обязательного порога потраченных за отчетный период средств «доходные карты» по сути превращаются из «карт-копилок» в карты с «завуалированной» функцией cash back. По существу «проценты на остаток» в бизнес-моделях некоторых продуктов второй и всех продуктов третьей группы призваны стимулировать держателя преимущественно тратить средства на карте, а не накапливать их. Тем не менее в исследовании рассмотрены все случаи ненулевой доходности данных карт без учета трат по ним (там, где это возможно).

Массовые «доходные» карты. Критерии оценки
Самой массовой группой оказалась первая группа карт, где начисление процентов зависит лишь от суммы остатка собственных денежных средств держателя.

Внутри этой группы выделяются подгруппа с фиксированным процентом на остаток и подгруппа с плавающей ставкой процентов, меняющейся в зависимости от суммы. находящейся на карточном счете. На продукты с фиксированной ставкой приходится 65 карт из 148 – это все рассматриваемые дебетовые про- дукты с начислением процентов на остаток от Москомприватбанка, iMoneyBank, ХКФ Банка, Банка «Балтика», Банка Москвы, Банка «Интеркоммерц», Банка «Советский», IQCard, Промсвязьбанка, Россельхозбанка, Сбербанка России, РосЕвроБанка, Банка ИТБ, Росгосстрахбанка, БФГ-Кредит и Банка «Церих», а также 1 продукт от Сберкредбанка и 4 продукта Татфондбанка. Ставки процентов в «фиксированном» сегменте варьируются от 1% (Россельхозбанк) до 10,5% (iMoneyBank).

У большинства рассмотренных карточных продуктов проценты (в любом размере) начисляются лишь на суммы свыше определенного минимального порогового значения, которые, как правило, варьируются в диапазоне от 500 рублей до 30 тыс. рублей (в случае некоторых продук тов этот порог еще выше). Проценты на любой остаток – от 1 рубля – начисляют на рассматриваемые карты лишь 9 банков из 33 – это ХКФ Банк, ТКС Банк, iMoneyBank, МТС Банк, Банк Москвы, Банк «Советский», Россельхозбанк (на ряд продуктов), Сбербанк России и Татфондбанк. Промежуточное положение занимают карты ОТП Банка и Первого Республиканского Банка, по которым на остаток до 3000 рублей начисляются проценты, но по символической ставке 0,01%.


123 карточных продукта имеют в случае остатка в 10 000 руб. на счету карты отрицательную или же нулевую доходность


Целью рейтинга карт было выявить наиболее привлекательные для потенциального потребителя карты с начислением процентов на остаток собственных средств, используемые в качестве «карты-копилки» или «доходной карты». Хотя при рассмотрении в таком ключе «депозитная» функция карты, безусловно, превалирует над «транзакционной», ранжировать карточные продукты по величине процентной ставки, как это зачастую делается в «популярных» обзорах, нам кажется бессмысленным.

Пользователи, рассчитывающие использовать данные карты как инструмент накопления и целевых трат, должны обладать достаточной продвинутостью в уровне своей финансовой грамотности и просчитывать прежде всего показатель чистой доходности (понимаемой как разница между доходом от процентов, начисляемых на остаток средств, и совокупной стоимостью владения карточным продуктом).

При этом надо принимать во внимание, что чистая доходность рассматриваемых карт (из-за того, что более половины продуктов относятся к категории доходных карт с «плавающей» ставкой процентов или имеют высокий минимальный порог остатка для начала их начисления) будет разниться в зависимости от суммы остатка. Поэтому для исследования были взяты 4 показателя чистой доходности – два (чистая доходность на остаток 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей), характеризующие сегмент держателей, которые предпочитают держать на карте до 50 тыс. рублей, и два, характеризующие сегмент держателей, которые откладывают на более крупные приобретения (чистая доходность на 200 тыс. рублей и 300 тыс. рублей). Для премиальных карт анализировалась также доходность на остаток 700 тыс. рублей. Как мы полагаем, такое количество «разрезов» в достаточной мере полноты характеризует чистую доходность карточных продуктов в исследовании.

Чистая доходность массовых карт в различных разрезах Так как значительная часть рассмотренных нами доходных карт имеет различный минимальный порог суммы остатка, с которого начинается начисление процентов, и ненулевую совокупную стоимость владения, анализ чистой доходности на остаток в 10 000 руб. дает следующую картину по каждому продукту в отдельности.

Согласно произведенным нами расчетам, ненулевой доходностью на сумму остатка в 10000 руб. обладают всего 25 карточных продуктов3 . Все остальные карты, участвующие в обзоре (т. е. 123 карточных продукта), имеют в случае остатка в 10000 рублей на счету карты отрицательную или же нулевую доходность.

Копилка
Топ-10 карточных продуктов – лидеров по показателю чистой доходности на сумму остатка 10 тыс. рублей (рублей в год), 2013 г.

Десятка лидеров по чистой доходности в этом разрезе представлена на рис. 1 (продукты с одинаковыми показателями чистой доходности у каждого банка-эмитента объединены).

Десятка лидеров по чистой доходности карточных продуктов в следующем «разрезе» (а именно на сумму остатка 30 тыс. рублей) выглядит так, как показано на рис. 2.

Отметим, что почти 40% (59 карточных продуктов из 148 исследованных) по-прежнему имели отрицательную или нулевую доходность и при уровне остатка собственных средств на счете держателя карты в 30000 рублей.


Ранжировать карточные продукты по величине процентной став- ки, как это зачастую делается, нам кажется бессмысленным


При анализе чистой доходности на суммы остатка собственных средств держателя в 200 и 300 тыс. рублей следует отметить, что ряд банков в своей бизнес-модели намеренно ограничивают пониженной ставкой процентов максимальную сумму остатка по карте. Это диктуется, с одной стороны, существующими фрод-рисками, а с другой – стремлением ограничить риски от невыгодного для банка использования карты держателем как чисто депозитного средства с высокой доходностью при одновременной возможности практически нелимитированного (до определенного уровня депозитных средств) обналичивания или вывода значительных сумм.

Десятка лидеров карточных продуктов по показателю чистой доходности на сумму остатка 200 тыс. рублей представлена на рис. 3.

Как видим, во всех четырех представленных «разрезах» по показателям чистой доходности лидируют карточные продукты следующих банков: iMoneybank, ВПБ (Военно-Промышленный Банк), Москомприватбанк, ТКС Банк (Банк «Тинькофф Кредитные Системы»). При этом в устойчивых лидерах по показателям чистой доходности на суммы остатков в 10 и 30 тыс. рублей находятся также Банк «Балтика» и банк ИТБ.

Если же мы рассмотрим уже не отдельные продукты, а линейки продуктов банков, то картина изменится, хотя и совсем немного. Если учитывать только массовые продукты банков, которые обладают ненулевой доходностью по остаткам собственных средств на счетах карт по всем «разрезам» (10, 30, 200 и 300 тыс. рублей), и добавить к рассмотрению наиболее высокодоходные пенсионные и социальные продукты, то картина будет выглядеть так, как показано на рис. 5.

Топ-5 банков-эмитентов массовых доходных карт
Проанализировав инфраструктуру обслуживания, уровень комиссий по различным операциям и дополнительный функционал карт пяти ведущих банков-эмитентов массовых доходных карт, можно выделить топ-5 банков-эмитентов карточных продуктов с функционалом начисления процентов на остаток собственных средств. Значение показателя чистой доходности карты мы признали самостоятельным и главным фактором оценки, который должен составлять не менее чем половину всех баллов общей оценки карточных продуктов и к которому привязываются дополнительные оценочные факторы.

Общая оценка рейтинга складывается из баллов двух групп:
1) баллов за уровень чистой доходности карт (1 балл за каждую тысячу рублей чистого дохода на максимально рассмотренную для массовых карт сумму – 300 тыс. рублей) – см. рис. 6;
2) баллов за уровень комиссий, масштабы сети устройств самообслуживания для бескомиссионного снятия и пополнения карточного счета и дополнительный функционал – см. рис. 7.


Значение показателя чистой доходности карты в исследовании признано самостоятельным и главным фактором оценки


Баллы второй группы вычислялись по анализу шести основных параметров по пятибалльной шкале (максимальная сумма оценки теоретически может достигать 30 баллов). Этими параметрами были:
• «уровень комиссий» (рассчитывались денежные потери клиента на комиссиях в кейсе, когда клиент пополняет карту через терминал QIWI на 10 000 рублей, из которых 5000 рублей он переводит безналичным переводом на счет в другом банке, а оставшиеся 5000 рублей снимает в банкомате Сбербанка России). QIWI и Сбербанк были взяты за эталон исключительно благодаря широте сети устройств самообслуживания;
• категория карты;
• наличие/отсутствие чипа («защищенность карты»);
• размер сети устройств для бескомиссионного пополнения карты (включая сети сторонних структур, с которыми существуют договоренности о бескомиссионном пополнении);
• количество устройств для снятия денег с карты;
• «дополнительный функционал» (где учитывались такие параметры, как наличие бесконтактного интерфейса и транспортного приложения с чипом MIFARE, возможность выпуска и стоимость обслуживания дополнительных карт, наличие и уровень процентов, начисляемых по cash-back, наличие интернет-банка с возможностью блокировки карты и изменения лимитов в нем и др.).

Наконец, сведенные вместе данные показателей чистой доходности карт и данные по функциональности и удобству приводят к итоговой общей оценке, которая представлена на рис. 8.

Разумеется, конкретные значения итогового рейтинга могут показаться в известной мере субъективными, поскольку для разных категорий держателей (и даже для каждого держателя в отдельности) некоторые факторы, принятые здесь во внимание при оценке уровня комиссий, широты инфраструктуры пополнения и снятия наличных, дополнительного функционала карт, могут кардинально различаться по своей значимости.

Более-менее однозначно можно утверждать лишь, что первое место среди эмитируемых сегодня массовых карт российских банков с функционалом начисления процентов на остаток собственных средств в 2013 г., безусловно, разделили iMoneyBank (с картой «Автокопилка» – несомненным лидером по показателю чистой доходности и чрезвычайно широкой сети бескомиссионного снятия наличных) и ТКС Банк (с картой Tinkoff Black – 4-е место по чистой доходности продукта, но лидирующей по широте сети бескомиссионного пополнения, уровню комиссий на основные виды транзакций, по категории и функциональности карточного продукта).


Главный критерий оценки и ранжирования пенсионных и социальных «карт-копилок» – их показатели чистой доходности


Условно второе место поделили между собой банк ВПБ (безусловный лидер по максимальному уровню ставки процентов, начисляемых на остаток собственных средств, по широте линейки рассматриваемого типа продуктов, а также наличию MIFARE-чипа и транспортного приложения на картах) и Москомприватбанк (с понятной и простой схемой начисления фиксированных процентов, безусловный лидер по уровню развитости собственной сети банкоматов, функционалу интернет-банка Приват24 и др.).

Наконец, условно третье место в нашем рейтинге достанется Банку «Балтика», обладающему широкой линейкой продуктов, сравнимых по числу с наличествующими у ВПБ, с наиболее простой и доступной схемой начисления процентов на остаток средств и весьма высоким уровнем доходности.

Следует отметить, что в начале 2014 г. в пятерке лидеров произошли изменения: Банк ТКС снизил максимальную процентную ставку по карте Tinkoff Black до 8% годовых, в связи с чем ее позиция стала ниже: теперь наивысшая чистая доходность карты равна 23 532 руб. на остаток 300 000 руб., по этому показателю она практически сравнялась с продуктами Сберкредбанка и Банка ИТБ (занимавших ранее 6 и 7-е места рейтинга соответственно), формально заняв 7-ю позицию в рейтинге. Однако из-за самых высоких баллов второй группы (характеризующих уровень комиссий, масштабы сети устройств самообслуживания для бескомиссионного снятия наличных и пополнения карточного счета, дополнительный функционал карты), карта Tinkoff Black не только останется и в 2014 г. в первой пятерке «доходных карт» российского рынка по итоговой суммарной оценке (52,5 балла), но и по прежнему разделит с картой «Автокопилка» от iMoneyBank первое место. Тем не менее по уровню чистой доходности, взятому отдельно, данный продукт встанет лишь на последнее место в топ-5 доходных карт 2014 г., разделив его с картами Сберкредбанка (карты «С1» и «Зарплатный проект» категорий MasterCard Electronic /Visa Electron) и Банка ИТБ («Банк под рукой. Деньги без хлопот!» и «Деньги НАПРОКАТ» категорий MasterCard Standard Unembossed, Visa Instant Issue).

Пенсионные (социальные) и премиальные продукты
Данные типы продуктов были выделены для отдельного рассмотрения, так как их получение ограничивается рядом условий.

По нашему мнению, главным критерием для оценки и ранжирования пенсионных и социальных карточных продуктов с функционалом начисления процентов на остаток средств является показатель чистой доходности сам по себе. В нашем обзоре участвовали 9 таких продуктов, мы оценили их доходность в нижнем и верхнем сегментах (30 тыс. рублей и 300 тыс. рублей). В таких разрезах эти карты группируются по-разному, что мы и видим на рис. 9 и 10.

Премиальные продукты
Что же касается карточных премиальных продуктов с функционалом начисления процентов на остаток средств, участвующих в обзоре, то, по нашему мнению, данный функционал не играет определяющей роли при их выборе VIP-клиентами. При этом чистую доходность премиальных карт с данным функционалом следует оценивать в разрезе гораздо более значительных сумм, нежели 10 тыс. рублей или 300 тыс. рублей. Для этого авторами исследования была взята в качестве критерия сравнения максимальная сумма, подлежащая возмещению по условиям системы обязательного страхования вкладов (ССВ), – 700 тыс. рублей. Картина лидеров по чистой доходности среди исследованных премиальных карт в этом случае сильно разнится с картами массовыми (а некоторые из них были включены и в эту группу – по формальным признакам категории карты). Топ-10 исследованных премиальных карт по показателю чистой доходности за 2013 г. представлен на рис. 11.

Исследование различных сегментов российского карточного рынка, в т. ч. сегмента премиальных карт, будет продолжено журналом «ПЛАС» в наступившем 2014 году.

Полная версия исследования рынка дебетовых (универсальных) карт с начислением процентов на остаток собственных средств с описанием методики оценки, включая источниковую базу (в виде таблиц Excel), с подробными данными об исследованных продуктах, вычислениями совокупной стоимости владения и чистой доходности карт доступна для участников рынка по запросу на коммерческой основе в отделе маркетинга группы PLUS Alliance.

Обращайтесь к Константину Гризову, директору по развитию бизнеса: моб.: +7 925 005 4005;


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 2 (201) 2014

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… толчком к быстрому распространению ракушек каури в Африке послужило развитие работорговли в начале XVI века? Португальские, голландские и английские купцы скупали каури у берегов Индии, везли их в Гвинею, где продавали за двойную-тройную цену. На вырученные деньги они покупали рабов, которых везли в Америку, где получали еще большую прибыль.