Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Дизайн банкнот: между эстетикой и безопасностью

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

20.02.2014 Количество просмотров 2665 просмотров
Аллан Ньюман

Интервью с Аланом Ньюманом, директором по дизайну компании De La Rue, отпраздновавшей в минувшем 2013 году 200-летний юбилей своей деятельности на мировом рынке.


ПЛАС: Банкноты всегда были не только платежным средством, но и своего рода визитной карточкой страны, квинтэссенцией ее национальных символов, поэтому дизайн банкноты – это еще и небольшое произведение искусства, которое подчиняется законам моды в определенный период времени. Какие тенденции в этой области были характерны для минувшего 2013 года? Насколько силен у эмитентов валюты разных стран дух соперничества в отношении дизайна?

А. Ньюман: Банкнота как платежное средство должна выдерживать испытание временем в течение всего срока своей эксплуатации. Поэтому ее дизайн – намного больше, чем просто элемент красивого национального артефакта. Подлинная ценность банкноты заключается не в общей стоимости ее компонентов, а в ее абсолютном контексте в качестве «визитной карточки» государства.

Рекламные банкноты De La RueРекламные банкноты De La Rue
Рекламные банкноты De La Rue при обычном освещении и в УФ-лучах демонстрируют основной принцип дизайнерской философии компании – гармония эстетики и элементов безопасности, встроенных в дизайн

Первым клиентом De La Rue, заказавшим в нашей компании разработку и изготовление банкнот, стало государство Маврикий в 1860 г. К тому времени философия дизайна уже сложилась и с тех пор не менялась. Вот ее основные постулаты: отобразить в дизайне банкноты культуру страны; соблюсти гармонию между эстетикой и элементами безопасности, встроенными в дизайн; создать конечный продукт, который соответствует или превосходит ожидания нашего клиента.

Развитие технологий привнесло в философию компании необходимость учета таких факторов, как важность износостойкости банкнот, затраты в течение полного срока их эксплуатации, а также требования к наличию в банкнотах машиночитаемых элементов.

В то же время существуют дизайнерские тенденции, которые находят свое отражение в большинстве основных валют, таких как доллар США, евро, швейцарский франк и фунт стерлингов. Эти тенденции влияют на дизайн банкнот. Что касается моды, то многие наши клиенты, центральные банки-эмитенты национальных валют, рассматривая дизайн последних банкнот Венесуэлы, восхищаются этой серией. В венесуэльских боливарах (хотя они и не были первыми в этом жанре) используется идея вертикального дизайна банкноты, на лицевой стороне которых изображаются яркие портреты, а на обратной – дикая природа. К тому же я слышал, что у вас в России совсем недавно вышла банкнота с вертикальным дизайном – «олимпийские» сто рублей…

Безусловно, на ранних стадиях разработки концепции дизайна банкнот наши клиенты часто смотрят на банкноты других государств. И в этом случае нашей задачей является не столько попытка «перещеголять» дизайн банкнот соседних стран, сколько учесть отличия – в том, что касается цветовой гаммы, графического стиля и элементов безопасности.

ПЛАС: Согласны ли вы с мнением, что развитие защитных технологий делает банкноты разных стран визуально похожими друг на друга, поэтому дизайн сегодня – лишь оправа защитных признаков?

А. Ньюман: Нет, я не согласен, и объясню, почему. В компании De La Rue за последние пять лет мы разработали дизайн более 200 новых банкнот, каждая из которых графически отличалась от остальных. Во многих из них используются те же самые элементы безопасности; но именно дизайн явно отличает их друг от друга. Мне кажется, причина этого заключается в гармоничном сочетании художественных элементов и элементов безопасности – одно не должно считаться более важным, чем другое. Хотя банкноты – тот самый случай, когда функциональная структура несколько ограничивает творчество.

ПЛАС: Каждый дизайнер банкнот в De La Rue имеет более чем 20-летний опыт в банкнотном дизайне, а также в свободное время увлекается либо игрой на музыкальных инструментах, либо живописью, либо иными видами изобразительного искусства. Как вам удается находить столь талантливых людей?

А. Ньюман: Компания De La Rue традиционно стремилась привлекать выпускников творческих вузов и предоставляла им возможность развить их навыки в области дизайна элементов безопасности. Многие наши дизайнеры остаются с нами в течение продолжительного времени, накапливая в процессе существенный объем специальных знаний. Мне хотелось бы думать, что De La Rue помогает раскрыть их таланты и предлагает прекрасные возможности карьерного и профессионального роста.

ПЛАС: Какими критериями руководствуются ваши дизайнеры при разработке банкнот для того или иного заказчика? Насколько глубоко они погружаются в иконографию этой страны? Ориентируются ли дизайнеры на особенности современного банковского оборудования, участвующего в обработке наличности?


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 2 (201) 2014

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?