Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Развитие платежной индустрии в 2014 году: пять прогнозов

(Нет голосов)

03.04.2014 Количество просмотров 2289 просмотров

Эванс

Интеграция мобильных кошельков с про- граммами лояльности стала почти обязательным условием для успеха на рынке

Мишель Эванс (Michelle Evans), старший аналитик направления Consumer Finance компании Euromonitor International


Прогноз № 1: Конвергенция программ лояльности и мобильных платежей

Мобильные кошельки не смогли пока добиться необходимой популярности на мировом рынке в результате действия ряда факторов. В числе последних – опасения потребителей за сохранность данных своих платежных инструментов и их сомнения в обеспечении необходимо- го уровня безопасности, недостаточная информированность населения о преимуществах использования мобильных кошельков, отсутствие необходимой инфраструктуры, а также высокая популярность уже устоявшихся традиционных способов оплаты по сравнению с инновационными. В сложившейся ситуации, для того чтобы стимулировать более широкое проникновение мобильных финансовых инструментов и гарантировать достаточный коэффициент конверсии, операторам мобильных платежей придется в более широком масштабе предоставлять потребителям дополнительные услуги. 

Развитие платежной индустрии
В 2014 г. 5 крупнейших английских банков внедрили технологию мобильных платежей
Zapp в свои мобильные приложения

Такие услуги могут обеспечивать различные преимущества – от экономии денежных средств и повышенного уровня безопасности до удобства использования или роста лояльности клиентов. Из всех этих преимуществ именно программы лояльности, связанные с мобильными платежами, могут стать наиболее важным фактором, способным эффективно стимулировать потребителей начать активно использовать мобильные кошельки.

Все еще пребывающая на раннем этапе своего развития интеграция мобильных кошельков с дополнительными нефинансовыми сервисами (и в том числе с программами лояльности) уже стала практически обязательным условием для успеха мобильных платежных приложений на рынке. Так, один из наиболее успешных на сегодняшний день мобильных кошельков в мире представлен крупным участником сегмента HoReCa – сетью кофеен Starbucks Corp. Этот ритейлер интегрирует свою популярную бонусную программу с мобильным платежным приложением, основанным на использовании QR-кода и предоплаченных пользовательских аккаунтов Starbucks. 

Развитие платежной индустрии
Уровень востребованности кошелька ISIS выше среди тех его клиентов, которые  
подписаны на программы лояльности

Еще одним примером эффективно работающего приложения для мобильных платежей, связанного с программами лояльности, может служить мобильная платежная платформа Isis – проект, в котором участвует ряд крупнейших телекоммуникационных операторов США. 

Развитие платежной индустрии
«Облачные» технологии открыли
возможности развития полноценных
POS-систем на базе мобильных
устройств, в т. ч. планшетов

Несмотря на сравнительно небольшое время, прошедшее с начала продвижения платформы на территории США, последние результаты проекта показали, что уровень востребованности нового сервиса выше среди тех клиентов, которые подписаны на предлагаемые в рамках Isis программы лояльности. Таким образом, справедливо будет утверждать, что широкое признание потребителями преимуществ мобильных платежей в будущем напрямую зависит от типов дополнительных сервисов, предоставляемых им при использовании мобильных платежных приложений. Судя по всему, в ближайшем будущем в платежной индустрии будет увеличиваться количество мобильных приложений, связанных с программами лояльности. Более того, вполне вероятно, что на протяжении 2014 года ни одно приложение мобильных платежей просто не будет рассматриваться участниками рынка всерьез без упоминания роли связанных с ними программ лояльности.

Важно отметить, что само определение программ лояльности, как и их содержание, эволюционирует, и в будущем «лояльность» станет означать для потребителя и ритейлера нечто большее, чем схема накопления и трат бонусных баллов и миль или повышение процента дисконта. В перспективе инициативы, имеющие отношение к услугам мобильных платежей в связке с программами лояльности, будут ориентированы прежде всего на столь востребованные сегодняшними покупателями индивидуальный подход к клиенту и персонификацию маркетинговых предложений по товарно-сервисному ассортименту. Центральным же элементом такой персонификации и индивидуального подхода будут выступать сами мобильные устройства пользователей, поскольку именно с их помощью возможно определить сопутствующие платежу или покупке факторы и релевантность предложений, что в итоге будет способствовать формированию успешного потребительского опыта. В конечном итоге мобильные платежные решения будут в равной степени объединять в себе как собственно транзакции, так и схемы взаимоотношений с клиентом, складывающиеся вокруг платежей.

Уровень востребованности кошелька ISIS выше среди тех его клиентов, которые подписаны на программы лояльности

Прогноз № 2: Банки будут расширять платежный функционал мобильных приложений
Многие банки сегодня предлагают приложения для мобильного банкинга, в которых предусмотрен лишь ряд базовых сервисов, таких как проверка баланса, просмотр истории транзакций и перевод денежных средств со счета на счет (например, с дебетовой карты на кредитную), открытые одним и тем же клиентом в данном банке. Однако сегодня потребители, убедившись в том, что такие «базовые» мобильные банковские приложения просты в использовании и создают массу удобств в повседневной жизни, желают расширения их платежного функционала в сторону массовых розничных платежей. Очевидно, что этот тренд будет являться основным в течение ближайших нескольких лет.

Здесь можно привести ряд примеров успешной реализации данной концепции. Так, Commonwealth Bank – один из четырех крупнейших банков Австралии – недавно объявил об обновлении своего приложения для мобильного банкинга, функционал которого позволит его клиентам осуществлять бесконтактные розничные платежи при помощи мобильных телефонов. Еще один свежий пример: в начале 2014 г. пять крупнейших финансовых учреждений Великобритании приняли решение встро- ить технологию мобильных платежей Zapp в свои приложения мобильного банкинга. Zapp позволит 18 млн клиентов HSBC, First Direct, Nationwide, Santander и Metro Bank совершать покупки в офлайновых магазинах и в интернете, используя для этого приложения мобильного банкинга этих банков.


Мобильные платежные решения будут объединять в себе как транзакции, так и схемы взаимоотношений с клиентом


Starbucks интегрирует свою бонусную программу с платежным приложением на базе QR-кодов и предоплаченных аккаунтов

Проприетарные мобильные приложения банка, в которых присутствует и «базовый» функционал мобильного банкинга, и функционал розничных платежей, имеют большое будущее: сегодня потребители уже достаточно широко используют их для проведения широкого спектра транзакций. Такие мобильные приложения будут также способствовать и укреплению лояльности потребителя к конкретному розничному банку (за счет более активного вовлечения клиента в использование всего комплекса банковских продуктов, в результате чего у него снизится уровень мотивации сменить кредитно-финансовое учреждение). Мобильные приложения, предназначенные и для мобильного банкинга, и для розничных платежей, вероятно, в ближайшем будущем станут более широко предлагаться крупнейшими мировыми финансовыми учреждениями. Возможно, что на сегодня наибольшим успехом в продвижении на рынок мобильных кошельков является уже тот факт, что приложения мобильного банкинга создали те условия, при которых потребители стали доверять мобильным устройствам часть своей повседневной финансовой активности.

В 2014 г. 5 крупнейших английских банков внедрили технологию мобильных платежей Zapp в свои мобильные приложения

Прогноз № 3: Апрель 2014 г. может стать рубежом для рынка POS-терминального ПО
Перед платежной индустрией открываются новые горизонты благодаря развитию рынка «облачных» POS-решений, и апрель 2014 г. может стать поворотной точкой в их продвижении.

Сегодня для потребителей и ритейлеров доступен широкий выбор платежных инструментов и технологий, таких как мобильные кошельки с NFC или иными технологиями инициации транзакций и передачи транзакционных данных – с помощью QR-кодов, BLE (Bluetooth Low Energy) и даже акустических волн. Такие кошельки могут принадлежать как традиционным игрокам платежного рынка, так и новичкам, только входящим в этот сегмент.

К тому же сегодня мы наблюдаем и широкое распространение мобильных POS-терминалов, которые позволяют индивидуальным предпринимателям и малому бизнесу принимать платежи по картам без необходимости заводить merchant account, как это происходит при традиционном эквайринговом обслуживании в рамках платежных систем.

Одним из наиболее многообещающих достижений в этой области является применение в платежной индустрии «облачных технологий». Постепенно платежная индустрия переходит от устаревших громоздких POS-систем позавчерашнего дня к более мобильным решениям, в том числе базирующимся на планшетах с загруженным «облачным» ПО. Внедрение «облачных» технологий в сферу ритейла дало жизнь такому явлению, как POS- системы, загружающиеся и управляющиеся непосредственно из интернета через любой браузер. «Облачные» POS-системы отличаются от традиционных в очень большой степени: данные, включая как пользовательские, так и служебные (типа инвентарных и складских номеров, артикулов, цен и пр.), хранятся теперь на удаленном сервере, а не на локальном. При этом ритейлерам более не требуются специальные решения для сбора информации с POS-терминалов в магазинах. Кроме того, «облачные» технологии открыли возможности развития полноценных POS-систем на базе мобильных устройств, включая планшеты и даже смартфоны.

Платежная индустрия переходит от громоздких POS-систем к более мобильным решениям, в т.ч. базирующимся на планшетах с загруженным «облачным» ПО

Индустрия платежей в современном ритейле находится только в самом начале своего перехода «в облако». Этого не происходит в широком масштабе лишь из-за длительного жизненного цикла POS-систем, базирующихся на Windows. Как бы то ни было, переход «в облака» должен резко ускориться в том же апреле 2014 года, когда Microsoft прекратит поддержку Windows XP – наиболее популярной ОС в последние 12 лет1 . В результате любые POS-терминалы, использующие в своей работе Windows XP, перестанут быть PCI-совместимыми. Это в свою очередь означает, что ритейлер должен будет либо перейти на новую версию ОС Windows, либо сменить операционную систему на другую – и тут шансы «облачных» решений представляются весьма высокими.


Часть потребителей сегодня возвращается к «докризисной» модели платежного поведения, основанной на кредитных картах


Таким образом, «апрельский рубеж» должен открыть путь конкурирующим с Windows системам, включая множество «новичков», предлагающих свои «облачные» POS-решения.

«Облачные» технологии открыли возможности развития полноценных POS-систем на базе мобильных устройств, в т. ч. планшетов

Прогноз № 4: Потребители вновь обращаются к кредитным картам
Процесс восстановления мировой экономики после глобального финансового кризиса 2007–2008 гг. продемонстрировал определенные сдвиги в платежном поведении и привычках потребителей, сформировавшихся в кризисный период, в частности – доверия потребителей к кредитным картам.

Несомненно, некоторые потребители по-прежнему остаются крайне осторожными в своем подходе к различным тратам, но наблюдается и иная тенденция. Так, те потребители, которые видят сегодня постепенный рост своего свободно располагаемого дохода, все более склоняются к возврату к «докризисной» модели своего платежного поведения, основанной на использовании такого инструмента, как кредитная карта, – причем не только для совершения крупных покупок, но и для осуществления повседневных платежей.

Кредитные карты были лидирующим безналичным платежным инструментом с момента рождения современной платежной индустрии в 50-х годах прошлого века, однако начиная с 2010 г. ведущая роль в мире безналичных розничных плате- жей перешла к дебетовым картам. Такая смена парадигмы была вызвана ростом осознания потребителями своей большой зависимости от долговых обязательств – в данном кейсе дебетовые карты стали привлекательным инструментом для контроля над расходами.

Постепенное ослабление финансовой нагрузки на кошельки потребителя после недавнего кризиса привело, с одной стороны, к нормализации наблюдавшегося «всплеска» платежей по дебетовым картам, а с другой – к тому, что кредитные карты постепенно начали отвоевывать некоторые свои прежние позиции. В 2014 г. транзакции по дебетовым картам будут продолжать превалировать в мире над транзакциями по кредитным картам – как в отношении числа транзакций, так и в отношении общего объема расходов.

Рост расходов по кредитным картам в денежном выражении в 2014 г. составит 8,7%

Тем не менее в 2014 г. следует ожидать роста объемов транзакций по кредитным картам по сравнению с предшествующими годами. Так, прирост абсолютного числа транзакций по кредитным картам в 2014 г. оценивается на уровне 7,4% (против 5,6% в 2013 г.). Кроме того, будет наблюдаться и рост объемов расходов населения по кредитным картам в денежном выражении. Предполагается, что в 2014 г. он будет на уровне 8,7% – с постепенным снижением этого показателя к 2018 г., когда ежегодный прирост объемов таких транзакций установится на отметке 5,7%.

Аналитики связывают предполагаемый рост объема расходов по кредитным картам в 2014 г. с ростом средних размеров свободно располагаемого дохода потребителей. Следствием этого стало частичное возвращение потребителей к «докризисным платежным привычкам» и повысившееся доверие к кредитным картам как к финансовому инструменту.

Прогноз № 5: Переход на открытые системы транспортных платежей будет способствовать росту популярности предоплаченных продуктов
Модернизация транспортных систем и внедрение систем оплаты проезда на общественном транспорте на основе предоплаченных карт существенно повысили популярность prepaid-продуктов на многих рынках. Ожидается, что количество карт с транспортным приложением, которые образуют второй по величине портфель предоплаченных карт т. н. закрытого типа (с централизованной эмиссией карт компанией-перевозчиком), существенно увеличится после того, как еще больше транспортных систем перейдет на работу с картами «открытого типа» (где эмитентов может быть несколько, при этом функции эмитента, эквайера и процессора могут быть разделены). Распространение этих так называемых открытых транспортных платежных систем сегодня являет собой общий тренд, в рамках которого транспортные компании отказываются от дорогих и неэффективных специализированных билетов с магнитной полосой (а порой и совсем «древних» жетонов и бумажных билетов, продаваемых за наличные).

Распространение так называемых «открытых» транспортных платежных систем сегодня являет собой общий тренд в мире

Пытаясь снизить издержки на оплату труда персонала и в целом понизить уровень участия своего в управлении операциями, связанными с оплатой проезда, транспортные компании все чаще заключают партнерские соглашения с операторами различных платежных систем и банками. Государственные и муниципальные транспортные системы все более вовлекаются в международный тренд перехода с традиционных систем оплаты «закрытого типа» на «открытые» системы – не только для того, чтобы иметь возможность делать более привлека- тельные предложения потребителям их услуг, но и для того, чтобы открыть новые каналы регулярного поступления дохода. Кроме того, «открытые» системы транспортных платежей значительно упрощают сотрудничество транспортных компаний между собой, так как, например, Visa, MasterCard и American Express могут автоматически обеспечить взаимный прием банковских карт с транспортным приложением, эмитированных в рамках каждой из этих МПС, в инфраструктуре транспортных операторов.


Пытаясь снизить издержки, транспортные компании вступают в альянсы с операторами различных платежных систем и банками


Одна из таких «открытых» систем оплаты проезда была запущена прошлой осенью в Чикаго (США). В рамках проекта управление городского транспорта Чикаго заключило с компанией Cubic Transportation Systems 12-летний контракт на модернизацию чикагской транспортной билетно-карточной системы с переходом от «закрытой» к «открытой» системе транспортных платежей, основанной на стандартах бесконтактных платежей и NFC. Система под названием Ventra предлагает пассажирам два новых способа платы за проезд. Они могут использовать, как и ранее, предоплаченную бесконтактную карту с логотипом Ventra «закрытого типа», на которой также нанесен логотип MasterCard, означающий возможность ее использования для розничных платежей в открытых системах, для чего пользователю необходимо дополнительно активировать свой аккаунт. Кроме того, пассажиры могут оплачивать проезд с помощью кредитных или дебетовых карт «открытого типа» (карт других платежных систем, оснащенных бесконтактным интерфейсом). В мире существует ряд аналогичных Ventra систем, среди которых E-Z Link M1 Pre-paid MasterCard в Сингапуре, MasterCard Muvo в г. Дурбан, ЮАР, Citibank Municipal Card в Варшаве и Вроцлаве, Польша, и др.








Мобильные платежные решения будут объединять в себе как транзакции, так и схемы взаимоотношений с клиентом



Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 3 (202) 2014

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… за тысячи лет до нашей эры и вплоть до XX века на одном из островов существовал «монетный двор»: местные жители бросали в воду листья кокосовой пальмы и подбирали их после того, как те покрывались ракушками.