Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Независимый процессинг меняет рынок

(Нет голосов)

19.08.2014 Количество просмотров 2641 просмотр

Светлана Крошкина, зам. председателя правления АКБ «Инвестторгбанк»:«Инвестторгбанк»: кейс миграции эмиссионного портфеля банка на мощности независимого провайдера – ПЦ «КартСтандарт»


Крупные банки в условиях трансформации процессингового рынка все больше склоняются к комплексным решениям от специализированных технологических компаний.

Сегодня эксперты внимательно наблюдают за происходящими на наших глазах процессами переформатирования рынка процессинга в России, и особенно интересны здесь мотивы и кейсы крупных кредитных организаций. Совсем недавно был осуществлен проект миграции эмиссионного портфеля АКБ «Инвестторгбанк» с процессинга банка УРАЛСИБ на мощности независимого провайдера ПЦ «КартСтандарт» (входит в ГК «ЦФТ»). О мотивах принятия такого решения и об ожиданиях от сотрудничества со специализированным процессором корреспондент «ПЛАС» побеседовал со Светланой Крошкиной, зам. председателя правления АКБ «Инвестторгбанк».

ПЛАС: Расскажите о причинах, которые привели вас к решению о пересмотре таких фундаментальных для банка вещей, как организация карточного бизнеса.

С. Крошкина: Начну с того, что вопрос реорганизации нашего карточного бизнеса встал перед нами относительно недавно. Дело в том, что карточный бизнес «Инвестторгбанка», основанный на портфеле из серии розничных продуктов, до недавнего времени являлся для нас скорее сопутствующим, чем «локомотивным». Объяснялось это в значительной мере непроработанностью соответствующих бизнес-процессов, связанной прежде всего с недостаточностью продуктового предложения нашего предыдущего процессинга. Соответственно, сама внутренняя логика бизнеса вела нас к поиску путей оптимизации издержек на сопровождение, в т. ч. на IT-инфраструктуру карточного бизнеса, карточный процессинг, который обходился нам недешево.

Кроме того, на решение о выборе независимого процессинга, безусловно, повлияли и внешние факторы. Например, события, связанные с отзывом лицензии у Мастер-Банка, продемонстрировали весьма высокую степень «турбулентности» рынка процессинговых услуг, ярко выявив уязвимость и зависимость банков-эмитентов от тех игроков, которые совмещают процессинговую деятельность с активностью в сфере банковской розницы.

Назревал и второй основной стимул к переменам, связанный со становящейся все более острой необходимостью смены АБС банка. Прежняя АБС устраивала нас до определенного этапа развития, но с момента ее внедрения банк очень серьезно вырос, а мощности этой системы не позволяли масштабироваться в таких пределах. Фактически исчерпались лимиты по количеству пользователей, которые могли жить в этой системе, и перед нами встал глобальный вопрос по смене АБС. Мы объединили этот внутренний запрос вместе с запросом на независимый процессинг. Таким образом, у нас вместе с решением о переформатировании всей инфраструктуры нашего карточного и – шире – розничного бизнеса были выработаны и определенные критерии к выбору провайдера услуг по обеспечению карточного бизнеса.

ПЛАС: Расскажите об этих критериях подробнее. Насколько сложно было выбрать поставщика услуг процессинга на рынке в его сегодняшнем состоянии?

С. Крошкина: Что касается состояния рынка процессинговых услуг в России, то он находится в фазе активного роста, ежегодно демонстрируя положительную динамику порядка 50%. При этом он все еще находится в стадии формирования и остается чрезвычайно чувствительным к конъюнктурным изменениям. Он меняется на наших глазах, и не только технологически, но и структурно, и организационно. Могу сказать, что наше решение о смене поставщика процессинговых услуг было тщательно выверенным и основанным на собственной экспертизе процессов на рынке финансовых услуг, а также на прогнозном анализе его развития в среднесрочной перспективе.

Картина, сложившаяся у нас после такого анализа, выглядит следующим образом. Очевидно, что перед всеми участниками рынка, и особенно перед банками TOП200, в настоящее время остро стоит задача удержания своих позиций по всем видам бизнеса, прежде всего в карточном направлении, развитие которого становится одним из ключевых преимуществ банка. Это связано со все усиливающейся конкуренцией, которая постепенно превращается из соперничества брендов в «войну технологий». В ней, по логике, должны победить самые технологичные игроки, но вот вопрос: должен ли при этом банк становиться IT-компанией? Наше мнение таково, что банк должен оставаться банком, используя весь технологический арсенал, доступный на сегодняшний день. Выходом из этой ситуации, на наш взгляд, является углубленное, комплексное сотрудничество со специализированной технологической компанией, обладающей несколькими ключевыми для розничного банкинга компетенциями и опытом работы с ведущими банками страны. В нашем случае мы выбрали в качестве такого партнера ГК ЦФТ.


Рынок процессинговых услуг в России устойчиво демонстрирует положительную динамику роста – порядка 50% в год


Визитная карточка 

АКБ «Инвестторгбанк» 

АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) создан в марте 1994 года. Сегодня это универсальный коммерческий банк, обслуживающий предприятия и организации различных форм собственности и отраслей экономики, компании малого и среднего бизнеса, частных клиентов. Капитал банка на 1 мая 2014 года — 16 615 365 тыс. руб., валюта баланса — 210 728 910 тыс. руб. Долгосрочный кредитный рейтинг «В+» (агентство Standard & Poor’s). Банк занимает 50-е место по размеру активов в рейтинге крупнейших банков России (февраль 2014 г., журнал «Профиль»). Банк входит в список ЦБ из 76 банков, под поручительство которых Банк России выдает кредиты. Банк входит в перечень Правительства РФ из 51 банка для открытия счетов для обеспечения заявок на государственные закупки с 1 января 2014 г. По версии Банкир.ру, банк занимает 34-е место в рейтинге российских банков по рублевым кредитам предприятиям (на 1 мая 2014 года). Банк занимает 10-е место в рэнкинге крупнейших банков по величине ссудного портфеля МСБ на 1 января 2014 году (Эксперт РА). По версии компании «Русипотека», Инвестторгбанк занимает 24-е место в рейтинге ведущих ипотечных российских банков по итогам 2013 года.


ПЛАС:В случае Инвестторгбанка какие конкретные бизнес-задачи должно было решить новое партнерство?

С.Крошкина:Отмечу сразу, что в число критериев выбора партнера, безусловно, входила оптимизация расходов банка на IT-инфраструктуру, но не только и не столько. Как я уже подчеркивала, мы изначально нацеливались на выбор партнера, который мог бы предоставить нам комплекс решений – от АБС банка до процессингового решения и системы ДБО. Мы исходили из того тезиса, что сотрудничество с IT-компанией, специализирующейся на разработке интегрированных решений для финансового рынка, должно не только оптимизировать издержки, но обеспечивать количественный и качественный рост показателей бизнеса. Мы искали не просто специализированного провайдера процессинговых услуг, а ту компанию, которая предоставила бы нам широкий набор качественных и разнообразных сервисов, решала бы задачи интеграции продуктов и банковской системы, обеспечивала бы квалифицированную поддержку пользователей. И, разумеется, того провайдера, который постоянно выводит на рынок новые продукты, не только соответствующие основным отраслевым трендам, но и позволяющие банку играть «на опережение» рынка.

Руководствуясь этими критериями, мы, как банк, желали получить в итоге сотрудничества увеличение доходности на каждую карту и каждое устройство, а также максимально наполнить современными сервисами наши карточные продукты и инфраструктуру розничного банковского обслуживания. Здесь мы исходили и исходим из того, что расширение функционала влечет за собой повышение клиентского интереса к карточным продуктам, а значит, и рост их эмиссии.

Замечу, что сегодня потребности клиентов банков качественно выросли – им уже недостаточно просто получать наличные в банкомате. Для них ценно иметь доступ к широкой линейке финансовых сервисов, причем в формате 7?24. Эти выросшие запросы осложнены для банка стремительным развитием технологий. И если завтра появится какой-либо принципиально новый тип продукта, привлекательный для целевой аудитории банка, а банк окажется не в состоянии вовремя обеспечить этим продуктом клиентов, они просто уйдут в другой банк. Таким образом, еще одна задача, которую мы решаем путем сотрудничества со специализированным провайдером, – это оперативное внедрение новых продуктов и технологий, т. е. то, что банку сегодня необходимо как воздух.


Партнерство со специализированным провайдером позволяет нам оперативно внедрять новые продукты и технологии


Еще одни важнейший аспект, который мы учитывали в наших целях проекта по смене провайдера процессинга, АБС и системы ДБО, – это безопасность расчетов по картам. Ни для кого из нас, разумеется, не является секретом, что вместе с карточным рынком пропорционально растет и активность киберпреступников, и мы брали этот фактор в расчет при выборе партнера, обеспечивающего карточный процессинг. Дело в том, что для специализированного провайдера процессинговых услуг обеспечение безопасности расчетов по картам – одна из ведущих компетенций, в которую независимыми ПЦ инвестируются очень большие ресурсы, как финансовые, так и людские и временные (т. е. трудозатраты специалистов по информационной безопасности).

Наконец, со сменой провайдера нашего процессинга мы планировали по максимуму исключить для банка специфические риски, присутствующие сегодня на рынке процессинговых услуг, о которых я говорила выше. Всем хорошо памятен инцидент с отзывом лицензии у Мастер-Банка, который отразился почти на четверти участников всего карточного рынка в России, использовавших его процессинг. Инвестторгбанк во время этого кризиса пошел навстречу более чем 200 пострадавшим торгово-сервисным предприятиям, имевшим договор торгового эквайринга с Мастер-Банком, и компенсировал им ущерб в размере двухдневной выручки, «зависшей» и заблокированной на его транзитных счетах в день отзыва лицензии. Размер возмещений тогда составил порядка 3 млн руб.

Проблемы одного крупного игрока привели к тому, что пострадали все его многочисленные партнеры. Ясно, что главной причиной возникновения такого эффекта является ситуация чрезмерной концентрации процессингового бизнеса в руках нескольких крупных универсальных банков. Очевидно, что независимый от крупных розничных игроков и негосударственный процессинг под спонсорством небанковской кредитной организации позволяет минимизировать и эту группу рисков – и это тоже было важной стратегической бизнес-задачей, которую мы решали, заключая договор с ГК ЦФТ.

ПЛАС:В соответствии с описанными критериями – выбор партнера для Инвестторгбанка был очевидным с самого начала или же банку пришлось выбирать из нескольких привлекательных вариантов?

С.Крошкина: Рынок IT-решений для финансового сектора в России сегодня весьма развит и является высококонкурентным, на нем представлен достаточно широкий выбор производительных и высокотехнологичных решений. Не скрою, что мы очень тщательно выбирали партнера, рассматривали самые различные варианты сотрудничества и самые разные схемы интеграции. Нами был проведен серьезный анализ рынка, затем тендер, в результате которого мы все-таки выбрали единого поставщика технологий для банка – Группу компаний ЦФТ. Этот вариант более всего подходил под наши требования к комплексности, безопасности, функциональности и финансовые условия, позволял нам эффективно решать стоящие перед банком стратегические задачи.

Напомню, что Инвестторгбанк сегодня реализует стратегию оптимизации себестоимости IT-структуры с одновременным увеличением функциональности и линейки продуктов. Такая стратегия может быть реализована только в результате комплексного подхода к IT-инфраструктуре. Поэтому первым шагом нашего сотрудничества с ЦФТ стало внедрение АБС ЦФТ-Банк, позволившее решить задачу централизации и одновременного укрупнения филиальной сети, централизации бэк-офисных функций. Мы активно развиваем и филиальную сеть, которая на сегодня составляет более 100 подразделений в 62 городах Российской Федерации. В течение 2014 года мы планируем открыть еще порядка 20 дополнительных офисов в Москве и Санкт-Петербурге. Решения от ЦФТ позволяют эффективно реализовывать эти задачи.

ПЛАС: Какие конкретные преимущества получает Инвестторгбанк от сотрудничества с ЦФТ?

С.Крошкина: Мы получили от ЦФТ интегрированное комплексное решение, которое «закрывает» практически все потребности нашего банка, связанные с информационными технологиями. Три его главных компонента – это процессинг «КартСтандарт», АБС «ЦФТ-Банк» и система ДБО на платформе Faktura.ru.

Если говорить непосредственно о карточном бизнесе как о главной теме нашего сегодняшнего разговора, то сотрудничество с ПЦ «КартСтандарт», без преувеличения, позволит нам перевести процессинг на качественно новый уровень. Ранее мы сталкивались с переусложненностью и неоднородностью всей схемы процессинга. Дело в том, что в традиционных, «классических», процессинговых решениях участвуют множество игроков: это банк, платежная система, процессинговый центр, компания, которая обеспечивает сервисы мобильного банка, организация, отвечающая за работу интернет-банка. Увязать все эти элементы между собой (особенно если вендоров всех этих элементов много) технологически достаточно сложно. Появляется большое количество проблемных связующих звеньев, и чем их больше, тем сложнее банку работать. Разнородность элементов системы снижает надежность системы в целом, влечет дополнительные затраты на интеграцию разноплатформенных сервисов между собой. Помимо затратной части, все это ведет и к общему сужению функциональности системы. От всех этих негативных моментов мы стремились избавиться и довольны своим выбором.


Три главных компонента решения – процессинг «КартСтандарт», АБС «ЦФТ-Банк» и система ДБО на платформе Faktura.ru


Если попытаться вывести некую краткую «формулу преимуществ» для карточного бизнеса нашего банка, то она будет выглядеть так: «КартСтандарт» предоставил нам готовый пакет самых современных и востребованных технологий, которые обеспечивают две важнейшие для нас компоненты – безопасность и функциональность карточного бизнеса.

Начнем с того, что ПЦ «КартСтандарт», как специализированный провайдер, помимо предоставления расширенного функционала по обслуживанию банковских карт, технологически увязывает между собой множество элементов нашей IT-инфраструктуры. Таким образом, комплекс решений от ЦФТ способен помочь организовать розничный бизнес банка по принципу «одного окна». Используя его, мы можем предоставлять своим клиентам, держателям карт, расширенный набор сервисов: это, например, денежные переводы, прием платежей за коммунальные и прочие услуги, пополнение счетов и погашение кредитов, пополнение и снятие средств в электронных кошельках и так далее.

Сервис ПЦ «КартСтандарт» позволяет сегодня держателям карт банка разнообразный функционал, доступный через АТМ

Одним из примеров того, что изменилось в банке с внедрением комплекса решений от ЦФТ, является появление долгожданного онлайн-взаимодействия процессинга с АБС банка, позволяющего осуществлять процесс обмена информацией между банком и ПЦ в режиме реального времени. Преимуществами такого подхода для нас являются прозрачное управление лимитами авторизации, возможность моментальной блокировки и разблокирования карт, появившийся у держателя функционал просмотра актуального остатка по счету, а также информации о последних транзакциях. Разумеется, абсолютным преимуществом схемы с онлайн-взаимодействием между АБС банка и процессинговым центром является моментальная доступность денежных средств после зачисления их на счет карты. Хочется подчеркнуть, что это не просто «удобно» для держателя, это может быть критически важно для него, например, в экстренных ситуациях, когда человек остался без средств в чужой стране и его карточный счет может удаленно пополнить кто-либо из близких.

Помимо этого, наше сотрудничество с ПЦ «КартСтандарт» позволяет сегодня предлагать держателям наших карточных продуктов линейку дистанционных клиентских сервисов: это смена ПИН-кода по телефону, проведение операций со своими счетами через АТМ, пополнение карт в интернет-банке, SMS-банкинг и мобильный банкинг. Немаловажным преимуществом для банка является и то, что процессинг от «КартСтандарт» также поддержива- ет технологии бесконтактных платежей PayPass и payWave – а это на сегодняшний день является фактически обязательной опцией для банка, активно развивающего розничный бизнес.


Высокотехнологичная модель карточного процессинга подкреплена весьма выгодными для банка финансовыми условиями


Критически важным для нас, как я уже говорила, является и вопрос информационной безопасности. В арсенале ПЦ «КартСтандарт» имеется целый комплекс «встроенных» и опциональных технологий и решений, обеспечивающих защиту наших держателей от мошеннических операций, – это и автоматизированный мониторинг CNP-фрода, и технологии 3D Secure (Verified by Visa и MasterCard SecureCode), и др.

Наконец, не скрою, что описанная высокотехнологичная модель карточного процессинга подкреплена весьма выгодными для нас финансовыми условиями. Инвестторгбанк получил готовое решение «под ключ» и платит сегодня только за фактически совершенные клиентами операции. «КартСтандарт» предложил нам совершенно новую, крайне интересную для нас схему расчетов, когда доходность от транзакции (суммы interchange) целиком остается у банка, в отличие от существовавшей ранее схемы.

уществовавшей ранее схемы. РНКО «Платежный Центр», под спонсорством которого мы сейчас работаем, проводит расчеты с банками-партнерами по тарифам Visa и MasterCard без дополнительных операционных комиссий. Исходя из этого мы прогнозируем, что за счет новой схемы наш карточный бизнес станет для нас существенно более доходным – даже с учетом того количества карт, которые мы имеем на сегодня. Кроме этого, предложенная схема важна для нас и тем обстоятельством, что РНКО, выступающая в качестве спонсора Инвестторгбанка, по определению является организацией, которая не работает на розничном рынке, а значит, не только не подвержена сегодняшним специфическим рыночным и регулятивным рискам, но и не является конкурентом своим банкам-партнерам.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 8 (207) 2014

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… каури были не только «туземным» средством расчета, но также в ходу в Средней Азии, Европе и даже Руси? На Руси в XII-XIV веках, в так называемый безмонетный период, каури были деньгами под названием ужовок, жерновков или змеиных головок. Их до сих пор находят при раскопках в Новгородских и Псковских землях в виде кладов и в погребениях. Только в XIX веке в Западную Африку ввезли не менее 75 млрд раковин каури общим весом 115 тысяч тонн?