Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Cash planning: как повысить прибыльность банкоматного бизнеса в условиях кризиса?

18.12.2014 Количество просмотров 1761 просмотр

Сегодня cash planning – именно тот инструмент, который способен радикально изменить прибыльность банкоматной сети

О дин из ключевых аспектов управления сетью банкоматов – cash planning. Каждая структура, вы- ступающая оператором банкоматной сети, должна иметь соответствующую стратегию, а тем, у которых такая стратегия уже существует, необходимо обдумать следующие шаги по оптимизации планирования объемов денежных средств, размещаемых в ATM. Процесс поддержания в каждом банкомате необходимой суммы наличных на первый взгляд может показаться довольно простым, однако в действительности он оказывает значительное влияние на прибыльность банка. «Сейчас 80% всех расходов банков уходит на поддержку сервисов по предоставлению клиентам наличных де- нежных средств», – отмечается в недавнем отчете компании Booz & Co. – Например, европейские банки ежегодно тратят на это около 84 млрд евро».

Банкам необходимо тщательно прогнозировать оптимальную сумму для загрузки в каждый банкомат. Очевидно, что недостаток наличности в банкомате влечет за собой перебои в обслуживании клиентов, что является для банка репутационным и финансовым риском. С другой стороны, загрузка в банкоматы избыточных объемов наличности означает, что банк использует деньги неэффективно и упускает прибыль, которую можно было бы получить, найдя другое применение этим средствам. В идеале cash planning должен помочь банку найти точный баланс: в банкомате не должно быть ни недостатка, ни избытка наличности.

Найти оптимальный баланс при загрузке банкомата наличными сложнее, чем это может показаться на первый взгляд

Андрей Поваров, В современных экономических условиях (дорогие деньги и борьба банков за выживание) еще более актуальными становятся способы увеличения прибыльности банкоматного бизнеса без экстенсивного развития (роста сети банкоматов) и значительных вложений. И здесь приходит на помощь планирование оптимальных объемов наличных, загружаемых в устройства банковского самообслуживания, – cash planning. Кажущиеся простота использования и незначительность влияния cash planning на прибыльность – это распространенное заблуждение, на самом деле этот инструмент, внимание к которому пока проявляется явно недостаточно, способен радикально изменить прибыльность банкоматной сети. А его адаптация к динамично меняющимся экономическим параметрам, которые особенно характер- ны для России и других стран с похожими тенденциями в экономике, позволяет банку снизить риски и получить существенное конкурентное преимущество. Почему данное исследование инициировала и подготовила именно компания TSYS? В нашем портфеле есть продукт ATM Controller (часть системы PRIME), созданный еще 15 лет назад, постоянно улучшаемый и уже дважды перенесенный на новые платформы. Получив широкое распространение практически по всему миру, ATM Controller обеспечивает и мониторинг, и cash planning банкоматных сетей. А поскольку все основные архитекторы и разработчики этой системы работают сегодня именно в TSYS-Россия (так исторически сложилось из-за большей востребованности ATM-продуктов именно в РФ, где этот продукт и был создан и апробирован изначально), мы имеем все основания считать данное направление именно нашей российской специализацией внутри глобальной компании TSYS.

Оптимизация запасов денежных средств может значительно способствовать увеличению прибыли банков, особенно обладающих обширной или растущей сетью банкоматов

Особенности платежной индустрии в России

К ак и в ряде других стран с развивающимися экономиками, в последние годы в России наблюдается значительный рост операций по банковским картам. Согласно исследованиям World Payments Report, платежи по картам в период с 2008 по 2012 г. росли в России с совокупным среднегодовым темпом роста (CAGR) 19,7%, по сравнению с 8,5% среднегодового темпа роста по всему миру. Ожидается, что за период с 2013 по 2017 г. количество транзакций по картам будет расти на 7% ежегодно, а количество эмитированных карт вырастет до 377,6 млн.

Темпы перехода населения разных стран на платежи по картам зависят от многих факторов, включая существующую банковскую инфраструктуру, проникновение POS-терминалов в торгово-сервисную сеть и предпочтения клиентов. Согласно исследованию компании MasterCard, в рейтинге «готовности к оплате безналичными способами» Россия получила 31 балл по 100-балльной шкале, а Бельгия и Франция, где платежи по картам довольно популярны, получили соот ветственно 93 и 92 балла. Столь невысокий рейтинг говорит о том, что Россия находится еще в начале своего пути к повсеместному использованию безналичных платежей. По данным исследования MasterCard, лишь 48% населения РФ имеют счет в банке, остальные же ведут свою финансовую жизнь вне официальных банковских сервисов, что достаточно характерно для стран с переходной экономикой. С 2007 по 2012 г. в России значительно возросли в годовом исчислении количество и объем операций через банкоматы – на 17,1% и 24,2% соответственно, а количество платежей по картам – на 12,2%. Кроме того, по мнению ряда экспертов, в 2014–2017 гг. ежегодный рост количества операций по картам и карт в обращении будет оставаться довольно стабильным: 7,5–8,5%. В России из 194,5 млн платежных карт, находящихся в обращении, примерно 94% могут обслуживаться в банкоматной сети, а объем операций по ним составляет 17,3 трлн рублей.

На фоне роста активности использования карт недоверие российского населения к кредитным институтам тем не менее остается прежним, а платежи наличными остаются наиболее предпочтительным способом оплаты.


Читать полную электронную версию Журнал ПЛАС № 12 (211) 2014

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… каури были не только «туземным» средством расчета, но также в ходу в Средней Азии, Европе и даже Руси? На Руси в XII-XIV веках, в так называемый безмонетный период, каури были деньгами под названием ужовок, жерновков или змеиных головок. Их до сих пор находят при раскопках в Новгородских и Псковских землях в виде кладов и в погребениях. Только в XIX веке в Западную Африку ввезли не менее 75 млрд раковин каури общим весом 115 тысяч тонн?