Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Июньский ПЛАС-Форум «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2015». День первый

(Нет голосов)

30.06.2015 Количество просмотров 4487 просмотров
1 - 2 июня в московском Форум Холле прошел 6-й Международный ПЛАС-Форум «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2015», посвященный анализу перспектив развития банковской розницы и платежной индустрии в России, странах СНГ и дальнего зарубежья.


Глобальный партнер: MasterCard.
Генеральные спонсоры: Intervale, Verifone, INPAS, Thales и DNA distribution.
Главные спонсоры: БПЦ mfmSolutions, Tessis, Tieto, UCS, CONTACT, ГК ЦФТ, Ingenico, АЛИОТ, Infineon, Statera.
Партнеры: Austria Card, Feitian, Fime, Infobip, NXP, Shenzhen Yuanmingjie Technology, Инсайд РУС, Инстам, НоваКард, ОСТ- КАРД, ОКБ САПР, ПСиТ, Ярус, Stack Kazan, TSYS, WINGS, Webinar.ru, Comagic, Shenzhen Xinye Intelligence Card CO, Ltd, Beijing HuaDa ZhiBao Electronic System Co., i-Vengo, ISBC, «Научные приборы», «Третье чув- ство», Best Quality Design. Sound спонсор – РусМГрупп.
Генеральный интернет- партнер – BANKIR.RU.


Рост востребованности этого мероприятия, уже давно ставшего популярнейшей площадкой для обсуждения самых актуальных проблем и перспектив развития рынка, продолжился и в этот раз. ПЛАС-Форум 2015 посетили порядка 1100 делегатов, что уже само по себе делает его одним из наиболее знаковых событий года.

В ходе сессий первого и второго дня рабочей программы конференции ведущие эксперты из России и 35 стран ближнего и дальнего зарубежья сделали более 50 докладов, в рамках которых поделились собственным опытом, осветили результаты реализации проектов основных участников рынка, текущую проблематику и перспективы дальнейшего развития платежной и банковской отрасли.

По сравнению с мероприятием прошлого года, где преобладали актуальные вопросы развития, в рабочей программе ПЛАС-Форума 2015 года был сделан акцент на наиболее резонансных темах, которые волнуют всю платежную отрасль в текущей непростой ситуации. Участники мероприятия рассмотрели целый ряд знаковых инфраструктурных проектов, включая Национальную систему платежных карт (НСПК), ГИС ГМП и др., а также их влияние на российский платежный бизнес; перспективы digital banking; вопросы совершенствования коммуникаций с клиентом; социальные и транспортные проекты и иные перспективные направления. Особое внимание было уделено подготовке стратегии на ближайшие годы с учетом новой экономической реальности, вопросам банковской безопасности, киберрискам, защите персональных данных и противодействию преступлениям в сфере платежных технологий.

Программа конференции ПЛАС-Форума была разбита на 7 тематических сессий, каждая из которых посвящена тому или иному ключевому тренду. Заключительной частью программы стал уникальный круглый стол «Digital Banking. Завтра наступает сегодня». Учитывая насыщенность рабочей программы мероприятия и большое количество презентаций, в рамках настоящей статьи мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с выступлениями участников ПЛАС-Форума, прозвучавшими в первый день мероприятия. Итоги второго дня конференции, а также подробный репортаж с проходившей в рамках мероприятия масштабной выставки продуктов, решений и услуг, ориентированных на банковский сектор, розничные финансовые услуги и ритейл, мы предложим вашему вниманию в следующем номере журнала «ПЛАС».

В первый день работы конференции ПЛАС-Форума в 4 тематических сессиях участники обсудили такие темы, как «Национальные платежные системы: мировой и российский опыт», «Будущее банковской розницы: концепции, технологии, кейсы», «Инновационные модели платежей и сервисов. От магнитной карты к интеллектуальной, от CNP к CAT-транзакции, от индивидуальной карты к электронному кошельку», «Современные возможности банковской инфраструктуры и коммуникации с клиентом».


Официальные медиапартнеры: ПРАЙМ, Российский микрофинансовый центр, BANKI.RU.
При поддержке Российской ассоциации электронных коммуникаций.
Ассоциированные партнеры: Ассоциация «Национальный платежный совет», Ассоциация банков Азербайджана, Ассоциация белорусских банков, «Электронные деньги», АСТРА, Ассоциация Клиентской Лояльности и Клиентоцентричности, НП «Национальный платежный совет», Ассоциация Профессиональных бухгалтеров Содружество, Ассоциация кредитных и финансовых организаций Республики Башкортостан.
Информационные партнеры мероприятия: порталы – Secandsafe.ru, PRNews, МИС-информ, Ibusiness, Эксперт Online, ID Expert, Expomap, RBCard, GoodsMatrix, Finefinance, ФИНАМ, Beznal.pro, Микрофинансирование в России, Сравни.ru, Runet-ID, Storage News, All Events; журналы – «Интернет в цифрах», «Банковское обозрение», «Национальный банковский журнал», «Сис темный администратор», БИТ, «Бизнес журнал», BIS Journal, «Практика торговли», «Ипотека и кредит».


В своем приветственном слове председатель Оргкомитета и издатель журнала «ПЛАС» Александр Гризов отметил наиболее важные темы июньского ПЛАС-Форума, в первую очередь – деятельность НСПК и развитие новых платежных инструментов. По его словам, доклады экспертов отрасли, представленные на конференции, помогут участникам отрасли разработать стратегии деятельности своих компаний на ближайшие годы. Неслучайно первая сессия ПЛАС-Форума началась именно с рассмотрения вопросов, связанных с новыми реалиями российской банковской розницы и платежной индустрии.

Роман Прохоров, Ассоциация «Финансовые Инновации» (АФИ)

Доклад Романа Прохорова, председателя правления Ассоциации «Финансовые Инновации» (АФИ), был посвящен анализу развития национальных платежных инструментов (НПИ). Этот термин появился в связи с внесением изменений в Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», когда возникла необходимость оперативной защиты национальных интересов в платежной отрасли. Выступающий отметил, что согласно Закону 161-ФЗ под НПИ подразумеваются не только платежные карты, но и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам участниками НСПК в соответствии с правилами НСПК. При этом важно, что законодательное определение электронных средств платежа предоставляет большой простор для технологического развития и не является сдерживающим фактором. Также в законе зафиксированы правила эмиссии и эквайринга НПИ. Так, кредитные организации, которые являются индивидуальными участниками НСПК, обязаны предоставлять НПИ при различных выплатах клиентам из средств бюджетной системы РФ, в случае их перевода на банковские счета, операции по которым осуществляются с использованием электронного средства платежа. Кроме того, согласно закону оператор национально значимой платежной системы – системного участника НСПК – обязан обеспечить предоставление НПИ клиентам в целях, аналогичных предусмотренным для индивидуальных участников НСПК, всеми участниками платежной системы. По словам выступающего, это обеспечивает возможности продвижения НПИ, в т. ч. в тех направлениях, которые необходимо приоритетно хеджировать с точки зрения защиты национальных интересов.


В рамках НСПК уже создана инфраструктура, вокруг которой объединились все кредитные организации


Для продвижения НПИ в эквайринговых сетях законодатель установил, что кредитная организация – индивидуальный участник НСПК либо оператор платежной системы, являющейся системно значимым участником НСПК, обязаны обеспечить прием НПИ всеми контрагентами, с которыми заключены договоры об осуществлении расчетов по операциям с использованием платежных карт или НПИ. Р. Прохоров подчеркнул, что в рамках НСПК уже создана инфраструктура, вокруг которой тем или иным образом объединились все кредитные организации, что создает возможности для реализации принципиально новых решений на этой базе.

Также выступающий рассказал о наиболее интересных перспективных сервисах, таких как платежный сервис MobiCash, кошелек Best Wallet. Разработка компании Compass Plus – MobiCash – обеспечивает предоставление универсального мобильного сервиса оплаты товаров и услуг с использованием как счетов карт, так и иных банковских счетов и электронных кошельков без каких-либо дополнительных инвестиций или модификаций существующей инфраструктуры обслуживания. Использование сервиса исключает необходимость применения ККМ. Электронный мультиэмитентный кошелек Best Wallet позволяет клиентам переводить средства на другие кошельки как внутри одной кредитной организации, так и на кошельки в других кредитных организациях, совершать денежные переводы в рамках платежной системы «БЭСТ» в 100 стран мира, в адрес более 1000 получателей платежей по России, странам ЕАЭС и СНГ, оплачивать более 2300 сервисов (ЖКХ, сотовая связь, кредиты и др.). Пополнять кошелек можно с карт Visa/MasterCard и других платежных систем.

В заключение Р. Прохоров рассказал о ближайших инициативах Ассоциации «Финансовые Инновации» в сфере формирования системы стандартов финансовых инноваций. Среди них были названы разработка, согласование, принятие и внедрение стандартов мультиэмитентного «электронного кошелька» и кредитового перевода, а также стандарта безопасности национальных платежных инструментов. Кроме того, серьезное внимание будет уделено вопросу включения стандартизованных инноваций в число национальных платежных инструментов. Также планируется реализация ряда инициатив в сфере формирования инфраструктуры поддержки финансовых инноваций.

Олег Тишаков, «Национальная система платежных карт» (НСПК)

Олег Тишаков, директор организационно-правового департамента «Национальной системы платежных карт», рассказал о предпосылках создания НСПК, текущих результатах ее деятельности и планах дальнейшего развития.

По словам О. Тишакова, предпосылками создания НСПК стали обострение в 2014 году геополитической ситуации и возникновение рисков одностороннего прекращения обслуживания международных карт на территории России. Первоочередными задачами новой системы платежных карт были заявлены формирование российского платежного пространства, независимого от иностранных компаний, и разработка национального платежного инструмента для обеспечения бесперебойности и безопасности платежей граждан России. Уникальность проекта заключалась, во-первых, в том, что впервые в нашей стране регулятор – Банк России – взял в свои руки управление национальной платежной системой (до этого все аналогичные проекты не имели успеха), а во-вторых, в том, что все первоочередные задачи – разработка процессинговой платформы для обслуживания операций как по картам МПС, так и по национальным картам, разработка правовой схемы и всех видов регламентов взаимодействия с участниками рынка и регулятором – были решены в кратчайшие сроки. Опыт реализации столь сложного и масштабного проекта в такие сроки не имеет аналогов в мировой практике.

Как отметил О. Тишаков, к настоящему времени уже успешно завершен перевод локального трафика операций по картам Visa и MasterCard на обслуживание в ОПКЦ (операционно-платежный клиринговый центр), и проводятся работы по аналогичному изменению маршрутизации локального трафика других МПС, при этом разработаны правовая схема и все виды регламентов взаимодействия с участниками рынка и Банком России.

Директор организационно-правового департамента «Национальной системы платежных карт» подчеркнул, что в числе целей создания НСПК никогда не значилась конкуренция с Visa и MasterCard, отметив, что за МПС остались права на бренд, взимание комиссий и пр. и что международный трафик сохранился в полном объеме. Также выступающий обратил внимание на то, что перевод процессинга всех внутрироссийских транзакций в НСПК не повлек за собой ни дополнительной финансовой нагрузки на банки, ни усложнения операционной деятельности.

О. Тишаков объявил, что, согласно утвержденным планам, уже в декабре 2015 года должен состояться выпуск первых карт НСПК под брендом «Мир» с контактным чипом и магнитной полосой, а также начнется проведение транзакций между первыми участниками системы через ОПКЦ НСПК.

На сегодняшний день уже разработаны спецификации и реализован прототип платежного приложения, который сейчас проходит тестирование с целым рядом поставщиков карточных микропроцессоров, производителей карт и эквайрингового оборудования. Одновременно запущен процесс сертификации спецификаций и платежного приложения НСПК как в российских, так и в международных структурах. Вскоре НСПК рассчитывает получить сертификат FIME.

В самое ближайшее время планируется завершить разработку спецификаций к дизайну первой российской национальной платежной карты, включая взаимное расположение логотипа и чипа, а также наличие конкретных защитных элементов и т. д. В результате уже через один-два месяца данные спецификации будут переданы производителям пластиковых карт и банкам, после чего те смогут приступить к разработке дизайна самих карточных продуктов.

Недавно от International Organization for Standardization (ISO) был получен необходимый диапазон БИН-ов, который выделяется на глобальном платежном пространстве российской национальной системы платежных карт.

Старт массовой эмиссии карт НСПК запланирован на 2016 год. На этот период планируется выпуск платежной карты НСПК с бесконтактным чипом и обеспечение совместимости карты НСПК с платежной инфраструктурой в РФ и за рубежом. При этом необходимо будет обеспечить локализацию производства чипа и соответствующего ПО в России. Далее предполагается создание многофункциональной продуктовой линейки платежных продуктов и инновационных сервисов НСПК, позволяющих системе сохранять конкурентоспособность.

К настоящему времени осуществляется подготовка эквайринговой сети для приема карт «Мир».

Важным моментом, по мнению О. Тишакова, является недавнее создание службы инцидент-менеджмента с целью оперативного выявления источников любых нештатных ситуаций в работе НСПК. В заключение О. Тишаков кратко рассказал о базовых и перспективных платежных продуктах и сервисах НСПК. Первые включают в себя собственное российское платежное приложение для банковских карт, обеспечение базового набора функций и операций для национальной карты и линейку карточных продуктов НСПК, отвечающую современным тенденциям развития рынка. В числе перспективных направлений – поддержка системы противодействия мошенническим операциям, аналог 3D – Secure Directory, ко-бейджинговые карты, платежные приложения для средств персональной коммуникации, оплата проезда на общественном транспорте, национальные программы лояльности, современные способы аутентификации пользователей платежных карт и инновационные носители платежных приложений с использованием различных форм-факторов. Также выступающим была отмечена активизация работы по организации взаимодействия в рамках развития платежной инфраструктуры НСПК в странах СНГ и БРИКС.

Александр Сотников, Национальный банк Республики Беларусь

Александр Сотников, начальник главного управления развития цифровых банковских технологий Национального банка Республики Беларусь, поделился с участниками Форума опытом государственного регулирования рынка электронных платежных инструментов. Согласно приведенным им данным, на 1 апреля 2015 года в стране было выпущено 12,3 млн платежных карт (при населении 9,4 млн человек), при этом большинство карт пока оснащены только магнитной полосой, чиповых, в том числе дуальных и бесконтактных, продуктов гораздо меньше (2,1 млн карт с чипом, 147 тысяч – бесконтактные).


Создание ЕРИП позволило решить проблему несовместимости баз поставщиков услуг разных банков в Беларуси


Также А. Сотников отметил относительно невысокий (по сравнению с рынком Российской Федерации) интерес белорусских потребителей к кредитным продуктам. Однако, по его мнению, с учетом позиции крупнейших белорусских банков в ближайшем будущем ситуация может кардинально измениться.

По словам представителя Национального банка Беларуси, система БЕЛКАРТ долгое время подвергалась критике за отсутствие трансграничных платежных функций, в прошлом году эта проблема наконец была решена выпуском ко-бейджинговой карты «БЕЛКАРТ – Maestro». И хотя востребованность этого продукта пока еще ниже запланированной, по мнению участников проекта, у него есть большое будущее.

Значимым проектом БЕЛКАРТ стала и коалиционная программа лояльности «Моцная картка», участниками которой являются ведущие ТСП и банки Республики Беларусь. О ее успешности свидетельствуют, в том числе, данные банков о росте безналичных расчетов в рамках программы.

Говоря о целях и задачах дальнейшего развития системы безналичных расчетов в сегменте розничных платежей, А. Сотников выделил следующие моменты: увеличение доли безналичного денежного оборота в розничном товарообороте и объеме платных услуг населению к 1 января 2016 г. до 50%, снижение нагрузки на POS-терминал для проведения безналичных расчетов в сфере розничной торговли и услуг до 160 обращающихся карт на 1 устройство, а также утвержденную законодательством обязательную установку POS-терминалов: с 1 июля 2017 года они должны быть установлены в подавляющем большинстве ТСП на территории республики.

Важным шагом, по словам А. Сотникова, стало создание в 2008 году Единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП): в настоящее время в системе зарегистрировано более 9 300 производителей, в результате чего населению стали доступны к оплате более 55,4 тыс. услуг. Создание ЕРИП позволило постепенно решить проблему несовместимости баз поставщиков услуг разных банков и стимулировало развитие безналичных платежей в республике.

В заключение представитель Национального банка рассказал о проблемах эквайринга в Беларуси. По его словам, в 2005–2011 гг. тариф на эквайринговое обслуживание для торгово-сервисных предприятий (так называемая торговая уступка) не превышал установленного тарифа на инкассацию ТСП, что повлекло снижение активности банков на этом направлении. В 2011 году произошла отмена действовавших ограничений на размеры торговой уступки ввиду медленных темпов роста POS-терминальной сети и низкой доли безналичных расчетов. Этот шаг положительно повлиял на развитие эквайринговых сетей. При этом, по мнению А. Сотникова, необходимо сохранить практику установления размера вознаграждения (платы) за эквайринговое обслуживание на основе договорных отношений с ТСП, формировать тарифы на торговый эквайринг с учетом экономической эффективности предоставления данной услуги в разрезе платежных систем, типов карточных продуктов и категорий ТСП. Кроме того, планируется проведение консультаций с международными платежными системами Visa и MasterCard, а также национальной платежной системой БЕЛКАРТ по поводу оптимизации размеров ставок interchange для ряда категорий ТСП.

Алма Обаева, НП «НПС»

Председатель правления НП «НПС» Алма Обаева посвятила свой доклад «Роз- ничные мгновенные платежи: международный опыт и перспективы применения в России» одному из наиболее перспективных направлений развития платежных систем – внедрению розничных платежей в режиме реального времени. Она отметила, что тема мгновенных розничных платежей является одной из самых обсуждаемых финансовыми организациями во всем мире, поскольку этот вид платежных услуг обладает рядом преимуществ, включая функционирование в круглосуточном режиме, мгновенное подтверждение и зачисление денежных средств, а также снижение риска окончательности перевода для получателя.

В числе основных драйверов внедрения розничных платежей в режиме реального времени А. Обаева выделила нормативное регулирование, которое осуществляется центральными банками, мобильные приложения, позволяющие осуществлять платежи в реальном времени, спрос со стороны ритейлеров и потребителей на более широкий платежный функционал и скорость проведения транзакций, которые осуществляются за рамками типичного банковского рабочего времени, и потребность в инструментах снижения доли наличного денежного оборота.

«Ряд стран активно используют системы розничных платежей в реальном времени, другие только приступили к их построению. Тем не менее большинство стран, включая Россию, пока только обсуждают, как внедрить подобные системы в среднесрочной перспективе. Потребители платежных услуг заинтересованы в более быстрых, удобных и дешевых способах осуществления платежей при обеспечении должного уровня безопасности и контроля. Именно в создании аналогичных систем мы видим потенциал для перспективного развития и российской национальной платежной системы», – подчеркнула А. Обаева.

В числе стран, уже реализовавших подобные платежные системы, она назвала Данию, Индию, Сингапур, ЮАР, Южную Корею, Швецию, Великобританию и Мексику, отметив, что в процессе их создания находятся Австралия и США.

Михаил Емельянников, Консалтинговое агентство «Емельянников, Попова и партнеры»

Завершило первую сессию выступление Михаила Емельянникова, управляющего партнера Консалтингового агентства «Емельянников, Попова и партнеры», который рассказал об основных тенденциях государственного регулирования в сфере персональных данных с точки зрения развития платежной индустрии. Помимо всего прочего, ему удалось в своем анализе ситуации с исполнением требований хранения персональных данных продемонстрировать примеры характерных ошибок, а также развеять некий набор устоявшихся мифов в отношении хранения ПДн.

Так, например, докладчик обратил внимание аудитории на распространенное заблуждение относительно запрета хранения ПДн россиян вне территории РФ: это означало бы полную изоляцию отечественной экономики. Согласно изменениям в Закон о персональных данных, на территории РФ должны осуществляться сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) и извлечение ПДн. При этом требования данного закона не распространяются на их использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение. Таким образом, с 1 сентября 2015 года организации должны обеспечить размещение баз данных, в которые собираются персональные данные граждан России, на технических средствах, располагающихся исключительно на территории РФ, обеспечить уточнение, обновление, изменение, извлечение персональных данных в этих базах сначала на территории России и лишь затем – при необходимости – передавать их за рубеж. Выступающий подчеркнул, что после вступления в силу поправок к закону полностью хостить сайт (например, интернет-магазин) вне территории РФ, предоставлять прямой доступ с российского сайта в зарубежные информационные системы (например, GDS), напрямую вносить персональные данные в приложения, используемые по схеме SaaS и находящиеся за пределами РФ, и т. п. будет категорически запрещено. Чтобы соответствовать требованиям законодательства, бизнес-структурам необходимо перестроить архитектуру своих информационных систем и обеспечить первичную запись, хранение и актуализацию персональных данных в базах на территории России или принять иные меры, например, хранить данные в информационной системе за рубежом в обезличенном виде, а базы индексов, идентификаторов, соответствия и т. п. – исключительно на территории России. Собирать же данные воедино придется в приложении, находящемся на территории РФ.


Средний годовой объем операций на душу населения по картам в РФ составляет 1200 долларов, в США – 13 600 долларов


Сами Зафар (Samee Zafar), Edgar, Dunn & Company

Вторая сессия первого дня Форума открылась выступлением Сами Зафара (Samee Zafar), директора Edgar, Dunn & Company, который ознакомил делегатов Форума с мировыми тенденциями в сфере цифровых платежей. Мобильные платежи, мобильная торговля, мобильный банкинг, мобильные периферийные устройства и носимые аксессуары меняют мир. Сенсацией этого года, по словам выступающего, стали Apple Watch, которые работают в связке с iPhone: «вскоре вы сможете расплачиваться вашими часами в любом месте, где будет установлен бесконтактный терминал». Развитие технологий: одним из основных трендов является разработка «умного» автомобиля, подключенного ко всем пользовательским устройствам. Следствием интеграции, безусловно, станет повышение требований к безопасности транзакций.

Еще одним важным вопросом является проблема идентификации. Сейчас в мире очень популярна тема биометрии: рассматриваются даже возможности распознавания по таким параметрам, как «ДНК голоса», ритмы сердца и пр.

Apple Pay позволит задействовать реквизиты карты на телефоне, используя данные в iTunes или просто камеру на мобильном устройстве. Социальная коммерция, а также системы мгновенных платежей также обретают ключевое значение: в Великобритании, например, разработана специальная система Faster Payments Service исключительно для платежей на небольшие суммы. Наконец, значимым трендом последних лет выступают виртуальные валюты, в некоторых странах уже вступили в силу либо разрабатываются законопроекты, в которых регламентируется порядок обращения криптовалют.

Мария Милашевич, Euromonitor

В докладе Марии Милашевич, аналитика компании Euromonitor, были рассмотрены основные тенденции развития платежных инструментов в России и мире. Согласно данным исследования, 50% населения Земли (около 2,5 млрд человек) до сих пор не охвачены банковскими услугами (в России – 33%). Несмотря на популяризацию безналичных платежей, 42% платежных операций по-прежнему совершаются при помощи наличных. Лидерами по использованию мобильных и карточных платежей являются США: там на одного жителя приходится примерно 16 активных платежных карт.

Россия с точки зрения использования банковских услуг входит в десятку наиболее быстро развивающихся рынков: еще в 2009 году, согласно проведенным исследованиям, 52% населения страны не пользовались банковскими услугами. При этом 77% россиян и сегодня предпочитают расплачиваться наличными. Средний годо- вой объем операций на душу населения по картам в РФ составляет 1200 долларов, для сравнения: в США этот показатель достигает 13 600 долларов.

В целом на мировом рынке темпы роста объемов карточных платежей опережают темпы роста платежей наличными. Неплохие перспективы, по словам выступающей, и у сегмента мобильных платежей, чему прежде всего способствует развитие рынка мобильных устройств: в России в 2014 году 68% домохозяйств обладали смартфоном, 29% – планшетом. Одной из основных тенденций в мире является оплата товара при помощи мобильных телефонов непосредственно в момент покупки. В США объем таких транзакций в денежном выражении составил 14% от всех мобильных платежей, в России пока только 1%.

Успешный опыт приема мобильных платежей продемонстрировал Starbucks: в 2014 году доля оплаты при помощи мо бильного телефона составила 16% в общем объеме Starbucks. Говоря о перспективах развития платежных инструментов, М. Милашевич сообщила, что согласно прогнозам в ближайшие несколько лет на рынки Азии придется половина мирового объема платежей по картам. Вторым важным трендом станет динамичное развитие мобильных платежей – абсолютный прогнозируемый рост которых к 2019 году составит 192%. Наконец, эксперты ожидают дальнейшего роста востребованности банковских услуг среди всего населения мира, на это направлена политика мирового сообщества

Вячеслав Семенихин, Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР)

Вячеслав Семенихин, управляющий директор, руководитель направления интернет-продаж Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР), рассказал о роли интернета как канала привлечения для банка «с отделениями». Он отметил, что банки используют интернет в первую очередь для продаж и поддержки отношений с физическими лицами и МСБ (прежде всего кредитование, прием депозитов, открытие расчетных счетов). Клиенты заинтересованы в возможностях интернета для быстрого получения достаточной и достоверной информации, что позволяет им экономить время и силы, в оперативном получении специальных и персонифицированных предложений, в удобном приобретении продуктов и услуг и в наличии обратной связи по вопросам и претензиям без необходимости посещения отделений.

Для банков также есть свои плюсы: частая и недорогая коммуникация с клиентами, увеличение объема знаний о них для формирования корректных предложений, удвоение продаж на клиента, снижение стоимости привлечения, получение доступа к новым клиентам и, как следствие, экономия на издержках. Показательным является тот факт, что в УБРиР доля интернет-коммуникаций с клиентами (включая мобильное приложение) составляет всего 20%, однако доля интернет-продаж значительно выше. Так, 35% кредитов оформляется банком через интернет, количество открываемых расчетно-кассовых счетов для МСБ, осуществляемых через этот канал, составляет 40%. Для усовершенствования работы с клиентами специалистами банка была разработана облачная архитектура, позволяющая оперативно «поймать» любого клиента в момент использования им любого коммуникационного устройства и сделать ему персональное предложение. Как результат – каждый третий выданный кредит приходит через интернет, и каждый рубль, вложенный в интернет-рекламу, несмотря на сложную экономическую ситуацию и сокращение числа заемщиков, приносит банку в среднем 50 рублей кредитных выдач. В заключение В. Семенихин подчеркнул, что, несмотря на большой слой клиентов, пока не пользующихся финансовыми интернет-услугами, с ними уже можно начинать работать, и из 70 млн российских интернет-пользователей возможно установить отношения для начала хотя бы с миллионом целевых клиентов.

Виктор Луканин, «Евросеть»

Доклад Виктора Луканина, исполнительного вице-президента компании «Евросеть», был посвящен вопросам интеграции непрофильной розницы в банковский сектор. Несмотря на все более инновационные технологические процессы, большинство банков по-прежнему достаточно консервативны по отношению к современным потребностям клиентов. С другой стороны, многие решения, предлагаемые банками, оказываются непонятными и неудобными для клиентов. Основная проблема заключается в том, что банки в целом продолжают использовать традиционную модель взаимодействия с клиентами, что в новых условиях делает невозможным дальнейший органический рост. Со своей стороны, современный клиент всегда ищет самый удобный финансовый сервис в каждой точке контакта. Так, в 2014 году доля интернет-посещений банков через мобильные устройства впервые превысила десктоп-посещения. Следовательно, на рынке банковской розницы стремительно повышается роль сотовых операторов, при этом здесь появляется все больше универсальных финансовых решений, которые клиент хочет получить сразу же, как только подумает о том, что хорошо было бы иметь возможность воспользоваться тем или иным сервисом.

И в этом контексте становится очевидной роль офлайн-розницы и, в частности, услуг компании «Евросеть», ключевой компетенцией которой является умение продавать. Последнее доказывается прежде всего показателями покупательского трафика: в месяц через отделения проходит 55 млн посетителей, совершающих любые высокочастотные транзакции. При этом в прошлом году «Евросети» удалось построить универсальную платформу продаж банковских продуктов, выступая своего рода брокерами между клиентами и различными банками. Еще одной важной особенностью офлайновой розницы В. Луканин назвал возможность апсейла – активных продаж дополнительных продуктов, таких как страховки, кредитные карты и пр. Также выступающий рассказал о преимуществах карты «Кукуруза», которую в «Евросети» рассматривают не как источник серьезного дополнительного дохода, а прежде всего как инструмент расширения клиентской базы за счет предоставления широкого спектра услуг.

Елена Гафарова, платежная система CONTACT

Елена Гафарова, вице-президент платежной системы CONTACT, рассказала о трендах развития финансовых технологий на рынке платежей. По ее словам, в последнее время при обсуждении вопросов сотрудничества с международными партнерами в центре внимания оказываются не размеры комиссий и направления (комиссии снижены сейчас уже по максимуму), а новые продукты и связанные с ними технологии: возможности омниканальных продаж, внедрение бесконтактных платежей, blockchain и пр. Согласно результатам недавно проведенного опроса среди банков, на вопрос, какие финансовые организации представляют собой основную угрозу традиционным банкам, 38% назвали «новые» банки, например, такие как испанский BBVA, который, несмотря на свою продолжительную историю, в марте 2015 года заявил, что будущее свое видит в качестве провайдера программного обеспечения. 38% банков опасаются развития альтернативных каналов финансовых сервисов, 31% – социальных сетей. Говоря о проблемах передачи данных и платежей, Е. Гафарова отметила, что сейчас в мире выстроена превосходная сеть для передачи данных, чего нельзя сказать о платежах: возможности отправить платеж за любую услугу, из любой точки, на любую сумму у клиентов по-прежнему нет, несмотря на все инновации. Во многом это связано с отсутствием открытой ИТ-архитектуры, а также с дефицитом технологических решений, позволяющих интегрировать услуги денежных переводов в уже существующие локальные платформы с учетом требований регуляторов из разных юрисдикций и разных методов осуществления платежей. Несмотря на то, что compliance для платежных операторов год от года становится все более комплексным, до сих пор нет четких законодательных требований относительно ряда финансовых услуг, в т. ч. мобильных платежей. Бывает, что законодательные требования разных юрисдикций противоречат друг другу. Попытки использования рядом компаний локальных платформ для осуществления трансграничных платежей без их кастомизации под требования других регуляторов, как правило, заканчиваются разочарованием клиентов в предлагаемой услуге: платежи отбраковываются из-за отсутствия необходимых данных, суммы платежей поступают за вычетом комиссий, с задержками на расследования. Немалую роль в торможении технологического развития операторов платежных услуг также играет традиционно консервативная корпоративная культура банков.

В качестве основных решений проблем Е. Гафарова выделила: переход от инвестиций в техническое оснащение к инвестициям в ПО, необходимость стандартизации локального и трансграничного ПО, внедрение многофакторной аутентификации клиента, разработку простого и проактивного интерфейса для создания платежей, импорт клиентской информации из соцсетей в финансовую экосистему, а также налаживание диалога с регуляторамим в целях лучшего понимания платежной среды.

В заключение выступающая назвала 4 возможных сценария дальнейшего раз- вития рынка перевода денежных средств:
1) возможность оставить все без изменений еще на 3–4 года, пока не будут разработаны операционные стандарты ISO, и тогда на их основе создать общую платформу;
2) взять за основу и открыть для интеграции международные «карточные» системы, поддерживающие технологии токенизации;
3) построить новую систему для трансграничных платежей, отдельно от локальной системы платежей, и, наконец,
4) централизованный перевод всех участников рынка на единую платформу, разработанную и управляемую регулятором. По мнению топ-менеджера CONTACT, наиболее простым вариантом является второй сценарий.

Наталья Кулебянова, UCS

В докладе Натальи Кулебяновой, начальника управления по продаже эмиссионных услуг компании UCS, были озвучены особенности продуктовой линейки банков с небольшой эмиссией карт (до 10 тыс. карт). Она рассказала о специфике деятельности компании UCS как независимого процессора и преимуществах взаимодействия с ним банков. Текущее сотрудничество включает в себя высвобождение внутренних ресурсов компании для профильных задач бизнеса банка, контракт с профессиональным, надежным и финансово устойчивым поставщиком услуг, а также гарантии полной конфиденциальности. Н. Кулебянова отметила, что если долгие годы рынок платежных карт был достаточно стабильным и банки довольствовались базовым набором услуг, то в последние пять лет наблюдается его активное развитие и усложнение банковских запросов.

В числе новых продуктов, предлагаемых UCS в настоящее время, она выделила использование таких технологий, как бесконтактный чип и безбумажный ПИН, возможность выбора клиентом выдаваемых ему купюр в банкомате, подключение SMS-информирования в банкоматах, сервис MoneySend и ряд других перспективных направлений.

В планах компании на 2016 год развитие услуги «Персональный офис»: предложение виртуальных карт, использование бесконтактных стикеров, услуга доставки любого контента на банкомат, сервис Visa Direct, назначение смены ПИН-кода, открытие депозитов на банкомате и т. д.

В настоящее время наиболее востребованным у банков с небольшой эмиссией является подключение к услуге 3D-Secure, в будущем ожидается спад в данном направлении, поскольку в большинстве банков она уже запущена. На втором месте по популярности среди услуг, поддерживаемых UCS, является интернет-банкинг, на третьем – мобильные приложения. В будущем ожидается рост интереса к предоставлению клиентам безбумажных ПИН-кодов и различным типам переводов между картами.

Станислав Илларионов, ЦФТ – Управление сетями самообслуживания

Станислав Илларионов, региональный директор сервиса «ЦФТ – Управление сетями самообслуживания» компании ЦФТ, ознакомил аудиторию Форума с методами повышения доходности банковского ритейла за счет изменения бизнес-модели работы банка с собственной инфраструктурой самообслуживания. В числе ключевых задач банков выступающий выделил сохранение и наращивание объема клиентской базы, повышение уровня обслуживания клиентов, снижение издержек и увеличение эффективности работы структурных подразделений банка. Он подчеркнул, что банкам сейчас приходится действовать в условиях жесткой конкуренции как между собой, так и с МФО в части выдачи кредитов, а также с различными НКО в части предоставления инфраструктуры для оплаты услуг. Таким образом, банкам необходимо развивать не только финансовые продукты, но и эффективную инфраструктуру устройств самообслуживания, в рамках которой клиенты могут погасить кредит, работать со своими счетами, оплачивать различные услуги и т. д.

Помимо повышения лояльности клиентов банки смогут освободить свои традиционные отделения и их персонал для проведения более сложных и доходных операций. Между тем в настоящее время обороты в платежных терминалах НКО выше, чем в аналогичных банковских устройствах, примерно в 6 раз. Говоря о наиболее актуальных текущих проблемах банков, С. Илларионов отметил реализацию и поддержку сложных интеграционных проектов, при этом использование решений от разных вендоров затрудняет управление сетями платежных терминалов, а долгий вывод новых услуг и тарифов мешает банкам эффективно зарабатывать на этом направлении. Решения ЦФТ, сообщил докладчик, помогут банкам сократить издержки на поддержку мультивендорных решений, а также сократить затраты на управление различными сетями устройств самообслуживания. Сервис «ЦФТ – управление сетями самообслуживания» оптимизирует работу банка по управлению своей инфраструктурой, позволяет экономить на содержании и эксплуатации серверного оборудования и программного обеспечения, значительно сокращает сроки внедрения новых услуг во всей сети банка, обеспечивает гарантированную службу сопровождения с готовыми процедурами и регламентами, позволяет интенсивно и экстенсивно развиваться сети платежных терминалов банка.

Алексей Коноваленко, INPAS

Алексей Коноваленко, директор департамента сервисного обслуживания эквайринговых сетей компании INPAS, рассказал о преимуществах аутсорсинга POS-терминальных сетей. По его словам, деятельность, связанная с поддержкой сетей POS-терминалов, отнимает у банка значительный ресурс, но при этом «бросить» эквайринг нельзя, поскольку он обеспечивает повышение доходной части карточного бизнеса, кросс-продажи банковских продуктов и рост числа корпоративных клиентов. Между тем тенденция роста количества транзакций через POS-терминалы неизбежна, что подтверждается данными статистики ЦБ РФ за 2014 год, следовательно, российским банкам необходимо пойти по пути развития рынков западных стран и начать передавать эквайринговые услуги на аутсорсинг.

В рамках своего доклада спикер предтавил новое направление деятельности компании INPAS – сервис «Аутсорсинг эквайринговых сетей», который предлагает банкам аутсорсинг «под ключ», включая услуги единого контакт-центра, сервисную поддержку, систему Service Desk, позволяющую видеть все этапы работы, актуальный статус задач и прочую необходимую информацию, а также систему мониторинга, которая является уникальной разработкой компании INPAS. В итоге банки получают возможность экономить 18–25% на обслуживании эквайринговой сети, кроме того, время установки новых терминалов сокращается с 4–7 дней до 6–8 часов. Еще одним важным преимуществом является исключение влияния человеческого фактора, поскольку INPAS работает по соглашению SLA. Также особо было отмечено, что все процессы управления качеством сервиса построены в соответствии с требованиями, предъявляемыми в ISO 9001:2008

Ольга Шеметова, GfK

Третью сессию открыло выступление Ольги Шеметовой, руководителя направления «Бизнес и финансы» отдела качественных исследований компании GfK, которая представила обзор технотрендов и путей развития рынка мобильных платежей. По ее словам, наиболее перспективными технотрендами настоящего времени являются мобильность, под которой понимается как проникновение мобильного интернета, так и «мобилизация» жизни пользователей, омниэкранность, когда все данные с одного устройства могут быть доступны и на других, повышение доли видеоконтента (этот тренд способствует развитию сегмента фаблетов), носимая электроника, мобильные платежи, «умные» автомобили, «умный» дом и т. д., Big Data (для компаний этот тренд означает возможность монетизации пользовательских данных), информационная безопасность (защита персональных данных) и расширенная реальность (например, виртуальные примерочные). Переходя к основной теме доклада, выступающая рассказала об исследовании, в ходе которого респонденты отвечали на вопрос об отношении к мобильным платежам: 32% опрошенных согласились с тем, что платить через мобильное устройство быстрее, 39% – удобнее, 28% – проще, 28% – что покупка становится эффективнее. Однако структура и доля типов платежей по-прежнему схожа для всех поколений потребителей, и мобильные платежи занимают в ней далеко не лидирующие позиции. Основными категориями товаров, оплачиваемых при помощи мобильных устройств, являются электроника, мобильные телефоны, игрушки и одежда. В числе мотивов использования мобильных платежей респонденты, как правило, называют удобство и экономию времени, более высокий уровень безопасности, чем при применении банковской карты, наличие технологии NFC (бесконтактные платежи) в смартфоне, советы друзей и родственников, а также просто желание следовать моде.


В Индии к настоящему времени биометрическую регистрацию уже прошли 600 миллионов потребителей


При этом существует и значительное число барьеров, удерживающих людей от использования мобильных платежей: недоверие к безопасности мобильных платежей, отсутствие навыков и нежелание осваивать новые сервисы, характерные для старшей возрастной аудитории, технологии мобильных платежей с низкими юзабилити-характеристиками, ограниченность видов товаров и услуг, которые можно оплатить при помощи мобильных устройств, а также высокие требования к таким устройствам (наличие определенных технологий, например, NFC). В заключение О. Шеметова озвучила факторы развития рынка мобильных платежей, в т. ч. повышение доступности мобильной связи и мобильного интернета, быстрый рост проникновения данных услуг, универсальные платежные терминалы оплаты, позволяющие произвести оплату с помощью практически любой системы платежей, уверенность потребителей в том, что личная информация не станет общедоступной, и простота использования, означающая возможность совершения покупки в одно касание (без ввода номера карты и ПИН-кода).

Виктор Достов, Ассоциация «Электронные деньги»

Доклад Виктора Достова, председателя совета ассоциации «Электронные деньги», был посвящен проблемам идентификации клиента. По его словам, в российском законодательстве это понятие прописано достаточно туманно, и существуют по крайней мере три основные причины проведения идентификации. Во-первых, она проводится в целях безопасности и гарантии санкционированного доступа, во-вторых, чтобы узнавать постоянных клиентов и повышать их лояльность путем формирования индивидуальных предложений и, наконец, в-третьих – для изучения данных клиента в контексте требований ПОД/ФТ.

Выступающий подчеркнул, что хотя сам по себе закон о ПОД/ФТ неплох, он уже морально устарел и требует срочной модификации, в первую очередь в части расширения возможностей по делегированию задач идентификации, например, платежным агентам, устранения необходимости проводить повторную идентификацию, разрешения осуществления небольших платежей в иностранные онлайн-магазины без проведения идентификации, исключения необходимости использовать квалифицированную ЭЦП для упрощенной идентификации и т. д.

Также председатель совета ассоциации «Электронные деньги» сообщил, что сейчас ведется активный поиск эффективных способов обеспечивать удаленную надежную и безопасную идентификацию, например, при помощи мобильного телефона, позволяющего достоверно узнать, где находился человек в момент совершения сомнительной операции, технологий распознавания лиц, а также биометрических данных. Так, в Индии к настоящему времени биометрическую регистрацию уже прошли 600 млн потребителей. В России же, по словам выступающего, технологии упрощенной идентификации развиваются очень медленно.

Говоря о будущем идентификационных технологий, В. Достов предположил, что, во-первых, целесообразнее всего будет использовать аутентификацию вместо идентификации и что наиболее перспективными направлениями являются биометрия и традиционные двухфакторные процедуры. Во-вторых, необходимо ввести уровни доступа к информации, поскольку бизнес-структуры должны получать только ту информацию, которая для них актуальна (магазину, например, нужны дата рождения и пол, а не номер паспорта или имя покупателя). Также он отметил важность перехода на систему paperless KYC (know your client), в основе которой лежит понимание того, что необходимо идентифицировать именно человека как такового, а не его документы или банковские карты. Наконец, заключил выступающий, государство могло бы делегировать часть функций такого рода частным компаниям, которые располагают инновационными технологиями аутентификации и защиты информации.

Бернардо Николетти (Bernardo Nicoletti), Transigma

Бернардо Николетти (Bernardo Nicoletti), директор компании стратегического консалтинга Transigma и преподаватель в римском Universitá di TorVergata, выступил с докладом на тему «Эволюция или революция в платежной индустрии и банковском секторе?» Доклад являлся своего рода обобщением его книги Mobile Banking, недавно вышедшей в международном научном книжном издательстве Palgrave-MacMillan. Он рассказал о факторах успеха при создании банками мобильных приложений. Отметив, что Россия является самой быстроразвивающейся страной в Восточной Европе в сфере использования безналичных платежей, а мобильные платежи, в свою очередь, – один из самых быстрорастущих сегментов, выступающий выделил четыре основные задачи платежных рынков. Речь идет об усложнении требований клиентов, росте конкуренции, которая становится все более разношерстной, усложняющихся compliance-требованиях и стремительном развитии компьютерных и пр. технологий (так называемые 4С: customers, compliance, competition, computers & technology). Согласно учению Дарвина, история эволюции доказала, что выживает не сильнейший или более умный, а тот, кто умеет лучше приспосабливаться к изменяющейся среде, следовательно, размеры банка не являются гарантией его успешности: необходимо внедрять инновации, которые влияют и на продукт, и на бизнес-процессы, и на дистрибуцию, и на бизнес-модель организации.

В ближайшее время наиболее востребованными технологиями, по мнению Б. Николетти, будут мобильные и NFC-платежи, смарт-карты, электронные кошельки и P2P-переводы. Прежде чем приступить к разработке инновационных мобильных приложений, выступающий рекомендовал финансовым институтам определить, каким образом они будут интегрировать все существующие у них каналы, а также сформировать определенную точку зрения и установить конкретные задачи и цели развития проекта на достаточно длительный период. В качестве примера успешного решения Б. Николетти привел сервис Barclays Pingit P2P, число пользователей которого достигло 2 млн спустя всего два года после запуска, а совокупные обороты – почти 1 млрд фунтов стерлингов.

Евгения Петрова, MasterCard Europe

Исследование MasterCard и UsabilityLab «Процесс оплаты банковской картой в интернете. Обзор и лучшие практики» представили на Форуме Евгения Петрова, менеджер по развитию бизнеса, инновационные платежные технологии, MasterCard Europe, и Дмитрий Силаев, коммерческий директор компании UsabilityLab.

Согласно его результатам, во время онлайн-шопинга пользователи часто сталкиваются с трудностями, из-за чего до 68% заказов могут не завершаться покупкой. Основные проблемы связаны со сложным и подчас запутанным процессом оформления заказа, трудностями при вводе реквизитов банковской карты, необходимостью регистрации на сайте и авторизации при оплате. Также покупатели отметили, что недовольны скрытыми дополнительными платежами и отсутствием мобильной версии магазинов.

Исследование MasterCard и UsabilityLab показало, что у многих покупателей принятие решения о покупке происходит на этапе отбора покупок в корзину. Помимо того что респонденты не всегда понимали, как добавить товар или удалить его из корзины, одна из самых критичных проблем была связана с тем, что в некоторых магазинах посетители были вынуждены заново складывать товары в корзину, если процесс оформления заказа прерывался на регистрацию или по причине технических сбоев, возникших, например, из-за проблем с интернетом. Нередки случаи, когда пользователи отказываются от покупки на этапе регистрации, опасаясь за безопасность своих данных и того, что данный процесс может отнять слишком много времени. Сложный и непрозрачный процесс оформления заказа может запутать посетителей, а неоднозначные или незнакомые названия – привести в замешательство. Как показало исследование, онлайн-магазин может потерять до 18% клиентов, которые посчитали форму заказа на сайте слишком сложной.

Дмитрий Силаев, UsabilityLab

Многие пользователи отказываются от покупок, потому что на странице магазина не представлена полная информация об условиях приобретения товаров. Например, скрытая на первых этапах информация о сервисном сборе становится неприятной неожиданностью на этапе подтверждения заказа и вынуждает посетителей сайта искать более выгодные предложения. Негативную реакцию со стороны многих респондентов вызывает и переход на страницу стороннего сервиса для оплаты товара. Для пользователя наиболее логичным кажется осуществление всего процесса заказа на одной странице и на одном сайте, поэтому неожиданная переадресация на другой сайт или новая вкладка, предлагающая ввести данные банковской карты, может осложнить процесс совершения покупки.

Весь процесс оплаты должен осуществляться либо в специальной платежной форме, встроенной в страницу сайта магазина, либо пользователь должен быть незаметно для него перенаправлен на другую страницу, где по-прежнему будет присутствовать четкая связь с брендом (стиль оформления, логотипы и т. д.). Этап ввода данных банковской карты для оплаты покупки очень часто вызывает недоверие у пользователей: они не всегда уверены, что правильно вводят данные. Хотя многие сайты используют распространенные формулировки для обозначения необходимых для заполнения полей, специфическая терминология или сложный формат ввода данных приводит пользователей в замешательство.

Оксана Смирнова-Крелль, «Интервэйл»

Оксана Смирнова-Крелль, генеральный директор компании «Интервэйл», рассказала о концепции открытого банка в презентации «API на вход и выход». Она подчеркнула, что за последние 10 лет многие чисто банковские услуги стали предоставляться небанковскими финансовыми организациями, которые менее зависимы от регулятора, не кредитуют население, не обременены многочисленными офисами обслуживания клиентов и избавлены от необходимости поддержания нормативов ликвидности и достаточности капитала. В числе ключевых тенденций платежного рынка О. Смирнова-Крелль выделила большое количество профессиональных игроков на рынке, восприятие банковской карты как основы безналичных платежей, интерес к наиболее простым платежным приложениям, устанавливаемым в мобильных устройствах, и рост популярности платежей с использованием NFC. Безусловно, банкам непросто успевать за всеми происходящими на рынке изменениями, следовательно, им нужно идти по пути создания открытой банковской ИТ-экосистемы, концепция которой сейчас активно продвигается в западном банкинге. Что касается развития дистанционных банковских услуг в России, предположила О. Смирнова-Крелль, банки будут постепенно переходить на аутсорсинг дистанционных финансовых сервисов, и весь платежный функционал, который доступен сегодня в платежных терминалах, банкоматах, системах интернет-банка и пр., мигрирует в мобильные устройства, все источники платежа «уйдут» в смартфон, оплата товаров и услуг в офлайн-торговле станет возможна электронными деньгами, и т. д. При этом в условиях жесткой конкурентной борьбы не все участники рынка могут позволить себе быть достаточно инновационными, и задача «Интервэйл» – поддерживать их, предлагать решения по схеме PaaS.

Первым опытом компании было создание совместно с MasterCard мобильного кошелька MasterCard Mobile. С тех пор в ее стратегию была включена задача создания сервисного клиентского предложения, и сейчас «Интервэйл» предлагает клиентам использовать открытую платежную платформу с возможностью создания электронного кошелька как минимум с четырьмя интерфейсами. Банкам обеспечивается возможность оказания полноценного ДБО и широкий спектр способов коммуникации с клиентами (push, SMS, Viber и пр.). При этом они могут предоставлять сервис именно в том объеме, который нужен их клиентам, оперативно расширяя в случае необходимости ассортимент сервисов и увеличивая их пропускную способность. Кроме того, компоненты используемого решения «Интервэйл» всегда находятся в состоянии up to date, и, наконец, самое важное – банковский счет теперь может служить источником платежа в ТСП без применения платежной карты. О. Смирнова-Крелль подчеркнула, что «Интервэйл» предоставляет свои решения как white label: банки могут заказать только то, что им действительно нужно, что обеспечивает более эффективный и недорогой маркетинг и избавляет от ощущения навязывания услуг.

Саймон Китс (Simon Keates), Thales e-security

Тема развития мобильных платежей была продолжена в докладе Саймона Китса (Simon Keates), главного консультанта по вопросам безопасности мобильных решений компании Thales e-security. Он рассказал об особенностях платежей на основе «облачных» вычислений и решения Thales HSM. Докладчик напомнил, что переломным моментом стал 2013 год, когда Google и Android запустили проект по интеграции технологии HCE в операционную систему Android KitKat 4.4. Вскоре Visa и MasterCard объявили о разработке спецификаций, ориентированных на поддержку бесконтактных мобильных платежей на основе HCE. Данная технология позволяет совершать NFC-платежи с помощью мобильных приложений, независимо от наличия встроенного в смартфон элемента безопасности (Secure Element, SE). Мобильное приложение имеет необходимые платежные реквизиты, на самом устройстве хранятся лишь самые необходимые платежные данные, остальные находятся в «облаке».


Базовой потребностью конкурентоспособного эквайринга становится присутствие в интернет-пространстве


Для обеспечения безопасности можно использовать динамические ключи (MasterCard называет их одноразовыми, Visa – ключами ограниченного использования) и токенизацию идентификационного номера. Выступающий подчеркнул, что пример Apple Pay доказал действенность данного механизма обеспечения безопасности.

Использование аппаратного модуля безопасности Thales HSM, по словам С. Китса, позволяет решить три ключевые задачи при эмуляции карт: обеспечение процесса регистрации (благодаря использованию действенного алгоритма генерации случайных чисел, криптографического протокола TLS на аппаратной основе и безопасного управления сертификатом, гарантирующего подлинность мобильного приложения), обеспечение безопасной передачи параметров доступа на телефон (модуль HSM гарантирует постоянную защиту ключей шифрования, чувствительных данных и безопасный удаленный контроль путем взаимного подтверждения подлинности), а также управления жизненным циклом ключей и параметров доступа (достаточное количество ключей формируется заранее исходя из принятой модели риска, пополнение ключей осуществляется путем безопасного упреждающего обновления, – проверка криптограмм позволяет обнаружить мошеннические транзакции).

В заключение С. Китс сообщил, что в 3-м квартале 2015 года планируется релиз новой версии ПО для модулей Thales HSM payShield 9000, в котором будет осуществляться полная поддержка облачных платежей Visa, MasterCard и поддержка HCE в «облачных» операциях с American Express.

Алина Белова, Tieto

Алина Белова, ведущий технический менеджер по карточным продуктам компании Tieto, рассказала о пяти важнейших факторах для развития успешной электронной коммерции.

По ее словам, базовой потребностью конкурентоспособного эквайринга на сегодняшний день становится присутствие в интернет-пространстве, где все больше потребителей осуществляют свои ежедневные платежи. Электронную коммерцию следует уже рассматривать не как роскошь, а как необходимость.

Решение Tieto основывается на концепции омниканальности, что означает объединение всех платежных и коммуникационных каналов в одну сеть, которая использует единую потребительскую базу данных. Постоянная связь с клиентом, сбор данных и анализ клиентского поведения в разных каналах позволяют создавать персональные предложения для каждого покупателя, что влияет на повышение лояльности и увеличение сбыта. Также важным фактором является безопасность платежей – в целях ее обеспечения каждому каналу доступа присуждается свой токен. Такой подход обеспечивает безопасность платежа, не ограничивая возможности пользователя, и поддерживает требования PCI DSS.

Портал самообслуживания для торгово-сервисных предприятий (ТСП) электронной коммерции позволяет онлайн-ритейлеру мониторить информацию о транзакциях, о статусах платежей, а также совершать платежные операции либо операции по возврату денежных средств посредством удобного интерфейса, основанного на веб-технологиях.

Неоспоримо важным фактором развития успешной электронной коммерции является социальная коммерция и маркетинг. Индивидуальный подход к каждому клиенту, успешно апробированный в классических ТСП, можно использовать и в электронной коммерции, используя возможности омниканального маркетинга для мониторинга клиентских транзакций и формирования персонифицированных предложений.

Пятым важным фактором является наличие сервиса check-out. Согласно статистике, в мобильной коммерции только 3% пользователей доходят до этапа оплаты покупки по причине неудобства регистрации и ввода данных. Visa и MasterCard смогли решить эту проблему, позволив использовать единый сервис завершения покупки во всех каналах доступа, который дает возможность применять ранее указанные данные (например, адрес доставки, контактные данные и т. д.).

Игорь Зотиков, НКО «ОРС»

Завершило сессию выступление Игоря Зотикова, председателя правления НКО «ОРС», который представил обзор текущей деятельности и новых проектов платежной системы. Среди текущих направлений деятельности ОРС он назвал: предоставление услуг расчетного центра ОРС, услуг расчетного центра систем денежных переводов Western Union и БЭСТ, а также услуг расчетного центра в рамках агентских программ платежных систем UnionPay, JCB и American Express в банкоматах банков-партнеров и в торгово-сервисных предприятиях. По приведенным докладчиком данным, доля банкоматов сети ПС ОРС составляет 25% общей инсталляционной базы РФ. Особенно заметным рост количества установленных терминальных устройств и участников системы был в 2014 году: 71% (с 26,4 тыс. до 45,2 устройства) и 44% (с 171 до 246 банков) соответственно. В числе наиболее интересных проектов ОРС выступающий отметил: услугу Cash by Code, позволяющую снимать наличные с абонентского счета у мобильного оператора, перевод денежных средств с использованием электронных кошельков (БЭСТ, Wallet 1), погашение кредитов на базе ПО еKassir (пилотный проект с Росбанком), а также проект по организации системы межбанковских расчетов. По словам И. Зотикова, расчеты планируется производить в форматах УФЭБС (+SWIFT) в режиме 24×7×365, без ограничений по суммам перевода. Одним из последних проектов стала система MobiCash, в рамках которой клиент может оплатить товары и услуги при помощи QR-кода, установив себе на смартфон соответствующее приложение.

Дмитрий Бикман, MasterCard Advisors

Четвертая сессия открылась выступлением Дмитрия Бикмана, управляющего консультанта MasterCard Advisors. Спикер рассказал слушателям о типичных проблемах в обслуживании банками «карточных» клиентов. Согласно исследованию, проведенному MasterCard, надежность является основным критерием для потенциального клиента при выборе банка. Однако данное понятие является достаточно расплывчатым, как отметил выступающий, и существует множество факторов, которые влияют на его интерпретацию клиентом.

Важнейшими факторами для клиента банка являются качество и скорость обслуживания, при этом понятие «качество» во многом воспринимается как простота и ясность происходящих процессов. Кредитные организации, однако, чаще ориентируются на соответствие внедряемых процессов принятым политикам и правилам, в то время как восприятие клиентом нововведения не является приоритетным. В результате каждый новый бизнес-процесс в банке представляет для держателя карты потенциальную проблему.

Среди типичных проблем Дмитрий Бикман выделил недоработки в системах электронной очереди и отсутствие у сотрудников фронт-офиса представлений о необходимых стандартах обслуживания потребителей. Совпадение графика работы банков и большинства людей также было отмечено среди характерных сложностей. Серьезным препятствием для установления взаимопонимания между сотрудником и клиентом становится и процесс заполнения анкеты на получение кредитной карты – избыточно сложные и объемные документы нерационально расходуют время и персонала, и потенциальных клиентов.

Также представитель MasterCard Advisors отметил, что к сложностям для использования карты за рубежом может приводить часто встречающееся различие в написании имени и фамилии клиента на карте и в загранпаспорте в связи с использованием автоматических алгоритмов транслитерации на этапе выпуска карты.

Одной из распространенных проблем остается выдача ПИН-кодов на бумажном носителе в конвертах, что, с одной стороны, усложняет операционные процессы и дистрибуцию, а с другой – предоставляет держателю карты удобную возможность положить листок с секретной информацией в бумажник, увеличивая риски мошенничества.

Наконец, множество недостатков отмечено в работе call-центров. Сотрудники таких служб в основном переадресовывают обращения клиентов профильным подраделениям, в то время как на них можно возложить ответственность по урегулированию наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются клиенты. Например, сотрудники call-центров могут отменять временное ограничение на снятие наличных в банкоматах.

Также спикер подчеркнул, что нежелание банков возвращать держателям карт средства, похищенные мошенниками, ведет к снижению лояльности потребителей и негативному отклику. При этом зачастую негативный эффект влечет за собой большие убытки, чем сумма фактически похищенных средств.

Евгений Покровский, Verifone

Евгений Покровский, глава представительства в России и СНГ Verifone, рассказал о глобальных тенденциях платежной индустрии и отвечающих им решениях компании. Первой важной тенденцией является повышение безопасности платежных транзакций, чему способствует принятие стандартов PCI PTS 4.x и выше, ориентированных на повышение уровня защищенности собственно устройств, и PCI DSS 3.х, которые касаются общей безопасности данных. В сфере обеспечения безопасности мобильных платежей все большее распространение получают шифрование и токенизация.

Вторая глобальная тенденция, по словам Е. Покровского, – распространение бесконтактных устройств и мобильных кошельков. Ускорению распространения бесконтактных платежей во многом способствует политика Visa и MasterCard, направленная на внедрение требований к ТСП, предусматривающих наличие бесконтактного эквайринга. При этом, добавил выступающий, скорость распространения бесконтактных платежей сильно различается от региона к региону и во многом зависит от динамики развития инфраструктуры и требований платежной сети.

В свою очередь, распространение мобильных кошельков, по словам Е. Покровского, во многом обусловлено появлением таких сервисов, как Apple Pay, популяризацией NFC-смартфонов и т. п.

Третья тенденция, которая серьезно влияет на платежную индустрию, – эффект регулирования, под которым, как пояснил выступающий, имеется в виду необходимость изменения платежных продуктов и инструментов под влиянием новых требований регуляторов. Например, в Турции все мобильные терминалы уже оснащены фискальным модулем, в скором времени это требование коснется и стационарных терминалов. Вендорам в таких условиях приходится работать в полную силу, чтобы обеспечить соответствие своей продукции требованиям регулятора и удовлетворить запросы эквайеров. Также Е. Покровский отметил важность исполнения рекомендаций PCI и ведения работ по стандартизации платежных систем (SEPA/EPAS/OSCAR) в различных регионах.

Четвертая значимая тенденция – распространение mPOS-терминалов и POS-планшетов. Последние POS-планшеты набирают все большую популярность для улучшения клиентского сервиса в качестве торговой системы «все-в-одном». Крупные ритейлеры все чаще оснащают своих со- трудников планшетами для обслуживания клиента и предоставления ему возможно- сти, например, покупки отсутствующего в зале товара. Небольшие магазины сосредотачиваются на внедрении мобильных POS-систем, позволяющем им значительно экономить как на оборудовании, так и на аренде площадей.

Пятая тенденция, отмеченная выступающим, – это развитие биометрических систем. По словам Е. Покровского, первые проекты по внедрению биометрии потерпели крах в США около 10 лет назад, но теперь многим стало очевидно, что данную технологию можно успешно использовать в целях повышения безопасности платежей. Так, в настоящий момент биометрические решения уже используются, например, в системе Apple Pay, в Финляндии применяются биометрические терминалы для выдачи микрокредитов, и т. п. В заключение представитель Verifone рассказал о некоторых современных решениях компании: встраиваемых модулях для платежных терминалов, с помощью которых можно, в том числе, демонстрировать рекламу, mPOS-терминалах для приема оплаты за проезд на общественном транспорте, включая такси, а также о преимуществах модели PaaS, по которой работает Verifone и которая подразумевает предоставление набора услуг и решений для ритейла, основанного на системе подписки на тот или иной вид сервиса.

Максим Кургаев, Ingenico

Доклад Максима Кургаева, директора по маркетингу Ingenico Россия и СНГ, был посвящен деятельности компании Ingenico, ее месту и роли в платежной индустрии. По его словам, в настоящий момент свыше 27 млн терминалов Ingenico успешно работают в банках и ТСП в 170 странах мира. Компания с большим отрывом лидирует в Европе, Китае, Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Бизнес Ingenico развивают более 5000 сотрудников, из которых 148 человек специализируются на развитии бизнеса в России, странах СНГ и Монголии.

Крупнейшее мировое рейтинговое агентство Nilson Report на протяжении 8 лет фиксирует лидерство Ingenico в платежной индустрии: так, если в 2013 году Ingenico произвела 6,7 млн терминалов, то в 2014 году – уже 8,8 млн. Отличительной чертой компании Ingenico является тесное сотрудничество с заказчиками: еще на стадии проектирования новых моделей закладывается понимание, чего именно ожидают от терминалов кассиры и официанты, банковские сотрудники и курьеры служб доставки. Внедряя различные инновации – бесконтактные ридеры, цветные touchscreen-мониторы, сочетание беспроводных и проводных средств связи, мультимедийные интерфейсы и биометрические датчики, специалисты компании разрабатывают действительно инновационные продукты, которые можно с максимальной отдачей использовать в различных направлениях бизнеса.

М. Кургаев отметил, что использование терминалов Ingenico повышает уровень комфорта покупателей в торговых точках, упрощает процесс оплаты и позволяет накапливать потребительский опыт, совмещая платежи со множеством веб-сервисов. По словам выступающего, Ingenico предлагает целостные защищенные решения, позволяющие принимать все виды карточных платежей практически в любой торгово-сервисной инфраструктуре. Мощная система управления терминалами обеспечивает возможность гибко конфигурировать сеть, что снижает общую стоимость владения терминальными парками. А мультиаппликационная платформа Telium 2, на которой базируется современная линейка терминалов Ingenico, позволяет одновременно запускать платежные приложения и различные дополнительные сервисы, повышая скорость и качество обслуживания в торговых точках.

Важным преимуществом Ingenico Group является наличие российского завода по производству терминалов Ingenico. М. Кургаев сообщил, что 27 ноября 2014 года с конвейера завода компании Ingenico в Твери сошел 500-тысячный терминал модели iWL250.

Говоря о направлениях деятельности Ingenico в России и странах СНГ, выступающий отметил, что в их число традиционно входит банковская отрасль (в России, по его словам в настоящее время действуют порядка 650 банков, занятых в карточном бизнесе, и более половины из них являются клиентами Ingenico), розничная торговля, а также ряд вертикальных рынков, включая общественный транспорт, железнодорожные и авиаперевозки, автозаправочные станции, сфера услуг и т. д.

Докладчиком были представлены основные проекты Ingenico в 2014 году, среди которых – поставка платежных решений для зимних Олимпийских игр в Сочи и обеспечение платежными терминалами заезда Формула 1 Grand Prix, который состоялся в Сочи с 10 по 12 октября 2014 г. Кроме того, 2014 год был отмечен значительным продвижением Ingenico на рынок крупного ритейла, где клиентами компании стали сразу несколько ведущих торговых сетей.

В заключение М. Кургаев рассказал о причинах недавнего ребрендинга компании и переменах в маркетинговой стратегии Ingenico Group – диверсификации по направлениям деятельности Smart Terminals, Payment Services и Mobile Solutions. Сосредоточение лучших сил компании, ее многолетняя экспертиза в каждом из суб-брендов – все это призвано укрепить лидерские позиции на мировом рынке платежных решений.

Василий Кузнецов, SweetCard

Василий Кузнецов, управляющий партнер SweetCard, рассказал о платформе системы Card-Linked marketing, позволяющей управлять потребительским поведением держателей банковских карт. Данная платформа анализирует транзакции клиентов и на их основе формирует таргетированные предложения держателям, активно использующим свои карты. Выступающий отметил, что такая схема сотрудничества позволяет учесть все интересы и предложить конечному клиенту уникальный продукт. Потребители воспринимают Cardlinked marketing (CLM) как ценный сервис от своего банка, который помогает им экономить на ежедневных покупках. Торговые сети, рестораны и другие ритейлеры рассматривают CLM как новый высокоэффективный дешевый канал привлечения новых клиентов. Банки же используют CLM для повышения вовлеченности клиента, уровня его лояльности и активности использования карт. При этом, что очень важно, SweetCard надежно управляет данными в рамках контура банков: клиентские данные никогда не покидают банк, и никто посторонний не может получить доступ к индивидуальной информации о клиентах.


Павел Рылов, ВТБ24

В выступлении Павла Рылова, менеджера по развитию канала Отдела развития дистанционных каналов и сервисов ВТБ24, были рассмотрены ключевые аспекты продажи банковских продуктов и сервисов в мобильном банке в контексте опыта банка. По его словам, в мобильном банке ВТБ24 используются 4 платформы: мобильная версия сайта (PDA) и три нативных приложения для iOS, Android и Windows Phone. В настоящий момент в мобильном банке реализованы следующие продающие сервисы: адресные предложения (CRM-модуль), информационные блоки в виджете при отсутствии продукта, сервис «Скидки по карте» и продажа SMS-пакетов. В ближайшем будущем планируется внедрение информационного блока с новостями и предложениями банка, графических баннеров на стартовой странице приложения, виджетов для продажи продуктов банка, возможности купить продукт в одно нажатие, сервиса продажи страховок для выезжающих за рубеж, PFM-модуля, начисление баллов бонусной программы «Коллекция» в мобильном приложении, приложения «Мои Финансы», усовершенствованного CRM-модуля с прямым переходом к оформлению предложенного продукта. Также предполагается осуществить переработку виджета «курсы валют» из информационного в продающий путем его совмещения с формой операции по конверсии валюты.

Говоря о последних тенденциях в мобильном банкинге в направлении продаж, выступающий отметил стремление банков создать такой формат, когда 50% площади на главной странице приложения отводится под продажи, помещение формы быстрых переводов на главную страницу, что обеспечивает максимальную заметность и доступность доходного сервиса (например, конверсия или P2P-переводы), адресные предложения в виде баннеров и всплывающих сообщений и онлайн-помощь клиентам в проведении операций или заполнении заявок на банковские продукты. В заключение П. Рылов отметил, что ВТБ24 активно развивает мобильный банк как канал продаж, делая упор на развитии нативных приложений, функциональности открытой (неавторизованной) зоны и сегментированном подходе, добавив, что мобильная платформа является очень перспективной с точки зрения продаж, и банк только начал осваивать ее колоссальный потенциал.

Дамьен Леклерк, Райффайзенбанк

Рабочая программа конференции первого дня ПЛАС-Форума завершилась выступлением Дамьена Леклерка (Damien Leclercq), руководителя управления розничных продуктов и развития клиентских отношений Райффайзенбанка, который рассказал об особенностях и перспективах индивидуальных зарплатных проектов. В марте 2015 года такой проект был запущен в Райффайзенбанке, и, по словам выступающего, его дальнейшее развитие способствует не только диверсификации бизнеса банка, но и выстраиванию долгосрочных отношений с клиентами, поскольку на основе проекта можно эффективно разрабатывать и делать кросс-предложения клиентам. Д. Леклерк напомнил, что не так давно было отменено т. н. зарплатное рабство, и теперь законодательством окончательно закреплено право работника заменить кредитную организацию, в которую должна перечисляться его заработная плата (ранее право выбора кредитной организации самим сотрудником не было четко прописано, поэтому часто игнорировалось работодателем). По его словам, 20% зарплатных клиентов всех банков сегодня рассматривают возможность перехода в другой банк. Чтобы не терять своих клиентов и привлекать новых, Райффайзенбанк предлагает льготные тарифы по депозитам и кредитам, специальный депозит «Зарплатный», бесплатный оптимальный пакет и пр.

В числе барьеров для развития индивидуальных зарплатных проектов Д. Леклерк назвал недостаточную информированность клиентов об их праве выбирать зарплатный банк, сопротивление со стороны бухгалтерии, а также «серую» зарплату. Тем не менее банк планирует активно развивать данное направление, и в ближайших его планах – развитие альтернативных каналов учета зарплаты (C2C), а также возмещение комиссии за перевод в случае перевода сотрудником предприятия денег с другой карты без участия бухгалтерии.

Параллельно с конференцией оба дня работы ПЛАС-Форума «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2015» действовала представительная ежегодная выставка специализированных бизнес-решений, оборудования и технологий. 45 ведущих российских и зарубежных компаний представили свои продукты, решения и сервисы, а также информацию об успешных проектах и своих планах на ближайшее будущее.

С подробным обзором выставочной части мероприятия вы можете ознакомиться в следующем номере журнала «ПЛАС».

По завершении плотной и содержательной программы первого дня ПЛАС-Форума «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2015» его делегаты и посетители приняли участие в коктейльном вечере, где они смогли отдохнуть и пообщаться в неформальной обстановке, а также поделиться своими впечатлениями от мероприятия.

Шесть лет назад участники рынка включили июньский ПЛАС-Форум в свои деловые календари как мероприятие, играющее для них сразу несколько ключевых ролей. Во-первых, Форум «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи» стал единой площадкой для обмена мнениями и налаживания бизнес-контактов среди всех игроков рынка: банков и банковских ассоциаций, регуляторов, платежных систем, операторов мобильной связи, ритейлеров, вендоров и пр. Во-вторых, удачное сочетание конференции и выставки в стенах столичного Форум Холла позволяет участникам мероприятия приобщиться к самым современным технологиям индустрии и быть в курсе последних достижений в этой области. Более того, они получают редкую возможность наглядно оценить реальную успешность каждого из решений на примере соответствующих бизнес-кейсов представленных на Форуме структур, узнав, каким образом данные инновации можно интегрировать в свой бизнес наиболее эффективным образом. И, наконец, расширяющееся с каждым годом присутствие экспертов российского и мирового рынка позволяет напрямую узнать их мнение по тому или иному актуальному вопросу и получить возможность воспользоваться накопленной статистической и аналитической информацией.

Возросшую роль и место мероприятия в развитии отрасли отметили и сами участники Форума, которые сошлись во мнении: в этом году налицо явный прогресс в активности гостей Форума во время конференции в зале, в наших соцсетях и мобильном приложении PLUS Forum.

При этом практически все представители компаний-экспонентов особо выделили заметно возросшую активность со стороны посетителей выставки, а также еще более конкретизировавшийся по сравнению с прошлыми годами интерес участников ПЛАС-Форума к представленным продуктам, решениям и сервисам.


Читать полную электронную версию ЖУРНАЛ ПЛАС № 7 (218)

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… деньги из раковин на Соломоновых островах отличаются устойчивостью к любым финансовым кризисам? Если население отдаленных островов используют раковины в качестве расчетной единицы, то в более цивилизованных местах архипелага такие деньги используются как надежный запас на черный день, в то время как расчеты ведутся «обычными» деньгами. Недостаток у них один – недолговечность: раковины хрупкие, часто ломаются. Из-за этого денежная масса остается стабильной и не нарастает, что позволяет поддерживать постоянный курс.