Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Роботизированная платформа MonRo: новый подход к автоматизации банковского обслуживания

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

13.10.2015 Количество просмотров 3320 просмотров
Руслан Халиуллин, управляющий партнер Quantum по России и СНГ

Компания Quantum применила в платформе MonRo сверхнадежную транспортную систему на базе универсального промышленного робота-манипулятора.


22–23 октября на 7-м Международном ПЛАС-Форуме «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО», организованном журналом «ПЛАС», компания Quantum анонсирует инновационную роботизированную платформу MonRo, предназначенную для предоставления уникального сочетания разнообразных банковских услуг, ранее не достижимых в устройствах самообслуживания, а также продемонстрирует свой продукт, построенный на ее базе.

О том, какие новые возможности открывает данная платформа, а также о ее принципиальных отличиях от используемых сегодня на рынке решений в данной области в своем интервью журналу «ПЛАС» рассказывает управляющий партнер Quantum по России и СНГ Руслан Халиуллин.

ПЛАС: Что в принципе можно предложить сегодня революционного на таком весьма консервативном рынке, как банковские устройства самообслуживания?

Р. Халиуллин: Если обратиться к истории, то нетрудно заметить, что на протяжении 50 лет эволюция устройств банковского самообслуживания происходит в основном за счет совершенствования Руслан Халиуллин, управляющий партнер Quantum по России и СНГ Компания Quantum применила в платформе MonRo сверхнадежную транспортную систему на базе универсального промышленного робота-манипулятора и усложнения механизмов транспортировки, валидации и хранения банкнот.

В традиционной архитектуре все указанные элементы последовательно собираются в одном устройстве, что предъявляет высокие требования к надежности каждого из них.

Вершиной прогресса на текущий момент является многочисленное семейство ресайклинговых банкоматов и построенных на их базе Virtual Teller Machine (VTM), активно продвигаемых в настоящее время ведущими мировыми вендорами.

И каждый из них вынужден создавать свой уникальный комплекс, самым уязвимым местом которого по-прежнему остается сверхсложный механический тракт, предназначенный для перемещения только банкнот или только монет.

Опираясь на свой многолетний опыт разработки, производства и сервисной поддержки устройств самообслуживания, компания Quantum радикально изменила саму концепцию их построения, применив в платформе MonRo сверхнадежную транспортную систему на базе универсального промышленного робота-манипулятора.

Это позволило нам осуществлять перемещение разнообразных материальных объектов между функциональными модулями устройства в соответствии с выбранным алгоритмом. Банкноты, монеты, слитки драгоценных металлов, инвестиционные монеты, бланки документов, лотерейные билеты, пластиковые карты и многое другое – список можно продолжить…

Помимо этого платформа MonRo дает возможность практически безграничного использования внутреннего пространства устройства и произвольного размещения в нем различных общедоступных функциональных модулей без привязки к конкретному производителю.

К таким модулям могут относиться: счетчики банкнот и монет, валидаторы, принтеры, системы хранения и другие элементы.

Еще одной уникальной особенностью MonRo является возможность организации системы адресного хранения, что обеспечивает оперативный доступ к любому хранимому объекту, вплоть до конкретной банкноты.

Но и это еще не всё! В случае необходимости платформа MonRo позволяет обеспечивать «горячее» резервирование критически важных элементов системы.

Кроме того, заказчику такой платформы предоставляется:
• свобода динамического изменения функциональности;
• свобода динамического изменения пропускной способности; • свобода архитектурно-компоновочного решения;
• свобода выбора компонентов;
• свобода выбора сценариев для обслуживания пользователей;
• свобода адресного хранения и учета ценностей.


Свобода архитектурно-компоновочного решения позволяет осуществить реальную трансформацию офисов


Несколько слов о том, что мы подразумеваем под каждой из названных возможностей. Свобода динамического изменения функциональности реализуется за счет простой замены или перенастройки внутренних функциональных модулей под необходимый набор бизнес-задач, стоящих перед конкретным заказчиком.

Например, в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года вам необходимо организовать продажу памятных монет. Для этого вы загружаете в места хранения банкнот коробочки с монетами, перераспределив соотношение мест хранения банкнот и монет. При этом все функции устройства самообслуживания сохраняются в полном объеме.

Теперь приведу пример свободы динамического изменения пропускной способности. Перед наступлением пиковых периодов в ячейки для хранения ценностей загружаются предварительно высчитанные путем анализа транзакционных данных суммы, пользующиеся у потребителей наибольшим спросом в данное время. При этом скорость обслуживания клиентов резко возрастает.

Рис. 2. Островная архитектура для установки MonRo SOLO

Свобода архитектурно-компоновочного решения позволяет осуществить реальную трансформацию офисов. В качестве примера предлагаю рассмотреть расширяемость на базе комбинаций MonRo SOLO. Для этого достаточно взглянуть на рисунок 1, который наглядно иллюстрирует принцип модульности и расширяемости.

Другими словами, существует базовая платформа, которую в любой момент по желанию заказчика в соответствии с его требованиями и бюджетом можно легко оснастить новыми элементами. При этом физическое исполнение может быть любого форм-фактора.

Островная архитектура для установки устройств на базе платформы MonRo в просторных помещениях, таких как торговые центры или аэропорты, схематично может выглядеть как на рис. 2.

В свою очередь линейная архитектура для встраивания в небольшие банковские офисы выглядит иначе (см. рис. 3).

Возможность организации на базе платформы MonRo быстро развертываемых мини-филиалов в местах большого скопления людей, в том числе при использовании платформы для организации передвижных офисов, отражена на рис. 4.

Свободу выбора компонентов мы обеспечиваем за счет использования аппаратно-независимого программного обеспечения и особенности схемотехнических решений.

Свобода выбора сценариев для обслуживания пользователей позволяет ограничивать или расширять функционал за счет параметрической настройки программного обеспечения.


Благодаря межмодульному шлюзу несколько устройств MonRo SOLO работают как единое решение


Интересные и многообразные возможности предоставляет свобода адресного хранения. Каждой физической ячейке в каждый момент времени назначается виртуальный адрес и функция, определяющая ее назначение и содержимое. Как пример, освободившаяся после продажи материальных ценностей ячейка может использоваться для хранения банкнот. По сути это своего рода автоматизированный on-line финансовый депозитарий. И наконец, все эти рассмотренные нами свободы объединяются в одном устройстве – MonRo SOLO.

ПЛАС: А не проще ли банку просто установить больше «классических» банкоматов, платежных терминалов и иных устройств самообслуживания?

Р. Халиуллин: Традиционно так и происходит. Но с течением времени меняются приоритеты банков в клиентском обслуживании, что влечет за собой невостребованность большого количества оборудования. При этом модернизацию имеющегося парка устройств под новые реалии осуществить практически невозможно.

Конечно, можно установить несколько банкоматов и терминалов. Но как тогда быть со вновь набирающими популярность на рынке услугами, которые решают такие устройства самообслуживания, как автоматизированные депозитные машины (АДМ)? Или, например, устройства по продаже драгоценных монет и слитков? И напротив, что делать с этим оборудованием, если через год такая потребность отпадет?

Решение MonRo SOLO с практически безгранично перенастраиваемым функционалом легко справляется с подобными задачами. Если заказчику недостаточно одного MonRo SOLO, то он может пристыковать один или несколько дополнительных модулей, обеспечив функциональность по своему желанию. Благодаря межмодульному шлюзу несколько MonRo SOLO работают как единое решение аналогично подходу, используемому при построении международной космической станции (МКС).

ПЛАС: Не могли бы вы привести пример: какие именно варианты модульности представляются вам наиболее востребованными?

Р. Халиуллин: Пример достаточно прост. Как известно, типовые задачи банковских устройств самообслуживания (УС) – это снятие и выдача наличных, печать выписок и оплата услуг. Если к такому устройству возникает длинная очередь, то банки вынуждены для организации распределения клиентского потока устанавливать рядом несколько однотипных УС. При этом каждое из них имеет в себе набор схожих дорогостоящих компонент.

Однако такой подход не решает вопросов, в том числе связанных с организацией приема денежных средств от юридических лиц, что достигается сегодня, как правило, дополнительной установкой автоматизированных депозитных машин (АДМ). Кроме того, подобные УС не позволяют организовать продажу, например, монет из драгоценных металлов и слитков, а также организовать автоматизированный пункт обмена валюты. В итоге получается, что для организации работы с тремя разными очередями нам будет необходимо установить порядка 7–10 устройств.

При этом с данными задачами вполне справится всего лишь один модуль Monro SOLO, так как он может организовывать одновременную работу с 5 клиентскими окнами, и в каждом окне будут доступны все вышеуказанные функции!

А как быть, если завтра мы захотим открыть мини-отделение для выдачи кредитов? Все просто! Устанавливаем еще один модуль MonRo SOLO с межмодульным шлюзом и рабочим местом для банковского специалиста – и мини-отделение может начинать функционировать!

Кроме того, в модуле очень просто реализуется функция вручения подарков – например, для поощрения выбранных банком клиентов.

По сути, в данной концепции реализуется принцип «единого окна», так хорошо зарекомендовавший себя в прочих системах массового обслуживания.

ПЛАС: Возможно ли использование данной платформы для внутрибанковских процессов?

Р. Халиуллин: Как я говорил ранее, базовая платформа позволяет осуществлять большинство процессов, необходимых для перемещения денежных средств и материальных ценностей и их последующего учета. Поэтому решение внутрибанковских задач, таких как работа касс пересчета, мобильных офисов, хранилищ ценностей и обслуживание депозитариев, – это типовая задача разработанной нами роботизированной платформы. При этом возможности ее применения настолько широки, что они не ограничиваются сугубо банковскими задачами.

При этом, помимо традиционных банковских услуг, на платформе MonRo может быть реализован целый ряд таких дополнительных сервисов, как различные вендинговые и почтовые услуги, включая прием и выдачу ценной корреспонденции, бандеролей и посылок, услуги торговли и т. п.

ПЛАС: Что вы можете сказать об экономической эффективности применения модулей MonRo SOLO?

Р. Халиуллин: В MonRo SOLO использован высоконадежный промышленный робот-манипулятор мирового производителя со сроком непрерывной работы более 12 лет. Быстродействие системы позволяет одновременно обслуживать до пяти пользователей, что обеспечивает низкую совокупную стоимость владения в пересчете на одно клиентское окно.

Реализованная нами технология адаптивного ресайклинга позволяет обойтись без традиционных диспенсеров, купюроприемников, ресайклеров у каждого клиентского окна. Их заменяют клиентский шлюз особой конструкции, общедоступные счетчики и универсальные ячейки хранения банкнот и материальных ценностей.

Это существенно оптимизирует стоимость конструкции и уменьшает количество выездов сервисной и инкассаторской служб и, как следствие, сокращает затраты при эксплуатации.

Рис. 4. Организация на базе MonRo SOLO быстро развертываемых мини-филиалов

Также решения MonRo SOLO могут быть оснащены дополнительными информационными панелями большого размера, обеспечивая увеличение потока клиентов и доходности от размещения различной контекстной рекламы.

Существенная экономия на стоимости обслуживания и эксплуатации MonRo SOLO достигается за счет его простоты, надежности и возможности оперативной модернизации.

Резюмируя все вышесказанное, можно смело говорить о том, что использование устройств такого класса позволяет не только снизить совокупную стоимость владения, но и значительно снизить стоимость обслуживания самих клиентов, сократить время их ожидания, уменьшить количество ошибок при обслуживании, что в конечном итоге благоприятно влияет на лояльность клиентов, которые получают нужные им услуги в нужное время.

ПЛАС: Хотелось бы уточнить – еще в 2014 году о платформе MonRo никому не было известно, неужели ваша компания полностью самостоятельно разработала такую сложную платформу в столь короткие сроки?

Р. Халиуллин: Конечно, нет. Этот проект разрабатывался не один год. Нам действительно пришлось пройти сложный путь, но наш многолетний опыт в области разработки различных аппаратных устройств и программного обеспечения, а также эффективного привлечения возможностей партнерских компаний позволил достичь столь впечатляющего результата. При этом по всем робототехническим проектам мы использовали опыт не только компаний, известных на рынке банковских решений, но и научно-исследовательских лабораторий и институтов, таких как Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), НУЦ «Робототехника» МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГТУ «СТАНКИН» и других организаций, а также оборудование от мировых производителей в области робототехники и машиностроения: KUKA и FESTO.

ПЛАС: Платформа MonRo уникальна: несмотря на это, ожидаете ли вы в ближайшем будущем копирования ваших идей конкурентами?

Р. Халиуллин: Конечно же, ожидаем! За последние лет пять мы уже привыкли к этому и именно поэтому решили защитить свою интеллектуальную собственность. И не только в России…

В то же время мы уверены: если нашу идею поддержат остальные участники рынка, то мы быстрее войдем в золотой век робототехники и полной автоматизации обработки материальных ценностей. И это действительно станет революционным прорывом!

ПЛАС: Существуют ли уже готовые устройства самообслуживания на базе вашей платформы, и если да, то где с ними можно ознакомиться?

Р. Халиуллин: Да, такие решения уже существуют, и 22–23 октября мы представим их на 7-м Международном ПЛАС-Форуме «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО» в московском КВЦ «Сокольники». При этом один из вариантов исполнения MonRo SOLO представлен на обложке настоящего номера вашего журнала.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 10 (221) ’2015 стр. 26


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Китае в XXV веке до н.э., наряду с бартером, начинают развиваться денежные отношения? Роль "посредничающего" товара, который можно свободно обменять на любой другой, играют в основном ракушки каури, добываемые на близлежащих островах в Тихом океане. Со временем каури становятся основным платежным средством во всем Китае.