Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

В сухом остатке. От агрессивного протекционизма к преддверию 3-й мировой? Что показал CARTES? Эмиссия карт «Мир» де-факто стартовала. Низкий interchange и высокий спрос на «бесконтакт»

(Голосов: 6, Рейтинг: 5)

08.12.2015 Количество просмотров 2815 просмотров
Военные охраняют Эйфелеву башню

Предновогодний период – традиционное время подведения итогов. Несмотря на то что текущее развитие событий в большинстве случаев не позволяет поставить точку практически ни в одном вопросе, попробуем рассмотреть ряд ключевых тенденций, с которыми мы входим в новый 2016 год и которые будут оказывать продолжительное влияние на рынок.

…Именно такими фразами мы, скорее всего, открыли бы нашу редакционную колонку всего несколько недель назад. К сожалению, сегодня нам придется начать несколько иначе. Дело в том, что все мы являемся свидетелями: инициаторы и вдохновители мирового хаоса уже не ограничиваются одним лишь агрессивным протекционизмом, а уверенно и последовательно ведут весь мир на порог 3-й мировой войны руками своих пособников!

Как помнят наши читатели, в прошлом номере журнала «ПЛАС» мы сделали предположение, что CARTES 2015 отчасти продемонстрирует реальное состояние дел в российских компаниях, обслуживающих банковский сектор. Увы, трагические события 13 ноября внесли свои дополнительные коррективы в мероприятие уходящего года. Прежде всего часть представителей российского бизнеса по примеру своих иностранных коллег из-за пятничных терактов просто отменили посещение CARTES 2015. В свою очередь представители целого ряда международных вендоров минимизировали присутствие своих представителей на стендах, особенно это затронуло сегмент американского бизнеса. Более того, даже некоторые глобальные бренды приняли поспешные решения о канцелировании поездки своих сотрудников в Париж. В результате часть запланированных деловых встреч была отменена или перенесена с 17 на 18 и 19 ноября.

Если же говорить о долгосрочных тенденциях, то здесь стоит отметить следующий факт: часть российских компаний в этом году либо отказались от своих планов арендовать на парижской выставке стенды, ограничившись присутствием своих представителей, либо значительно сократили их площади. По оценкам экспертов и собственным наблюдениям команды «ПЛАСа», традиционно принявшей активное участие в CARTES, еще заметней стала концентрация российских бизнес-структур на поддержке существующего бизнеса и сервисной составляющей.

Однако, как считают эксперты, сервисная поддержка и сопровождение, выступавшие весь сложный 2015-й своего рода оазисами относительной стабильности для бизнеса ИТ-компаний, работающих с банковским сектором, в наступающем еще менее предсказуемом году могут перестать ими быть. Возможная причина – значительное сокращение соответствующих статей в бюджетах банков на фоне по-прежнему труднопрогнозируемой ситуации. Кроме того, и кредитным структурам, и компаниям предстоит сделать значительные выплаты по своим корпоративным займам…

Что же касается перспектив развития бизнеса, то они еще более туманны, причем открытым остается и следующий непраздный вопрос: «удалось ли хотя бы одной российской компании воспользоваться уникальной возможностью выхода (о чем нам без устали твердили либеральный блок российского правительства и адепты положительных последствий очередного финансового кризиса и девальвации рубля) на рынки стран третьего мира (не говоря о Европе и США) за счет низкого курса рубля?» (Будем крайне признательны, если кто-то из наших читателей сможет привести нам подходящий пример.)

В то же время, как уверены некоторые эксперты, те немногие российские компании, уже пришедшие на зарубежные рынки за последние десятилетия, действительно получают хороший шанс демпфировать трудные времена за счет продаж за рубежом. На этом фоне открывается новая, хотя и достаточно узкая кадровая ниша – становятся особо востребованными специалисты, способные эффективно вести международный бизнес и имеющие соответствующий опыт.

moon
Инициаторы и вдохновители мирового хаоса уже не ограничиваются одним лишь агрессивным протекционизмом, а уверенно и последовательно ведут весь мир на порог 3-й мировой войны руками своих пособников

Продолжая тему кадров, следует отметить, что лакмусовой бумагой в этом вопросе в России уже давно служит ситуация с командой АО «НСПК», в которой, как показывает практика, оседают лучшие специалисты, по тем или иным причинам вынужденные покинуть коммерческие банки или профильные ИТ-компании. Неудивительно, что, обладая таким интеллектуальным ресурсом в придачу к ресурсу административному, данное экспертное сообщество продолжает демонстрировать успех своих более чем амбициозных планов.

Участниками платежной системы «Мир» (ПС «Мир») уже стали свыше 30 российских банков, и их круг продолжает расширяться. Заслуживающие доверия источники журнала «ПЛАС» из числа признанных российских и международных экспертов платежной индустрии поделились с нами неофициальными данными, свидетельствующими о том, что график запуска


Еще заметней стала концентрация российских бизнес-структур на поддержке существующего бизнеса и сервисной составляющей


в обращение национальной карты «Мир» реализуется высокими темпами. Так, в настоящее время несколько производителей уже выполняют предперсонализацию первых партий карт «Мир» по заказу ряда банков, включая ОАО «АБ «Россия» и СМП Банк. Одновременно активно идет тестирование банками первых образцов. По понятным причинам к эмиссии готовятся в первую очередь так называемые санкционные банки, однако не только они – например, в числе будущих эмитентов карт «Мир» есть крупные кредитные организации, у которых до настоящего времени не было никаких проблем, связанных с наложением санкций со стороны Запада. Ожидается, что промежуточные итоги тестирования карт «Мир» будут подведены уже в первые недели декабря.

Разумеется, на этом пути остается ряд открытых вопросов, один из которых – заявленная командой НСПК сравнительно низкая ставка interchange fee, позволяющая карте «Мир», по замыслам организаторов проекта, изначально завоевать высокую популярность среди эквайеров и торгово-сервисных предприятий. С инициативой снизить ставку interchange в законодательном порядке недавно выступили такие крупные торговые сети, как М.Видео и «Спортмастер», в ходе Национального платежного форума России 2015, который Ассоциация «НПС» провела 18–19 ноября в Москве практически параллельно с парижской CARTES 2015.

Парижская выставка CARTES 2015
Недавние теракты добрались и до карточного бизнеса – события 13 ноября внесли свои негативные коррективы в парижскую выставку CARTES 2015

Характерно, что это предложение не нашло широкого отклика как со стороны предоставленных на мероприятии коммерческих банков, так и со стороны представителей ЦБ РФ. По мнению экспертов, любые шаги, направленные на модернизацию существующей системы interchange fee, которые принимались под влияниям лобби торгового ритейла, как правило, приводили к ухудшению ситуации в платежной экосистеме (где бы это ни было, в Австралии, США и т.д.). Разбалансировка действующей системы исчисления interchange, возможно и не самой совершенной, особенно в условиях новой экономической реальности, способна ухудшить самочувствие розничных банков и осложнить их бизнес, поэтому крайне нежелательна. А о том, чем в реальности грозит существенное снижение interchange fee, включая сворачивание банковских программ лояльности, отказ от льготных периодов кредитования и других преференций для держателей карт, реализуемых за счет этой доходной статьи, а также о возобновлении демпинговых войн на рынке эквайринга, грозящих сделать данное направление убыточным, журнал «ПЛАС» писал уже неоднократно. Учитывая растущую актуальность обозначенной проблемы, мы намерены сделать ее обсуждение регулярным на наших страницах и в ходе июньского ПЛАС-Форума, для чего команда «ПЛАСа» приглашает к дискуссии все заинтересованные стороны независимо от того, какого взгляда на этот важный вопрос они придерживаются, – нам интересны объективная картина и учет всех разумных предложений и мнений.

Еще одна примета близящегося 2016 года: вступающее в силу с 1 января требование MasterCard, согласно которому все вновь устанавливаемые российскими банками в торгово-сервисных предприятиях POS-терминалы должны в обязательном порядке поддерживать технологию бесконтактных платежей PayPass. Несмотря на то, что данное требование предъявляется именно к банкам-эквайерам – участникам платежной системы, оно затронет и те ТСП, которые самостоятельно закупают и устанавливают такое оборудование (по модели самостоятельного развития эквайрингового бизнеса). Соответствующую информацию до таких мерчантов должны донести обслуживающие их эквайеры. При этом с 1 января 2020 года весь парк POS-терминалов российских банков должен поддерживать работу с бесконтактными платежами.

Данные требования распространяются MasterCard на всю Европу, за исключением рынков нескольких стран, где на внутринациональном уровне объявлен иной срок миграции на бесконтактную технологию. Речь идет о Швеции, Эстонии, Латвии и Литве, банки которых должны будут обеспечить функцию приема бесконтактных платежей на всех вновь устанавливаемых устройствах в качестве стандартного предложения годом позже, с 1 января 2017 года. Что касается других регионов, то похожие требования MasterCard, направленные на развитие сети приема бесконтактных платежей, существуют также для Канады и Австралии.

Чем на практике может обернуться необходимость адаптировать POS-терминальные сети для приема бесконтактных платежей? Какое влияние это окажет на российский рынок оборудования для наземного эквайринга? Как считают эксперты, возрастание спроса и объемов продаж вполне ожидаемо, но при этом оно, скорее всего, не будет носить взрывного характера. В основном банки ограничатся плановой заменой устаревшего оборудования, не подлежащего апгрейду, на прием «бесконтакта» (так, в ряде торговых точек сегодня до сих пор можно встретить даже устройства Lipman), а также дооборудованием POS-терминальных устройств, например, бесконтактными ПИН-падами.

Карта Турции и Сирии

Чем обусловлен такой прогноз? Прежде всего последовательной стратегией и политикой по развитию сети приема бесконтактных платежей ведущих вендоров, а также крупнейших российских банков. В последние годы основным драйвером здесь является Сбербанк России, практически все закупки которого в рамках недавних тендеров приходятся целиком на решения, поддерживающие бесконтактные платежи. Начиная с января 2016 года Сбербанк будет закупать исключительно оборудование, поддерживающее бесконтактные платежи. Характерно, что соответствующие изменения были внесены банком в условия недавнего масштабного тендера на поставку более 700 тыс. POS-терминалов, где основным поставщиком стала компания Ingenico.

Следует отметить, что доля бесконтактного оборудования в общероссийских поставках продукции Verifone приближается сегодня к 100%.

Как известно, в сегодняшних непростых условиях банки делают акцент на оптимизации мест установки POS-терминалов, стремясь по максимуму оборудовать ими прежде всего мерчантов с высокими оборотами по картам. На этом фоне многие эквайеры сегодня выберут вариант дооборудования имеющегося устаревшего POS-терминала бесконтактным ПИН-падом. Впрочем, несмотря на свою бюджетность, такой подход можно рассматривать как временную меру, поскольку в случае выхода из строя ПИН-пада с бесконтактным ридером кассовый узел магазина, оборудованный не работающим по «бесконтакту» POS-терминалом, не сможет обслуживать держателей карт PayPass и payWave.

Последняя технология упомянута нами не случайно – несмотря на то, что Visa пока не заявляла о введении в России в ближайшее время аналогичных требований, такое развитие событий вполне ожидаемо. На этом фоне банки с целью сохранения инвестиций будут закупать оборудование, способное работать с бесконтактными платежными технологиями обеих МПС, таким образом, вопрос будет стоять только в прохождении конкретным эквайером сертификации на прием payWave. Все эти факты в своей совокупности позволяют утверждать, что скачкообразного роста спроса на бесконтактное POS-терминальное оборудование на российском рынке не предвидится, хотя некоторое его увеличение вполне возможно. Так, не исключено, что плановая замена устаревшего оборудования будет совмещена с переходом на устройства, отвечающие требованиям не ниже PCI PTS ver.2.х, поскольку сертификаты по версии 1.х устройств уже истекли 30 апреля 2014 года. Нельзя также забывать, что сертификаты по версии 2.х устройств будут действительны до 30 апреля 2017 года.

Какие еще события характеризуют уходящий 2015 год? Конечно же, это продолжающаяся санация банков, результатом которой становится постоянно сокращающееся число кредитных организаций. Один из наиболее резонансных примеров последнего времени – Связной Банк, судьбу которого, по мнению экспертов, чуть было не разделил и Банк УРАЛСИБ. В последний момент его счастливо удалось спасти, и это, конечно же, не может не радовать. Более того, по оценке некоторых экспертов, у УРАЛСИБа при грамотной стратегии новых владельцев в обозримом будущем появится возможность вновь выйти на позиции топ-10. Но в целом наблюдаемое сегодня укрупнение участников банковского сектора у многих однозначно ассоциируется с обострившейся конкуренцией между коммерческими банками и банками с госкапиталом. Последние выигрывают с разгромным счетом, что не может радовать, учитывая возможные последствия в виде снижающегося качества обслуживания и т. д.

Конечно же, чистка авгиевых конюшен необходима, но только в тех случаях, когда мы имеем дело действительно с чисткой. Так или иначе, нельзя забывать, что в случае массового отзыва лицензий огромные денежные ресурсы, которые были в свое


Модернизация начисления interchange fee под влиянием лобби торгового ритейла всегда приводила к ухудшению ситуации в платежной экосистеме


время вложены в закрывающиеся сегодня банки, их офисы и серверные мощности, инфраструктуру и софтверные системы, окажутся затраченными впустую – независимо от того, бюджетные это были средства или небюджетные. При этом в случае, когда закрываются крупные системообразующие банки, нельзя забывать и про стоимость банковских брендов как таковых, которая в развитых странах является одной из существенных составляющих ВВП.

И это мы еще не касаемся того финансового ущерба, который наносит каждое банкротство российскому бизнесу, а также социальных последствий, ухудшения ситуации с занятостью населения. При этом всем очевидно, что происходят банкротства в первую очередь российских банков, которые контролируются вполне конкретными структурами. В нынешней ситуации у руководства страны, а не только у российского общества, должен возникнуть вопрос: «возможно, что-то не так либо с действующей системой контроля, либо с теми, кто контролирует?»

Интересно, что недавнее заявление Грефа о планируемой приватизации Сбербанка на этом фоне просто не может восприниматься иначе как сугубо политическое, поскольку противоречит общей тенденции централизации и укрепления госбанков. Есть даже мнение, что Греф таким образом попросту тестирует мнение общества в плане готовности к переменам. Потому что в противном случае возникает ряд вполне закономерных вопросов: стоит ли сегодня подвергать понятным рискам фактически один из последних оплотов государственности и надежности, тот самый редкий островок стабильности в штормящем океане? Куда в таком случае бежать «физикам»? Не приведет ли «пробный заход» Грефа к повышению нервозности среди миллионов розничных клиентов, только что перешедших в Сбербанк из других банков, уже потерявших лицензию или рискующих ее потерять… Как бы то ни было, Российский союз промышленников и предпринимателей уже официально поддержал идею приватизации Сбербанка.

А вот другая государственная инициатива – создаваемый ФГУП «Почта России» и группой ВТБ банк – действительно имеет все шансы увидеть жизнь уже в начале нового года. По словам министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова, все документы, необходимые для создания и начала деятельности банка, должны быть подписаны до конца 2015 года: «Каких-то проблем с финансированием и другими вопросами мы не ожидаем». Рассматривается, что на первом этапе развития банка будут созданы не менее 15 тыс. точек оказания финансовых услуг, в реальности же будут задействованы все 42 тыс. отделений.

Как будут развиваться события, покажет только время. А пока, дорогие коллеги, друзья, читатели, мы хотим поздравить вас с Новым годом! Не будем желать друг другу многого – пожелаем главного: мира вам и счастья, остальное приложится! До новых встреч в 2016 году!

P.S. Главное, чтобы не было войны!


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?