Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Агентские программы: две стороны одной медали

(Нет голосов)

08.11.2003 Количество просмотров 541 просмотр

Мнение первое: “мины замедленного действия”
Доводы противников агентских программ звучат весьма категорично. Как полагает ряд экспертов карточного рынка, работая в рамках агентских программ, российские банки тем самым нарушают нормы российского законодательства и международного права, подвергают себя и держателей карт неоправданным финансовым рискам, а также способствуют повышению уровня мошеннических операций по картам. Их оппоненты, в свою очередь, утверждают, что реализация программ подобного рода – единственный для большого числа банков путь приобщения к рынку международных карт. Характерно, что прошлогодние инициативы платежной системы Visa International по упорядочению рынка эмиссии и эквайринга только обострили существующие разногласия во мнениях.

Аргументы, приводимые противниками реализации агентских программ на российском карточном рынке, в большинстве своем вполне логичны. Так, в частности, утверждается, что работающие в рамках агентских программ банки (банки-агенты) используют в своей деятельности инфраструктуру международных брендов, не имея на это соответствующих прав, предоставленных со стороны этих платежных систем.

С экономической точки зрения, эти программы называют не иначе как “миной замедленного действия”, акцентируя внимание на финансовых рисках, которым подвергается банкагент. Так, предоставляемая банку в рамках агентских программ возможность приступить к работе на карточном рынке практически без первоначальных инвестиций позволяет ему сэкономить достаточно крупные средства. Однако при этом банки-агенты подчас не принимают в расчет возможные убытки, которые во много раз могут превысить экономию на инвестициях в карточный проект на начальном этапе. Ни для кого не секрет, какими крупными финансовыми потерями может обернуться отказ банка-спонсора в силу каких-либо причин переводить покрытие по операциям, совершенным в торгово-сервисной сети агента. Кроме того, слишком хорошо известны прецеденты, когда вслед за программой “приказавшего долго жить” банка-спонсора “кустом” рассыпались карточные программы его банковагентов. При этом наиболее часто такой сценарий наблюдался в периоды финансовых кризисов на российском рынке. Ситуация здесь осложняется еще и тем, что в таких случаях торговые точки отказываются обслуживать держателей карт банка-агента, а “перевести” карты, выданные в рамках агентской программы одного банкаспонсора, в другой банк-спонсор технически невозможно. Таким образом, подобная зависимость становится потенциально небезопасной и для держателей карт, выданных агентом.

И, вероятно, самый весомый аргумент “против” – это повышенный уровень рисков мошеннических операций по картам, обслуживаемым в рамках агентских программ. При этом наиболее уязвимыми в плане мошенничества считаются операции по выдаче наличных. Как известно, большинство агентских программ банки-спонсоры реализуют в регионах, куда “мигрировали” карточные мошенники после недавнего ужесточения мер по борьбе с фродом в Москве и Санкт-Петербурге, и где уже в ближайшее время ожидается значительное повышение уровня мошеннических операций.

Стоит отметить, что именно эти обстоятельства легли в основу инициированных в 2002г. руководством Visa International мер в отношении банков-агентов, поддержанных Советом директоров Ассоциации российских банков-членов Visa. В частности, по решению Visa International банкам, не являющимся ее участниками, было запрещено производить выдачу наличных по ее картам. Начиная с 1 января 2004г. все так называемые банки-агенты будут подвергаться штрафам со стороны платежной системы. До наступления же этой даты каждому из них было предложено либо вступить в платежную систему на общих основаниях, уплатив вступительный взнос (порядка 10 тыс. долл. США), либо прекратить использовать потенциал системы и торговые марки Visa, не имея на это прав. Более того, с 15 апреля 2004г. штрафы со стороны платежной системы будут налагаться и на банки-спонсоры (принципиальные члены), заключившие договоры “субэквайринга” с банками, не являющимися участниками Visa. Кроме того, за право своего агента заниматься эквайрингом карт платежной системы банк-спонсор должен заплатить 5 тыс. долл., заключая при этом напрямую договор с каждой торговой точкой, обслуживаемой своим банком-агентом.

Таким образом, Visa International продекларировала свое намерение строить работу с банками-агентами только лишь при соблюдении ими определенных правил, упразднив тем самым агентскую сеть, работающую в обход установленных платежной системой норм.

Реализуя данную инициативу, Visa намерена разом избавиться от многих проблем. В первую очередь необходимость принятия столь жестких мер была продиктована чрезвычайно широким распространением агентских программ по эквайрингу карт Visa, причем именно на региональных карточных рынках. В свою очередь, упорядочение ситуации на рынке эквайринга, по мнению руководства платежной системы, приведет к снижению рисков мошенничества и компрометации карт. Кроме того, безнаказанно использовать в своей работе потенциал платежной системы и “раскрученную” торговую марку Visa отныне не смогут банки, не имеющие на это официальных разрешений от платежной системы. Таким образом, принятое решение было ориентировано прежде всего на защиту интересов добросовестных участников Visa International и их клиентов.

Как сообщил глава представительства Visa в России, старший вице-президент Visa CEMEA Лу Наумовский, на сегодняшний день платежная система удовлетворена ходом работы по упразднению сети незаконно работающих банков-агентов. Другая информация в интересах внутренней работы Visa International пока не раскрывается.

В свою очередь, реакция банков, работающих с картами платежной системы, на данное решение Visa International была весьма неоднозначной. Инициативу платежной системы поддержали в первую очередь банки, имеющие принципиальное членство и, как никто другой, заинтересованные в защите от мошенничества как держателей своих карт, так и обслуживаемых торгово-сервисных точек. Кроме того, важно отметить, что вполне обоснованной и последовательной признала политику Visa International и значительная часть банков-агентов, заявивших о своем намерении официально вступить в платежную систему и заниматься эквайрингом на законных основаниях. Так, уже летом прошедшего года, сразу после обнародования платежной системой своего решения, к процессу регистрации приступили около 60 отечественных банков-агентов.

По данным ЦБ РФ, на момент принятия Visa International решения об ужесточении мер против деятельности самозваных банков-агентов на территории России операции с ее картами производили почти 460 банков, около 240 из которых не являлись участниками платежной системы и, следовательно, не имели са

Другая часть бывших банков-агентов, в большинстве своем представленная небольшими региональными банками, была вынуждена отказаться от проведения эквайринга по картам Visa. На этом фоне аналитики карточного рынка высказывали мнение, что отказ значительного количества региональных банков от обслуживания карт платежной системы приведет к потере львиной доли доходов банков-спонсоров, а также, что еще более важно, к переделу регионального рынка в пользу крупных эквайеров. Последнее утверждение оправдывают крупные банки-эквайеры, предложившие своим бывшим агентам продать их эквайринговый бизнес.

Мнение второе: “путевки в жизнь”
Инициатива Visa International, урегулируя рынок агентских программ, в определенной мере сыграла на пользу банкам, являющимся полноправными членами других международных платежных систем. Так, значительная часть региональных банков пополнила собой ряды банков-агентов по картам MasterCard International, спонсируемых ее принципалами в сотрудничестве с московским офисом MasterCard Europe. Кроме того, ряд прежних агентов Visa International присоединился к агентским программам, реализуемым банками-субэквайерами Diners Club International. Результат подобной рокировки налицо – агентские программы по картам MasterCard, на базе которых строится большая часть карточных проектов в средних и мелких банках, становятся сегодня все более популярными в регионах.

Как сообщил глава московского представительства MasterCard Europe Андрей Королев, MasterCard International рассматривает реализацию агентских программ в качестве эффективного инструмента ознакомления конечных потребителей со своими карточными продуктами, а также популяризации последних среди широких слоев населения. Кроме того, агентские программы являются одним из действенных способов привлечения к работе с картами платежной системы тех банков, которые пока еще не имеют достаточных финансовых и технологических ресурсов для самостоятельной работы на карточном рынке.

При этом подобная деятельность в рамках платежной системы должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями местных регулирующих органов (в данном случае ЦБ РФ), а также с внутренними правилами MasterCard International. Последние предоставляют банкам-агентам строго оговоренные права на распространение карт эмитентов на основе договоров, предусматривающих, в частности, что всю финансовую ответственность в ходе реализации проекта эмитент принимает на себя.

На этом фоне эксперты, причисляющие себя к сторонникам реализации агентских программ, приводят не менее веские и логичные аргументы в защиту этой области банковского бизнеса, чем их коллеги из противоположного лагеря. Так, они убеждены, что для многих российских банков, в особенности региональных, возможность поучаствовать в агентской программе является практически единственным путем приобщиться к карточному бизнесу и предложить своим клиентам продукты международных платежных систем. Последнее в настоящее время является одним из наиболее эффективных инструментов привлечения новых клиентов и повышения лояльности уже существующих.

Так, небольшие банки не имеют ресурсов для достаточно крупных инвестиций, необходимых для вступления в платежную систему, включая уплату членских взносов, на затраты по созданию собственного процессинга, на разработку или покупку специализированного программного обеспечения, а также на организацию эмиссии карт. Более того, инвестиции такого рода, произведенные небольшим банком, окажутся просто нерентабельными, поскольку существующие в таких банках технологии, а также недостаточный уровень подготовки сотрудников не позволят реализовать полноценный карточный проект. В то же время, присоединившись к агентской программе банка-спонсора, он получает возможность приступить к реализации карточного проекта в наиболее короткие сроки и практически без первоначальных финансовых вложений.

Деятельность банка в рамках агентской программы, кроме того, дает ему все шансы накопить опыт работы на карточном рынке, а также предоставить своим специалистам необходимые навыки работы с картами, знания из области клиринга, расчетов и договорных отношений с держателями международных продуктов.

И, наконец, самое главное – присоединившийся к агентской программе банк получает возможность подключиться к процессинговому центру банка-спонсора (как правило, эта операция бесплатна), организовав, таким образом, выдачу наличных в своих ПВН и банкоматах, прием карт в своей торгово-сервисной сети, а также предлагать своим клиентам практически тот же спектр эквайринговых услуг, которые предлагает банк-спонсор.

Агентская мозаика
В качестве примера можно привести особенности агентских программ в рамках Diners Club International. Присоединившийся к реализуемой банком-субэквайером программе агент, помимо уже перечисленных возможностей, получает уникальный шанс предоставлять своим VIP-клиентам (как правило, это руководители крупных предприятий) дополнительные сервисные услуги мирового уровня, обеспечив их картой DCI. Несмотря на то, что характерный для небольшого банка объем эмиссии карт Diners Club может исчисляться сотнями, а порой даже десятками карт, эта возможность очень важна для него, поскольку направлена непосредственно на наиболее значимую для его бизнеса клиентскую группу.

Реализация агентских программ, несомненно, приносит немалые выгоды и банку-спонсору. Так, по словам руководителей банков, активно реализующих агентские программы, спонсор существенно увеличивает таким образом объем эмиссии и эквайринговые обороты по своим картам, расширяет торгово-сервисную сеть, а также получает значительный доход за счет interchange. Данное направление является столь привлекательным, что сегодня банки-спонсоры вынуждены конкурировать между собой, в частности, предоставляя своим агентам гибкие условия по размещению средств на корреспондентских счетах, необходимых для покрытия произведенных по картам операций.

Так, по словам вице-президента “Славянского банка” Максима Белова, агентский бизнес исторически является весьма важной составляющей общей глобальной стратегии этого банка. Более того, помимо развития агентской программы, у банка, являющегося прямым лицензиатом Diners Club Russia, просто нет иного пути для более массового распространения карт Diners Club International. Правильность этого вывода показывает весь опыт работы “Славянского банка”. При этом, безусловно, агентские программы имеют и политическое значение, используясь в качестве одного из инструментов продвижения карт банка в регионах.

В настоящее время “Славянский банк” выступает спонсором по реализации агентской программы в рамках Diners Club International для 23 банков-агентов и намерен развивать эту программу и в дальнейшем. В рамках последней к началу октября 2003г. было распространено в общей сложности порядка 3 тыс. карт DCI. Разумеется, количество распространяемых банками-агентами карт несоизмеримо с общим объемом эмиссии банка-спонсора. Однако, учитывая ориентированность данного клубного карточного продукта на достаточно узкую группу клиентов с наиболее высоким уровнем потребительской активности, обороты по карточкам банков-агентов являются значимой составляющей общей результативности их карточных программ.

Некоторое время назад “Славянский банк” приступил к реализации новой агентской программы в MasterCard International под общим названием New Edge, позволяющей банкам распространять карты MasterCard New Edge Gold, MasterCard New Edge Standard и New Edge Maestro. При этом наименование банка-агента размещается на карточке во второй строке эмбоссирования, под именем держателя.

Наиболее интересные возможности программа предоставляет российским банкам, уже являющимся агентами “Славянского банка” в рамках платежной системы Diners Club International. Так, наличие единого процессингового центра позволяет агентам предлагать своим клиентам различные комбинации карт обеих платежных систем, привязанных к одному картсчету. Таким образом, клиент сможет в полной мере использовать особенности каждого продукта в зависимости от конкретной ситуации. Как известно, карта DCI, предоставляющая держателю максимально высокий уровень сервиса, имеет более узкую и специализированную сеть приема (гостиницы высокого уровня, бутики, дорогие рестораны), а карта MasterCard, в свою очередь, рассчитана на более широкую торговую сеть. Кроме того, снимать наличные по картам MasterCard однозначно выгоднее, нежели по клубной DCI, в особенности в России.

Держатели карт MasterCard International,
эмитированных в рамках агентской программы Промсвязьбанка, могут получать по ним скидки при оплате товаров и услуг в таких предприятиях, как “Рибок-Россия” (до 5%), страховая компания “Оранта” (до 20%), спортивно-развлекательный комплекс “ЛОКО-ПАРК” (до 8%), туроператор FIT Travel (от 3 до 5%), а также компания “Лионъ” – официальный импортер автомобилей Peugeot (до 20%).

Более того, проведенная “Славянским банком” регистрация в MasterCard International клиринга в евро предоставила его банкам-агентам возможность выпускать карточки со счетами в общеевропейской валюте. При проведении карточных операций в странах “еврозоны” с их держателей не удерживается комиссия за конверсию. Уже к концу 2004г. в рамках New Edge банк намерен разместить около 15 тыс. карт платежной системы.

В число участников агентской программы, реализуемой в рамках MasterCard International еще одним из основных игроков рынка – Промсвязьбанком, – к настоящему времени входит 21 банк. Совокупный объем эмитированных карт превысил 20 тыс. Банкиагенты Промсвязьбанка предлагают своим клиентам продукты MasterCard Mass, MasterCard Gold и Maestro со счетами в долларах США и рублях.

По словам Олега Семенова, директора процессингового центра Промсвязьбанка (“Картцентр”), держатели этих карт получают доступ к услугам круглосуточной службы клиентской поддержки Промсвязьбанка, а также могут присоединиться к обширной дисконтной программе, получая от 3 до 20% при оплате товаров и услуг в ряде предприятий торгово-сервисной сети банка.

При этом устанавливаемое в банкеагенте специализированное ПО позволяет соответствующим службам Промсвязьбанка в онлайновом режиме просматривать остатки средств на карточном счете держателя, получать выписки, а в случае необходимости – оперативно проводить операции по блокировке карт, выпущенных в рамках агентской программы.

Уже в ближайшие дни банки-агенты Промсвязьбанка смогут предложить своим клиентам карты MasterCard в евро, а также возможность воспользоваться услугами SMS-информирования о произведенных по карте операциях. Следует также отметить, что, по условиям программы спонсорской поддержки по вступлению банков в MasterCard International, уплата комиссионного вознаграждения Промсвязьбанку в размере 1,5 тыс. долл. производится только после принятия платежной системой положительного решения о предоставлении аффилированного членства. В случае отрицательного решения банк от уплаты комиссионных освобождается.

В рамках одной из наиболее динамично развивающихся программ по выпуску карт платежной системы MasterCard – “Community”, реализуемой Банком Москвы, банки-агенты могут открывать своим клиентам карты категорий Standard, Gold, Business и карты Maestro в долларах США, евро и рублях. При этом если банк-агент реализует на базе карт Maestro зарплатные проекты, он получает возможность производить обслуживание держателей этих карт по льготным тарифам Банка Москвы.

Карты “Community-MasterCard” обслуживаются без взимания комиссионных в банкоматной сети ATM Банка Москвы, насчитывающей сегодня более 400 устройств, а также в 33 его московских отделениях и 39 региональных филиалах. Банком также оказывается спонсорская поддержка при вступлении в международные платежные системы MasterCard International и Visa International.

В свою очередь руководство Банка Москвы считает сотрудничество с банками-агентами одним из самых перспективных направлений своего карточного бизнеса. Так, к настоящему времени в рамках программ агентской и спонсорской поддержки с Банком Москвы сотрудничают более 80 банков.

Весьма популярной региональной агентской программой является в настоящее время партнерская программа ATLAS банка УРАЛСИБ. Программа рассчитана на региональные банки, не имеющие достаточных ресурсов для работы с международными картами. В ее рамках им предоставляется право распространять продукты MasterCard International со специальным логотипом ATLAS на правах агента либо эмитировать эти карты на правах аффилированного члена MasterCard.

Держатели карт с логотипом ATLAS получают возможность расплачиваться за покупки в торгово-сервисной сети УРАЛСИБа, насчитывающей 550 торговых точек, 120 из которых предоставляют скидки, а также воспользоваться сервисом дистанционного банковского обслуживания, получив при помощи телефона или через Интернет доступ к информации о состоянии своего карточного счета, а также к ряду операций по управлению своим счетом.

Следует отметить, что в рамках данной программы УРАЛСИБ предлагает банкам наиболее выгодные условия спонсорства при получении ими аффилированного членства в MasterCard International – в этом случае банк освобождается от уплаты спонсору комиссионного вознаграждения в размере 6 тыс. долл. Данное вознаграждение выплачивается только в том случае, если банк откажется от сотрудничества с УРАЛСИБом по организации эмиссии международных карт до истечения срока договора эмиссии, который составляет 18 месяцев. Кроме того, комиссионные не выплачиваются в случае отрицательного решения MasterCard International о предоставлении аффилированного членства конкретному банку.

Таким образом, для получения статуса аффилиата банку будет необходимо оплатить лишь установленные MasterCard вступительные взносы (Application Fee) в размере 10 тыс. евро и лицензионные взносы (License Fee), дающие право на эмиссию карточных продуктов MasterCard. УРАЛСИБ, в свою очередь, взимает с банка единовременную плату на возмещение произведенных расходов, связанных с подключением к своему процессингу.

Помимо основных преимуществ от участия в агентских программах, банки-агенты могут рассчитывать и на целый ряд дополнительных возможностей. Так, банки, присоединившиеся к агентской программе GalactARS, реализуемой Собинбанком в рамках MasterCard International, получают возможность предложить своим клиентам услуги круглосуточной службы клиентской поддержки, а также доступ к информации по карточному счету через Интернет в режиме реального времени. Им предоставляются гибкие условия размещения средств на корреспондентских счетах в Собинбанке, а также спонсорская поддержка при вступлении в платежную систему MasterCard International.

Программа спонсорской поддержки по вступлению в Visa International, а также агентская программа по выпуску и обслуживанию карт MasterCard International банка “МЕНАТЕП СПб” дают возможность банкам войти в карточный бизнес, минимизировав при этом свои расходы, получить методологическую и технологическую помощь от спонсора, а также приобрести опыт самостоятельной работы на карточном рынке, а в дальнейшем – принять решение о необходимости самостоятельного членства в платежных системах.

Банкам, присоединившимся к агентской программе, обеспечивается полный технологический цикл выпуска карт, а также формирование отчетов, процессинг, проведение расчетов с платежной системой, подключение и процессинговое обслуживание ATM и торговых точек, получение лицензий на субэквайринг и удаленного доступа к базе своих карт для проведения мониторинга онлайновых операций. При этом банки-агенты получают право распространять карты MasterCard в рублях, долларах США и евро.

В рамках программы спонсорской поддержки “МЕНАТЕП СПб” предоставляет банкам-партнерам возможность реализовать различные технологические схемы взаимодействия – от использования процессингового центра “МЕНАТЕП СПб” до построения host-to-host соединения между процессингом спонсора и банкапартнера. Банки, имеющие собственный процессинг, могут открывать также карты VISA в любых валютах, включая национальные.

К настоящему времени партнерами банка “МЕНАТЕП СПб” в рамках программ агентской и спонсорской поддержки являются 34 банка, общий объем эмиссии которых составил 104 тыс. карт.

В планах банка на ближайшее будущее – разработать и предложить программу спонсорской поддержки банков по вступлению в MasterCard International в качестве аффилированных членов. Кроме того, сейчас “МЕНАТЕП СПб” завершает сертификацию расчетов в евро в Visa International, что позволит участникам его программы спонсорской поддержки приступить к выпуску карт VISA в евро с расчетами в этой валюте в платежной системе.

В свою очередь, банкам-участникам обширной агентской программы EXTENSION Мастер-Банка в рамках платежной системы MasterCard International бесплатно предоставляются специализированное ПО для учета эмиссионных и эквайринговых операций, а также программа оперативного управления остатками средств на корреспондентских счетах. Банки-агенты получают пакеты скидок на тарифы по открытию и обслуживанию карт, а также возможность обеспечить своим клиентам доступ к круглосуточной службе сервисной поддержки МастерБанка, оплату услуг операторов сотовой связи и компаний спутникового телевидения в банкоматах, участие в дисконтных программах МастерБанка (скидки от 3 до 20% при оплате по карте покупок в крупных торговых сетях Москвы), услуги SMS-информирования и доступ через Интернет к информации по карточному счету. Кроме того, держателю карты EXTENTION предоставляется возможность открыть карточный счет в евро, а также приобрести дисконтную карту IAPA.

Заключение
Итак, в споре сторонников и противников агентских программ ставить точку пока рано. В заключение остается лишь сослаться на немаловажное, на наш взгляд, высказывание президента АРЧЕ А.Королева, прозвучавшее в ходе недавней беседы с корреспондентом журнала “ПЛАС”. По его словам, не исключено, что в недалеком будущем Ассоциация российских банков-членов Европей разработает и затем вынесет на рассмотрение в MasterCard International свои собственные предложения по дальнейшему развитию российского рынка агентских программ, реализуемых в рамках платежной системы.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 9 (89) ’2003 стр. 2


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первые успешные проекты мобильных кошельков развились не на развитых рынках, и задолго до их появления в Европе или США – это были M-PESA в Кении а также Globe GCASH и SMART Money – на Филиппинах.