Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

ПриватБанк: супермаркет банковских услуг на базе ATM

(Нет голосов)

30.12.2003 Количество просмотров 248 просмотров

На данный момент ПриватБанк по праву считается одним из наиболее заметных участников карточного рынка банковских услуг Украины. Развитие направления розничных услуг в свое время было определено руководством банка как приоритет, и сегодня ПриватБанк можно уверенно назвать крупнейшим ритейловым банком страны. Имея более 1440 отделений по всей стране и успешно оперируя в сегменте розничных банковских услуг, банк традиционно занимает первые строчки рейтингов.

Характерно, что именно ПриватБанк является лидером национального рынка пластиковых карт: в настоящий момент на его долю приходится более 45% объема эмитированных на Украине карт и около 60% банкоматной сети на территории страны.

Сам банк объясняет свои успехи в первую очередь тем, что его система управления позволяет вовремя представлять на рынок именно те технологии, которые в наибольшей мере востребованы пользователями. Действительно, за последние несколько лет банк предложил своим клиентам сразу несколько новых сервисов, уникальных не только для украинских банков, но и для многих их коллег из стран с более развитыми карточными рынками.

Стратегия новаторства
На протяжении всей своей деятельности ПриватБанку удавалось выступать в роли новатора и регулярно представлять на украинский банковский рынок новые и, что немаловажно, широко востребованные потребителями услуги.

Так, в 1996г. банк первым на Украине начал массовый выпуск карточных продуктов Visa International. Характерно, что на данный момент банк эмитировал в общей сложности более 3,5 млн. карт Visa International и MasterCard International.

В том же году ПриватБанк начал сотрудничество с тогда еще только пришедшей на украинский рынок компанией Card Tech Ltd., установившей в банке программное обеспечение для работы с международными картами VISA START. Система VISA START, разработанная Card Tech Ltd. и сертифицированная вначале Visa International, а впоследствии – и MasterCard International, была призвана удовлетворить растущие потребности банков, приступивших к реализации проектов по эмиссии и эквайрингу международных карточных продуктов. В дальнейшем, с активизацией процесса EMV-миграции, данное решение было усовершенствовано, преобразовавшись при поддержке Visa CEMEA и MasterCard International в новый продукт компании – бэкофисный комплекс PRIME, предусматривающий возможность работы с EMV-совместимыми картами международных платежных систем.

На сегодняшний день ПриватБанк продолжает использовать систему PRIME в качестве основного процессингового решения наряду с еще одной программной разработкой Card Tech Ltd. – авторизационной системой ONLINE, а также ATM-контроллером российской компании Compass Plus, обслуживающим 1 тыс. устройств его банкоматной сети. При этом следует отметить, что хотя параллельно банк внедрил также бэк-офисный продукт этого же поставщика для ведения базы prepaid-карт, около 3,5 млн. эмитированных банком карт обслуживаются сегодня на базе PRIME. Продолжая расширение предлагаемого спектра услуг для своих клиентов, в августе нынешнего года ПриватБанк заключил с Card Tech Ltd. договор на поставку еще одного продукта компании – SENTRY (Merchant Plug In, Payment Gateway, Access Control Server) – решения 3D Secure на базе технологии, разработанной Visa International для обеспечения безопасности транзакций в сфере электронной коммерции.

Еще в начале своей деятельности на карточном рынке ПриватБанк придерживался стратегии планомерного параллельного развития показателей эмиссии и сети приема карт. Так, наращивая объем эмитированных карт (ежегодный рост – свыше 200%), ПриватБанк такими же, а иногда и опережающими темпами развивал свою эквайринговую сеть, с каждым годом удваивая количество установленных банкоматов и POS-терминалов.

Как уже отмечалось, такая стратегия впоследствии позволила банку занять лидирующие позиции на национальном эквайринговом рынке. По данным самого банка, сегодня POS-терминалы ПриватБанка обслуживают держателей банковских карт в 80% украинских торговых точек по всей территории страны. Кроме того, в настоящий момент постоянно расширяющаяся терминальная сеть банка представлена уже 1,2 тыс. банкоматов, 13 тыс. POS-терминалов, около 2 тыс. пунктов выдачи наличных.

Осенью 2003г. ПриватБанк стал первым украинским банком, приступившим к массовой эмиссии EMVкарт. С ноября 2003г. совмещенные карты Visa Classic с приложением VSDC стали доступны клиентам в каждом из 1430 его отделений. Кроме того, с этой же даты банк прекратил выпуск традиционных карт Visa Classic с магнитной полосой.

Соответствующая сертификация аппаратно-программных комплексов ПриватБанка в Visa International была завершена еще 15 августа нынешнего года, и на сегодняшний день его эквайринговая сеть полностью готова к обслуживанию EMV-карт.

К концу 1-го полугодия 2003г. банку удалось занять лидирующие позиции не только в карточном сегменте, но и на рынке ритейла в целом. Следует отметить, что ПриватБанк стал, пожалуй, первым и единственным украинским банком, которому удалось преодолеть монополию государственного Сбербанка (Ощадного Банка Украины) и привлечь наибольшее количество вкладов населения. Так, на данный момент совокупный портфель депозитов физлиц в ПриватБанке превышает 3,5 млрд. гривен, а свои счета в банке имеют более 5 млн. граждан, или каждый десятый житель страны.

Банкоматные “мини-отделения”
На этом фоне особого внимания заслуживают новаторские проекты, реализованные банком на базе своей банкоматной сети и сети POS-терминалов.

В ПриватБанке стратегию работы на карточном рынке, ориентированную на расширение спектра каналов доставки розничных банковских услуг за счет использования технологических возможностей не только банка, но и, например, операторов мобильной связи, сетей АЗС и т. п., называют “интегрированными банковскими технологиями”. В качестве базового инструмента предоставления таких интегрированных услуг банк определил свою банкоматную и терминальную сеть, что вполне логично, учитывая высокие темпы ее роста.

По словам специалистов ПриватБанка, они с самого начала рассматривали банкомат не только как устройство для выдачи наличных, но и как “мини-отделения” с широким набором функций и возможностью интерактивного общения с клиентом. Это утверждение справедливо сегодня и для POS-терминалов банка.

Сценарий первого практического воплощения данной концепции подсказал банку сам рынок. Так, пробный шаг в реализации стратегии предоставления интегрированных услуг был сделан ПриватБанком в 2001г., когда банкоматы банка начали предоставлять пользователям услугу оплаты мобильной связи.

Мобильный старт
В 2001г. клиентам был предложен первый сервис ПриватБанка по реализации дополнительных услуг в банкоматной сети – продажа скретч-кодов операторов мобильной связи.

Следует отметить, что в то время украинский рынок сотовой связи вступил в стадию активного развития, а внедрение недорогих предоплаченных сервисных пакетов позволяло операторам за год почти удваивать клиентскую базу. Однако проблема недостаточного количества собственных пунктов пополнения абонентских счетов у мобильных операторов все еще оставалась актуальной. Ситуация усугублялась еще и тем, что торговые точки не особо активно реализовывали предоплаченные карты GSM-операторов, ссылаясь на необходимость держать с этой целью на складах большое количество недорогого товара. В результате торговым сетям стало невыгодно продавать дешевые предоплаченные карты стоимостью 5-10 долл. США, и на практике клиентам были доступны лишь дорогие карты с номиналом от 20 долл.

Рост розничной инфраструктуры ПриватБанка

В ПриватБанке эта тенденция была воспринята как возможность эффективного старта новой технологии, незнакомой на украинском рынке, но имеющей неплохие перспективы. Проведя соответствующие переговоры с сотовыми компаниями, разработчики ПриватБанка создали оригинальную банковскую технологию, на базе которой они смогли предложить им уникальное решение, позволяющее генерировать оригинальные коды авторизации в самом банкомате. Проект был реализован в сотрудничестве со специалистами российской компании ЛАНИТ, поставщика АТМ Diebold, обеспечившими его техническую реализацию на банкоматах. Таким образом, АТМ смог продавать скретч-коды пополнения абонентского счета, по функционалу ничем не отличающиеся от предоплаченных карт на “твердом” носителе. Новый механизм оказался удобным как для банка, так и для операторов мобильной связи, которые активно поддержали проект и дали банку возможность реализации через банкоматы скретч-кодов самых доступных номиналов (5 долл. США), которые до того времени были практически недоступны пользователям в традиционном “карточном” виде из-за относительно высокой стоимости производства и складирования.

Новый сервис почти сразу нашел отклик со стороны потребителей. Как и следовало ожидать, первой движущей силой спроса на данные услуги стали студенты, которые традиционно являются основной группой пользователей предоплаченных услуг сотовой связи и наиболее “продвинутой” клиентской базой. Последовавший за стартом проекта значительный рост спроса на банковские карты со стороны студентов стал приятной неожиданностью для банкиров и подтвердил правильность выбора стратегии работы ПриватБанка на ритейловом рынке.

Так, уже через полгода после начала предоставления новой услуги в банкоматах ПриватБанка можно было приобрести скретч-коды всех национальных операторов мобильной связи (UMC, КиевСтар, Golden Telecom). По аналогичной схеме был реализован проект продажи скретч-кодов в сети POS-терминалов банка. В результате в 2003г. ПриватБанк был признан лучшим дилером одного из крупнейших украинских операторов мобильной связи – UMC.

Расширение банкоматной функциональности
Неудивительно, что после такого успешного старта ПриватБанк решил не останавливаться на достигнутом и продолжил практику расширения функциональности своей АТМ-сети.

Так, осенью нынешнего года ПриватБанк и Интернет-служба IMENA.com.ua приступили к реализации совместного проекта, в рамках которого держателям эмитированных банком карт Visa International иMasterCard International предоставлена возможность оплачивать регистрацию украинских и международных доменных имен через банкоматы банка.

Кроме того, в августе 2003г. ПриватБанк и российская платежная система СТБ заключили договор, согласно условиям которого карты системы начали приниматься во всех ATM банка. В результате реализации проекта сеть приема карт STB увеличилась почти на 1 тыс. банкоматов, установленных в крупных городах Украины.

Подключение банкоматов к платежной системе в режиме реального времени стало возможным благодаря организации и сертификации межхостового интерфейса между процессинговыми центрами СТБ КАРД и ПриватБанка.

Последнее позволило банку принимать в своей сети ATM карты еще одной российской платежной системы – Union Card. Скоро карты STB начнут обслуживаться и в торгово-сервисной сети ПриватБанка.

Не менее интересным проектом стал запуск ПриватБанком в 2003г. технологии подключения пользователей к своей системе Интернет-банкинга через банкомат. До недавнего времени клиентам ПриватБанка приходилось посещать банковский офис, чтобы подписать договор и получить логин и пароль доступа к сервису. Теперь пользователи могут подключиться к системе Интернет-банкинга за несколько секунд в любом банкомате ПриватБанка, причем получить новый пароль они также могут через АТМ.

Любопытно, что новый способ подключения к системе Интернет-банкинга завоевал популярность клиентов не только благодаря оперативности и удобству, но и в силу того, что данный сервис стал восприниматься клиентами как абсолютно безопасный. Так, по мнению самих пользователей, при получении паролей через банкомат они не рискуют стать жертвами Интернет-мошенников.

Продолжая практику использования Интернета в качестве перспективной среды ведения бизнеса, ПриватБанк реализовал и продажу через свою банкоматную сеть виртуальных карт Visa PIVE (Prepaid Internet Visa Electron). С недавнего времени в любом банкомате банка можно приобрести этот уникальный неперсонализированный продукт фиксированного номинала от 20 долл., предназначенный для совершения покупок в Интернет-магазинах и не имеющий физического носителя. Так, оплатив виртуальную карту Visa PIVE, клиент получает в банкомате или в банковском отделении чек с указанием номера своей карты и CVV, а также логин и пароль для доступа в Интернет-банк ПриватБанка. Процесс покупки карты занимает всего несколько секунд, при этом ее стоимость может быть списана с основной банковской карты клиента.

Следует отметить, что в Интернете Visa PIVE обслуживается как полноценная карта Visa International. Однако ее неоспоримым преимуществом является то, что при совершении покупок при помощи Visa PIVE пользователь не рискует стать жертвой виртуального мошенничества, передавая через Сеть реквизиты своей основной карты. Кроме того, покупая карту Visa PIVE в банкомате, клиент автоматически получает пароль доступа в Интернетбанк “Приват24” и может контролировать остатки на картсчете и получать выписки в режиме реального времени.

Отдельно стоит отметить, что в ноябре 2003г. держателям платежных карт Visa на Украине стала доступна еще одна уникальная для карточного рынка услуга – денежные P2P-переводы с карты на карту через банкоматы ПриватБанка. Теперь владельцы карт Visa International независимо от банка-эмитента могут осуществлять перевод денежных средств друг другу в любом банкомате ПриватБанка. Важным преимуществом этого сервиса является его круглосуточное предоставление. При этом для владельцев карт Visa, эмитированных ПриватБанком, тарифы на перевод между картсчетами являются минимальными, что весьма критично в тех случаях, когда речь идет о небольших денежных суммах. При этом тарифы “Удобных Переводов” ПриватБанка с карты на карту за рубеж выгодно отличаются от существующих тарифов на аналогичные сервисы других систем денежных переводов на украинском рынке.

На сегодняшний день в банкоматах ПриватБанка можно не только оплатить услуги всех операторов мобильной связи, Интернет-провайдеров, но и приобрести полисы ряда крупных украинских страховых компаний, программы антивирусной защиты компьютера, доменные имена в Интернете, отправить денежный перевод (P2P), подключиться к системе Интернет-банкинга и т.д.

Столь широкий ассортимент предоставляемых услуг сделал банкомат “компактным финансовым супермаркетом”, доступным клиенту по всей территории страны 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

По мнению специалистов ПриватБанка, в принципе, ассортимент товара, который можно реализовывать через банкоматы, чрезвычайно широк и отнюдь не ограничивается электронными кодами и виртуальными картами. При этом на базе АТМ-сети эффективно продавать в первую очередь банковские услуги: предоставлять кредиты, принимать депозиты и осуществлять денежные переводы. Также в качестве перспективных направлений расширения функциональности банкомата можно выделить пополнение карточных счетов клиентов, получение различных бонусов и скидок в рамках лоялти-программ и т.д. Исходя из этого, ПриватБанк не собирается останавливаться на достигнутом, планируя и в дальнейшем расширять функциональность своей банкоматной сети.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 10 (90) ’2003 стр. 6


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… деньги из раковин на Соломоновых островах отличаются устойчивостью к любым финансовым кризисам? Если население отдаленных островов используют раковины в качестве расчетной единицы, то в более цивилизованных местах архипелага такие деньги используются как надежный запас на черный день, в то время как расчеты ведутся «обычными» деньгами. Недостаток у них один – недолговечность: раковины хрупкие, часто ломаются. Из-за этого денежная масса остается стабильной и не нарастает, что позволяет поддерживать постоянный курс.