Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Сколково: «Российский финтех будет развиваться, несмотря ни на что»

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

11.02.2016 Количество просмотров 2818 просмотров
Павел Новиков, руководитель направлений Cloud, FinTech и EdTech Фонда «Сколково»

О российском финтех-рынке, его трендах, факторах роста и ограничителях журнал «ПЛАС» беседует с Павлом Новиковым, руководителем направлений Cloud, FinTech и EdTech Фонда «Сколково».

ПЛАС: В чем проявляется, на ваш взгляд, специфика российского финтеха? Насколько мы сегодня находимся в русле мировых финтех-трендов?

П. Новиков: В целом, если судить о динамике развития финтех-отрасли по тому, сколько в нее инвестируют различные фонды, компании, банки, то мы имеем дело с ростом по экспоненте. Подсчеты Accenture показывают рост инвестиций в мировой финтех с 4 млрд долл. США в 2013 г. до 12 млрд долл. в 2014 г. По сути, это ежегодное утроение объема инвестиций. Данных за 2015 год пока еще нет, но, скорее всего, рост сохранится.

Подобных отраслей в мире мало. Здесь с финтехом может сравниться разве что фармацевтика, также демонстрирующая в последние годы взрывной рост инвестиций.

Если идти «вглубь» и говорить о том, какие направления в мировом финтехе сегодня наиболее актуальны, то важно понимать, что основные тренды развития задают прежде всего конечные пользователи финансовых сервисов. Все хотят обслуживаться быстро, удобно и дешево.

Почему финтех является такой быстрорастущей отраслью? Потому что он позволяет достаточно оперативно, просто последовав за самим пользователем, реализовать и внедрить удобный и полезный сервис. Банки из-за своей известной консервативности не могут так быстро следовать за клиентом, а финтех-стартап имеет для этого все возможности. Поэтому большая доля мирового финтеха – различные платежные сервисы для физических лиц: от мобильных платежных моноприложений до различных платформ P2P-кредитования, которые начинали зарождаться на развивающихся рынках и сегодня получают широкое развитие в странах с развитой экономикой.

В России в финтехе мы видим ровно все то же самое – превалирование ориентированных на конечного пользователя решений, разработчики которых пытаются тем или иным образом удовлетворить неявные для банков потребности пользователей в решении своих финансовых задач – оплата счетов, переводы, займы, инвестиции. Так, если мы посмотрим на стартапы Фонда «Сколково», то среди них окажутся и агрегаторы балансов, такие, как, например, популярный сервис CASHOFF. Решение этого стартапа уже используют порядка пятнадцати российских банков, в числе которых есть достаточно крупные, такие как Росгосстрах Банк, Локо-Банк и другие. Например, с помощью этого сервиса пользователь в одном аккаунте своего интернет-банка может видеть свои балансы на счетах других кредитно-финансовых учреждений, у телеком-операторов или в электронных кошельках, причем абсолютно безопасно, в режиме read only, т. е. без возможности проведения транзакций.

Сейчас в фонде порядка 1430 участников, из них 450 – в ИТ-кластере, «чистый» финтех – всего 17 компаний
В конце 2016 года в Инновационном центре «Сколково» откроется новое современное здание Технопарка


Если в том или ином конкретном сервисе заинтересован сам клиент, то предлагаемое решение будет жить


ПЛАС: Подобных идей на рынке действительно много. Но не все из них выживают. На моей памяти было несколько запусков таких агрегаторов балансов, которые в итоге заканчивались ничем.

П. Новиков: Разумеется, проблема здесь заключается в правильном выборе бизнес-модели. Повторюсь: если в таком сервисе заинтересован сам клиент, то решение будет жить. Просто получать финансовую информацию обо всех своих транзакциях самому клиенту, по сути, совсем не нужно. Показать же клиенту, на что именно он тратит свои средства, – уже более-менее полезно. Если мы, зная траты клиента по категориям, введем в нашу конструкцию еще и некий advisory service, вся история с агрегаторами балансов заиграет совсем по-другому. Робот, анализирующий информацию о тратах клиента и «подтягивающий» к ним сторонние данные, к примеру, о программах лояльности в торгово-сервисных предприятиях, где обслуживается пользователь, может посоветовать клиенту оптимизировать траты, заведя карту определенного банка с cashback при покупках в этих торговых точках. Сервис, таким образом, нужен и полезен конечному пользователю, кроме того, он может привести его в определенный банк. За что банк такому сервису, разумеется, заплатит.

Это лишь одна возможная схема, в реальности их очень много. Можно сделать такой сервис еще интереснее – дать возможность пользователю и банку «дотянуться» до позиций в чеке, до его детализации – вплоть до конкретных SKU. Технологически это возможно – проблема лишь в том, что пока игроки не слишком доверяют партнерам в таких схемах и не хотят делиться с ними информацией. Но так или иначе это произойдет достаточно скоро по всему миру. И здесь, безусловно, есть ниша для таких компаний, как CASHOFF, PayQR, Digital Loyalty System и SweetCard, которые занимаются лояльностью и аналитикой продаж.

ПЛАС: Что еще сегодня в тренде в российском финтехе? Какие направления вам представляются особенно перспективными для отечественных финтех-стартапов?

П. Новиков: Сегодня банки столкнулись с необходимостью оптимизации своего бизнеса. Речь идет не только о закрытии неэффективных отделений. Требование искать новые каналы и методы коммуникации с пользователем – уже не мода, а настоящая бизнес-проблема. Поиски новых путей общения с клиентом – и вовсе необязательно «через смартфон» – стали ключевой задачей. Здесь очень важен не только канал, но и то, как именно общаться с клиентом, существующим или потенциальным, как завоевывать его лояльность. И прекрасные результаты в этом направлении дает геймификация.


В прошлом году в ИТ-кластере «Сколково» мы запустили отдельное направление по геймификации


Отличные примеры геймификации мы видим, как это ни странно, в основном на Западе. Но именно у нас они востребованы еще больше. Немалая часть россиян – все еще в каком-то смысле «советские» люди, в любом случае, наша недавняя история с ее богатейшей практикой нематериального стимулирования оставила в нас след. Геймификация в СССР была на высочайшем уровне. Мне, например, искренне непонятно, почему она не стала нашим «вторым космосом» – именно мы должны были стать номером один в этой сфере. В любом случае факт заключается в том, что в России клиенты финансовых учреждений очень хорошо воспринимают нематериальные стимулы и поощрения.

Мы с вами уже говорили, что финтех-стартап должен следовать за клиентом. Геймификация – это именно история про «следование за естественными потребностями клиентов (в отличие, скажем, от киосков по экспресс-выдаче кредитов). Поэтому мы решили активно развивать это направление. В прошлом году в ИТ-кластере «Сколково» мы запустили отдельное направление по геймификации. При этом мы не ищем стартапы, которые делают игры. Мы ищем стартапы, которые вносят элемент игры в бизнес-приложение, разрабатывают программы вовлечения и удержания клиентов с помощью геймификации, а также платформы, упрощающие разработку сервисов по геймификации.

В России тематикой финтеха занимается сейчас около 100 стартапов, из них 17 стартапов уже являются резидентами Фонда «Сколково»

Вторая интереснейшая и крайне востребованная тема – это скоринг для банков, страховых и МФО, использующий массивы данных из всех доступных источников. Ключевой вопрос риск-менеджмента в банке – наличие одной или нескольких скоринговых моделей и их постоянный «тюнинг», точная настройка (так как меняются и внешняя бизнес-среда, и клиентское поведение). Обычно это делается силами отдела банковских аналитиков, но это не мешает развиваться стартапам, которые конкурируют с такими командами и иногда на тех же данных выдают лучший результат. Могу привести примеры. Занимается этим направлением, в частности, наш резидент – компания «Алгомост», которая работает в сфере data mining. Она помогает бизнесам (в том числе банковским) найти скрытые закономерности в накопленных массивах информации. Но каким образом? Посредством краудсорсинга, когда над проблемой работают программисты со всего мира, объединенные в сеть. Это резко увеличивает эффект на выходе. Причем в случае «Алгомоста» мы имеем дело с чистой математикой.

По-другому действует Double Data, здесь источником данных для построения профиля заемщика служат все доступные социальные сети и порталы по поиску работы. Актуальная база данных из 2 млрд уникальных аккаунтов и технология анализа данных, например, позволяет находить 60% россиян с точностью 99,8% за 50 мс, их сервис используют половина банков из топ-50, ведущие коллекторские агентства и МФО. Таким образом, это тоже одно из перспективных направлений для российского финтеха.

ПЛАС: Сколько всего сегодня финтех-стартапов в России, по вашим оценкам, и сколько из них работают в «Сколково»?

П. Новиков: Будем честны – финтех-стартапов в России по сравнению с западными рынками очень мало. По моей предварительной оценке, в стране тематикой финтеха (или связанной с финтехом) занимается сейчас около 100 стартапов, что составляет примерно 2% от общего числа стартапов в стране. И 17 из этих 100 стартапов уже являются резидентами Фонда «Сколково». Подчеркну, что все наши финтех-стартапы прошли серьезную экспертизу и отбор силами российских и международных экспертов из бизнеса, науки и технологий, обладают уникальным технологическим ноу-хау. Возвращаясь к специфике работы Фонда «Сколково», отмечу, что основной задачей этой некоммерческой государственной организации является создание инновационной экосистемы, благоприятной для развития предпринимательства и исследований, способствующей созданию компаний, успешных на глобальном рынке.

Сейчас в Фонде порядка 1430 участников, из них 450 – в ИТ-кластере. Как я уже говорил, «чистый» финтех – это всего 17 компаний: PayQR, CardsMobile, Intervale, RocketBank, UBANK, DLS, CASHOFF, Brainysoft, Scorista, Double Data, Algomost, 2can, Artquant, Investcafe, Tabtrader, Cofite и «СмартТехнологии».

Но если мы возьмем компании, предлагающие продукты, основными потребителями которых являются банки, то мы свободно можем добавить к этому числу стартапы, специализирующиеся на решениях в области обеспечения безопасности, и получить уже больше 70 компаний. Это могут быть системы видеоаналитики, системы распознавания образов, аналитики эмоций, биометрические технологии, например, технологии распознавания голоса. Хороший пример – наш резидент компания ЦРТ-Инновации (Центр речевых технологий), чьи наработки уже активно используются в банках, причем как в российских, так и зарубежных. Это и автоматическая система идентификации клиента по голосу при обращении в call-центр банка, и система двухфакторной аутентификации в мобильных приложениях, где распознавание голоса идет вторым фактором аутентификации после ввода ПИН-кода (проговаривается полученный одноразовый пароль). Технологии ЦРТ, например, использует сегодня такой американский финансовый гигант, как Wells Fargo.

С некоторой натяжкой можно отнести к «около-финтеху» и Дневник.ру, где внедрен краудфандинг с помощью такого инструмента, как Яндекс.Деньги. Это инструмент удобного сбора средств родителей на школьные экскурсии, праздники, подарки учителям и прочие «дополнительные» или «внешкольные» вещи. Здесь решаются сразу две задачи – более не нужно давать наличные деньги в руки детям и вообще кому-либо, а отчетность становится прозрачной для обеих сторон.

В 2015 году мы впервые вывезли наши стартапы в области финтеха и ритейла на лондонскую ежегодную конференцию Unbound London 2015

Реальность такова, что платежи проникают сегодня во все сферы нашей жизни, поэтому естественные границы ниши «чистого финтеха», безусловно, размываются, и она становится шире.

ПЛАС: Что, на ваш взгляд, должно помочь финтех-стартапу быть актуальным в плане продвигаемых технологий?

П. Новиков: В мире постоянно совершенствуются технологии, придумываются новые бизнес-модели, возникают неожиданные (и зачастую – очень простые) решения, которые еще вчера казались отвлеченной теорией. Под влиянием информированных и очень придирчивых потребителей сильно меняется сама схема комиссионного бизнеса, и это уже само по себе создает новые ниши для платежных стартапов. Пока, к сожалению, нам доступны не все технологии и решения ведущих нефинансовых ИТ-игроков, таких как Google или Apple, которые уже широко используются в США, Европе и ряде стран Азии. Россию в этом отношении по-прежнему держат в своеобразной технологической изоляции. И именно поэтому изначально платежный инноватор должен по крайней мере регулярно «выглядывать» за рубеж. Самое простое решение, не требующее расходов на перелеты, – посещение онлайн-конференций.


Мы задумываемся об общероссийской финтех-площадке, где смогут общаться все игроки – стартапы и их заказчики


ПЛАС: Что помогает и что мешает финтеху развиваться в России? Иногда можно слышать о какой-то «особой» зарегулированности в России этой отрасли, так ли это, на ваш взгляд?

П. Новиков: Не могу сказать, что российский рынок как-то избыточно «зарегулирован» для финтех-стартапов. Наоборот, по ряду моментов он либеральнее, чем где-либо, – просто потому, что у нашего регулятора еще руки не дошли до очень многих новых сфер, где, по сути, и регулировать-то особо пока нечего. Поэтому государственное регулирование в России – отнюдь не ограничитель развития для финтеха.

Естественные ограничения роста здесь связаны прежде всего с банками, в меньшей степени – с остальными участниками рынка (телекомом, торговым ритейлом и пр.). Например, не секрет, что в России спрос на инновации со стороны банков удовлетворяется силами внутренних подразделений самих кредитных организаций в гораздо большей степени, чем на Западе. У многих крупных банков есть, по сути, собственные ИТ-компании, которые обслуживают огромные унаследованные ИТ-инфраструктуры. По понятным причинам банки доверяют своим ИТ-департаментам и дочерним ИТ-компаниям больше, чем стартапам «извне», которые предлагают «взорвать рынок» какой-то новой технологией.

Разумеется, есть у нас и отличная практика создания при банках собственных акселераторов и лабораторий для стартапов – Альфа-Лаборатория, отдел технологических исследований Сбербанка, iBank и Future Fintech. Это замечательные, но, к сожалению, пока достаточно редкие инициативы. Таких «банковских финтех-акселераторов» по сравнению с мировой практикой у нас очень мало. Проблема и серьезный ограничитель рынка финтеха в России заключается в основном в том, что за некоторыми исключениями у банков отсутствуют четкие механизмы работы со стартапами. Если обозначить проблему совсем жестко, то попросту банки не умеют с ними работать. Работать со стартапом как типовым ИТ-вендором нельзя, внедрение типовых решений – это как депозит в банке: на 100% надежно, но невыгодно. Последнее выступление Германа Грефа на Гайдаровском форуме это отчетливо показало. Со стартапом придется «повозиться», но зато можно получить более ощутимую отдачу и конкурентное преимущество. Прорывные технологии рождаются не в банках, а в ИТ-компаниях. Банки и страховые компании, телеком-операторы и ритейл должны создавать особые подразделения по внедрению инноваций, менять процесс планирования, создавать конвейер, сокращать цикл пилотного внедрения, обучать стартапы работе со своими службами, открыто ставить задачи. А пока, как мне видится, главную роль в развитии и поддержке российского финтеха играют именно венчурные фонды и институты развития.

ПЛАС: А есть примеры сотрудничества российских финтех-стартапов с зарубежными банками?

П. Новиков: Есть, но их пока немного. Я уже приводил пример с ЦРТ и Wells Fargo. Из свежего – кейс с отечественным стартапом CardsMobile и британским платежным сервисом Tedipay, где российское решение обеспечивает функционирование системы мобильной NFC-оплаты проезда в метрополитене Лондона. Кстати, в 2015 году мы впервые вывезли наши стартапы в области финтеха и ритейла на лондонскую ежегодную конференцию Unbound London 2015, проводимую при поддержке Barclays Bank. Вот вам живой пример того, как ведущие банки могут организовать целую экосистему финтеха вокруг себя.

ПЛАС: Какие шаги планирует предпринять Фонд «Сколково» в области продвижения финтех-стартапов в 2016 году?

П. Новиков: Прежде всего мы будем привлекать новые финтех-проекты в ИТ-кластер Фонда «Сколково» и помогать продвигать их решения на рынке. Все наши 17 финтех-стартапов сегодня имеют готовые продукты. Из них на российском рынке ведут коммерческую деятельность 17, а за рубежом – только 3 стартапа. Более того, сегодня мы прорабатываем инициативу создания общероссийской финтех-площадки, на которой смогут общаться все игроки – стартапы и их заказчики (банки, страховые компании, ритейл, телеком). Безусловно, там же должно происходить и максимально тесное общение с представителями регулятора.

Ниши для финтех-стартапов в России далеки от насыщения. В начале нашей беседы я говорил о том, что у нас в стране порядка 100 «крепких» финтех-стартапов. Так вот – их должно быть гораздо больше! Финтехом в России можно и нужно заниматься. Есть растущий спрос со стороны банков, телекома и ритейла, а главное – потребители быстро привыкают к удобному сервису и требуют новых услуг.

В этом году мы подведем итоги запущенного совместно с Альфа-Банком в декабре 2015 года конкурсного отбора лучших ИТ-решений для банковской сферы среди стартапов по 10 номинациям (BigData, «Интернет/мобильные решения», «Медиааналитика», «Игры и развлечения» (геймификация), носимые устройства, «Финансовые сервисы» (P2P-кредитование, электронные кошельки, инвестиции для физических/юридических лиц и прочие), General Consumer (нестандартные каналы коммуникации, car sharing, on-demand сервисы), «Программы лояльности», «Финансовые советники»). И это, разумеется, не последний в наступившем году такой совместный конкурс.

В заключение я хочу еще раз обратиться через ваш журнал к нашим финтех-инноваторам. Мы стремимся сделать так, чтобы Россия стала заметна на мировом финтех-рынке. Нам есть что предложить нашим резидентам – налоговые льготы, гранты, помощь в поиске инвестора, менторская поддержка, продвижение на российском и мировом рынке, участие в любых профильных мировых конференциях, защита интеллектуальной собственности. Поэтому приглашаем к нам! Тем более что в конце 2016 года, согласно нашим планам, в Инновационном центре «Сколково» откроется новое современное здание нашего Технопарка, где смогут разместиться лучшие стартапы страны.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?