Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

NCR: “Будущее – за cash-in!”

(Нет голосов)

30.03.2005 Количество просмотров 304 просмотра

ПЛАС: Чем ознаменовался 2004г. для компании NCR? На каких региональных и страновых рынках в минувшем году производителю удалось добиться наибольших успехов? В частности, каковы результаты деятельности компании на территории России и СНГ?

К. Слащев: В целом 2004г. был для компании NCR очень удачным. Значительный рост бизнес-показателей наблюдался практически по всем направлениям – как по объемам поставок банковских устройств самообслуживания, так и в области продвижения СУБД, поддерживающих обработку сверхбольших объемов данных, продаж кассового оборудования и т.д.

В минувшем году в Сбербанке РФ NCR был реализован свой самый масштабный на сегодняшний день проект в России. Так, по результатам тендера, проведенного этим крупнейшим отечественным ритейлером в декабре 2003г., объем поставок банкоматов NCR Сбербанку составил порядка 80% от общего объема закупок Сбербанка в 2004г.

Кроме того, в 2004г. продолжали расширять свои банкоматные сети практически все наши традиционные клиенты – Банк Москвы, Альфа-Банк, Газпромбанк, банк “Возрождение”, Автобанк и многие другие. Сегодня подавляющее число отечественных кредитных организаций, парки ATM которых насчитывают более 100 устройств, являются клиентами NCR.

Необходимо отметить рост продаж и на рынках Украины и Белоруссии в 2004г. Причем, если высокая динамика роста на белорусском рынке была обусловлена прежде всего его сравнительно небольшими объемами, то на Украине успех производителя во многом определило участие в проекте банка “Аваль” – одного из крупнейших карточных банков страны. Речь идет о самом значительном проекте, реализованном компанией на Украине, – к настоящему времени в его рамках NCR поставила банку 1,2 тыс. банкоматов. Недавно мы подписали с банком очередной контракт, условия которого подразумевают дальнейшее развитие его сети ATM на базе устройств NCR, в том числе – с функцией автоматизированного депозита (cash-in). Так, в 2004г. “Аваль” уже реализовал пилотный проект, установив 10 cash-in терминалов в зонах банковского самообслуживания ряда своих отделений. В планах банка на 2005г. – существенное развитие зон самообслуживания путем установки соответствующих устройств с широким спектром функций.

Кроме того, сегодня мы успешно работаем в Армении, небольшой стране с достаточно ограниченным потенциалом рынка. Тем не менее NCR занимает там вполне приличные позиции, осваивая рынок совместно со своими местными компаниями-партнерами.

Как я уже отмечал, одной из особенностей 2004г. стал заметный рост бизнес-показателей такого подразделения NCR Corporation, как Teradata, в направлении разработки СУБД, способных обрабатывать сверхбольшие объемы данных. На СУБД Teradata реализовано одно из крупнейших в мире промышленное хранилище данных с общим объемом более сотни ТБ. Этот продукт является платформой хранилищ данных таких крупнейших участников мирового рынка, как Bank of America, Chemical Bank, AT&T, Sprint, British Telecom, Swedish Post, Australian Telecom, Fidelity Investments, Proctor and Gamble, WalMart, Kmart, Sears, Otto Versand, Delta Airlines, Qantas, USAir, American Airlines и многих других.

В минувшем году у российского отделения Teradata появились первые заказы со стороны участников отечественного рынка. В будущем это поможет нам, объединив усилия с коллегами из Teradata, предложить розничным банкам, обладающим обширной клиентской базой, CRM-системы, построенные на платформах Teradata. В настоящий момент специалисты этого подразделения уже ведут переговоры с рядом отечественных кредитных организаций о внедрении таких программ, и я думаю, что это дополнение позволит нам еще больше укрепить позиции NCR на российском рынке.

ПЛАС: Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции, доминирующие сегодня на российском рынке ATM? Какие из них можно назвать определяющими с точки зрения бизнеса компании NCR, присутствующей в России уже порядка 15 лет?

К. Слащев: Очевидно, что основные тенденции рынка банковских устройств самообслуживания определяются прежде всего общими тенденциями развития банковского бизнеса. В последние годы таким определяющим фактором в России является активное развитие банковского розничного бизнеса. Сегодня банки обладают достаточно ограниченным набором финансовых инструментов, позволяющих зарабатывать реальную прибыль. Необходимость поиска новых источников дохода явилась причиной того, что на сегодняшний день подавляющее большинство крупных российских банков уже сделали заявления о необходимости развивать розничное направление своего бизнеса и приступили к реализации соответствующих проектов.

Как известно, одной из важнейших задач на этом пути является построение развитой инфраструктуры розничного обслуживания. При этом затраты на установку банкомата или комплекса банковского самообслуживания несравнимо ниже инвестиций, необходимых для открытия нового традиционного банковского отделения. Автоматизированные системы банковского самообслуживания во всем мире остаются каналами, наиболее востребованными потребителями для получения розничных банковских услуг. Это обстоятельство и является одним из катализаторов процесса динамичного роста отечественного рынка банкоматов, особенно в течение последних двух лет.

Кроме того, подавляющая часть ATM установлена российскими банками в рамках реализации зарплатных проектов, что отражает общемировую тенденцию перевода крупных государственных и негосударственных предприятий на безналичную форму выдачи зарплат. Данный фактор также можно рассматривать в качестве определяющего развитие банкоматных сетей в России.

И, наконец, следующим немаловажным обстоятельством, на мой взгляд, является ожидаемый масштабный приход иностранных банков на российский розничный рынок, первые проявления которого заметны уже сегодня. При этом можно прогнозировать, что западные ритейлеры в своей экспансии на российский рынок станут использовать уже широко апробированную ими в Восточной Европе модель, предусматривающую приобретение наиболее перспективных местных банков. При этом наиболее привлекательными с этой точки зрения будут выглядеть банки с развитой розничной инфраструктурой.

ПЛАС: Несмотря на динамичное развитие процесса EMV-миграции, темпы адаптации банкоматных сетей для приема EMV-совместимых продуктов в мире в целом и в России в частности пока оставляют желать лучшего. В чем, на ваш взгляд, причины подобного дисбаланса? Ваша оценка нынешнего уровня готовности российской ATM-сети к приему EMV-карт?

К. Слащев: С технологической точки зрения, компания NCR абсолютно готова к поддержке процесса EMVмиграции. На сегодняшний день с несколькими банками, в числе которых “Банк Русский Стандарт”, нами уже завершены соответствующие пилотные проекты и проведено тестирование. Банкоматы, поставляемые NCR с 2002г., технически полностью готовы к работе со смарт-картами, производителем получены все необходимые EMV-сертификации. Таким образом, проведение апгрейда и переустановка ПО требуются при реализации банкоматных EMV-проектов только для банкоматов NCR, выпущенных 4 и более лет назад.

В то же время сегодня четко обозначился некоторый дисбаланс между готовностью компании-поставщика обеспечить прием EMV-карт на своих устройствах и активностью самих российских банков в плане проведения процесса миграции. Скорее всего, этот дисбаланс также обусловлен спецификой отечественного рынка и прежде всего тем обстоятельством, что около 90% транзакций, совершаемых на банкоматах, установленных в рамках зарплатных проектов, являются внутрибанковскими.

Кроме того, во всем мире уровень банкоматного мошенничества как такового пока еще намного ниже, чем уровень мошеннических транзакций по карточкам в целом. На этом фоне, подсчитывая расходы на EMV-миграцию, апгрейд банкоматной сети, установку нового ПО и т.д., банки зачастую приходят к выводу, что возможные потери в случае прохождения в сети ATM мошеннических операций на сегодняшний день несопоставимы с объемом необходимых инвестиций в адаптацию последней к приему EMVкарт. В то же время нельзя не отметить, что в последнее время доля банкоматного мошенничества среди других разновидностей подобного рода преступлений неуклонно растет. Показателен в данном случае и недавний инцидент, когда Райффайзенбанк отключил функцию выдачи наличных в банкоматах на территории Украины для держателей эмитированных им карт. Поэтому не исключено, что дальнейшее развитие ситуации может заставить банки интенсифицировать процесс EMV-миграции своих ATM-сетей.

ПЛАС: Как вы оцениваете актуальность использования автоматизированных банковских филиалов на российском рынке, с одной стороны, на фоне динамичного развития сегмента банковского ритейла рынка, наблюдавшемся в 2004г., с другой – неоднозначной оценки крупнейшими российскими банками-ритейлерами эффективности проектов, аналогичных “Альфа Банк Экспресс”?

К. Слащев: Прежде всего я хотел бы отметить, что сама идея проекта “Альфа Банк Экспресс” и выбранное банком направление развития своего розничного бизнеса, на мой взгляд, изначально были совершенно правильными. Возможно, не вполне удачно был исполнен фронт-офис. Кроме того, сказалось отсутствие именно комплексного подхода к созданию автоматизированного банковского филиала – весьма агрессивная рекламная кампания на каком-то этапе привела к образованию очередей, недовольству клиентов и т.д.

В целом же сегодня приходится констатировать, что на российском рынке сама идея создания автоматизированного банковского филиала по большей части еще не нашла практического воплощения – реально никто из банков ничего подобного проекту “Альфа Банк Экспресс” пока не реализовал. В то же время именно сети автоматизированных филиалов могли бы послужить эффективным инструментом для дальнейшего развития отечественной банковской розницы.

В 2004г. компания NCR приступила к реализации такого проекта в Гута Банке. К сожалению, по известным причинам этот масштабный проект не был завершен. Из пяти этапов его реализации, включающих в себя такие направления, как разработка дизайна банковского отделения, интеграция системы автоматизированного обслуживания и т.д., было пройдено только три. Однако участие в данном проекте дало нам возможность значительно расширить свой практический опыт создания автоматизированных филиалов, что впоследствии позволит нам эффективно реализовывать аналогичные проекты других отечественных банков.

ПЛАС: Значительное количество банковских проектов в России было реализовано компанией NCR и на базе технологии cash-in с покупюрным депозитом. В то же время ряд проектов, наиболее крупные из которых проекты Ситибанка и Альфа-Банка, были реализованы NCR на базе технологии конвертного депозита. Чем, на ваш взгляд, обусловлено такое предпочтение к конвертному депозиту банков, сделавших ставку на западную розничную бизнес-модель?

К. Слащев: Ответ на этот вопрос очень прост. Во всех странах мира Citibank работает по единому стандарту, предоставляя своим клиентам один и тот же набор услуг. И реализация российского проекта на базе технологии автоматизированного конвертного депозитария – не что иное, как корпоративное решение банка.

С Альфа-Банком ситуация несколько иная. В 2002г., когда банк разработал свой проект “Альфа Банк Экспресс”, практическая реализация технологии покупюрного депозита компании NCR еще не была полностью отработана, проводились только первые тесты. Именно поэтому на том этапе банком было выбрано решение, поддерживающее конвертный депозитарий, однако установленные в рамках проекта банкоматы изначально предусматривали возможность последующей адаптации для реализации на них функции покупюрного депозита путем установки модулей покупюрного распознавания банкнот – BNA (Bulk Note Acceptor).

В свою очередь, “Банку Русский Стандарт”, давнему NCR-клиенту, первым в России приступившему к масштабному потребительскому кредитованию, мы предложили внедрить решение cash-in с покупюрным депозитом, благодаря которому он смог автоматизировать гигантский объем абсолютно рутинных операций по приему у населения наличных платежей в счет погашения кредитов, для проведения которых нет смысла содержать многочисленный штат кассиров.

В своем большинстве российские банки пока еще не пришли к четкому пониманию того, что в область автоматизированного самообслуживания можно перенести ряд рутинных операций по обслуживанию физических лиц. Во многом это обусловлено тем обстоятельством, что труд банковского персонала на российском рынке пока еще не слишком дорог. Однако чем выше будет становиться со временем этот критичный показатель, тем скорее банки станут задумываться над проблемой перевода этих операций в разряд автоматизированных.

ПЛАС: Несколько слов о линейке cashin решений NCR?

К. Слащев: Современная линейка решений cash-in NCR включает в себя широкий спектр устройств различного типа и с различным функционалом. Так, компания осуществляет поставку cash-in модулей Side car, подключаемых к банкомату, на базе которых можно организовать как покупюрный прием, так и выдачу наличных, а также услугу обмена валют. Эти модули можно подключать практически к любому работающему банкомату, предназначенному для установки в помещении (lobby), за исключением тех устройств, которые выпускались более 5 лет назад. На сегодняшний день в России нашими клиентами установлено порядка 5–6 тыс. банкоматов такого типа, и сегодня многие банки заказывают такие модули дополнительно.

Вторая модель – терминал Personas73, оснащенный только функцией приема наличных. Именно такие устройства установлены в автоматизированном филиале “Банка Русский Стандарт”.

И, наконец, третья из наиболее популярных моделей, поставляемых NCR, – это совмещенный уличный банкомат Personas-86, на базе которых организованы филиалы “Альфа Банк Экспресс”. Это очень гибкое по своему функционалу устройство, которое способно выполнять функции традиционного банкомата, а также может быть оснащено на выбор как функцией конвертного депозита, так и функцией покупюрного cash-in. Стоит отметить, что Personas-86 – одна из наиболее эффективных моделей NCR, пользующаяся в настоящее время высоким спросом как на российском, так и на мировом рынках.

ПЛАС: С приходом на российский рынок зарубежных банков розничный сегмент становится весьма конкурентной средой. Каковы на этом фоне планы NCR по дальнейшему развитию таких направлений, как создание автоматизированных банковских филиалов, дизайн отделений и т. д.?

К. Слащев: Я не считаю, что зарубежные банки каким-то образом создают сегодня конкурентную среду в ритейловом сегменте. Хотя прошлогодний кризис показал, что в таких ситуациях клиенты отдают предпочтение или государственным банкам типа Внешторгбанка или Сбербанка, или западным кредитным организациям, работающим в России, – Райффайзенбанку или Ситибанку. Иными словами, доверие россиян к иностранным банкам в некоторых случаях выше, чем к отечественным, однако о создании серьезной конкурентной среды, на мой взгляд, говорить пока рано.

Такое направление, как дизайн отделений, несомненно, будет развиваться компанией NCR и дальше. Опыт “Альфа Банк Экспресс” продемонстрировал другим участникам российского рынка ритейла необходимость как более профессионального подхода к построению фронтофиса, так и правильной, т.е. эффективной и удобной для пользователей, организации клиентской зоны.

И специализированный дизайнцентр NCR располагает сегодня всем необходимым для оказания банкам комплексной профессиональной поддержки в этом вопросе. Данное подразделение компании, расположенное в Шотландии, обладает большим опытом работы по всему миру. На сегодняшний день его специалистами уже реализован целый ряд проектов по дизайну отделений автоматизированного самообслуживания нескольких банков Чехии, Польши и Турции.

ПЛАС: Какие шаги были сделаны производителем в 2004г. по дальнейшему развитию собственной централизованной сервисной службы в России? Система глобального мониторинга NCR: насколько оправдывает себя данная модель на российском рынке?

К. Слащев: Действительно, в течение прошлого года компания NCR активно развивала свою сервисную сеть, которая к настоящему моменту охватывает больше половины территории России, включая все крупные города и населенные пункты. Данному направлению компания уделяет большое внимание, поскольку постоянный рост продаж, объем которых, как я уже отмечал, превысил 10 тыс. устройств, невозможно поддерживать без оказания централизованной сервисной поддержки. Наиболее динамично развивается такое направление, как логистика, что обусловлено постоянной потребностью в доставке оборудования нашим многочисленным клиентам, расположенным по всей территории страны.

Еще одним направлением, находящимся в центре внимания компании, является повышение квалификации персонала. С этой целью мы регулярно проводим соответствующие курсы, в рамках которых обучение проходят как наши собственные сотрудники, так и специалисты IT-подразделений банков-клиентов NCR.

Говоря о развитии таких современных сервисных направлений, как incidentменеджмент и cash-менеджмент, следует отметить, что такого рода услуги компания NCR готова предоставлять в России уже сейчас. Сегодня все европейские банки-клиенты компании подключены к Центру глобальной поддержки NCR, расположенному в Амстердаме, однако ни один российский банк пока не изъявил желания присоединиться к данной программе. В то же время я уверен, что в ближайшее время мы сумеем убедить отечественные кредитные организации в необходимости данной услуги, создав прецедент. Так, в скором времени мы собираемся подключить к этой программе как минимум двух наших клиентов.

Что же касается cash-менеджмента, то здесь есть своя специфика, которая объясняется особенностями российского рынка – его участники крайне неохотно делятся любой информацией, конфиденциальность которой критична для их бизнеса. Напротив, в Европе и США cash-менеджмент применяется практически повсеместно, и все больше подобных услуг включается в программу аутсорсинга.

Собственно, система мониторинга является первым этапом incident-менеджмента, и для того чтобы предоставлять другие, более продвинутые услуги, сначала нужно реализовать такой мониторинг. В настоящее время мы технически готовы к запуску данного сервиса и в течение ближайших 1–2 месяцев, закончив проработку технических вопросов, запустим ее в эксплуатацию на российском рынке.

ПЛАС: В заключение, не могли бы вы рассказать об основных планах российского отделения компании NCR на 2005г. – как в области стратегии, так и в сфере маркетинговой политики?

К. Слащев: Наши планы весьма амбициозны. Как известно, в настоящее время рост продаж практически всех мировых производителей банковских терминальных устройств происходит главным образом на рынках нескольких стран мира – Индии, Китая, России и Бразилии. Как я уже отмечал, на российском рынке продажи NCR в течение прошлого года выросли на 50%, и в наших планах на текущий год – дальнейшее сохранение подобной динамики роста. Для сравнения – на европейском рынке в нынешнем году аналогичные показатели NCR могут вырасти максимум на 2–3%.

В сфере маркетинговой политики запланировано несколько традиционных международных мероприятий, к участию в которых мы приглашаем представителей ведущих банков мира. Предполагается, что в текущем году у NCR появятся новые решения в области технологии cash-in. Так, наши новые модели терминала Personas-76 и Personas-74 уже были успешно продемонстрированы на CeBIT 2005. Не вдаваясь в технические подробности, отмечу лишь, что Personas-76 – весьма перспективное устройство, очень гибко конфигурируемое. В частности, оно может быть оснащено функциями выдачи и приема наличных, cash-ресайклинга, а также операций по осуществлению различного рода платежей и переводов. Personas-74 представляет собой современный монофункциональный банкомат, весьма эффективный для использования в самых различных проектах. К середине нынешнего года NCR намерена приступить к активному продвижению этих терминалов на мировой рынок, включая, разумеется, и такой перспективный регион, каким является для нас Россия.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 2 (102) ’2005 стр. 25


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… толчком к быстрому распространению ракушек каури в Африке послужило развитие работорговли в начале XVI века? Португальские, голландские и английские купцы скупали каури у берегов Индии, везли их в Гвинею, где продавали за двойную-тройную цену. На вырученные деньги они покупали рабов, которых везли в Америку, где получали еще большую прибыль.