Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Банковская розница: национальные особенности международного опыта

(Нет голосов)

30.03.2005 Количество просмотров 409 просмотров

Проблемы и перспективы
Мероприятие, участие в котором приняли представители отечественных и зарубежных банков, IT-компаний, российских государственных регулирующих органов и международных платежных систем, продолжило цикл деловых конференций “Актуальные проблемы российского бизнеса”, организованных издательским домом “КоммерсантЪ” совместно с Ассоциацией Российских Банков при поддержке агентства “Р.И.М.Портер Новели”.

Открывая конференцию, президент АРБ Гарегин Тосунян подчеркнул, что с приходом в Россию банков с участием иностранного капитала отечественный рынок ритейла становится чрезвычайно конкурентной бизнессредой, причем в ближайшие годы эта тенденция будет продолжаться.

Согласно ряду социологических исследований, подавляющая часть российского населения (около 90%) пользуется сегодня такими услугами банков, как оплата жилищно-коммунальных услуг. В то же время другие банковские продукты и сервисы востребованы россиянами гораздо менее широко. Так, банковские вклады открывают сегодня порядка 20% населения, порядка 20% россиян осуществляют через банки денежные переводы, услуга обмена валюты пользуется спросом у 10%, держателями банковских карт являются 3%, а заемщиками банковских кредитов – 2% жителей России.

На сегодняшний день в России на 100 человек населения приходится порядка 7 банковских карт (для сравнения– среднеевропейский показатель достигает 40 карт на 100 человек), уровень развития банкоматной сети на территории страны также сравнительно низок – 1 АТМ на 16 тыс. человек (по данным журнала “ПЛАС”, этот показатель несколько выше – 1 АТМ на 7,3 тыс. человек, исходя из общей численности населения в 143,7 млн. и свыше 19,7 АТМ, установленных на сегодняшний день в России. – Ред. ). Такой важный показатель, как общая доля кредитования физических лиц, оценивается сегодня лишь в 2,4% ВВП, что существенно ниже аналогичных показателей не только стран Западной Европы, но и европейских постсоциалистических стран – Польши, Венгрии и Чехии.

Г. Тосунян: “Развитие рынка розничных банковских услуг в России сегодня находится в центре внимания не только банков-членов АРБ, но и государственных регулирующих органов”

Структура отечественного рынка банковской розницы отличается крайней несбалансированностью. Около 59% всего объема оказываемых розничных услуг принадлежит Сбербанку России, доля его ближайших конкурентов в этом сегменте – “Банка Русский стандарт”, “Хоум Кредит энд Финанс Банк” и Raiffeisen Bank Russia – составляет примерно по 5% и менее. В целом российские банки контролируют порядка 86% розничного рынка страны, а банки с участием иностранного капитала – около 14%. Однако, по оценкам Г.Тосуняна, уже через 2–3 года доля зарубежных кредитно-финансовых организаций в сегменте ритейла возрастет с нынешних 14% до 40%.

В целом, по мнению Г.Тосуняна, развитие сегмента банковской розницы сегодня сдерживается целым рядом факторов, наиболее существенным из которых является несоразмерность затрат на открытие банковских допофисов и филиалов, без которых невозможно расширение розничного направления банковской деятельности. Так, средняя стоимость создания одной инфраструктурной единицы обходится банку в 200 тыс. долл. США, а окупиться эти затраты могут в течение десятков лет, особенно в регионах.

Тем не менее перспективы развития отечественного рынка розничных банковских услуг с учетом динамики спроса населения впечатляют. В ближайшие годы, даже по самым пессимистичным прогнозам, рост этого сегмента составит 400–500%. Катализаторами этого процесса выступят такие факторы, как снижение издержек банков на предоставление услуг физическим лицам благодаря развитию Интернет- и мобильного банкинга, широкое развитие онлайнового кредитования, постепенный переход на кредитование с помощью кредитных карт, внедрение скоринговых моделей оценки кредитоспособности заемщика, накопление критической массы кредитных историй и т. д. В качестве примера докладчик привел Национальное бюро кредитных историй АРБ, которое начнет реально функционировать уже с сентября 2005г.

Ритейл под госконтролем
По словам Г.Тосуняна, развитие рынка розничных банковских услуг в России сегодня находится в центре внимания не только банков-членов АРБ, но и государственных регулирующих органов.

Справедливость этого утверждения подтвердили в ходе своих выступлений заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Андрей Кашеваров и член комитета Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимир Тарачев. Так, А.Кашеваров уделил внимание актуальным аспектам регулирования рекламы банковских услуг населению, и прежде всего в сфере потребительского кредитования, где сегодня часто отмечаются случаи агрессивной рекламы, умышленно вводящей потенциальных клиентов в заблуждение. Как отметил докладчик, нередко заявленные кредитные ставки в 20–25% на практике превращаются в 60% за счет скрытых комиссий и штрафов, что подрывает базовые основы дальнейшего развития данного сегмента рынка.

По данным исследования ФАС, рынок розничного кредитования в большинстве регионов России отличается высоким уровнем концентрирования, что связано с доминирующим положением Сбербанка России. Серьезная конкуренция в этом сегменте наблюдается только вМоскве, Санкт-Петербурге и ряде крупных промышленных центров страны (например, в Екатеринбурге), а также в Дальневосточном федеральном округе.

По данным Банка России, общий объем кредитов, выданных физическим лицам на конец 2004г., составил свыше 570 млрд. рублей, увеличившись с начала года на 100%. При этом, согласно представленному экспертами Национального бюро кредитных историй АРБ прогнозу, общее количество выданных в России розничных кредитов (на покупку автомобиля, ипотечных кредитов, кредитных карт, потребительских кредитов) составит в 2005г. немногим более 6 млн., к 2008г. возрастет до 12 млн. и приблизится к 20 млн. в 2010г.

В свою очередь, депутат Госдумы РФ Владимир Тарачев осветил в своем выступлении ряд планируемых инициатив по совершенствованию законодательного регулирования розничного банковского бизнеса. По словам докладчика, решению ряда проблем развития банковской розницы в России должны помочь принятые в последнее время законы, в частности, касающиеся страхования вкладов населения или формирования системы бюро кредитных историй.

Кроме того, в ближайшее время Госдумой планируются к рассмотрению 3 законопроекта в области ритейлового бизнеса: о внесении изменений в статью 839 Гражданского кодекса РФ о сроках начисления процента по банковскому вкладу, о внесении изменений в статью 859 ГК по вопросу расторжения банковского вклада, а также проект “Закона о потребительском кредитовании”, который станет первым регулирующим данную сферу актом. Характерно, что, например, в США блок законов о потребительском кредитовании включает в себя более 10 нормативных актов.

Международный опыт на российской почве
Отдельное место в программе конференции было отведено выступлениям представителей самих банков, как российских, так и зарубежных, работающих на отечественном рынке. Так, Андрей Донских, главный исполнительный директор по розничному бизнесу Финансовой корпорации “УРАЛСИБ”, рассказал в своем докладе “Финансовый супермаркет – одна из моделей развития банковской розницы” об основных тенденциях развития современного розничного банковского бизнеса. Как отметил докладчик, во всем мире рост конкуренции при одновременном падении прибыльности специализированных сегментов банковского бизнеса привел к идее консолидации услуг кредитных организаций на базе так называемых финансовых супермаркетов. Речь идет о создании в рамках филиальной сети банка офисов нового поколения, в которых клиенту предоставлялся максимально широкий набор финансовых услуг (банковских, страховых, инвестиционных, брокерских, лизинговых, пенсионных, консалтинговых и т. д.). В настоящее время ряд крупных российских банков рассматривают такие финансовые супермаркеты в качестве ключевого инструмента развития своего розничного бизнеса, позволяющего существенным образом увеличить его количественные и качественные показатели.

Выступления представителей иностранных банков, работающих на российском рынке, были посвящены проблемам использования в России международного опыта реализации розничной бизнес-стратегии. Так, в своем докладе Адриан Кристиани, вице-президент, директор департамента розничного бизнеса Ситибанка, назвал качество и удобство предоставления розничных продуктов определяющими факторами успеха в конкурентной борьбе. Сегодня на российском рынке Ситибанк предлагает потребителям тот же спектр финансовых услуг и продуктов, что и во всем мире. В частности, Ситибанк первым на российском рынке воспользовался возникновением реальной правовой базы для предоставления своим клиентам grace period.

Директор управления по обслуживанию физических лиц Raiffeisen Bank Russia Александр Колошенко рассказал о европейском опыте создания эффективных моделей кредитования населения, уделив особое внимание развитию ипотечного кредитования.

Свидетельством того, что сегодня отечественные банки уже начинают сталкиваться с такими негативными факторами, характерными для развитого рынка ритейла, как рост проблемной задолженности по кредитам, стало открытие в Москве отделения независимого коллекторского агентства Sequoia Credit Consolidation (США). В настоящее время агентство действует в 5 регионах России, оказывая полный комплекс услуг по взысканию задолженности с физических и юридических лиц как в досудебном, так и в судебном порядке, включая исполнительное производство.

По оценке управляющего партнера агентства Евгения Бернштама, официальный показатель доли проблемных розничных кредитов на российском рынке составляет 1,3%, однако реальный показатель оценивается экспертами в 5–6%. По их прогнозам, в ближайшие 5 лет объем данного вида проблемной задолженности в России может составить около 50 млрд. долл. На этом фоне, по мнению Е.Бернштама, уже сегодня важно приступить к формированию цивилизованной системы коллекторских агентств, использующих современные международные технологии работы с проблемной задолженностью, такие как технология возврата задолженности SEQuality и программное обеспечение CREDEX. Так, к примеру, в США в настоящее время действует около 6,5 тыс. коллекторских агентств, объединенных в American Collections Association.

Карта как универсальный инструмент доступа
Широкий интерес участников конференции вызвала секция “Инфраструктура и технологии для оказания розничных банковских услуг“, в ходе которой был сделан акцент на рассмотрение различных аспектов управления розничными продуктами с помощью платежных карт. По мнению отечественных и зарубежных экспертов, именно карточным продуктам на современном российском рынке, миновавшем сразу несколько технологических этапов развития банковской розницы, отводится роль универсального ключа доступа к розничным финансовым услугам.

Так, выступление Алексея Демидова, директора подразделения BPC International компании Банковский Производственный Центр, было посвящено как бизнес-аспектам, так и технологическим вопросам развития инфраструктуры розничного банковского бизнеса. В своем докладе он рассмотрел историю развития в России направления банковской розницы сквозь призму эволюции соответствующих технологических решений, особое внимание уделив современным требованиям к организации технологической инфраструктуры розничного банка, а также программным продуктам компании БПЦ, предназначенным для автоматизации розничного бизнеса.

Активное участие в работе секции приняли представители международных платежных систем. Так, Денис Шилакин, младший вице-президент MasterCard Europe, в своем докладе “Банки и платежные системы: существующие и перспективные направления сотрудничества” рассмотрел функциональные возможности карточного портфеля платежной системы, особое внимание уделив новому кредитному продукту начального уровня – карте MasterCard Electronic со 100%-ной онлайновой авторизацией. К настоящему времени совокупный объем эмиссии данных карт, первые из которых были выпущены отечественными банками в 2004г., составляет порядка 0,5 млн.

В свою очередь, первый вице-президент Diners Club Russia Наталья Рогова остановилась на конкурентных преимуществах клубных кредитных карт Diners Club International, совокупный объем эмиссии которых на российском рынке достиг на сегодняшний день 30 тыс. и, по прогнозам компании, увеличится в течение ближайшего года еще на 6–7 тыс.

Сегодня карты DCI распространяют около 60 российских банков, 27 из которых являются банками-сублицензиатами, а остальные работают с карточными продуктами Diners Club International на основе агентских соглашений. Оборот по картам клубной платежной системы во всем мире оценивается сегодня в 30–33 млрд. долл. в год, при этом около 11,8 млрд. долл. приходится на регион ЕМЕА.

По словам Н.Роговой, в последние годы российский франчайзинг сделал ставку на кредитные charge-карты, а также lifestyle-карты, эмитируемые в рамках ко-брендовых проектов с такими организациями, как WWF, “Виномания”, “Русская неделя” и т.д. Другим важным направлением работы Diners Club Russia стало формирование массовой сети приема карт.

Завершая конференцию, вице-президент АРБ Анатолий Милюков отметил, что мероприятие продемонстрировало значительно возросший интерес отечественных банков к развитию розничных продуктов и услуг. В качестве подтверждения тому можно рассматривать тот факт, что массовое кредитование физических лиц становится сегодня одним из стратегических направлений их бизнеса. В то же время, как показали выступления ряда участников конференции, на этом пути существует пока и целый ряд проблем, требующих срочного решения. И в данной ситуации одной из важнейших задач АРБ является выработка единых стандартов работы на розничном рынке, которые впоследствии можно было бы предложить государственным регулирующим органам для объективной оценки качества работы банков в сфере ритейла.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 2 (102) ’2005 стр. 39


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… папуасы Новой Гвинеи изобрели собственную ракушечную «валюту» тамбу, которой пользуются до сих пор? Эти деньги изготавливают из раковин моллюска аркуллярия каллоза. Красивые ракушки очищают, отбеливают, просверливают и нанизывают на шнуры. В таком виде они и являются «тамбу», что на языке папуасов означает «деньги», «богатство».