Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Mobile World Congress 2016: виртуальная реальность, 5G и Интернет вещей

(Нет голосов)

21.04.2016 Количество просмотров 1700 просмотров
Андрей Макаров, директор
департамента маркетинга финансовых услуг МТС

Мобильное устройство (смартфон) будет играть основополагающую, ключевую роль в развитии экосистемы Интернета вещей


Mobile World Congress – одно из самых знаковых событий рынка мобильных технологий. Мероприятие, традиционно проходящее в Барселоне, объединяет выставку технологических новинок MWC и конференцию, посвященную проблематике телекоммуникационной отрасли и ИТ. Своими впечатлениями о прошедшем форуме Mobile World Congress 2016, состоявшемся 22–25 февраля, мы попросили поделиться одного из гостей мероприятия – Андрея Макарова, директора департамента маркетинга финансовых услуг МТС.

Среди основных отраслевых трендов, которые были отмечены мной на выставке этого года, особое место принадлежало бурному развитию решений в области виртуальной реальности. Почти все основные вендоры мобильной электроники, такие как Samsung, HTC, LG, представили не только очки виртуальной или 3D-реальности, но и целый ряд решений для создания 3D-контента и его трансляции. Будущее технологий явно идет в виртуальную реальность, это основной тренд. На прошлых выставках MWC ничего подобного нынешнему «виртуальному буму» я не припомню...

Разумеется, на выставке нельзя было пройти и мимо широкого разнообразия новых примечательных моделей смартфонов. При этом у меня складывается впечатление, что фактически ничего нового теперь с точки зрения дизайна уже не разрабатывается.

Эксперименты идут в основном с «начинкой», т. е. с функционалом. Так, представленные в Барселоне флагман Samsung – S7 и новые модели Sony, конечно, существенно отличаются от предыдущих версий по своим техническим характеристикам. И все же одно исключение в виде довольно необычного эксперимента с форм-фактором смартфона мне удалось найти.

Считаю, что компания LG пошла по довольно любопытному пути, представив «модульный» смартфон в цельнометаллическом корпусе. Во-первых, в нем можно самостоятельно заменить разряженную батарею (привет 2000-м годам, когда люди носили в сумке не зарядку, а запасную батарею), а во-вторых, у него сменная не только батарея, но и вся нижняя часть – туда, например, вместо «стандартного» модуля можно поставить специальную видеонасадку с зумом или улучшенный музыкальный модуль с премиум-качеством звука.

Что касается NFC, то в ходе Mobile World Congress мы услышали несколько важных и, без сомнения, радостных новостей. Во-первых, Samsung объявил о выходе своего платежного NFC-сервиса Samsung Pay на рынки семи новых стран в 2016 г.

Судя по докладам на MWC, в Европе развитию цифрового банкинга мешает чрезвычайно развитый классический, офлайновый, банкинг

Россия, к сожалению, в этом списке не была упомянута, но мы все-таки надеемся, что компания поменяет свое решение.

Во-вторых, на Mobile World Congress 2016 была приведена достаточно интересная статистика, свидетельствующая о том, что функционал NFC перестает быть опцией и становится стандартом. Некоторыми производителями наличие NFC-чипа уже расценивается как само собой разумеющаяся опция и не упоминается как особенность в описании той или иной модели. Отмечу, что здесь, конечно же, существует вопрос, будут ли новинки 2016 года поставляться на российский рынок с NFC или же мы получим их с «обрезанным» функционалом. Естественно, флагманские модели будут поставляться в «полной версии», а вот в отношении более бюджетных аппаратов пока не все ясно.

Удивило практически полное отсутствие на выставке 2016 года новинок в сегменте носимых устройств с NFC (в отличие от прошлого года, где их было как раз очень много). Складывается впечатление, что на MWC 2016 несколько «подзабросили» эту тему под влиянием резко возросшего растущего интереса к виртуальной реальности. Скорее всего, они вновь вернутся к носимым NFC-устройствам в следующем, 2017 году. Тем более что Gemalto и Oberthur показали в Барселоне целый спектр решений, которые позволяют записывать на носимые устройства массу важной платежной информации.

О перспективности этого сегмента говорили в 2016 году и представители Visa и MasterCard. На стенде Visa была целая «мини-выставка» различных форм-факторов для встраивания платежных NFC-чипов: от куртки и браслетов до часов, перстней и т. д.


МПС видят большое будущее за IoT именно в плане расширения форм-факторов и способов удобной оплаты


В целом на выставке в Барселоне в этом году было много интересных платежных решений. Так, Ingenico показала эффектный информационный стенд (устройство Digital Signage) с возможностью бесконтактной оплаты рекламируемых на нем товаров и услуг. CardsMobile (российский стартап) вместе с британской TEDIPAY продемонстрировали «умные часы» с платежным функционалом. Через TSM-платформу поставщики услуг (банки, транспортные компании и прочие) могут дистанционно загружать на чип этих часов банковские карты, транспортные билеты, электронные ключи и пр.

Еще один важный отраслевой тренд, продемонстрированный на выставке, – Интернет вещей (IoT). Массу интересных решений в этой области, как программных, так и аппаратных, показали практически все крупные ИТ-вендоры. Особый акцент на разработки для IoT, впрочем, был сделан на стендах Huawei и Ericsson.

Но не только технологические компании замечают этот тренд, очень активны здесь и платежные системы. Так, на стенде MasterCard были представлены «умные» холодильник и автозаправочная станция, а у Visa – подключаемый к интернету легковой автомобиль. В свою очередь МПС видят большое будущее за Интернетом вещей именно в плане расширения форм-факторов и способов удобной оплаты.

Со своей стороны отмечу: будущее действительно за Интернетом вещей, и мобильное устройство (смартфон) будет играть основополагающую, ключевую роль в развитии экосистемы IoT. Однако перед отраслью здесь встает вопрос: что же станет в конце концов единым идентификатором пользователя для всей этой экосистемы?

Очень похоже, что ближе других к ответу на этот вопрос подобралась ассоциация GSMA с активно продвигаемой на барселонской выставке технологией Mobile Connect. Это решение по идентификации пользователя с помощью мобильного устройства в различных средах – от онлайна до офлайна. Например, сейчас вы можете зарегистрироваться в каком-либо онлайн-сервисе с помощью своей электронной почты, логина Facebook или Linkedin. Однако если ваш мобильный оператор поддерживает технологию Mobile Connect, единым идентификатором для всех онлайн-сервисов становится уникальный номер, связанный с номером вашего мобильного телефона, – с его помощью любой сторонний провайдер может «подтянуть» информацию о вас, необходимую для проведения платежа или регистрации в системе. Что касается МТС, то сейчас мы анализируем возможность запуска такой технологии. За ней, безусловно, будущее.

Андрей Романенко, предприниматель, инвестор, акционер Run Capital

MWC 2016: голосовой смарт-помощник и смартфоны на солнечных батареях

Своими впечатлениями о прошедшем форуме Mobile World Congress 2016 делится еще один российский гость мероприятия – Андрей Романенко, предприниматель, инвестор, акционер Run Capital.

Если говорить о значимых отличиях выставки этого года от прошлых, то можно сказать, что в Барселоне в этом году все крутилось вокруг одного главного тренда – виртуальной реальности. То, что эта тема была главной на мероприятии, было заметно буквально везде – и на конференции, и на выставке. На первой же закрытой презентации Марка Цукерберга у каждого журналиста на стуле лежал шлем виртуальной реальности Oculus, а стенд Samsung был оснащен огромным экраном 3D-кинотеатра, где желающие могли «прокатиться» (в специальных шлемах) по американским горкам.

Тем не менее выставка выявила и характерную особенность сегодняшнего развития всего сегмента решений для виртуальной реальности. Основная проблема состоит по-прежнему в следующем: «железо» (шлемы, очки, камеры и пр.) здесь сделать гораздо проще и быстрее, чем сложнейший софт. Поэтому софта для виртуальной 3D-реальности, в том числе и игрового, в Барселоне продемонстрировано было пока не так уж и много.

Но тренд и вообще смена вектора обсуждений в отрасли налицо. Если в 2011–2012 гг. на MWC ключевой темой были мобильные платежи, то сейчас в основном идет речь именно о решениях в области виртуальной реальности, которая, скорее всего, станет ведущим трендом в играх, а затем и в иных сферах социальной коммуникации. Я полагаю, что в ближайшие два года мы увидим сильный прорыв у всех основных вендоров в смысле выхода на рынок массовых промышленных решений для виртуальной реальности. И скорее всего, начнут этот прорыв устройства Oculus, активные продажи которого не за горами.

Если говорить о запомнившихся в этом году новинках гаджетов, мне запомнились любопытные концепты от компании Kyocera. Этот вендор представил в Барселоне свой прототип смартфона на солнечной батарее с прорезиненным корпусом. По информации производителя, владелец такого аппарата не останется без связи на улице: три минуты достаточно для зарядки аккумулятора смартфона на 1 минуту разговора.

Samsung представил интересную камеру для съемки панорамного видео. Что логично, поскольку полноценный переход к виртуальной реальности без камер с обзором 360 градусов невозможен.

Sony показала систему голосового смарт-помощника Sony Ear. Это устройство, вставляющееся в ухо, может сообщать владельцу прогноз погоды, последние новости, напоминать о встречах и пр. Можно сказать, что это попытка вендора «оживить» тренд с bluetooth-гарнитурами, но, полагаю, такого же роста популярности таких решений, какой мы наблюдали в начале – середине 2000-х, вряд ли сейчас увидим.

Много внимания на конференции и выставке в Барселоне в этом году было уделено технологии передачи данных 5G. Качество и скорость, конечно, играют важную роль в нашей жизни, но я как потребитель и как инвестор пока не вижу, какой же контент нужно передавать на скорости 1 Гб/сек. Да, действительно, статистика показывает, что почти 70% мобильного трафика к 2021 г. будет составлять видео. Но, с моей точки зрения, и текущая скорость мобильного интернета на уровне 20, 30, 50 Мб в секунду вполне достаточна для передачи высококачественного видео. Поэтому пока в отношении 5G для меня остается много вопросов: нужен ли вообще сейчас рынку стандарт 5G, где его ниша, как его монетизировать.

Резюмируя, выделю ключевые тренды для развития мобильного рынка в ближайший год, которые мы увидели на MWC 2016 в Барселоне; виртуальная и дополненная реальность, быстрорастущий стандарт 5G и, пожалуй, Интернет вещей (IoT), которому также было посвящено множество докладов и презентаций различных решений.

Среди наиболее интересных моментов Mobile World Congress можно отметить сессию, полностью посвященную бесконтактным платежам (организаторам даже пришлось открыть второй зал и организовать трансляцию)

Еще одна активно обсуждаемая в Барселоне в этом году тема касалась развития сетей 5G. По большей части эксперты сходились на том, что эта технология является одним из условий успешного развития Интернета вещей, а также нужна для качественной передачи видеотрафика (который в сетях телеком-операторов растет сегодня угрожающими темпами).

Мне, однако, очевидно, что 5G – это, конечно, будущее, но не этого года и не следующего, и даже не пятилетки. Это некая отдаленная перспектива, поскольку пока телеком-операторам еще предстоит обеспечить нормальное покрытие 4G по всему миру.

Среди особенно заинтересовавших меня моментов конференции Mobile World Congress можно отметить сессию, полностью посвященную бесконтактным платежам (настолько популярная тема, что свободных мест в зале просто не было, и организаторам пришлось открыть второй зал и организовать трансляцию), а также доклад главы казначейства Ситибанка Навида Султана (Naveed Sultan) о digital money. В своей презентации он разделил разные страны по готовности к направлению digital money, в нем Россия попала в список развивающихся (emerging) рынков, у которых есть достаточно интересный потенциал.

Что интересно в связи с этим: мало кто упоминал, а что же будет с Европой в плане перехода на цифровые деньги? Не секрет, что для многих стран Африки и Азии «перескочить» к электронному банкингу – задача несложная, ведь они, по сути, с него и начинают.

А вот в Европе, судя по докладам на MWC, все не так просто. Развитию цифрового банкинга там как раз мешает… чрезвычайно развитый классический, офлайновый, банкинг – со своими унаследованными системами и огромной «наземной» инфраструктурой. Таким образом, несмотря на наличие четкого понимания в каждой отдельной стране, у каждого банка или у каждого мобильного оператора того, как переводить потребителей в цифровые каналы, сделать их трансграничными, транспарентными, реализовать на практике столь модную ныне концепцию, как интероперабельность, удается пока немногим.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… за тысячи лет до нашей эры и вплоть до XX века на одном из островов существовал «монетный двор»: местные жители бросали в воду листья кокосовой пальмы и подбирали их после того, как те покрывались ракушками.