Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

В сухом остатке. Издержки централизации

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

15.05.2016 Количество просмотров 1391 просмотр
Воронка центростремительных тенденций в банковском секторе продолжает расширяться

Middle-менеджер – уходящая профессия? Тендеры национального масштаба. Грядет оптимизация расходов на R&D? Банкоматы под огнем

Вряд ли кто-нибудь не согласится с тезисом о том, что весна продолжает поднимать столбик не только градусника, но и настроения.

Однако, если объективно взглянуть на наш рынок, оптимизма поубавится… Так, по оценкам внешних экспертов «ПЛАСа», судя по текущей ситуации, в ближайшее время весь банковский бизнес в Российской Федерации будет строиться силами 4-6 крупных финансовых групп. Такая схема отличается:

• большей эффективностью контроля финансовых потоков со стороны центральной государственной власти;
• относительной легкостью если не контроля, то, по крайней мере, поиска «утекших» средств;
• количеством государственных рычагов реального влияния.

Опыт Сбербанка показал соответствие такой модели текущим требованиям центральной государственной власти. Процесс такой концентрации продолжается (ситуация с санацией, вполне ожидаемый опыт ВЭБа и т. д.).

Параллельно идет процесс жесткой «вертикализации»: все значимые решения принимаются в Москве, а не в регионах, где сейчас наблюдается вполне осознанная вычистка слоя middle-менеджмента – управленцев среднего звена. Если раньше они могли принимать по многим вопросам самостоятельные решения на местах, то сейчас должны руководствоваться исключительно присланными из Москвы лекалами (картами принятия решений), оценивая клиента и приходя к тем или иным решениям по нему исключительно в их рамках. Соответственно, ни о каком индивидуальном подходе, специальных условиях и т. д. речи идти уже не может – по сути, оставшиеся в регионах middle-менеджеры стали простыми исполнителями с ограниченным набором функционала.

Продолжая мысль о том, что такой подход уже обкатан на Сбербанке, необходимо отметить, этот опыт сейчас транслируется на группу ВТБ и далее, скорее всего, будет распространен на остальные федеральные банки. Что касается такого проекта, как Почта Банк, то, по словам главы Сбербанка, конкуренции между двумя этими структурами не предвидится: туда, где будут отделения Почта Банка, Сбербанк не пойдет, и наоборот.

Всего Почта Банк планирует открыть 6000 точек обслуживания в 3500 отделениях «Почты России». Как следует из плана закупок банка на 2016 год, озвученного в СМИ, Почта Банк закупит 1575 банкоматов на 2,7 млрд рублей, включая большую партию ресайклеров, а также 10 тыс. POS-терминалов на 250 млн руб.

«Выживут сильнейшие»
При этом если акционеры средних и мелких банков вовремя не найдут, кому продаться или с кем объединиться, их банки будут вынуждены уйти с рынка. В то же время нельзя забывать, что в регионах по-прежнему ведут успешную деятельность значительное количество средних и мелких банков, не имеющих серьезных внешних заимствований и т. д., большинство из которых даже сегодня относительно нормально себя чувствуют, в том числе в силу развития комиссионного бизнеса.


«Центростремительные» процессы можно наблюдать и среди ИТ-структур, обслуживающих банковский сектор


Аналогичные «центростремительные» процессы можно наблюдать и среди ИТ-структур, обслуживающих платежную индустрию и банковский сектор. Крупнейшие участники этого сегмента, обладающие мощным лобби, становятся фактическими монополистами в сфере крупных госзаказов, вытесняя с рынка более мелких коллег, из которых лишь некоторые способны сегодня удержаться на плаву без поплавков в виде госзаказов. Таким образом, реальных возможностей для здоровой конкуренции – а вместе с ней и потенциала для качественного развития – на российском рынке остается все меньше.

Возвращаясь к банкам, отметим, что для создания визуальной иллюзии присутствия на рынке конкуренции продолжат работать такие коммерческие структуры, как УРАЛСИБ и группа БИН. При этом общее количество коммерческих структур, которые хотя бы вполовину сопоставимы с масштабом «госбанков», сегодня можно пересчитать по пальцам одной руки – к перечисленным можно добавить Альфа-Банк и, с некоторой натяжкой, «Открытие» (последний банк, судя по всему, испытывает серьезные проблемы со сбором выданных в сотрудничестве с Ханты-Мансийским Банком кредитов). В целом тема работы банков с просроченной задолженностью сегодня актуальна как никогда. Складывается ощущение, что топ-менеджеры, отвечавшие за рост кредитных портфелей, выполнили свой KPI по выдаче и получили годовые бонусы, совсем не обременяясь задачей последующего сбора выданных кредитов. Истории, когда вчерашние чемпионы по кредитованию встают перед вопросом сохранения своего присутствия на рынке на фоне гигантских объемов просрочки, сегодня становятся закономерностью. До определенного времени бурная кредитная деятельность не настораживает их акционеров, и они продолжают наступать на эти грабли.

Все это происходит на фоне по-прежнему острого дефицита зарубежных инвестиций – по различным оценкам, в 2015 году их суммарный объем сократился в 8–10 раз по сравнению с 2014 годом, и в нынешнем году тенденция продолжится.

В то же время, несмотря на столь ощутимое сворачивание инвестиций, зарубежные коммерческие структуры, по нашим данным, не спешат уходить из России, понимая, что вернуться на этот в целом достаточно перспективный рынок после возможного улучшения конъюнктуры через 2–3 года будет весьма затратно. Международные компании в своем большинстве не сворачивают свои представительства, используя сложный период для дальнейшего налаживания связей и т. д., стремясь держать руку на пульсе.

Если акционеры средних и мелких банков вовремя не найдут, кому продаться или с кем объединиться, их банки будут вынуждены уйти с рынка

«Мир» как данность
Между тем процессы эмиссии карт «Мир» и соответствующего апгрейда приемной инфраструктуры медленно, но верно реализуются. На сегодняшний момент прием контактных карт «Мир» обеспечен на всех видах оконечного оборудования. Что касается национального «бесконтакта», то недавно объявленные сроки соответствующей модернизации сетей здесь заданы весьма жесткие – до конца 2016 года. При этом планы команды НСПК достаточно амбициозны: функционал карточного приложения не будет ограничиваться только платежами (соответствующие спецификации карт «Мир» находятся пока в процессе разработки).

Банки окончательно осознали эти вопросы как неизбежную данность – тем более что эмиссия национального карточного продукта дает им как минимум возможность зафиксировать расходную часть бюджета в рублях. Кроме того, уверенно раздаются голоса в подтверждение ожидания, что во второй половине года ожидается массированная эмиссия Сбербанка.

При этом у отечественных производителей карт, несмотря на суммарный потенциал их производственных мощностей, на порядок превышающий текущую потребность банков в национальных картах, доля заказов карт «Мир» составляет весомую часть общего объема заказов, в том числе и за счет сокращения заказов на банковские карты других платежных систем.

Заметки на полях тендеров
С 25 по 28 апреля должны быть подведены итоги тендера Сбербанка на закупку устройств самообслуживания с функцией cash-ресайклинга.

Согласно условиям конкурса, в течение трех лет банк намерен закупить 10 тыс. таких устройств. По данным внешних экспертов, в конкурсе участвуют ведущие мировые бренды – NCR, Wincor Nixdorf, Nautilus Hyosung, OKI. Очевидно, что у победившего в нем вендора появятся гарантии уверенного существования на российском рынке в течение как минимум года-полтора. Стоит отметить, что итоги сервисного тендера, проводимого Сбербанком, оказались весьма проблематичными. Из-за очень большого количества участников со всей России, включая совсем небольшие (а порой и весьма своеобразные) структуры, итоговые цены оказались резко занижены, и в регионах ИТ-структуры отказались работать на этих условиях. В итоге тендер пришлось переигрывать.


После отмены таможенной пошлины на POS-терминалы на рынок хлынули малоизвестные азиатские поставщики


Все это стало наглядной иллюстрацией опасений, которыми уже неоднократно делились западные вендоры: максимально «прогибая» поставщиков сервисов по цене, банк, ведущий избыточно агрессивную ценовую политику, провоцирует ситуацию, когда первые либо начинают отказываться от ставших невыгодными для них контрактов – даже ценой выплаты банку неустоек, либо желающих оказывать услуги по таким ценам вовсе не находится изначально.

На этом фоне есть все основания ожидать (по крайней мере с точки зрения бизнес-логики и предыдущего опыта других страновых рынков, уже проходивших аналогичные или похожие ситуации): цены на сервисную составляющую в ближайшее время снова начнут подниматься, причем в рамках всех сегментов оборудования, будь то банкоматные сети, сети платежных или POS-терминалов и т. д.

Если у вас оформлена подписка на электронную версию журнала - авторизуйтесь, что бы прочитать полный текст

Полная версия статьи доступна подписчикам

Подписка
Электронная версия
6 месяцев*
5160 рублей
Подписка
Электронная версия
12 месяцев*
10320 рублей
*включает неограниченный доступ к архиву

Печатные издания журнала

Купить 1 журнал
в интернет-магазине
995 рублей*
Подписка
6 месяцев
5730 рублей*
Подписка
12 месяцев
11460 рублей*
*цена указана с учетом доставки по РФ. Ознакомиться с ценами с доставкой
в другие страны можно ознакомиться здесь

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… папуасы Новой Гвинеи изобрели собственную ракушечную «валюту» тамбу, которой пользуются до сих пор? Эти деньги изготавливают из раковин моллюска аркуллярия каллоза. Красивые ракушки очищают, отбеливают, просверливают и нанизывают на шнуры. В таком виде они и являются «тамбу», что на языке папуасов означает «деньги», «богатство».