Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Владимир Салахутдинов: «Почта Банк войдет в число лидеров банковской розницы»

(Голосов: 3, Рейтинг: 4.33)

01.06.2016 Количество просмотров 5025 просмотров
Владимир Салахутдинов,
зам. генерального директора Почты России по финансовому бизнесу, член Наблюдательного совета Почта Банка

Альянс с Почтой России позволит Почта Банку создать линейку уникальных продуктов, связанных с продуктами и услугами Почты России


Какие цели брались в расчет, когда принималось решение о создании Почта Банка? Как будет строиться партнерство между ним и Почтой России? Эти и другие вопросы журнал «ПЛАС» обсудил в ходе беседы с Владимиром Салахутдиновым, зам. генерального директора Почты России по финансовому бизнесу, членом Наблюдательного совета Почта Банка.

ПЛАС: Какими факторами было обусловлено решение о создании банка? Есть ли, на ваш взгляд, сегодня для него место на рынке с учетом существующей конкуренции?

В. Салахутдинов: Зарубежный опыт свидетельствует о том, что существуют всего две стратегические альтернативы для почтовых организаций с большой сетью отделений. Первая – субсидируемый почтовый оператор, сфокусированный на почтовых услугах. Характерным примером здесь является USPS – почтовая служба США.

Вторая модель – самоокупаемое предприятие, получающее значительную часть доходов от оказания финансовых услуг. Здесь примеров больше, включая Почту Франции, Италии, Японии и многих других стран мира. Почему именно так? Объяснение очень простое: содержание сети отделений сопряжено со значительными расходами, которые практически невозможно окупить за счет регулируемых государством почтовых сервисов. Рентабельность достигается благодаря дозагрузке сети финансовыми услугами, которые традиционно имеют более высокую доходность, чем почтовые.

Почта России не исключение: треть доходов предприятие получает от оказания финансовых услуг. Более того, присутствие и развитие в данном сегменте является одним из главных приоритетов в утвержденной стратегии Почты.

Для развития необходимы инструменты, в первую очередь для перевода наших услуг из сокращающегося сегмента наличных операций в быстрорастущий безналичный сегмент, позволяющий предложить современные финансовые сервисы и организовать дистанционное обслуживание. Для этого существует несколько решений, наиболее универсальным из которых является банк. Именно это решение было выбрано и реализовано на практике. Ранее таким же путем пошло большинство крупных зарубежных почтовых операторов.

Что касается места для Почта Банка на рынке, мы убеждены, что оно есть, и довольно значительное. И связано это не только с тем, что сегодня 40% взрослого населения страны пока не являются активными пользователями банковских услуг. Почта Банк – это банк, созданный и работающий в альянсе с Почтой, что позволит ему предложить уникальные продукты, связанные с продуктами и услугами Почты России.

В первую очередь это коснется электронной коммерции, к потенциальным участникам которой относится большинство россиян.

ПЛАС: Какие еще варианты создания Почта Банка рассматривались ранее, и почему они были отвергнуты?

Почта Банк: доступность, надежность, социальная ответственность

В. Салахутдинов: Сама идея почтового банка в России имеет длинную историю, берущую начало в 1990-х годах. С тех пор было сделано 6 или 7 попыток воплотить ее в жизнь. При этом наши предшественники рассматривали разные подходы, в т.ч. создание кредитной организации с нуля, покупка существующей кредитной организации, создание банка в альянсе с другим розничным банком, наделение Почты России особым статусом, позволяющим совершать банковские операции, и т. д. Ни один из этих проектов не был доведен до конца. На мой взгляд, причиной этого был не ошибочный выбор подхода – все модели имели право на жизнь – проблемы были связаны с их практической реализацией.

По существу, придя на Почту, мы не предложили ничего нового, выбрав альянс с другим банком. Принципиальное отличие состояло в том, как это было сделано. Ключом к успеху стал правильный выбор партнера в лице Группы ВТБ, выстраивание взаимовыгодной модели партнерства, а также формирование с обеих сторон профессиональных команд, обладающих успешным опытом M&A (Mergers and acquisitions (слияния и поглощения) – класс экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала, в результате которых на рынке появляются более крупные компании) и создания эффективных совместных предприятий. Проект был реализован в установленные сроки и в полном соответствии с первоначально разработанным планом.

ПЛАС: Как родилась идея логотипа? Какие варианты рассматривались?

В. Салахутдинов: Мы исходили из того, что Почта Банк должен ассоциироваться с положительными элементами восприятия самой Почты России, к которым относятся доступность, надежность и социальная ответственность, продиктованная, в том числе, государственным статусом предприятия. Поэтому в перечень различных вариантов логотипа банка был включен логотип с традиционным почтовым орлом. Именно он и победил со значительным отрывом во всех фокус-группах и во всех категориях потенциальных клиентов. И теперь орел – символ не только Почты России, но и символ Почта Банка.

ПЛАС: Как будут разделены функции между двумя этими масштабными структурами?

В. Салахутдинов: Почта продолжает оказывать небанковские финансовые услуги и обслуживать операции населения с наличными, включая выдачу пенсий, платежи и переводы. Банк обеспечит банковское обслуживание населения, в т.ч. предложит кредитные и сберегательные продукты, а также безналичные платежные сервисы для существующих клиентов Почты России.

ПЛАС: Несколько слов об особенно­стях выбранной бизнес­модель банка. Каковы его главные целевые ориен­тиры?

В. Салахутдинов: Почта Банк – банк-дискаунтер с базовым набором розничных банковских продуктов. В первую очередь – для населения, а в скором времени – и для малого бизнеса. Мы ожидаем, что это будет крупнейший банк по количеству отделений и один из лидеров розничного банковского рынка. Так, согласно нашим прогнозам, количество клиентов банка к 2023 году составит не менее 20 млн. Мы также ожидаем, что Почта Банк будет иметь одно из лучших на рынке соотношений cost/incom, поскольку структура его расходов будет отличаться от аналогичной структуры традиционных розничных банков благодаря присутствию в отделениях Почты России. При этом, одновременно с развитием сети, Почта Банк с самого начала будет сфокусирован также на развитии сервисов дистанционного обслуживания и самообслуживания. Но и здесь мы не начинаем с нуля, поскольку клиентам Почта Банка уже сегодня доступна широкая сеть банкоматов и устройств самообслуживания всех банков, входящих в Группу ВТБ. Банк будет развивать и собственную сеть таких устройств.

ПЛАС: Как будет осуществляться руководство Почта Банком?

В. Салахутдинов: Модель корпоративного управления Почта Банка традиционна. В Банке сформировано правление, подотчетное Наблюдательному совету, в который входят представители государственной власти, Почты России и Группы ВТБ. При этом акционерным соглашением у Почты России и Группы ВТБ зафиксирован паритет в принятии ключевых решений.

ПЛАС: Планирует ли банк заниматься POS­кредитованием?

В. Салахутдинов: Бизнес POS-кредитования успешно развивался в Лето Банке, и было принято решение сохранить его в новой кредитной организации.

ПЛАС: Будет ли банк создавать свои карточные ко­бренды (например, с такими партнерами Почты России, как AliExpress и JD.com)?

В. Салахутдинов: Стратегия присутствия банка в сегменте электронной коммерции в настоящее время разрабатывается. Подробности мы сможем рассказать в самое ближайшее время.

ПЛАС: А вы сами уже открыли счет в Почта Банке?

В. Салахутдинов: Да, я открыл сберегательный счет и получил платежную карту в тот же день, когда были завершены все регистрационные процедуры и кредитная организация начала работу в почтовых отделениях.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?