Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

BLIZKO: «Рынок трансграничных денежных переводов нуждается в оздоровлении»

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

01.06.2016 Количество просмотров 1355 просмотров
Андрей Лайков,
руководитель Платежной системы BLIZKO

В 2015 году объем рынка денежных переводов упал по сравнению с 2014 г. на 48% и составил 13 млрд долларов США


Рынок денежных переводов физических лиц долгие годы развивался быстрыми темпами – как с точки зрения количественных показателей, так и в плане использования новых технологий и инновационных маркетинговых ходов. О том, какие тенденции доминируют здесь сегодня, в условиях новой экономической реальности, и каковы дальнейшие перспективы рынка, журнал «ПЛАС» беседует с Андреем Лайковым, руководителем Платежной системы BLIZKO ПАО АКБ «Связь-Банк» (Группа Внешэкономбанка).

ПЛАС: Как сказывается на российском рынке денежных переводов текущая непростая экономическая ситуация?

А. Лайков: О самочувствии рынка можно судить хотя бы по статистике Банка России. Если говорить о рынке трансграничных денежных переводов, осуществленных через платежные системы, то, согласно данным ЦБ, в 2015 году его объем упал по сравнению с 2014 годом (25 млрд долл. США) на 48%, до 13 млрд долл. США, включая как исходящие, так и входящие переводы. Количество денежных переводов из России в страны ближнего зарубежья сократилось на 45,5% – примерно такими же цифрами характеризуется и падение объема переводов в этом направлении.

ПЛАС: Правильно ли будет утверждать, что наиболее ощутимым стало резкое сокращение количества и объема переводов из России в страны ближнего зарубежья? Насколько велика доля этого направления в общей структуре исходящих переводов?

А. Лайков: Совершено верно – эти переводы составляют основную долю рынка. Исходя из данных Банка России, в общем трафике исходящих трансграничных денежных переводов в 2015 году порядка 86% исходящих переводов приходилось на страны ближнего зарубежья, и только около 14% – на все остальные страны мира. При этом, если детализировать показатели по отдельным странам, то лидером по объемам исходящих из России денежных переводов остается Узбекистан, на втором месте идет Таджикистан, на третьем месте – Кыргызстан, и на четвертом – Украина, ранее из года в год находившаяся на 3-м месте.

Если мы нарисуем некую карту с «потоками» переводов из России в виде стрелок различной толщины, самые «толстые» из них будут вести в Ферганскую долину – пограничную область Таджикистана, Узбекистана и Киргизии.

ПЛАС: В связи с таким резким падением рынка исходящих переводов в совокупности со столь высокой долей стран ближнего зарубежья – каковы ваши прогнозы по рынку денежных переводов? Не грозит ли ему «схлопнуться» уже в обозримой перспективе, как уверяют отдельные эксперты?

А. Лайков: Как мне кажется, в разговорах о том, что из-за «большой зависимости» от переводов в государства Средней Азии и на Украину (и нынешнего падения этих объемов) рынок систем денежных переводов якобы может умереть (схлопнуться, развалиться и т. п.), нет ничего, кроме откровенной манипуляции довольно затертыми стереотипами.

Позволю себе небольшое, но важное отступление. Во-первых, рынок давно принадлежит не «системам денежных переводов», а платежным системам. Денежные переводы являются одним из направлений, которыми занимаются платежные системы. Действующие на платежном рынке игроки в рамках Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» имеют комплекс различных бизнес-направлений: это и терминальный бизнес, и электронные деньги, и мобильные кошельки, и платежные карты, и, наконец, денежные переводы. Причем благодаря бурному развитию технологий идет достаточно быстрое размывание границ между этими видами бизнеса – все мы знаем, что переводить деньги сегодня потребитель может десятками различных способов. Согласитесь, что сама базовая экономическая потребность в переводе денежных средств все равно никуда не денется. Поэтому можно говорить лишь о продолжающейся трансформации рынка под влиянием не столько макроэкономических, сколько технологических факторов. И благодаря той или иной степени диверсификации бизнеса каждая платежная система сегодня занимает ту или иную нишу на этом рынке.

Что касается сегмента классических денежных переводов cash2cash, то он, с нашей точки зрения, вовсе не «умирает», но, безусловно, «нездоров». Напомню, что данный сегмент рынка в России прошел три основных этапа в своем развитии.

На первом этапе ведущую роль занимали офлайн-переводы, которыми занимались российские платежные системы.


Более 86% исходящих переводов из России приходится сегодня на страны ближнего зарубежья


Второй этап связан с появлением и возросшей ролью онлайн-переводов отечественных компаний (резидентов РФ).

Сейчас мы находимся в третьем периоде, который наступил в 2012 году, когда в инфраструктуре денежных переводов важную роль стали играть банковские платежные агенты, в качестве которых выступают розничные сети, а также Почта России. Это вполне логично: очевидно, что любой перевод с использованием наличных в банке, как правило, по себестоимости обойдется дороже, чем такая же транзакция на почте или, скажем, в торговой сети.

В чем же «нездоровье» сегодняшнего этапа рынка денежных переводов? Его ключевая проблема проистекает из попытки некоторых платежных систем сыграть в гипердемпинг приблизительно года 4 назад, в результате чего доход от данных операций для участников и операторов платежных систем оказался либо близким к себестоимости, либо даже ниже. Отрицательные последствия такого подхода выразились не только в том, что в итоге с рынка пришлось уйти ряду участников, которые были монолайнерами – структурами, зависимыми от одного вида бизнеса (яркий пример – система Migom), но и в том, что довольно большое количество банков – участников платежных систем, а также клиентов физических лиц потеряли свои деньги.

Игра в гипердемпинг резко понизила привлекательность работы с денежными переводами для банков стран постсоветского пространства. Из достаточно низкорискового и стабильного комиссионного бизнеса осуществление денежных переводов по многим моментам превратилось для банков в нечто вроде «социальной нагрузки». Доходность этого комиссионного бизнеса из-за игр «на понижение» для таких банков резко упала (учитывая, в том числе, их затраты на инкассацию своих отделений). Риск повторения инцидентов банкротства платежных систем вынуждает регуляторов стран ближнего зарубежья ужесточать политику в отношении иностранных платежных систем. Например, предъявлять к операторам платежных систем требования о размещении гарантийных депозитов в случае отсутствия у них определенных рейтингов западных рейтинговых агентств. Или же запрещать на своей территории выплаты переводов, отправленных из России, в российских рублях (не запрещая при этом выдачу в долларах), при том что основной поток переводов поступает именно из Российской Федерации. Это, в свою очередь, создает нашим добросовестным игрокам серьезные трудности при развитии своей выплатной сети в этих странах.

Как «вылечить» данную болезнь? Мое глубокое убеждение: здесь необходимо «лекарство» в виде межстрановых регулятивных действий – не только в двустороннем, но и в многостороннем формате. К примеру, в рамках ЕАЭС, в рамках СНГ и т. п. Формат таких договоренностей об общей политике может быть самым разным, главное, чтобы они были эффективны.

ПЛАС: Давайте вернемся к технологическому фактору. Например, сегодня я, москвич, при необходимости перевести теще в Свердловскую область деньги на подарок легко решаю эту задачу через интернет­-банк. При этом мне в голову не приходит отнести наличные в пункт приема денежных переводов. Как влияет на рынок переводов увеличение популярности дистанционных каналов банковских услуг?

А. Лайков: Разумеется, все мы видим, что растет и финансовая грамотность пользователей, и проникновение интернета, и распространение мобильных устройств. И, разумеется, увеличивается количество и качество различных платежных сервисов, позволяющих совершать денежные переводы в мобильном и онлайн-каналах. Однако, как я уже упоминал, для рынка, на котором первую скрипку играют платежные системы с диверсифицированным бизнесом, ни о какой «конкуренции» между «разными сервисами» (к примеру, о «вытеснении» интернет-банкингом «классических» cash2cash денежных переводов) речи не идет.

Все платежные системы на нашем рынке, в том числе и BLIZKO, оперируют разными каналами продаж одного и того же продукта – денежных переводов. Они предлагают клиентам сервисы по отправке переводов в онлайновой инфраструктуре, через системы интернет-банкинга, с мобильного телефона, через сети терминалов самообслуживания и пр. Развитие этого рынка и перераспределение клиентов между каналами – естественный процесс. Как и везде, клиенты в данном случае сами решают, какой способ перевода денежных средств им наиболее подходит. А платежные системы, исходя из своей бизнес-ниши и технологической ориентированности, удовлетворяют эти запросы, вводя и развивая те или иные востребованные аудиторией продукты и сервисы.

Хотелось бы также коснуться темы технологических угроз «классическим» денежным переводам. Надо всегда помнить, что безналичные платежи могут «убить» наличные только в идеальной экономике. В реальной же экономике мы по-прежнему видим, что население совершает транзакции в основном наличными. И хотя доля безналичных операций по картам в России растет, она еще долгое время будет недостаточной, чтобы угрожать бизнесу классических денежных переводов cash2cash. Более того, если мы будем говорить о рынке трансграничных переводов, то здесь сегодня отчетливо виден тренд на ужесточение законодательства, касающегося безналичных транзакций. Поэтому в борьбе «безнала и нала» на нашем рынке не все так однозначно, как кажется некоторым СМИ.

ПЛАС: Что сегодня предпринимает ваша команда в плане ввода новых продуктов? На каких главных направлениях вы планируете работать в краткосрочной перспективе?

А. Лайков: В стороне от рыночных тенденций мы не остаемся. И об этом наиболее ярко свидетельствуют финансовые показатели BLIZKO – а они по сравнению с предыдущим годом намного лучше среднерыночных. Говоря об основных направлениях нашего развития, отмечу, что мы действуем сегодня сразу на нескольких «фронтах». Во-первых, мы продолжаем активно работать на ключевом для нас рынке: Россия – ближнее зарубежье. И здесь, несмотря на очевидное падение рынка, благодаря сделанному ранее хорошему заделу мы чувствуем себя довольно уверенно. Емкость рынка все равно остается весьма значительной, и в денежных объемах, и по численности клиентской аудитории. Посудите сами: по итогам 2015 года объем переводов между РФ и ближним зарубежьем превысил 10 млрд долл. США. Это миллионы клиентов – физических лиц и очень хороший объем бизнеса.

С февраля 2016 года банки-участники BLIZKO в России могут отправлять переводы «Форсаж» на сеть Почты России – а это более 25,5 тыс. точек.

Из последних наиболее важных начинаний BLIZKO в сфере трансграничных переводов отмечу наш совместный проект с Почтой России по созданию почтово-банковской сети «Форсаж BLIZKO СНГ», предоставляющей гражданам услуги денежных переводов между отделениями почтовой связи в России и сетью ПС BLIZKO (преимущественно банковской) в странах ближнего зарубежья. Сегодня он показывает хорошую динамику – прирост количества переводов составляет от 25 до 40% ежемесячно.

Во-вторых, мы не забываем и про рынок внутрироссийских переводов. Совсем недавно, в феврале 2016 года, мы расширили сферу взаимодействия с Почтой России, добавив новое направление. На этот раз наше сотрудничество касается внутрироссийских переводов. Теперь банки-участники BLIZKO в России могут отправлять переводы «Форсаж» на сеть Почты России – а это более 25,5 тыс. точек. Для всех наших банков-партнеров это представляет большой интерес с точки зрения привлечения новой аудитории, расширения комиссионного бизнеса и кросс-продаж: ведь Почта России присутствует в тех населенных пунктах, где зачастую нет вообще никаких, даже самых крупных и известных федеральных банков. А качество услуги для потребителя при этом соответствует банковским стандартам – это онлайн-переводы с безадресной выплатой. Благодаря этому у нас сегодня сильные позиции во многих регионах. Осмелюсь сказать, что по ряду направлений – сильнее, чем у конкурентов.

ПЛАС: То есть, условно говоря, вы создали сервис, благодаря которому я могу отправить перевод из банка своей сестре в маленький город, где нет ваших партнеров, но есть отделение Почты России?

А. Лайков: Да. Наша цель именно такова. Это прежде всего охват новой аудитории. Чтобы вы имели возможность отправить денежный перевод из банка с выплатой наличными даже там, где нет крупных и средних (или вообще никаких) банков. Мы, как партнеры, дорожим и гордимся этим проектом. И нами была проделана колоссальная работа, чтобы мы могли обеспечивать качество услуг, которое полностью устраивало бы наших партнеров и клиентов.

ПЛАС: Кстати, насколько велика сегодня сеть ваших банков-партнеров по России? Планируете ли вы развитие сети банков-партнеров в дальнем зарубежье?

А. Лайков: Не скрою, с нами охотно идут на сотрудничество, так как оператором платежной системы, а также ее расчетным, платежно-клиринговым и операционным центром является Связь-Банк – банк федерального масштаба, 99,6504 % акций которого принадлежит Внешэкономбанку. Это одно из наших сильных конкурентных преимуществ, влияющее, в том числе, на долгосрочные отношения с банками-участниками. Например, банкам очень интересен наш проект с Почтой России, так как в отрасли знают, что наша команда изначально создавалась под задачу создания почтово-банковской инфраструктуры – у нас есть опыт, необходимые компетенции и налаженные отношения с государственным почтовым оператором. Что касается второй части вашего вопроса, то, безусловно, у нас есть партнеры и в странах дальнего зарубежья. Но сегодня мы делаем основной акцент на РФ и странах постсоветского пространства.

ПЛАС: В заключение нашей беседы несколько слов о технологиях и инновациях.

А. Лайков: На рынке постоянно внедряются новые технологические решения. Платежная система BLIZKO внимательно изучает потребности своих клиентов и стремится находиться в рыночном тренде в части технологических решений. Многие недавние инновации на сегодняшний день стали нормой (SMS-информирование, платежи в пользу юридических лиц, переводы card2card, переводы в интернет-банкинге и проч.).

В то же время реализацию инновационных программ сейчас необходимо проводить с учетом ярко выраженных трендов – это, с одной стороны, тенденция на ужесточение требований к идентификации физических лиц (что ведет к росту затрат банков на обслуживание клиентов), а с другой – низкий доход, получаемый банками от осуществления операций (что заставляет банки искать новые источники сокращения затрат на обслуживание клиентов). По нашему мнению, существующие на сегодняшний день и предлагаемые платежными системами инновации не решают вышеописанных проблем. В связи с чем банки стран СНГ все чаще обращают внимание национальных регуляторов на необходимость передачи части функционала по online-мониторингу и контролю за операциями на специализированные структуры. Рынок стран СНГ находится в высокой степени ожидания действий регуляторов в части оптимизации рыночных инфраструктур.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?