Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Автоматизация малого бизнеса и «Эвотор»: контуры будущего и планы

(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)

20.07.2016 Количество просмотров 1204 просмотра
Алексей Макаров,
член совета директоров «Эвотор»

Мы прогнозируем высокий спрос на смарт-терминалы «Эвотор», так как наблюдаем существенную неудовлетворенную потребность малой и микророзницы в автоматизации бизнес-систем


Об особенностях нашумевшего устройства для автоматизации торговых точек для микро- и малого ритейла – «Эвотор», о целевой аудитории продукта и ключевых преимуществах перед конкурентами в интервью журналу «ПЛАС» рассказывает член совета директоров «Эвотор» Алексей Макаров.

ПЛАС: Ряд экспертов сравнивает «Эвотор» с представленным осенью прошлого года на выставке Money20/20 POS-терминалом Poynt. Можно ли сказать, что «Эвотор» – это русский Poynt? Каковы принципиальные отличия?

А. Макаров: Давайте разберемся, чем является Poynt. Это прежде всего мультиинтерфейсный платежный терминал, разработчики которого рассматривали его как конкурента продуктам Ingenico и Verifone. Несмотря на громкий анонс на Money2020, терминалу Poynt не удалось «взорвать» рынок США.

Во-первых, устройство получилось отнюдь не дешевым (его стоимость составляет порядка 300 долл.).

Во-вторых, при всей своей внешней эффектности предложенный Poynt метод ввода ПИН-кода на экране терминала не слишком удобен продавцам.

В итоге сегодня в США продается несколько тысяч устройств в месяц, что, разумеется, несоразмерно заявленным масштабам проекта.

Безусловно, идея «Эвотора» в ряде моментов перекликается с замыслом Poynt, но, как известно, «дьявол кроется в деталях». И эти детали очень существенно отличаются. Во-первых, мы сделали не платежный, а смарт-терминал, который способен решить базовые задачи автоматизации небольших торговых и сервисных точек в формате «включай и работай».

Во-вторых, в отличие от американского устройства сам смарт-терминал «Эвотор» не оснащен функцией приема карт: для этого к нему по USB или беспроводным способом подключается интеллектуальный банковский ПИН-пад – в нашем случае это будет Ingenico iPP320/ PAX D200.

Наконец, напомню очевидное: применение устройств типа Poynt в российских розничных магазинах невозможно в силу особенностей российского законодательства. Для этого необходимо интегрировать в него фискальный накопитель, обеспечивающий возможность использования национальной криптографии. Но конструкция корпуса Poynt не допускает инсталляции дополнительных устройств (а его переделка потребует повторного прохождения многочисленных процедур сертификации).

Цена комплекта «Эвотор» особенно привлекательна для малого бизнеса, так как дешевле существующих кассовых и POS-терминальных решений

ПЛАС: Каковы основные технические особенности решения «Эвотор»?

А. Макаров: Весь терминал, за исключением семидюймового планшета, разработан и собран в России. Сами планшеты специально разработаны по нашему заказу и производятся под брендом «Эвотор» по схеме white label у известного глобального вендора в Китае. Наши устройства работают на ОС Android версии 5.1, доработанной программистами «Эвотора». Важно отметить, что никаких проблем с надежностью системы не предвидится: ОС была адаптирована под наше решение с учетом всех требований безопасности.

«Физическая» часть комплекта «Эвотор» для микро- и малого бизнеса в зависимости от заказанной комплектации включает в себя смарт-терминал и программное обеспечение Evotor POS на базе Android, подключаемый интеллектуальный ПИН-ПАД для приема банковских карт любого типа (в том числе бесконтактные), сканер одно- и двумерных штрих-кодов и универсальный транспортный модуль ЕГАИС, подключаемый по Wi-Fi. Если у ритейлера возникнет такая потребность, он сможет заказать дополнительно и сканер, считывающий QR-коды с дисплея смартфона (например, для приема оплаты с мобильных кошельков, использующих QR-технологию).


К концу 2018 года «Эвотор» намерен реализовать как минимум 500 тыс. смарт-терминалов


Второй элемент решения «Эвотор» для торгово-сервисного предприятия – это облачный сервис, включающий в себя маркетплейс приложений и личный кабинет предпринимателя. Последний позволяет владельцу бизнеса управлять работой смарт-терминала с любого устройства из любой точки мира. В том числе вести учет и отслеживать движение товаров в реальном времени, управлять товарными потоками, программами лояльности, вести учет рабочего времени персонала, выстраивать взаимоотношения с налоговыми органами, менять цены, дистанционно добавлять в базу новые товары и т. п.

ПЛАС: На какой сегмент бизнеса вы нацелены в первую очередь? Анонсируя проект, вы делали акцент на возможности «Эвотор» передавать фискальные данные в онлайн-режиме… Насколько это значимый фактор для прогнозирования продаж?

А. Макаров: Здесь я хотел бы сначала обрисовать общую ситуацию. В настоящий момент в России зарегистрировано 2,4 млн кассовых аппаратов, при этом, по разным оценкам, реально действуют 1,1 млн (поскольку многие малые предприниматели пока не обязаны использовать ККТ). Согласно требованиям новой версии Федерального закона № 54-ФЗ все ритейлеры будут обязаны применять ККТ нового образца.

Напомню, что с 1 июля 2017 года новые кассы с функцией онлайн-отправки кассового чека в ФНС будут обязаны использовать все те компании и предприниматели, кто и сейчас обязан использовать контрольно-кассовую технику на основании действующего законодательства. С этой точки зрения, перспектива перехода на технологию онлайн-фискализации для торговых точек со следующего года существенно повышает потенциальный спрос на «Эвотор», т.к. в нашем смарт-терминале предусмотрены отсек для фискального накопителя и все необходимые интерфейсы для обеспечения работы устройства как онлайн-кассы.

А с 1 июля 2018 года к этому пулу наших клиентов присоединятся и те компании и предприниматели, которые работают на патентной системе налогообложения или уплачивают налог с вмененного дохода (а они действующим законодательством пока что освобождены от использования кассовых аппаратов).

Семидюймовые планшеты «Эвотор» заказываются у известного глобального вендора в Китае и работают на ОС Android версии 5.1

Таким образом, все те представители малого бизнеса, которые в 2009 году были освобождены от обязанности установить у себя ККТ, вновь окажутся в нашем поле зрения. Крупный бизнес в этом качестве мы пока не рассматриваем: у них совсем по-другому организованы бизнес-процессы. Даже в сети из 50 магазинов «коробочное» решение многим не подойдет, пусть и при наличии 500 приложений. В итоге им все равно понадобится «индивидуальный пошив», с учетом особенностей бизнес-процессов в каждой сети.

Однако отмечу, что независимо от принятия или непринятия данного закона мы прогнозируем высокий спрос на смарт-терминал «Эвотор», так как наблюдаем существенную неудовлетворенную потребность малой и микророзницы в автоматизации бизнес-систем.

Наша приоритетная цель – предоставить малому бизнесу с помощью нашего смарт-терминала, облачных сервисов и различных приложений, размещенных на маркетплейсе, готовое гибко настраиваемое законченное решение, которое настраивается как конструктор под конкретные задачи клиента.

Печальный факт: до сих пор главные инструменты учета и отчетности малого бизнеса в России – это обычная тетрадка, калькулятор и Excel. Именно они являются «основными конкурентами» нашего решения. В некоторых магазинах установлена автономная касса, функции которой ограничены вводом суммы из тетрадки, которая была рассчитана на калькуляторе, в других, в основном сельских ТСП, ситуация еще хуже – там до сих пор используют счеты. Наиболее продвинутые предприниматели приносят свои домашние ноутбуки и производят расчеты в Excel.


Маркетплейс бизнесприложений для «Эвотор» будет презентован осенью 2016 года


Здесь встает вопрос, как убедить этих людей в том, что им нужна система автоматизации, доказать, что использование нашего оборудования будет не только более эффективным, но и удобным, и выгодным.

Одним из наиболее серьезных аргументов, на наш взгляд, является то, что на сегодняшний день инвестиции в автоматизацию малой торговой точки составляют как минимум 100 тыс. руб. Стоимость смарт-терминала «Эвотор» начинается от 18 тыс. рублей, и его будет достаточно для полноценного функционирования магазина.

Согласно нашим планам, к концу 2018 года мы намерены реализовать как минимум 500 тыс. устройств. В наших прогнозах мы исходим из нескольких факторов, делающих наше рыночное предложение привлекательным.

Во-первых, мы предоставляем малому бизнесу устройство, которое проще и удобнее в эксплуатации, чем существующие кассовые и POS-терминальные решения. Большим плюсом также является консолидация всех данных в облаке, а не в офлайне.

Во-вторых, мы оптимизировали продукт с точки зрения себестоимости и готовы поставлять его на рынок без расчета на получение существенного дохода от продаж самих комплектов – ведь зарабатывать мы планируем по SaaS модели, т. е. на оплаченных клиентами сервисах и доходах от маркетплейса. Благодаря такому подходу нам удалось значительно снизить цены комплекта для малого бизнеса, стремящегося к автоматизации своих торговых точек. Поэтому именно небольшие торговые точки и станут нашими основными клиентами.

ПЛАС: По какой бизнес-модели будут распространяться решения «Эвотор»?

А. Макаров: На старте заниматься продажами оборудования будут непосредственно Сбербанк и АТОЛ через свои партнерские сети. В настоящее время Сбербанк уже работает с нашим целевым сегментом, поставляя банковские EFTPOS-терминалы. А АТОЛ имеет лучшую сеть решений для автоматизации торговли. В дальнейшем мы планируем распространять наше оборудование через салоны операторов связи и дистрибуторов, через традиционные каналы поставок кассовой техники и прямые продажи, в т.ч. через интернет-магазин «Эвотор». Мы планируем также привлечение игроков из сферы FMCG, т. е. тех, кто умеет работать с розницей. Сбербанк будет не единственным нашим банком-партнером: в настоящее время ведутся переговоры о сотрудничестве с другими крупными банками.

ПЛАС: Что будет собой представлять маркетплейс «Эвотор»?

А. Макаров: Согласно нашим планам, в магазине приложений Evotor Store будут продаваться как собственные, так и сторонние приложения, удовлетворяющие все основные потребности торговой точки в автоматизации, – управление товарными потоками, программы лояльности, платежное приложение, учетные системы, CRM и др. Сам маркетплейс мы планируем презентовать осенью этого года. В нем, к примеру, можно будет приобрести приложение yClients, представляющее собой систему автоматизации корпоративных бизнес-процессов, которую можно использовать в индустрии красоты, медицины, автосервиса и любых сфер, где требуется услуга предварительной записи клиентов. Например, если клиент записался с помощью приложения в смартфоне к парикмахеру, кассиру, после оказания ему услуги будет достаточно нажать кнопку на терминале и выдать чек.

К моменту запуска маркетплейса будет запущен ряд партнерских решений, которые сейчас находятся на стадии доработки. Подчеркну, что наш маркетплейс будет открыт для всех разработчиков приложений.

ПЛАС: Какие бы вы отметили проблемы на пути продвижения «Эвотор» в России?

А. Макаров: Главное существующее препятствие – это низкий уровень компьютерной грамотности в стране, хотя, должен отметить, положительные тенденции помогают в последние несколько лет его повысить, чему способствует распространение планшетов и смартфонов. Второй момент – это пока что невысокая степень готовности людей регулярно платить за использование различных сервисов. То есть они легко заплатят 50 тыс. руб. единоразово, но регулярный платеж по 200 руб. психологически для многих является непривычным.

Среди слагаемых нашего успеха стоит отметить и фактор принятия поправок в новой версии 54-ФЗ – они существенно усиливают интерес торгово-сервисных предприятий к нашему решению, что поможет нам довольно быстро выйти на целевые показатели.

В этом случае клиент получает смарт-терминал с базовым ПО, с помощью которого он сможет решать свои текущие задачи. По крайней мере, до 1 июля 2018 малый бизнес, имеющий право не использовать фискальную технику, вправе ограничиться такими бюджетными решениями.

В заключение отмечу, что в рамках нашего проекта мы строим открытую платформу, к которой может присоединиться любой банк или финансовый институт, заинтересованный в работе с малым бизнесом. Мы не просто «продаем терминалы» – мы строим целую экосистему, которая включит в себя программное обеспечение, облачные сервисы, маркетплейс приложений, необходимых и полезных для малого и микробизнеса.

При этом мы четко понимаем, что создание масштабной экосистемы такого рода возможно только в партнерстве с большим количеством игроков на этом рынке. Подчеркну, что мы открыты к сотрудничеству со всеми компаниями, кто заинтересован в совместной продуктивной работе по продвижению наших решений на рынок. Уверен, что это направление сулит всем участникам такой работы немалые выгоды – как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Китае в XXV веке до н.э., наряду с бартером, начинают развиваться денежные отношения? Роль "посредничающего" товара, который можно свободно обменять на любой другой, играют в основном ракушки каури, добываемые на близлежащих островах в Тихом океане. Со временем каури становятся основным платежным средством во всем Китае.