Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

ВТБ24: первое в России устройство, заменяющее работу банковских касс

(Нет голосов)

17.08.2016 Количество просмотров 1285 просмотров
Валерий Чулков,
член правления и директор операционного департамента ВТБ24


22 июня Валерий Чулков, член правления и директор операционного департамента ВТБ24, представил в одном из офисов банка в Москве первое и единственное в России устройство, способное заменить работу банковских кассовых окон.


Устройство с технологией самообслу­живания и системой помощи в нужный момент предназначено для работы как физических, так и юридических лиц. 
Функционал нового аппарата достаточно широк и отличается от привычных банко­матов и терминалов: клиенты без посеще­ния кассы могут обналичивать со своего счета до 600 тыс. руб., получать справ­ки и выписки, проводить операции по бесконтактным технологиям, вносить на счет наличные средства до 1 млн рублей за одну операцию, совершать базовые операции (проверка баланса, платежи по кредиту, оплата услуг ЖКХ и мобильной связи, денежные переводы и т.д.).

Устройство самостоятельно и быстро проводит более 80% кассовых операций, что избавляет клиентов от долгого ожи­дания в офисе.

Есть ли будущее у этих устройств? Возможно, пилотный проект даст ответ на этот вопрос
Новое оборудование способно само­стоятельно идентифицировать человека несколькими способами. 

При необходи­мости предусмотрен оперативный вызов консультанта. Помимо этого менеджер офиса в реальном времени видит все совершаемые клиентом действия на специ­альном планшете и в нужный момент ока­зывает помощь в проведении операций.


«Запуск данного проекта позволит ВТБ24 существенно сократить издержки на открытие и содержание офисов, умень­шить число дорогостоящих кассовых окон, а впоследствии полностью от них отказаться, при этом сохраняя макси­мальный перечень операций для клиентов и увеличивая пропускную способность отделений», – отмечает Валерий Чулков.


Запуск данного проекта позволит ВТБ24 существенно  сократить издержки на открытие и содержание офисов

Установленный в офисе ВТБ24 аппа­рат является первым подобным устрой­ством в России и состоит из модульной конструкции с принтером для выписок, двумя большими сенсорными экранами, модулем замкнутого оборота наличных, NFС­-ридером и сканером для считывания штрих­кодов.

Журнал «ПЛАС» обратился за коммен­тариями по этому поводу к экспертам.


Кирилл Свириденко, генеральный директор процессинговой компании «МультиКарта»: «Устройства самообслуживания позво­ляют банкам повысить качество сервиса: клиентам не нужно стоять в очередях, время обслуживания сокращается. Кроме того, использование подобных решений способствует повышению общей тех­нологической грамотности населения. Несмотря на то что устройства самообслуживания высокотехнологичны и до­вольно сложны в разработке, они понятны и доступны для простых пользователей.

Использование устройств самообслу­живания позволяет банкам существенно минимизировать свои издержки на со­держание персонала, которые, как пра­вило, занимают львиную долю в общей структуре расходов. При этом повысить качество услуг, снизить риск соверше­ния ошибок, связанных с человеческим фактором, увеличить пропускную способ­ность офиса и, как следствие, нарастить клиентскую базу. К тому же для установки устройства самообслуживания требуется существенно меньшая площадь, чем при организации классического банковского подразделения.

Технологическую поддержку банку ВТБ24 при разработке нового устройства самообслуживания оказывала процессин­говая компания «МультиКарта».
Автоматизация банковских процес­сов – безусловно, тренд. Уже сейчас современные технологии позволяют кли­енту приходить в классическое отделение банка один раз – идентифицировать­ся и открыть счет. Сегодня существуют банки, которые работают по этой схеме и у которых вообще нет отделений, они работают в виртуальном пространстве. Тем не менее классические банки будут существовать долгое время, так как для многих клиентов привычнее приходить в кредитное учреждение и общаться с операционистом. Такая тенденция осо­бенно свойственна людям старшего поко­ления. Молодое поколение очень охотно осваивает новые финансовые технологии, которые позволяют им экономить время, минимизировать расходы, быть современ­ным и мобильным».


Можно быть уверенным, что с развитием ИТ­-прогресса возможности банкоматов будут только расширяться


Игорь Зотиков - председатель правления НКО "Объединенная расчетная система" (АО): «Тенденция на снижение затрат в операционной деятельности банков за счет установки терминалов са­мообслуживания не нова. Первым таким устройством в нашей стране достаточно давно стал уже привычный всем банко­мат, функционал которого с течением времени становится все более и более разнообразным. Теперь, кроме опции выдачи наличных (для чего он, собствен­но, и создавался) банкомат проводит платежи в пользу третьих лиц, осущест­вляет переводы денежных средств между счетами, позволяет вносить денежные средства на различные счета, получать выписки, снимать наличные денежные средства вообще без использования пла­тежных карт. 
Можно быть уверенным, что с развитием IT­-прогресса возможности банкоматов будут только расширяться. 
Терминалы самообслуживания ВТБ24 с представленным набором сервиса за­служивают самого пристального внима­ния. Однако, на наш взгляд, следующий шаг должен быть сделан в сторону клиен­тов банка. Причем в буквальном смысле. 
НКО «ОРС» (АО) в текущее время реа­лизует пилотный проект по подключению ресайклинговых банкоматов, которые будут предоставлять не только уже стан­дартные услуги для физических лиц, но и услуги по онлайн­ зачислению де­нежных средств юридических лиц. Банко­маты будут устанавливаться в торговых и бизнес­центрах, крупных транспортных узлах и т. д. При этом юридическим лицам не придется открывать в НКО «ОРС» (АО) расчетные счета. Налицо реаль­ное снижение издержек при инкассации и уменьшение сроков движения средств от «торговой выручки» до зачисления ее на счет».


Максим Дарешин, начальник управления по развитию самообслуживания Альфа Банка: «Решение неоднозначное и, возможно, решает проблемы, которые характерны именно для формата отделений ВТБ24. Для Альфа-­Банка это неактуально: мы почти 10 лет назад строили отделения без кассовых узлов, используя устрой­ства TCR, а также проводили политику перевода кэш-­операций в устройства самообслуживания. Судя по данным не­зависимых исследований, мы являемся лидерами рынка по показателю доли кэш в отделениях: она составляет менее 5%. Также пока точно неясно, какие операции доступны клиенту, в частности, можно ли проводить операции без карты, от­сутствие которой зачастую и приводит клиента в отделение. И также интересно, зарегистрировано устройство как касса (и счета балансовые соответственно) или как АТМ. От этого зависит, какие опера­ции могут быть проведены».




Александр Хоменко, управляющий директор ПЦ КартСтандарт: «С виду технологиче­ская новинка выглядит впечатляюще и многообещающе, но это только с виду. Для большего понимания надо разбираться в деталях, ведь «дьявол кроется именно там». Как показывает практика и рынок, реализовать техно­логию или услугу мало для успеха, надо сделать сервис, и в первую очередь сервис удобный, востребованный и прибыльный. Давайте попробуем разобраться и найти ответы на некоторые вопросы, может ли данная технология/услуга стать сервисом.
Какую цель преследует ВТБ24: «Запуск данного проекта позволит ВТБ24 суще­ственно сократить издержки на открытие и содержание офисов, уменьшить число дорогостоящих кассовых окон, а впослед­ствии полностью от них отказаться, при этом сохраняя максимальный перечень операций для клиентов и увеличивая пропускную способность отделений». 

Из данного высказывания однозначно можно понять, что размещаться данные аппаратные комплексы будут исключи­тельно в офисах Банка. Подтверждением этого также выступает заявление, что «при необходимости предусмотрен опе­ративный вызов консультанта». Т. е. по факту услуга по-­прежнему будет доступна только в офисах банка и только в рабочее время и не приобретает формат услуги шаговой доступности и услуги, доступной в любое время суток. При этом из заяв­ленных услуг большую часть операций для физических лиц клиентам проще со­вершить в банкоматах или дистанционных сервисах банка, которые имеют большую доступность.

Высказывание о полном отказе от кас­совых окон выглядит преувеличенным, так как устройство имеет все­-таки ряд ограничений: «клиенты без посещения кассы могут обналичивать со своего счета до 600 тыс. руб., получать справки и вы­писки, проводить операции по бескон­тактным технологиям, вносить на счет на­личные средства до 1 млн рублей за одну операцию, совершать базовые операции (проверка баланса, платежи по кредиту, оплата услуг ЖКХ и мобильной связи, денежные переводы и т.д.)». Для примера: Сбербанк установил в своих отделени­ях и мини­офисах шаговой доступности большое количество терминалов, кото­рые обладают широким функционалом, и предложил клиентам ДБО, с которым можно сделать многое, даже не выходя из дома, и да, ему удалось снизить нагрузку на кассы, но не отказаться от них. Также специфика клиента заключается в том, что не каждый готов в нашей стране до­вериться бездушной машине, и тем более отдать свои «кровные». И чем дальше от финансовых центров страны, тем хуже.

Также важным вопросом становится стоимость как первоначальных затрат, так и обслуживания. ВТБ24 не озвучил, сколько стоит данное «чудо», сколько было вложено денег в разработку и про­чие затраты, сколько стоит обслуживание данного устройства, а также какова про­гнозируемая окупаемость проекта. Можно порассуждать: стоимость точно выше, чем у банкомата с функцией ресайклинга. Сто­имость обслуживания также должна быть выше. И это логично. Необходимо пони­мать, требуется ли дополнительно обучать сотрудников для обслуживания данных устройств, и может ли такой сотрудник быть в каждом офисе банка, или это будет сервис­-группа, которая при необходимости будет выезжать на место.

Также возникают вопросы о непрерыв­ности оказания услуг через устройства и сколько будут стоить доработки данных устройств при изменении законодатель­ства. Если посмотреть на текущую работу офиса ВТБ24, то есть несколько менед­жеров, которые работают с физлицами и юрлицами, а также кассы, которых, правда, меньше в разы. Вопрос: сколько таких аппаратных комплексов должно быть установлено в одном офисе, чтобы хотя бы частично разгрузить сотрудников, не создав очередь у аппарата? Какую площадь они будут занимать и сколько консультантов потребуют?

Отдельный вопрос – регионы: уро­вень заработных плат существенно от­личается от крупных городов, и будет ли рентабельно отказаться от кассира, если их больше чем один, поставив этот комплекс?

Итоговый вывод о том, есть ли будущее у этих устройств, пока очень сложно сде­лать, так как много неизвестных в одном уравнении. Возможно, пилотный проект даст ответы на эти вопросы. Но не стоит забывать, что развитие дистанционных каналов обслуживания идет семимиль­ными шагами, и есть банки, которые, не имея отделений и устройств, обслужи­вают физлиц и юрлиц и предоставляют еще больший спектр услуг».

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первым в мире банкоматом с использованием технологии cash-ресайклинга был выпущенный на японский рынок в 1982 г. аппарат OKI AT 100?