8 мая 2013, 14:54
Количество просмотров 502

Nokia: мы верим в NFC!

Серию интервью с вендорами мобильных устройств, посвященную их собственным оценкам состояния и видению перспектив внедрения...
Nokia: мы верим в NFC!

Да, «битва телефонов» закончилась, но теперь началась битва экосистем: это Windows, Android и iOS

Дмитрий Логвинов, менеджер по продукции Nokia в России и СНГ


Серию интервью с вендорами мобильных устройств, посвященную их собственным оценкам состояния и видению перспектив внедрения технологии NFC в России и в мире, мы открываем беседой с Дмитрием Логвиновым, менеджером по продукции Nokia в России и СНГ.

ПЛАС:
Д. Логвинов:
В начале этого пути NFC еще была достаточно далека от сегодняшнего состояния «модной» и актуальной технологии. С другой стороны, именно на тот момент пришелся пик активного развития международной организации NFC Форума, и растущая активность входящих в нее компаний выражалась в большом количестве различных технологических пилотных NFC-проектов.
Компания Nokia в то время начинала развивать свое NFC-направление в России именно с транспортных проектов, и первым из таких объектов стал Московский метрополитен. Именно в сотрудничестве с ним в 2006–2007 годах Nokia, Visa (выступающая гарантом клиринга транзакций) и Банк Москвы на станции «Трубная» провели и успешно завершили технический пилот по испытанию оплаты проезда в метро с помощью телефона с NFC-модулем. Телефон Nokia 6131 NFC, на котором было «прописано» транспортное приложение, был представлен в данном проекте в качестве интегрированной части испытываемой системы.
Nokia: мы верим в NFC! - рис.1
Три «выделенных» модели с NFC-чипом: Nokia 6131 («раскладушка»), Nokia 6212 («классика») и Nokia 6216 (для России не производилась)
Nokia: мы верим в NFC! - рис.2
Доступное решение Nokia Lumia 720 поступит в продажу в России во 2-м квартале по цене, эквивалентной 250 евро
ПЛАС:
Д. Логвинов:
Однако, посмотрев на общее состояние экосистемы на тот период, мы решили, что в развитии технологии можно и на этом этапе нужно пойти несколько иным путем. Проблема заключалась прежде всего в том, что технология NFC при всей своей понятности и привлекательности оставалась малоизвестна очень широкому кругу потребителей. Поэтому мы, как вендор иактивный участник NFC-Форума, начали внедрять концепцию Open NFC. Мы продолжали внедрять в телефонах свою собственную версию этого протокола, но с несколько ограниченным функционалом. Идея была в том, чтобы постепенно «приучить» пользователя к NFC.

Именно так появились аппараты типа Nokia C7 из линейки на базе Symbian 3, предназначенные для того, чтобы продвинуть NFC как идею бесконтактного взаимодействия телефона пользователя с различными сервисами и другими девайсами (то, что называется pairing и sharing – прием и передача контента). Мы прилагали значительные усилия, выпустив целый ряд NFC-аксессуаров для таких телефонов. Это и NFC-метки, и брелоки, и Bluetooth-гарнитура, автоматически подключаемая при касании метки, и многое другое.

Nokia: мы верим в NFC! - рис.3

Такого рода активность в плане популяризации NFC мы продолжаем и сегодня. Так, недавно в рамках партнерской программы c компанией JBL нами была выпущена аудиоколонка с NFC-меткой, которая интегрирована с беспроводной зарядкой для Nokia Lumia 920. Телефон с запущенным аудиоплеером кладется пользователем на колонку, производится распознание NFC-метки, при этом звук автоматически выводится на колонку, а телефон начинает заряжаться. Итог: музыкальный центр и беспроводная зарядная станция «в одном флаконе».

Сегодня в продолжение развития этой идеи «открытого NFC» мы предлагаем и сервис «Музыка Nokia»: жетон, с одной стороны которого размещен QR-код, с другой стороны – NFC-метка. При поднесении жетона к телефону последний запрашивает владельца, принять ли контент, и в случае согласия начинает закачивать определенную музыкальную коллекцию. Сегодня мы активно развиваем эту же идею и для рынка электронных книг. Здесь предполагается интеграция NFC в книжном магазине, когда на ценнике или на определенном промо-плакате присутствует NFC-метка, и при прикосновении к ней телефона вы можете выбрать, какую книгу купить, физическую или электронную, и затем оплатить покупку.

Концепция Open NFC вызвала огромную волну интереса на рынке, и мы довольны тем эффектом, который произвели, т. к. потребители увидели NFC в действии на простых и понятных им бытовых примерах. Кроме того, можно с высокой степенью уверенности утверждать, что сама популяризация NFC как способа бесконтактного взаимодействия в данный момент даже приоритетнее, чем популяризация каких-либо конкретных «платежных» кейсов.

После того как мы сочли, что благодаря «Open NFC» решениям в среде наших пользователей уже произошло определенное «интерфейсное узнавание» этой технологии, компания перешла к реализации концепции Secure NFC. Первым полноценным NFC-аппаратом с реализацией протокола SWP в нашей линейке стал телефон Nokia 808 PureView, который поставлялся на рынок в ограниченных количествах. Это тот самый «фототелефон», который по сей день обладает лучшей на рынке мобильной камерой (эффективное разрешение матрицы – 41 Мп).

ПЛАС:

Д. Логвинов: В свое время Nokia пыталась реализовать «не SIM-центричный» вариант NFC, о чем я говорил ранее, когда описывал наши решения со встроенным чипом. В связи с этим я полагаю, что надо прояснить один очень важный вопрос, касающийся развития всей NFC-экосистемы: все участники рынка осознают ту простую вещь, что именно тот, кто имеет возможность загрузить ключи на чип, и является фактическим хозяином экосистемы.

Понимали это и мы, и на тот момент в чип телефонов Nokia любой участник рынка мог свободно прогрузить практически любой сертификат. Мы давали им такую возможность и в тестовом режиме поддерживали большое число пилотов с самыми разными игроками. Основной, как мы считаем, плюс такого подхода сводился к тому, что наши партнеры получали разрешение на загрузку в элемент безопасности своих ключей (файл-сертификатов) по технологии OTA («по воздуху»). Так, в свое время один из популярных платежных агентов, компания «Элекснет», в пилотном режиме оснащала свои терминалы NFC-модулями. Таким образом, пользователь телефона Nokia мог, приложив к терминалу свой аппарат и пройдя авторизацию, самостоятельно загрузить платежные приложения «Элекснет» и пополнять транспортные карты Московского метрополитена прямо на своем телефоне.

Nokia: мы верим в NFC! - рис.4

Это было интересное, но локальное решение. Тем не менее после успешных пилотных внедрений мы готовы были пойти буквально на настоящее «индустриальное сумасшествие», а именно, рассматривали вариант о замене всех своих самых ходовых моделей на их NFC-версии без изменения цены. Этого не произошло только по одной причине: ни один производитель в то время не был готов поставить необходимое количество NFC-чипов.

Несмотря на то что цена чипов значительно снизилась за последние пять лет, а мощности выросли, на сегодняшний день, рассмотрев все «за» и «против», Nokia пришла к выводу, что при текущем состоянии экосистемы мы будем реализовывать модель Secure NFC именно на базе SIM-centric решений. Почему? Это позволит нам привлечь к совместным проектам операторов сотовой связи, которые сегодня обладают весьма значительным влиянием как на рынок в целом, так и на развитие инфраструктуры. Реализуя NFC-проекты вместе с ними, мы сможем добиться большего эффекта, чем в одиночку. Суть в том, что зрелость NFC-инфраструктуры зависит от усилий всех участников рынка, и она не будет развиваться и улучшаться без существенных и длительных вложений. В одиночку же это вряд ли получится у кого бы то ни было.

ПЛАС: Как сегодня выглядит линейка телефонов Nokia, поддерживающих NFC-технологии? Планирует ли Nokia выпуск бюджетных NFC-смартфонов?

Д. Логвинов: NFC – одна из тех технологий, в которую мы давно и прочно верим, и, так или иначе, пытаемся каждый раз встроить ее во все более доступные для потребителя устройства.

На сегодняшний день из активной линейки Nokia Secure технологию NFC поддерживают Nokia Lumia 820, Nokia Lumia 920 и новая модель – Nokia Lumia 720. В них реализована поддержка Single Wire Protocol и сохранены все наши прежние наработки по части Open NFC. В данных моделях есть определенные ограничения во взаимодействии с payment-архитектурой. Но они связаны скорее не с технологическими решениями Nokia, а с «экоси- стемными» проблемами.

Да, «битва телефонов» закончилась, но началась битва экосистем. Для всех вендоров в конкретном случае реализации NFC-платежей это означает то, что на рынке образовались 3 большие экосистемы: Windows, Android и iOS. В каждой из них определенным образом обыгрываются возможности NFC, в том числе и платежные. Последние работают в зависимости от того, как они стандартизованы на уровне операционной системы – именно она определяет, что позволено платежным приложениям, а что нет.

В операционной системе Windows любую вещь, связанную с финансовыми транзакциями, должна подтвердить некая сторона, в нашем случае с SIM-centric моделью – мобильный оператор. Именно он должен авторизовать телефон для совершения платежных операций. Есть определенный механизм, который позволяет оператору доверить конкретному телефону использование возможностей Secure NFC для платежных целей. Наличие ЭБ на SIM-карте должно быть подтверждено также определенным «мостиком» в операционной системе Windows, а именно программой Microsoft Wallet, представляющей собой некий «центр платежей». Иными словами, любое приложение своим сертификатом должно авторизовать транзакцию в MS Wallet, а далее кошелек сам предоставит пользователю на выбор тот или иной способ платежа (через прямой биллинг, со счета банковской карты и т. п.).

Nokia: мы верим в NFC! - рис.5

Именно архитектурные нюансы операционных систем сдерживают и такие проекты, как NFC-решения с microSD картами, принадлежащими банкам. Для того чтобы корректно работала банковская microSD карта, необходимо иметь приложение от банка, которое будет интерфейсно взаимодействовать с ней, т. е. приложение, которое будет иметь соответствующие права в операционной системе телефона для проведения платежных транзакций. При этом мало просто авторизовать транзакцию, для банка жизненно необходимо держать в своих руках и платежный транспорт – например, сам VPN-туннель к банковской платежной системе. Но такая схема возможна отнюдь не во всех операционных системах, причем по вполне объективным причинам.

Что касается бюджетных смартфонов с NFC, то здесь я могу сказать следующее. Мы можем отметить как тренд то обстоятельство, что цена телефона с NFC снижается. За последний год, если говорить о нашей линейке, она стала доступнее на 30–40%. Мы считаем достаточно доступным решением новую модель Nokia Lumia 720, которая поступит в продажу в России во 2-м квартале этого года по ориентировочной цене, эквивалентной приблизительно 250 евро. Этот продукт ориентирован на весьма массовый «средневысокий» сегмент, а его объемы поставок будут соответствующими.

ПЛАС: Как вы оцениваете динамику рынка мобильных NFC-устройств в целом? Когда можно будет говорить о том, что рынок насыщен телефонами, поддерживающими NFC? Связаны ли перспективы технологии преимущественно с этим насыщением или с другими факторами?

Д. Логвинов: Первое, что хочется здесь отметить, это то, что мы наблюдаем сейчас достаточно уверенный рост доли смартфонов – как в общем количестве продаваемых мобильных телефонов, так и в плане общей массы устройств, используемых в сетях операторов сотовой связи. Хотят пользователи того или нет, телефоны становятся все интеллектуальнее, а их доступность со временем повышается. Это уже само по себе работает на продвижение NFC. Согласитесь, очень сложно ожидать от человека, пользующегося лишь базовыми функциями своего телефона, того, что он с легкостью воспримет идею мобильной платежной транзакции. Чем больше люди пользуются сложными телефонами, вытесняющими с рынка простые модели, тем больше они вынуждены погружаться в технологию и овладевать новыми навыками.

Второй момент, влияющий на перспективы NFC, связан с распространением платежей по бесконтактным картам. Когда потребитель привыкнет к такому средству платежа, мысль о том, почему бы не сделать то же самое с помощью телефона, станет естественной. Положительной динамике эмиссии бесконтактных карт будет, на наш взгляд, способствовать и тот факт, что ведущие вендоры POS-терминального оборудования уже оснащают свои новые модели бесконтактными считывателями. Оценивая срок жизни терминала в 5–7 лет, они сами говорят о том, что эра «бесконтакта» в торговом эквайринге начнется приблизительно тогда, когда с рынка по естественным причинам уйдут старые модели POS-терминалов.

Что касается насыщенности рынка телефонами с NFC, то политика всех мировых вендоров здесь пока остается прежней – NFC поддерживается, как правило, топовыми моделями линеек, и такие модели сегодня присутствуют и в среднем ценовом сегменте. Так или иначе, число моделей и общее количество телефонов на рынке постепенно растет. Наши прогнозы вполне коррелируют с прогнозами по рынку бесконтактных считывателей в POS-терминалах: порог, когда рынок можно будет считать насы-щенным NFC-enabled телефонами, мы преодолеем примерно через 5–7 лет. Можно совершенно уверенно говорить о том, что через этот промежуток времени на рынке уже более 50% аппаратов будут поддерживать NFC. Такие расчеты основаны на среднем сроке жизни модели сегодня – это, условно, – 1,5–2 года (даже в случае очень популярных телефонов). Массовые модели, не относящиеся к технологическому поколению с поддержкой NFC, как и устаревшие POS-терминалы, уйдут за пять-семь лет с рынка в силу естественных причин.

Nokia: мы верим в NFC! - рис.6

ПЛАС:: Почему, на ваш взгляд, не только в России, но и на Западе такие про- екты, как ISIS и другие коалиционные NFC-инициативы, развиваются не так быстро, как ожидалось? От решения каких конкретных вопросов зависит наступление «эры NFC»?

Д. Логвинов: Коммерчески значимые решения на Западе тормозятся ровно по тем же причинам, что и в России: участники рынка пока не видят в NFC-проек- тах быстрых, легких и понятных доходов. С точки зрения пользователя все замечательно, NFC существенно облегчает ему проведение транзакций. Однако если вы узнаете у банков или операторов «изнанку» вопроса, то выясните, что облегчение способа транзакции для конечного пользователя далеко не всегда дает ощутимый коммерческий результат. Операторы, как и банки, – это коммерческие компании, которые прежде всего нацелены на получение прибыли. И когда явного «выхлопа» нет, проект отодвигается на вторые, третьи, четвертые роли, какая бы сильная коалиция за ним ни стояла.

Так, оператору для коммерчески успешного проекта нужно преодолеть определенный порог числа активных пользователей новой технологии (это по меньшей мере десятки и сотни тысяч абонентов), а для банков важна стоимость транзакции. Если последняя существенно возрастает при использовании той или иной инновационной технологии, то в рамках пилота, который инициирует оператор, для банка это будет означать значительное повышение издержек. Иными словами, у каждой из сторон в таких проектах есть «обратная финансовая сторона», те моменты, которые участники понимают уже после начала проекта и в большинстве случаев не выносят на публику (т. к. проект уже раскручен в СМИ). Как пример: для любого «не SIM-centric» решения определенную сумятицу в планы инициаторов вносит стоимость чипа. Пусть цены на сами чипы снижаются, но в составе мобильного устройства на них накладывается множество наценок: оптовая, розничная, таможенные пошлины, налоги и т. п.

Но все же ключевая проблема всех NFC-проектов сегодня аналогична имеющейся с 4G. Участникам рынка до конца непонятно, в чем выгода и где их прибыль. Если применить аналогию из другой отрасли, то 4G (LTE), как и NFC, подобны большой трубе нефтепровода. Сама «труба» (технология) уже есть. Но чем наполнить в нашем случае эту «трубу»? Как создать потребность наполнения этой «трубы»? Как получать доходы от ее эксплуатации? Сегодня, казалось бы, есть и аппараты, и банки, и деньги, и карты, и люди. Но «труба» почему-то не наполняется.

Поэтому мы уверены: только когда ответы на указанные ранее вопросы станут полностью очевидны для самих участников рынка, NFC-проекты начнут развиваться органично и быстро. Мы же со своей стороны будем участвовать в процессе поиска правильных ответов вместе с нашими коллегами и партнерами – операторами, банками, транспортными предприятиями, платежными агентами, международными платежными системами и, конечно же, с потребителями.

Эти и многие другие вопросы будут подробно рассмотрены на 4-м Международном ПЛАС-Форуме «Дистанционные сервисы, карты и платежи 2013». Online-регистрация на ПЛАС-Форум, который состоится 3–4 июня 2013 г. в Москве, уже открыта на официальном сайте мероприятия PLUS-forum.com.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube