3 июня 2013, 09:57
Количество просмотров 165

Мобильные платежи набирают обороты

Что делать, чтобы 2013-й не стал очередным годом упущенных возможностей? Сергей Лукьянов, региональный менеджер по России и СНГ, ACI Worldwide....
Мобильные платежи набирают обороты

Что делать, чтобы 2013-й не стал очередным годом упущенных возможностей?


Сергей Лукьянов, региональный менеджер по России и СНГ, ACI Worldwide

Для мобильных платежей настал переломный момент. Увеличение числа владельцев смартфонов, распространение мобильных кошельков и повышение осведомленности потребителей – все указывает на то, что 2013 год может стать годом, когда мобильные платежи утратят статус новации и начнут широко использоваться потребителями. Но кто и каким образом получит выгоду от мобильных платежей? Этот вопрос по-прежнему остается открытым для всех заинтересованных сторон.

Мобильные платежи набирают обороты - рис.1Прошло 15 лет с момента первого платежа с использованием мобильного устройства, осуществленного в Финляндии, когда покупатель посредством SMS-сообщения со своего мобильного телефона оплатил прохладительный напиток в торговом автомате. И все эти годы мобильные платежи пытались завоевать потребителей, только 8% которых, по некоторым оценкам, в настоящее время используют тот или иной мобильный кошелек или NFC-приложение в своих смартфонах. Но теперь, когда практически все тенденции работают на дальнейшее массовое внедрение мобильных платежей, мы как никогда близки к переломному моменту.

Мобильные платежи набирают обороты - рис.2По данным исследования Aite Group, 24% людей в мире можно назвать «смартфонатиками» (smartphonatics), т. е. потребителями, которые в корне меняют свои привычки в отношении походов по магазинам, финансов и платежей в результате обладания смартфоном. Эти люди решительно пользуются новыми способами приобретения и оплаты продуктов и услуг, взаимодействия с банками и управления банковскими счетами и т. д. По мере роста в нынешнем 2013 году числа телефонов с платежными функциями и людей, пользующихся этими функциями, количество «смартфонатиков» будет только увеличиваться, и это открывает простор для новых инициатив в области мобильных платежей, которые будут реализовываться более широким кругом поставщиков.

Кроме того – и, возможно, это самое главное – мы наблюдаем запуск новых типов мобильных кошельков. Именно это прежде всего может стать тем пунктом, в котором потребители начинают становиться «мобильными», и это факт, с которым нельзя не считаться. Так же как и в обычный кошелек, потребители могут добавлять туда платежные инструменты, хранить там «чеки» (информацию о совершенных платежных транзакциях), отслеживать накопление бонусных баллов и ваучеров – и иметь все это под рукой в своем телефоне. Если раньше рынок мобильных платежей подразумевал использование множества различных не совмещаемых друг с другом приложений и схем, теперь потребительский опыт совершенствуется и унифицируется с внедрением мобильных кошельков.

Хорошим примером успешного мобиль- ного кошелька является проект, который развивает международная сеть кофеен Starbucks, входящая в число самых уз- наваемых мировых розничных брендов и владеющая одним из самых успешных на сегодняшний день мобильных платежных приложений. Сеть Starbucks сочла необхо- димым в 2012 году инвестировать в Square 16 млн фунтов стерлингов и теперь пред- лагает клиентам новый мобильный ко- шелек в партнерстве с этой компанией. Как заявил в ноябре 2012 года президент и генеральный директор Starbucks Говард Шульц (Howard Schultz), каждую неделю потребители, рассчитываясь за кофе, осуществляют два миллиона мобильных платежных транзакций. Но, возможно, еще более важен в нашем случае тот факт, что уже подкованные в вопросах мобильных платежей клиенты Starbucks готовы широ- ко использовать функции и преимущества мобильного кошелька и за пределами дан- ной сети, а также требовать большего от своих мобильных «платежных» устройств. В то же время Starbucks и другие рознич- ные сети, инвестирующие в технологии мобильных кошельков, смогут снижать свои затраты на оплату комиссий за про- цессинг транзакций.

В отличие от кошелька Starbucks, Google Wallet пока не хватает популяр- ности, которую можно было бы ожидать. Этот кошелек относительно сложен и предполагает наличие в торговой точке POS-терминалов для MasterCard PayPass и потребителей, имеющих NFC-телефо- ны с поддержкой доступа к сети Sprint в США. Кроме того, до недавнего времени пользователи могли применять только платежные инструменты эмитентов, у ко- торых выстроены отношения с Google. Эти факторы отсекали огромную часть потен- циальной клиентской базы. Тем не менее Google недавно представил «облачную» версию своего бумажника, которая откры- вает его для привязки карт всех основных американских платежных брендов.

Между тем набирает темп V.me от Visa – мобильный кошелек, на первых порах предназначенный для мобильной коммерции, который смогут свободно использовать для онлайн-покупок порядка 55 миллионов держателей банковских карт. Помимо этого ряд международных розничных сетей предоставляют клиентам кошельки с функциями сканирования штрих- и QR-кодов и оплаты, которые так- же включают в себя системы лояльности.

Мобильные платежи набирают обороты - рис.3

Потребители уже хорошо осведомлены о преимуществах услуг, предлагаемых новыми участниками российского рынка розничных финансовых сервисов. Ян- декс, одна из самых популярных в стране платформ онлайн-платежей, объедини- ла усилия с MasterCard для создания платежных карт для всех владельцев онлайновых счетов, с помощью которых пользователи могут совершать покуп- ки в магазинах, используя такие счета. Новые, гибкие игроки, такие как Яндекс, могут легко занять свободную сегодня нишу в сфере мобильных платежей, при этом они находятся в более выгодном по сравнению с банками положении с точки зрения разработки ключевых составляю- щих предложения мобильных платежных сервисов. Немногие банки в России вы- глядят способными ответить на эту ра- стущую угрозу, осуществляя инвестиции в квалифицированные кадры и базовый функционал процессинга платежей.

Простота использования мобильных кошельков в сочетании с ростом количе- ства смартфонов, развернутой Starbucks работой по повышению осведомленности потребителей, а также возможность кон- солидации мобильных платежных тех- нологий в одну систему действительно сделают 2013 год точкой отсчета для масштабного внедрения мобильных пла- тежей. В противном случае можно будет говорить об упущенной великолепной возможности.

Мобильные платежи: сегодня и в перспективе

Принимая во внимание все эти факто- ры, можно с уверенностью утверждать, что нынешний год будет не только годом повышения интереса потребителей к мо- бильным платежам. Мы станем свидете- лями активной консолидации на рынке, по мере того как все больше приложений и услуг будут подключаться к основным мобильным кошелькам. Подобно тому как потребители уже начинают активно поль- зоваться доступом к своим банковским счетам с помощью мобильных устройств, мы все чаще будем видеть, как они исполь- зуют для дистанционных платежей именно свои мобильные кошельки, а не интернет.

В результате мы сможем наблюдать, как все большее число ТСП создают соб- ственные мобильные кошельки, чтобы обеспечить себе обособленный марке- тинговый канал для охвата клиентов, не давая при этом мобильным кошелькам сторонних структур возможности взаимо- действовать со своей клиентской базой, отправляя ей купоны и предложения кон- курирующих брендов.

Мобильные платежи набирают обороты - рис.4

Такой подход будет стимулировать бан- ки, занявшие сегодня выжидательную по- зицию в отношении запуска собственных кошельков и реализации в них платежных NFC-приложений. Банки начинают пони- мать, что одним из преимуществ NFC-пла- тежей для них является возможность использования традиционной платежной инфраструктуры, в создание которой ими уже вложены значительные средства.

Если технология NFC не завоюет рынок мобильных платежей и на нем победит какая-то другая их форма, то вполне веро- ятно, что банки окажутся не в лучшем по- ложении. В конечном счете это может лишь оказывать дальнейшее воздействие на осведомленность и выбор потребителей, по мере того как конкурирующие платежные системы будут сражаться за свой бизнес.

Есть и еще один вопрос, который оста- нется открытым в ближайшие несколько месяцев: как делать деньги на мобильных платежах? В сфере мобильных кошельков в борьбе за доходы участвует широкая группа самых различных игроков: банки, операторы мобильной связи, производи- тели мобильных телефонов, розничные сети, доверенные сервис-менеджеры/ TSM, поставщики мобильных кошельков и многие другие.

Банки, возможно, считают себя стоя- щими над схваткой, зато операторы мо- бильной связи имеют все шансы сорвать куш. Например, в некоторых странах они уже начинают платить банкам, добиваясь разрешения хранить на SIM-картах свои мобильные платежные NFC-приложения. Это может привести к значительному со- кращению поступлений от межбанковских комиссий за NFC-платежи.

Одним из возможных приемлемых решений для банков видится эмуляция NFC-платежной карты из «облака» и до- ставка команд по защищенному каналу на мобильное устройство, что позволит убрать из экосистемы сотовых операторов. Это может быть реализовано даже в случае работы в офлайн-режиме, причем отпадает необходимость обязательно иметь доступ к «облаку» в момент осуществления пла- тежа. Сейчас этому вопросу уделяется очень много внимания, и это, безусловно, может вызвать подвижки в плане интереса банков к NFC, увеличивающегося за счет решения проблемы необходимости вынуж- денной передачи третьим сторонам части доходов от межбанковских комиссий.

Нет единого мнения и относительно того, кто будет владеть данными, полу- ченными и агрегированными в результате осуществления мобильных платежей. Big Data выделяются среди других массивов данных, поскольку имеют жизненно важ- ное значение с точки зрения выявления покупательских предпочтений и получе- ния информации о местонахождении по- требителя, обеспечивая глубокое понима- ние платежной и розничной стратегии. Но кто будет собственником этих данных при таком количестве участников платежной экосистемы? И как они смогут структу- рировать информацию и одновременно обеспечивать ее безопасность?

Как бы то ни было, когда дело доходит до монетизации и управления данными, не оставляет никаких сомнений одно: мобильные платежи начинают набирать обороты. В настоящее время потребители уже достаточно активно настроены на их использование для повседневного приоб- ретения товаров и услуг.

Будем надеяться, нам не придется провожать 2013 год как очередной год упущенных возможностей и выжидания. Если это случится, винить нужно будет только себя, а тем временем многие, очень многие потребители будут продол- жать грезить о так и не наступающей эре мобильных платежей.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube