курс цб на 27.07:
59.9102
69.6816
Лента новостей
Журнал ПЛАС № 6 (1 ...
Банки и МФО ВТБ24 выпустил 1,6 млн карт Мир
25 июля 2017 10:46
Количество просмотров 166 просмотров

Банковские павильоны: расширяя границы присутствия

Количество просмотров90 просмотров

Стремительное развитие рынка банковской розницы заставляет кредитные структуры искать оптимальные способы расширения сети отделений. И здесь оптимальными представляются решения, которые позволяют быстро и с минимальными затратами развернуть функциональную и эффективную инфраструктуру обслуживания клиентов. Один из вариантов – использование банковских павильонов и электронных микроофисов в качестве альтернативы открытию дорогостоящих традиционных отделений. 


Электронный микро-офис в павильоне базируется на банкоматах ITM, позволяющих общаться с клиентом по видеосвязи

Развитие розничной инфраструктуры на российском рынке идет опережающими темпами — по данным Банка России, сейчас в стране действует более 1 млн банкоматов, POS-терминалов и других терминальных устройств, обслуживающих банковские карты. К концу 2012 года число держателей банковских карт достигло 239 млн человек, причем доля активных карт за год выросла с 65 до 75%. На этом фоне очевидно: от того, насколько быстро и гибко банк сможет предоставить своим клиентам максимально высокий уровень дистанционного банковского обслуживания, будет зависеть его конкурентоспособность. При этом на фоне динамичного развития систем интернет- и мобильного банкинга сети устройств самообслуживания продолжают оставаться одним из наиболее востребованных каналов ДБО. 

На открытие нового отделения капитальной застройки у банка уходит в среднем не меньше 3,5 месяцев, при этом расходы на его запуск окупаются не менее чем за 2 года. Экономически эффективная альтернатива открытию отделения банка – установка павильона для банкоматов или электронного микроофиса. При сопоставимой стоимости эксплуатации развертывание банкоматной сети, оснащенной такими павильонами, обходится в среднем в 2,5 раза дешевле и в 12–15 раз быстрее, поскольку отдельный павильон является конструкцией с высокой степенью заводской готовности и не требует проведения капитальных строительных работ при монтаже. 

От того, насколько быстро банк сумеет построить максимально разветвленную и доступную клиенту сеть, будет зависеть успех конкурентной борьбы

Таким образом, с минимальными затратами на установку модуля банк может в кратчайшие сроки значительно расширить собственную сеть обслуживания. Причем устанавливать павильоны можно в таких местах, где открытие даже небольшого отделения было бы делом весьма хлопотным, а то и экономически нецелесообразным. Например, в повсеместно строящихся сегодня жилых комплексах, спальных районах, военных городках и на территориях промышленных объектов. Одной из немаловажных особенностей является возможность при необходимости перемещать павильоны на другое место, что позволяет сэкономить значительные денежные ресурсы. Подобное решение позволяет оперативно увеличить продажу банковских продуктов и продемонстрировать высокий уровень обслуживания клиентов, а также обеспечивает банку защиту инвестиций. 

В настоящее время на российском рынке представлено не так много подобных решений, а большая часть имеющихся учитывает далеко не все важные для работы банков факторы. В частности, чтобы применение банковского павильона было экономически оправдано, он должен быть спроектирован с учетом требований производителей устройств самообслуживания, обеспечения инкассации, а также сервисной поддержки. Конструкция павильона должна соответствовать требованиям безопасности, а итоговая стоимость владения таким объектом – не превышать разумных пределов.


Техническая реализация

В самом общем виде банковский павильон представляет собой помещение, обеспечивающее постоянный доступ пользователей и персонала, а также круглосуточную бесперебойную работу установленного в нем оборудования. Такая конструкция должна быть оборудована аварийным источником электроэнергии, системой поддержания температурного режима и влажности, в том числе в сервисной зоне, и системой видеонаблюдения. Павильон должен быть оборудован автономной системой пожаротушения и безопасен в использовании, в том числе для людей с ограниченными возможностями.

Универсальность

Срок жизни павильона в среднем составляет 10–15 лет, причем в нем можно устанавливать банкоматы и иные устройства самообслуживания различных моделей и разных производителей. Это позволяет владельцу в случае необходимости заменить установленный в павильоне АТМ. В таком павильоне также можно развернуть электронный микро-офис на базе отдельных банкоматов ITM (Interactive Teller Machine) работающих с помощью удаленного оператора и позволяющих общаться с клиентом по видеосвязи. Один оператор может поддерживать до семи ITM (такое количество электронных микроофисов приходится на одного оператора в США) оснащенных сканером паспорта и системой верификации подписи клиента или отпечатков пальцев. Помимо стандартных для ATM операций, в микроофисе доступно удаленное открытие счетов новому клиенту, в том числе кредитных.

Безопасность

С постоянным увеличением парка банкоматов растет и количество случаев их взлома или повреждения. По данным компании SmartContinental, в 2011 году было вскрыто около 60 банкоматов, а в минувшем году 2012 году – уже более 380 устройств. Примерно в 82% случаев физическим атакам подвергаются банкоматы с передней загрузкой. Даже использование сейфов 3-го класса защиты не гарантирует в таких моделях сохранности денежных средств. В тех же случаях, когда денежные средства были сохранены, сам банкомат получал значительные повреждения сейфа, что приводило к необходимости дорогостоящего ремонта или полной замене оборудования, длительному простою оборудования и неработоспособности точки обслуживания.

Максимально снизить вероятность взлома или серьезного повреждения можно только установкой АТМ в правильно спроектированное помещение повышенного класса стойкости ко взлому и защи- щенным доступом к двери сейфа – его наиболее уязвимой части.

Таким образом, банкомат с сейфом 1-го класса, установленный в защищенном помещении, исключающем доступ к передней двери, становится более устойчивым ко взлому, чем банкомат с сейфом 3-го класса, установленный в незащищенном. Такой вариант установки банкомата защищает его не только от взлома, но и предохраняет от повреждения в результате воздействия природных факторов, вандализма, а, значит особенно актуально в удаленных районах и местах со сложными климатическими условиями.

Страхование

Согласно общепринятой практике, для защиты инвестиций владельца банкомата применяется страхование оборудования по ряду распространенных рисков. В случае взлома или механического повреждения АТМ страховые премии покрывают основную часть финансовых потерь его владельца. Однако, анализируя статистику убытков, страховые компании будут увеличивать ставки, а также использовать дифференцированный подход, учитывая тип банкомата, его защищенность и место расположения. Годовая ставка страхового тарифа может изменяться от 0,2% до 1% от застрахованной суммы. При этом установка банкомата в защищенном помещении позволяет снизить расходы на его страхование.


Сервисное обслуживание

Инженерные системы подобных конструкций неприхотливы и требуют довольно редкого в сравнении с самим банкоматом сервисного обслуживания – всего несколько раз в год. При этом одним из немаловажных факторов при обслуживании АТМ является безопасность персонала при проведении процедур сервисного обслуживания или инкассации. Установка АТМ в павильоне позволяет персоналу инкассаторской службы работать в защищенном пространстве, снижая таким образом потенциальный риск нападения.

Работа на перспективу

Все перечисленные моменты делают павильоны и электронные микроофисы незаменимыми в условиях динамичного роста рынка дистанционных банковских услуг. Именно от того, насколько быстро банк сумеет построить максимально разветвленную и доступную клиенту сеть, будет зависеть успех конкурентной борьбы. В настоящее время компанией SmartContinental разработан ряд моделей, отвечающих указанным требованиям. Такое оборудование позволит банкам развернуть инфраструктуру обслуживания в ранее труднодоступных местах – в спальных районах города, в сложных климатических зонах, эффективно расширяя область своего присутствия и становясь по-настоящему ближе к клиенту





В рубриках:
Журнал ПЛАС № 6 (193) 2013