16 сентября 2013, 13:47
Количество просмотров 440

Электронная коммерция для банка-агента: агрегаторская модель

Cвоим анализом возможностей электронной коммерции как инструмента увеличения доходности карточного бизнеса для небольшого банка с...
Электронная коммерция для банка-агента: агрегаторская модель

Cвоим анализом возможностей электронной коммерции как инструмента увеличения доходности карточного бизнеса для небольшого банка с журналом «ПЛАС» делятся Денис Середенко, директор департамента электронной коммерции и развития электронных каналов, и Игорь Демчев, начальник управления электронных продуктов для банков-агентов Банка Москвы.

Электронная коммерция для банка-агента: агрегаторская модель - рис.1
Денис Середенко, директор департамента электронной коммерции и развития электронных каналов Игорь Демчев, начальник управления электронных продуктов для банков – агентов Банка Москвы
Реалии и перспективы рынка электронной коммерции для кредитных организаций

В результате политики ведущих международных платежных систем Visa Inc. и MasterCard Worldwide рынок торгового эквайринга в России оказался поделенным между банками – принципиальными участниками данных платежных систем, имеющими лицензии на «классический» торговый эквайринг и эквайринг в сфере электронной коммерции (e-commerce). По сей день эти банки и остаются крупнейшими игроками на рынке торгового эквайринга.

Электронная коммерция для банка-агента: агрегаторская модель - рис.2

Рост оборотов электронной коммерции в России

Как известно, банки без эквайринговой лицензии не могут легально участвовать в обслуживании торгово-сервисных предприятий (ТСП) по приему платежных карт в оплату товаров и услуг по прямому двухстороннему договору. В России на практике распространена юридическая конструкция заключения трехсторонних договоров между ТСП, банком – лицензированным эквайером и банком, привлекающим ТСП на обслуживание (выполняющим по сути агентские и расчетные функции, далее банк-агент). Такая схема значительно ограничивает конкурентные возможности банка-агента высокой себестоимостью услуги и зависимостью от условий банка-эквайера. И это лишь одна из основных проблем на сегодняшнем рынке эквайринга в России.

При этом в электронной коммерции наблюдается приблизительно такая же картина: небольшие торговые организации и ИЧП вынуждены прибегать к услугам агрегаторских сетей компаний-посредников – небанковских организаций, обеспечивающих им техническую интеграцию в процессинг имеющих лицензию на эквайринг в сфере е-commerce банков, а также расчеты с ними.

Кроме того, в Федеральном законе от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» сказано: «Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств на-личных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств» (п. 3 ст. 5).

Электронная коммерция для банка-агента: агрегаторская модель - рис.3

Модернизация технологий в совокупности с опытом успешной работы 40 банков позволяют оптимистично оценивать перспективы развития бизнеса

Приведение отношений с ТСП в соответствие с законодательством закономерно повлекло перевод финансовых расчетов в банковские и небанковские кредитные организации. Банкам, имеющим аффилированное и ассоциированное членство в платежных системах MasterCard Worldwide и Visa Inc. соответственно, выпал шанс «откусить свою часть пирога» в сфере электронной коммерции.

О величине самого «пирога» гово-рят цифры исследования eCommerce Dispuration: A Global Time, опубликованного в январе 2013 г. агентством Morgan Stanley Research. Согласно его прогнозам, рост оборотов электронной коммерции в России является одним из наиболее динамичных в мире и достигнет 35% к 2015 г. (до 36 млрд долл. США в год), что составит 4,5% от всех розничных продаж (рис. 1). В 2012 г. объем оборотов электронной коммерции в России достиг 12 млрд долл., что составляет 1,9% от всех розничных продаж (670 млрд долл. в год). В странах – лидерах рынка по оборотам электронной коммерции – США и Великобритании – доля платежей в электронной коммерции превысила 10% от всех розничных продаж. Проникновение электронной коммерции в Китае, третьем по величине рынке в мире, составило более 5%.

Еще более динамичное развитие демонстрирует направление электронной коммерции с использованием канала мобильных смартфонов и планшетных компьютеров.

С учетом того, что комиссионный процент за обслуживание в интернет-среде на 0,5-1,5% выше, чем у «физической» торговой точки, выгоды для всех участников цепочки продаж и расчетов очевидны.

Особенности предложения Банка Москвы для банков−агентов

Электронная коммерция для банка-агента: агрегаторская модель - рис.4

Банк Москвы начал активное продвижение услуг в области электронной и мобильной коммерции в 2010 г. для юридических лиц, находящихся на обслуживании в банке. Наряду с развитием собственных возможностей в электронных платежных технологиях, расширением партнерских отношений с поставщиками услуг, государственными и муниципальными органами, Банк Москвы предлагает наиболее полный на сегодняшний день перечень процессинговых услуг и сервисов банкам-агентам, обслуживающимся через процессинговый центр банка.

В этой сфере основной акцент Банк Москвы сделал на дистанционные каналы обслуживания клиентов, подключение интернет-банка и мобильного банка для клиентов и расширение количества провайдеров услуг, в адрес которых клиенты банка-агента могут совершать платежи в банкоматах, терминалах, системе интернет-банка и мобильном приложении.

Для банков-агентов, занимающихся эмиссией платежных карт, особым преимуществом сотрудничества с Банком Москвы является существование расширяющейся банкоматной сети группы ВТБ (насчитывающей более 10 тыс. устройств по всей России). В банкоматах Банка Мо-сквы все держатели карт банка-агента смогут снимать наличные, а также производить пополнение карт в устройствах, оборудованных модулем cash-in.

Электронная коммерция для банка-агента: агрегаторская модель - рис.5

Сотрудничество с Банком Москвы открывает следующие возможности в развитии карточного направления бизнеса таких банков:

- эмиссия и эквайринг всех востребованных рынком карточных продуктов международных платежных систем Visa Inc. и MasterCard Worldwide, включая виртуальные и предоплаченные карты, чиповые карты c чипами Kona и Optelio;

- перечисление банку-агенту межбанковских комиссий (interchange fee) в договорном размере;

- прием платежей в банкоматах и POS-терминалах банка-агента в адрес провайдеров услуг (более 450 постав-щиков);

- оплата жилищно-коммунальных услуг по картам без комиссии (в банкоматах банка-агента и Банка Москвы);

- организация торгового эквайринга по картам Visa, MasterCard, China UnionPay;

- организация интернет-эквайринга с использованием технологии 3D-Secure;

- служба поддержки клиентов в режиме 24/7.

Особое место в клиентоориентированном подходе к банкам-агентам занимает поиск тех инновационных ниш, которыми могут воспользоваться банки-агенты для расширения собственного бизнеса. Это прежде всего те сервисы, которые уже востребованы рынком, но пока малодоступны финансовым институтам, не являющимся принципиальными участниками платежных систем.

Обобщение пожеланий банков-агентов с разной спецификой и величиной карточного портфеля подвигло к разработке дифференцированных от транзакционных оборотов тарифных планов, что дало им возможность оптимизировать затраты на процессинг операций на различных стадиях реализации бизнес-планов.

Банк Москвы гибко подходит к тарифицированию услуг и продуктов для выработки максимально комфортных финансовых условий обслуживания бизнеса банков-агентов. В рамках такой концепции ставки комис- сионного вознаграждения являются величинами договорными и могут быть пересмотрены в зависимости от тренда роста текущих оборотов или бизнес-планов на будущее.

Технологические возможности процессинга: функциональность, безопасность, клиентоориентированность

Возможности любого процессинга в первую очередь определяются используемым им программным обеспечением. В процессинговом центре Банка Москвы функционирует программный комплекс WAY4CARDS, разработанный и сопровождаемый компанией OpenWay Service. Производительность системы в существующей конфигурации позволяет обслуживать как минимум 15 млн карт, 10 тыс. банкоматов и 100 тыс. POS-терминалов с нагрузкой 20 транзакций в секунду.

Интерес банков-агентов к постоянному расширению перечня продуктов и услуг комиссионного дохода подталкивает нас к разработке и совершенствованию новых востребованных рынком дополнительных карточных продуктов, услуг и сервисов на их основе.

В настоящее время банкам-агентам Банком Москвы предлагаются следующие функциональные возможности:
• пополнение карт в режиме онлайн через банкоматы с функцией cash-in банка-агента и Банка Москвы;
• поддержка технологии безопасных платежей в интернете 3D-Secure. Выдача динамических паролей 3D-Secure держателям карт банка-агента;
• предоставление системы удаленного доступа к процессингу Банка Москвы – «Телескоп». Функционал данной системы позволяет пользователю со стороны банка-агента просматривать авторизации и транзакции, осуществлять мониторинг банкоматов и POS-терминалов, блокировать/разблокировать карты, изменять клиентские данные, лимиты по картам, снятие авторизационных холдов, устанавливать индивидуальные ограничения транзакционной активности и многое другое;
• организация удаленной персонализации;
• поддержка сервиса интернет-банкинга и мобильного банкинга банка-агента посредством технологии «виртуального терминала» по протоколу POS ISO 8583 или расширенному XML;
• SMS-информирование об операциях и изменениях баланса по картам;
• предоставление POS-терминалов в аренду для торгового эквайринга;
• возможность устанавливать собственные курсы при конверсионных операциях;
• смена ПИН-кода по картам в банкоматах банка-агента, банкоматах сети Банка Москвы и сторонних банкоматах.

Технологии и человеческий фактор

Помимо технологических особенностей работы с процессингом банка-спонсора и его тарифной политики, за кадром остается такой важный аспект сотрудничества, как человеческий фактор. Очевидно, что очень многое в успешности бизнеса зависит от компетентности исполнителей и их отношения к клиенту и выполняемой работе. От многих банкиров приходилось слышать, что достаточно часто, не получая адекватной и своевременной поддержки от банка-спонсора, банк-агент вынужден был отказывать клиентам в обслуживании, неся финансовые и репутационные потери. К сожалению, необходимо признать, что даже самые благоприятные финансовые условия сотрудничества могут быть нивелированы пренебрежительным отношением ответственных, точнее сказать, безответственных сотрудников банка-спонсора или их неадекватным руководством.

Специалисты Управления электронных продуктов для банков-агентов Банка Москвы занимаются сопровождением клиентов (банков-агентов) как своей основной деятельностью, и их усилия сконцентрированы только и исключительно на решении задач банков-агентов. Одним из критериев оценки качества их работы является отсутствие рекламаций клиентов и максимально полное оперативное удовлетворение их запросов. В основу взаимоотношений сторон в реализуемой Банком Москвы концепции заложены правила и стандарты, изложенные в технологическом порядке, в строгом соответствии с которыми оказываются услуги. Соблюдение этих требований всеми сторонами и обеспечивает качественное и своевременное предоставление услуг.

Справедливости ради заметим, что усилия даже высококвалифицированных специалистов не дали бы результатов без постоянного технологического совершенствования процессинговой системы. Модернизация технологий в совокупности с профессионализмом команды и опытом успешной работы четырех десятков банков позволяют оптимистично оценивать перспективы развития спонсорского бизнеса Банка Москвы и бизнеса наших партнеров.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube