17 октября 2013, 08:46
Количество просмотров 183

«Передовые Системы Самообслуживания»: новый взгляд на автоматизацию процессов инкассации

<p> Автоматизация НДО в банках и ритейле, в том числе оптимизация процессов инкассации наличности с помощью современных инженерных...
«Передовые Системы  Самообслуживания»: новый взгляд на автоматизацию  процессов инкассации

ПСС – не только производитель депозитных систем, но и разработчик инфраструктурных и программных решений

Гали Яппаров, генеральный директор компании ПСС («Передовые Системы Самообслуживания»)

Автоматизация НДО в банках и ритейле, в том числе оптимизация процессов инкассации наличности с помощью современных инженерных решений, – «горячая» тема сегодняшнего дня в отрасли. Своим взглядом на востребованность решений по автоматическому депонированию наличности и своим опытом вендора с журналом «ПЛАС» делится Гали Яппаров, генеральный директор компании ПСС («Передовые Системы Самообслуживания»).

ПЛАС: Какие основные решения в сфере автоматических депозитных устройств компания ППС предлагает рынку сегодня? В чем их особенности, преимущества, каковы принципы функционирования? Какие из них вы планируете продемонстрировать на октябрьском 5-м Международном ПЛАС-Форуме «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2013»?

«Передовые Системы  Самообслуживания»: новый взгляд на автоматизацию  процессов инкассации - рис.1
ЭДС решают целый ряд задач НДО, и прежде всего – оптимизации и автоматизации процессов инкассации

Г. Яппаров: Компания ПСС является не только производителем оборудования – депозитных систем, но и разработчиком инфраструктурных и программных решений. Для реализации на рынке ПСС постоянно разрабатывает новые решения для бизнеса и расширяет существующую линейку продуктов компании. Это касается как готовых устройств с соответствующим программным обеспечением, которые могут быть интегрированы в процессинг, так и технологии организации и управления процессами. Несколько устройств, например, предназначенных одновременно для обработки банкнот и монет, выдачи разменных фондов кассирам, могут быть объединены в рамках единой технологии, разработанной с тем, чтобы предложить конкретному заказчику интегрированное решение для его бизнес-задачи.

Электронные депозитные устройства (ЭДС), которые производит компания ПСС, предназначены для решения комплекса задач в сфере обработки налично-денежного оборота, и в первую очередь для оптимизации и автоматизации процессов инкассации. Главная задача, решаемая за счет применения ЭДС, – обеспечение зачисления депонированной наличности на банковский счет клиента в режиме реального времени, подобно тому, как это происходит при внесении денег в банкомат. Из этой аналогии видно, что услуга автоматической инкассации – комплексный продукт, для эффективного применения которого требуется объединить в общий технологический цикл, помимо клиента, у которого установлена ЭДС, еще несколько участников: банк, процессинг и службу мониторинга транзакций, инкассаторов, службу технического сервиса и поддержки.

Одна из основных целей нашего бизнеса – удовлетворение спроса максимально большого числа участников рынка

Решение предусматривает, что ЭДС, находящиеся у различных клиентов банка, объединяются в сеть и т. о. оказываются связанными с управляющим сервером и процессингом инфраструктурой коммуникаций, позволяющей осуществлять обмен информацией с АБС банка, а также удаленное администрирование всей сети и каждого устройства. Сервер мониторинга ПСС позволяет отслеживать транзакции и текущее состояние оборудования, проводить диагностику и устранять технические инциденты во многих случаях удаленно, без выезда сервисного инженера. Доступ клиентов к данным мониторинга может быть предоставлен в любое время для получения требуемых отчетов и аналитики.

ПЛАС: Кто является клиентами ПСС? Каким образом при разработке и предложении новых продуктов и решений учитываются различия в их потребностях? Часто ли приходится выполнять нестандартные заказы?

Г. Яппаров: Конечными пользователями наших депозитных устройств являются организации и предприниматели, получающие основную или значительную часть торговой выручки наличными деньгами. Однако круг заказчиков наших ЭДС гораздо шире – это и банки, стремящиеся расширить линейку сервисов для своих клиентов, и инкассаторские организации, заинтересованные в оптимизации своих ресурсов и затрат. Кроме того, интегратором сервиса могут выступать процессинговые компании, уже сейчас обслуживающие и поддерживающие сети устройств самообслуживания (банкоматов, платежных терминалов).

Российский ритейл неоднороден – как по объему торговой выручки, так и по применяемым технологиям администрирования бизнес-процессов. Поэтому сегодня задачу компании можно сформулировать так: предложить универсальное для конечных пользователей устройство (комплексное решение) с максимально широкими и гибкими возможностями его кастомизации. В соответствии с этим ПСС разрабатывает свою линейку продуктов для предприятий различных сегментов розничной торговли и для других возможных пользователей.

Разумеется, одна из основных целей нашего бизнеса – удовлетворение спроса максимально большого числа участников рынка. Тем не менее нестандартные, «индивидуальные», решения в обработке наличных, которые проектируются и реализуются специально «под потребности» конкретного ритейлера, оказываются весьма интересны и востребованы на рынке. В качестве примера приведу конкретный кейс: разработку комплексного предложения для гипермаркета, учитывающего ряд особенностей бизнес-процессов, влияющих на характеристики решения. В числе таких особенностей заказчиком были указаны: большой ежедневный объем выручки и периодическая пиковая нагрузка, увеличивающая этот объем в разы; большое количество кассиров с разнесенными сменами; необходимость обрабатывать всю выручку (банкноты и монеты); требование, по возможности, автоматизации формирования и выдачи разменных фондов непосредственно на месте. В таких случаях нашим специалистам приходится вникать в тонкости всех процессов обработки наличных, выстраивать оптимальные оборотные технологические циклы и работать уже над их автоматизацией. При таких объемах велика и ответственность, и цена ошибки, поэтому необходимо предусматривать дублирующие участки и процедуры их автоматического подключения при необходимости. Кроме того, в таких кейсах исполнителю нужно суметь сделать действительно выгодное предложение: функциональность решения должна отвечать потребностям заказчика и стоить своих, при этом разумных, денег.

«Передовые Системы  Самообслуживания»: новый взгляд на автоматизацию  процессов инкассации - рис.2

ПЛАС: Какие требования, в т. ч. нормативные, предъявляются к автоматическим депозитным системам в России сегодня? Возникают ли проблемы с их соблюдением, насколько сложно им соответствовать?

Г. Яппаров: Долгое время вопрос использования электронных депозитных устройств для автоматического приема наличных денег кредитной организацией у клиента оставался неурегулированным. С одной стороны, сегодня использование этих устройств в формате, подобном использованию банкоматов или платежных терминалов, с соответствующим учетом технологических особенностей, не является нарушением действующего регулирования наличного денежного обращения (НДО). Тем не менее отрасль ждет формального признания регулятором данного класса устройств. По нашей информации, в настоящее время Банк России готовит ряд поправок в действующие документы по регулированию НДО, в которых будут предусмотрены соответствующий порядок и процедуры работы при использовании автоматических приемных устройств.

Подобно банкомату, депозитное устройство должно будет принадлежать кредитной организации. И это значит, что деньги, депонированные клиентом в устройство, будут сразу же становиться собственностью банка. Конечно, банк должен быть защищен от риска приема фальшивых денег, равно как от последствий любых иных недобросовестных или злоумышленных действий. Это достигается оснащением ЭДС высокотехнологичным оборудованием: купюроприемниками с повышенной точностью детекции подлинности банкнот (в том числе по четырем машиночитаемым признакам), системами идентификации, датчиками безопасности и т. п.

ПЛАС: Какой вариант вы считаете более предпочтительным для клиента – приобретение отдельных устройств и технологий либо интегрированного решения? Можете ли вы привести конкретные примеры, свидетельствующие в пользу того или иного варианта?

Г. Яппаров: Устройство, подключенное к процессингу банка, или комплексное решение – выбор диктует стоящая перед заказчиком бизнес-задача. Если организации необходимо реализовать прием наличных от своих курьеров, развозящих в течение дня ее продукцию покупателям, то здесь может не понадобиться даже подключения соответствующего устройства к процессингу. Гипермаркету, скорее всего, придется выделить значительный бюджет для разработки решения и приобретения индивидуальной технологии обработки наличных. Но в основной массе случаев, как и с банкоматами, решение должно быть максимально простым: как правило, оно включает установку у заказчика устройства, подключенного к интегрированной инфраструктуре, и обучение персонала. Все технические сложности для конечного пользователя должны остаться «за кадром».

«Передовые Системы  Самообслуживания»: новый взгляд на автоматизацию  процессов инкассации - рис.3
ЭДС могут оснащаться купюроприемниками с повышенной точностью детекции подлинности банкнот

Что касается собственно приобретения оборудования и технологий, различные категории заказчиков, очевидно, будут по-разному решать эту задачу для себя. Но, помня о том, что online-зачисление торговой выручки на счет клиента возможно только в случае, если депозитное устройство принадлежит кредитной организации, вопрос о формате приобретения действительно актуален именно для нее. Здесь возможны различные варианты: покупка, аренда, лизинг. И сотрудничество с ПСС может оказаться особенно выгодным для заказчика, поскольку наша компания является не только производителем оборудования и ПО и предлагает услуги по обслуживанию, администрированию и поддержке реализуемых устройств (сетей устройств), но также готова рассмотреть вопросы передачу ЭДС в аренду, перенося вопрос затрат банка из раздела CapEx (капитальные затраты) в раздел OpEx (операционные затраты).

ПЛАС: В каких направлениях планируется дальнейшее развитие компании? Рассматривается ли возможность выхода на новые рынки?

Г. Яппаров: На сегодняшний день мы ставим перед собой следующие стратегические цели для развития существующих и охвата новых рынков, такие как:
• Стать поставщиком оборудования для системных банков, формирующих новую терминальную сеть инкассации с помощью электронных депозитных устройств с высокими характеристиками функциональности, эффективности и надежности, а также разработать новые нестандартные инновационные решения, связанные с обработкой наличных денег.
• Разработать на основе собственной платформы препроцессинга и линейки продуктов, производимых ПСС, интегральную технологию. Последняя позволила бы заинтересованным банкам приобретать сеть устройств и оказывать услуги автоматической инкассации своим клиентам на условиях аутсорсинга. При этом интегратором сервиса в данном случае может выступать сам банк или, например, инкассирующая организация.
• Расширить географию сервиса и поддержки нашего оборудования, в том числе за счет развития партнерской базы.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube