курс цб на 25.11:
58.5318
69.3309

Конец монополии SWIFT, или Глобальная инфраструктура обработки электронных финансовых транзакций

9 февраля 2015 11:15 Количество просмотров170 просмотров

 

При осуществлении межстрановых и внутристрановых межбанковских транзакций российские банки, как и банки других стран, широко использует сервисы по защищенному обмену электронными сообщениями, предоставляемые международной системой межбанковских коммуникаций SWIFT. Еще год назад ситуация казалась незыблемой, однако на фоне сегодняшнего обострения внешнеполитической ситуации все изменилось. Не случайно 27 января премьер-министр РФ Дмитрий Медведев был вынужден сделать заявление, что угрозы Запада ввести ограничения на операции через систему SWIFT приведут к ответной реакции России. Но какой она может быть, эта реакция, если убрать из этого вопроса политический пафос?

Кто виноват?

Еще недавно движение «все в SWIFT» представлялось совершенно логичным и экономически оправданным, полностью отвечая парадигме встраивания России в глобальную экономику, тем более что ввиду монопольного положения SWIFT как глобального сервис-провайдера в области электронных финансовых транзакций (ЭФТ), других вариантов в части межстрановых транзакций не наблюдалось. Технологическая инфраструктура SWIFT даже рассматривалась некоторыми отечественными экспертами как основа для будущей национальной платежной системы.

События, происходящие в последнее десятилетие, показали, что ситуация на самом деле не столь очевидна, как кажется на первый взгляд.

Во-первых, в какой-то момент «неожиданно» выяснилось, что SWIFT на законных основаниях делится информацией о внутристрановых транзакциях (транзакции, в которых отправитель и получатель сообщения находятся в одной стране) с определенными ведомствами некоторых других стран.

Поскольку в силу архитектурных особенностей этой системы вся информация о транзакциях (включая внутристрановые) передается в Центры обработки SWIFT, находящиеся на территории и под управлением других стран, страна – пользователь сервисов SWIFT ничего с этим сделать не может. В итоге она вынуждена смириться с тем, что, возможно, детальная информация о банковских операциях ее граждан, компаний и государственных ведомств регулярно попадает в заинтересованные посторонние руки, включая АНБ и ряд других регулярно фигурирующих в мировых СМИ спецслужб известного государства.

Во-вторых, не все понятно и с доступностью SWIFT. Формально эта структура является добровольным объединением типа кооператива, что вроде бы должно обеспечивать ее членам равенство и гарантированный доступ к сервисам. Однако система принятия решений SWIFT устроена так, что крупные развитые страны имеют в этом «кооперативе» больше голосов.

Если вдобавок к этому учесть, что многие входящие в SWIFT небольшие страны не полностью самостоятельны в принятии решений, становится понятно, что ни один член системы не защищен от продавливания доминирующими странами в отношении него дискриминирующих решений – вплоть до изгнания. Исключение Ирана из SWIFT в 2012 году по требованию всего лишь одного, но очень влиятельного участника SWIFT, которым выступили США, наглядно подтверждает это предположение.

С точки зрения рынка услуг по обработке электронных финансовых транзакций SWIFT – 100%-ный монополист

Ни один участник системы SWIFT не защищен от продавливания доминирующими странами в отношении него дискриминирующих решений – вплоть до изгнания

Что делать?

Как известно, монополию можно разрушить только одним способом – создав хотя бы одного конкурента. Поэтому для разрушения монополии SWIFT необходимо создание независимой от SWIFT глобальной (т. е. имеющей мировой масштаб) инфраструктуры для обработки финансовых транзакций (Global infrastructure for financial transactions/ telecommunications, GIFT) с функциональностью и качеством сервисов не меньшими, чем предлагаемые SWIFT. При этом GIFT вполне может (и, видимо, должен) использовать международные стандарты, применяемые SWIFT, и быть операционно совместимым со SWIFT.

Чтобы начать процесс создания GIFT, представляется целесообразным сформировать консорциум стран, несущих вышеперечисленные риски и заинтересованных в создании на рынке ЭФТ более рыночной ситуации и, одновременно, исключения или минимизации нерыночных, в частности, политических факторов. В качестве основы для такого консорциума мог бы выступить какой-либо (или сразу несколько) из существующих межстрановых союзов.

В качестве организационной формы GIFT видится оптимальной кооперативная модель, аналогичная используемой SWIFT, в основном базирующаяся на таких же принципах (добровольное объединение стран-участниц, коллегиальное принятие решения, централизованное управление, совместное финансирование расходов, открытость для присоединения других участников, платность предоставления услуг на уровне самоокупаемости и т. п.).

Не так страшен SWIFT…

Оценивая вероятность отключения России от системы SWIFT, ряд внешних экспертов «ПЛАС» утверждают, что причины для волнения в настоящий момент отсутствуют. Руководство системы SWIFT не настроено поддаваться каким-либо окрикам и давлению со стороны администрации США и идти на практические шаги, направленные на изоляцию банковского сектора России от международной системы межбанковских коммуникаций.

Кроме того, по мнению этих экспертов, отключение отечественных банков от SWIFT уже не будет сверхкритичным для России. Без использования возможностей SWIFT в ее нынешнем формате лишь замедлится работа банков, и платежи будут проходить значительно дольше. Уже сегодня существуют российские «аналоги» системы, хотя и не столь эффективные.

В то же время начинают озвучиваться аргументированные оценки, свидетельствующие, что серия последних антироссийских инициатив, предпринятых администрацией США в экономической и финансовой сферах, носит системный характер и основывается на рекомендации мощных аналитических документов, заранее подготовленных на случай такого рода обострения отношений. При этом в данных разработках темы санкций международных платежных систем, ограничения доступа российских госбанков к рынку финансовых ресурсов и даже отключения от SWIFT не рассматриваются в качестве последних нетронутых болевых точек экономики РФ. Авторы этих оценок считают, что уже в ближайшее время мы увидим реальные подтверждения их пессимистических прогнозов. В связи с этим российскому руководству необходимо исподволь готовить самую серьезную программу парирования и противодействия недружественным мерам Запада по отношению к России.

Алма Обаева, председатель правления НП «Национальный платежный совет»

К вопросу об отключении российских финансовых учреждений от системы SWIFT

Как известно, SWIFT является сообществом всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций, представляющим собой телекоммуникационную систему, обеспечивающую услуги передачи финансовых сообщений различными структурам. Ее клиентами являются различные финансовые учреждения, такие как банки, брокерские фирмы, инвестиционные компании, биржи и пр.

Россия присоединилась к сообществу SWIFT еще в 1989 году, и на данный момент около 600 российских банков и финансовых организаций пользуются этой системой.

Изначально международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей SWIFT использовалась кредитными организациями для расчетов в иностранной валюте. Со временем удобство, простота и, до недавнего времени, надежность системы SWIFT стали охватывать и зону рублевых расчетов на локальном уровне. Определенный интерес проявили и крупные корпоративные клиенты, так как SWIFT обеспечивает целостность передаваемых сообщений, а также высокую доступность системы, что является основой для безопасности и устойчивости критически важных бизнес-процессов клиентов.

По данным ассоциации РОССВИФТ, количество сообщений, отправленных российскими пользователями в 2013 году, составило около 73,7 млн, из которых около 52 млн сообщений (70,4%) приходятся на внутренний трафик. Тем не менее доля платежных операций российских финансовых учреждений, проводимых с использованием SWIFT, сравнительно невелика. В 2013 году в национальной платежной системе кредитные организации провели 4 436,2 млн платежных операций. То есть на долю операций, проводимых через SWIFT, приходится 1,66% операций, а внутренний российский трафик составляет только 1,17% от общего количества операций.

Для сравнения, платежная система Банка России в 2013 году провела 1 341,2 млн платежных операций общим объемом 1 224 893,5 млрд руб.

Поэтому отключение российских банков от международной системы обмена финансовыми сообщениями SWIFT, с моей точки зрения, не станет фатальным для российской платежной системы.

При осуществлении платежных операций российские банки используют следующие средства для проведения платежей:

  • внутрибанковские системы – для платежей клиентов в рамках одного банка;
  • SWIFT – для передачи платежных сообщений при прямых корреспондентских отношениях;
  • платежную систему Банка России – для межбанковских платежей.

 

В рамках платежной системы Банка России предусмотрены унифицированные форматы электронных банковских сообщений для электронного обмена данными между учреждениями Банка России, с одной стороны, и кредитными организациями и иными клиентами Банка России – с другой. Одним из таких электронных сообщений является формат ED503, который структурирован таким образом, что поддерживает используемый в SWIFT формат электронных сообщений и при приеме которого Центр обмена сообщений Банка России осуществляет контроль соответствия сообщения формату SWIFT.

26 декабря 2014 года Банк России уже анонсировал кредитным организациям новый сервис по передаче финансовых сообщений в форматах SWIFT по внутрироссийским операциям.

Также необходимо отметить, что в рамках развития платежных систем и платежной инфраструктуры Стратегией развития национальной платежной системы предусмотрено содействие созданию единой национальной инфраструктуры, обеспечивающей обмен платежными и иными финансовыми сообщениями.

Вместе с тем для анализа ситуации Некоммерческое партнерство «Национальный платежный совет», объединяющее участников российской национальной платежной системы, при содействии Ассоциации корпоративных казначеев провел опрос крупнейших корпораций. Представители корпораций указали на необходимость создания Единой инфраструктуры при обмене платежными и иными финансовыми сообщениями как с банками, так и с партнерами по бизнесу и государственными органами. Также представители корпораций подчеркнули, что Единая инфраструктура, по их мнению, должна быть совместима не только с межбанковскими системами обмена электронными сообщениями (например, с платежной системой Банка России и SWIFT), но и с учетными и операционными системами крупнейших субъектов хозяйственной деятельности (например, SAP, 1С).

Кроме того, участники НП «НПС» разработали соответствующие решения. В частности, ЗАО «КиберПлат» предложил универсальную технологическую платформу CyberFT, обеспечивающую максимальную безопасность межбанковских коммуникаций при высокой степени доступности для участников рынка и использующую мультипровайдерную инфраструктуру.

С подобными заявлениями о создании аналога системе SWIFT также выступают крупные системообразующие банки (ВТБ и Сбербанк России), являющиеся учредителями НП «НПС».

В любом случае отключение российских банков от SWIFT не приведет к параличу национальной платежной системы. А с внедрением отечественных решений, аналогичных SWIFT, национальная платежная система станет менее уязвимой, при этом снизится риск утечки детальной информации о банковских операциях российских граждан, компаний и государственных ведомств.

Тимур Аитов, банковский эксперт

Не только SWIFT

Кроме затронутых в статье проблем функционирования международной системы SWIFT, в России имеется еще целый ряд инфраструктурных и технологических объектов и систем, нештатное отключение которых вызовет очевидные негативные последствия для страны. Упомяну в этой связи системы регистрации доменных имен под управлением и контролем ICANN, международные инвенторные системы резервирования авиабилетов (которые активно используют российские авиаперевозчики), некоторые системы безналичных платежей и др. В работе подобных систем, как и в системе SWIFT, увы, часто присутствует плохо контролируемая возможность управления и влияния «извне». В свою очередь, само функционирование ключевых российских систем в режиме «внешнего управления» не только нарушает безопасность страны, но и противоречит нормам законодательства (к примеру, нормам Федерального закона РФ № 152-ФЗ «О персональных данных»). Поэтому важна и системность, и активизация работы именно по всему этому направлению.

Сегодня часто приходится слышать мнения малокомпетентных и несведущих людей, призывающих к «глобальности», невозможности отделения России от всего мира и проч. Здесь надо подчеркнуть: конечно же, реализовать все необходимое локально, в одной стране, действительно невозможно, но те решения, которые используются, должны работать не по принципу «черного ящика», а с необходимым документированием и сертификацией со стороны уполномоченных российских организаций. Это относится и к оборудованию, и к системному слою ПО, межплатформенному ПО (middleware), к системам управления БД, то есть ко всем трудно заменимым импортным компонентам и продуктам. Объемную задачу по сертификации и контролю качества могли бы взять на себя и специализированные СРО.

Возвращаясь к сути данной публикации, считаю, что предложенный подход, безусловно, разумный и может быть реализован на практике. Однако в полной мере привести к желаемым результатам он сможет, только будучи реализованным в доверенной среде программно-аппаратных средств. А создание подобной среды, в свою очередь, будет являться долговременной задачей – учитывая состояние отечественной промышленности и экономики. Хочу поблагодарить редакцию журнала «ПЛАС», взявшую на себя труд привлечь внимание к важнейшей проблеме и сформулировать подходы для решения задачи.

P.S. Только что, пока я заканчивал данный комментарий, пришло извещение от популярного регистратора доменных имен GoDaddy: с 31 января они начнут закрывать аккаунты, зарегистрированные их владельцами в Крыму (Crimea Region). Компания ссылается на торговые ограничения, введенные для американских бизнес-структур.




В рубриках:
ЖУРНАЛ ПЛАС № 2 (213) 2015
Лента новостей
ЖУРНАЛ ПЛАС № 2 (2 ...
Мероприятия FinMachine-2017 пройдет в Москве 23 ноября
21 ноября 2017 10:29
Количество просмотров 360 просмотров
Digital banking Альфа-Банк: счет в пользу семьи
20 ноября 2017 10:55
Количество просмотров 251 просмотр
Мероприятия Teradata Форум 2017 прошел в Москве
20 ноября 2017 08:31
Количество просмотров 301 просмотр
Банки и МФО Qiwi приобрела Рокетбанк и «Точку»
17 ноября 2017 15:15
Количество просмотров 850 просмотров