25 марта 2015, 22:00
Количество просмотров 257

За изготовление и сбыт «склеенных» купюр – до 15 лет

<p> Как сообщают в Национальном совете финансового рынка (НСФР), новый законопроект направлен на ужесточение мер противодействия...
За изготовление и сбыт «склеенных» купюр – до 15 лет

Как сообщают в Национальном совете финансового рынка (НСФР), новый законопроект направлен на ужесточение мер противодействия деятельности фальшивомонетчиков, связанной с распространением так называемых «склеенных» купюр, которая за последнее время значительно активизировалась.

Напомним, что в последнее время участники розничного платежного рынка все чаще обращают внимание на изменение тактики фальшивомонетчиков. Появляются организованные преступные группы, которые специализируются на изготовлении «склеенных» купюр, которые, несмотря на то, что де-факто являются фальшивками, де-юре могут иметь иной статус. Такие купюры сбываются мошенниками преимущественно через канал устройств банковского самообслуживания (банкоматы с функцией cash-in, платежные терминалы и т. д.). По результатам экспертиз, проведенных учреждениями Банка России, выявляемые купюры безусловно признаются неплатежеспособными, но при этом – не содержащими признаков подделки. Фальшивки представляют собой склейку из отдельных фрагментов подлинных банкнот Банка России, на которых расположены, в том числе, машиночитаемые защитные признаки, что принципиально важно, учитывая основной канал сбыта «склеенных» купюр.

За изготовление и сбыт «склеенных» купюр – до 15 лет - рис.1
«Склеенная» купюра, изготовленная из нескольких платежеспособных банкнот разного номинала. Процесс изготовления «склеек» очень трудоемок, он требует использования реальных купюр и поэтому вряд ли может достичь больших масштабов

На этом фоне эксперты НСФР обращают внимание на необходимость устранения ряда пробелов, содержащихся в действующем законодательстве РФ. Так, изготовление и сбыт купюр, изготавливаемых из частей подлинных банкнот, формально не охватывается составом преступления, предусмотренным статьей 186 Уголовного кодекса Российской Федерации («изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации»). Представители Национального совета финансового рынка полагают, что сегодня, в условиях финансовой нестабильности, массовое изготовление и/или сбыт таких банкнот через автоматизированные устройства приобретают повышенную общественную опасность, поэтому криминализация данных действий требует скорейшего законодательного решения.

В НСФР надеются, что эта инициатива будет реализована либо путем внесения депутатами на рассмотрение в Государственную думу отдельного законопроекта, которым предлагается добавить в УК РФ новую статью – 186.1, устанавливающую уголовную ответственность за «изготовление или сбыт изделий, имеющих отдельные признаки подлинных денежных купюр или включающих отдельные их части», либо путем внесения поправок в готовящийся сейчас ко второму чтению в Госдуме проект ФЗ № 537952-6 «О внесении изменений в статьи 187 и 272 Уголовного кодекса Российской Федерации». Последний направлен на противодействие хищению денежных средств с использованием электронных средств платежа.

В представленном НСФР тексте законопроекта, который предлагается рассмотреть депутатам, статья 186.1 УК РФ должна предусматривать наказание за «изготовление в целях сбыта или сбыт, в том числе с использованием программно-технических средств, конструкция которых предусматривает прием банкнот Банка России, изделий, имеющих отдельные признаки банковских билетов Центрального банка Российской Федерации либо включающих отдельные части банковских билетов Центрального банка Российской Федерации». Такая формулировка, по мнению экспертов НСФР, позволит однозначно криминализовать любые операции со «склейками».

За изготовление и сбыт «склеенных» купюр – до 15 лет - рис.2

Предложенные юристами НСФР меры наказания учитывают уровень общественной опасности таких преступлений. Так, за изготовление или сбыт «склеек» предлагается наказывать принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет (или без такового). Меру наказания предполагается ужесточать, если преступное деяние было совершено в крупном размере и/или в составе организованной преступной группы. Так, в первом случае максимальное наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет (либо без такового), а во втором – лишением свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет.

За изготовление и сбыт «склеенных» купюр – до 15 лет - рис.3
Николай Пятиизбянцев

Николай Пятиизбянцев, независимый эксперт

Проблема очень актуальная, причем по понятным причинам опасность представляет не столько изготовление «склеенных» купюр как таковых, сколько производство преступниками неплатежеспособных банкнот, обладающих фальсифицированными машиночитаемыми признаками и принимаемых устройствами самообслуживания как подлинные. Процесс изготовления «склеек» очень трудоемок, он требует использования реальных купюр и поэтому вряд ли может достичь больших масштабов. Зато изготовление машиночитаемых подделок при сегодняшнем развитии техники несет действительно большую угрозу.

За изготовление и сбыт «склеенных» купюр – до 15 лет - рис.4
Алексей Голенищев

Алексей Голенищев, директор дирекции мониторинга электронного бизнеса, Альфа-Банк.

Тема действительно актуальная и требует соответствующего изменения в российском законодательстве, которому вообще желательно «оперативнее реагировать» на меняющиеся криминальные реалии.

В то же время, на мой взгляд, объединять тему фальшивомонетничества с преступлениями, совершаемыми путем использования карт и иных «платежных средств», не стоит. Хотя ст. 187 и ст. 272 УК РФ весьма далеки от совершенства, задача их изменения до более «рабочего» в современных условиях формата – совсем другая тема...

Формулировка «изготовление или сбыт изделий, имеющих отдельные признаки подлинных денежных купюр или включающих отдельные их части» представляется мне не очень корректным вариантом, поскольку в этом случае можно, например, допустить трактование, подразумевающее, что речь идет только о подделках с признаками подлинных купюр, а полностью поддельные купюры (с поддельными «признаками») под статью не попадают...

За изготовление и сбыт «склеенных» купюр – до 15 лет - рис.5
Евгений Виноградов

Евгений Виноградов, директор операционного департамента АО «Банк Русский Стандарт».

Я предложил бы смотреть на цели продвигаемого НСФР законопроекта прежде всего глазами оперуполномоченного и следователя. Для того чтобы была возможность обнаружить «склейку», на практике для начала нужно фактически поймать за руку человека, который взялся за ее изготовление или размещение на счету через устройство самообслуживания, – других способов просто нет. Очевидно и то, что после задержания такого человека инцидент требуется оформить составлением протокола. А вот чтобы корректно составить такой протокол, необходимо, чтобы УК РФ давал возможность одно- значно трактовать действия задержанного как непосредственное нарушение закона. В действующем законодательстве этого, к сожалению, нет. Поэтому те моменты, которые сейчас предлагается внести как поправку в УК РФ, направлены исключительно на возникновение уголовной ответственности за любые действия со «склейками» как таковые.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube