30 июня 2015, 15:23
Количество просмотров 151

В сухом остатке. Ко-бейджинг НСПК и MasterCard – новая реальность, или Карту «МИР – Maestro» скоро узнает мир

<p> Несмотря на то что июль согласно по- словице – макушка лета, эксперты уже почти успели смириться с тем, что никакими пиковыми...
В сухом остатке. Ко-бейджинг НСПК и MasterCard – новая реальность, или Карту «МИР – Maestro» скоро узнает мир

Несмотря на то что июль согласно по- словице – макушка лета, эксперты уже почти успели смириться с тем, что никакими пиковыми показателями на рынке в этом году ему, похоже, ознаменоваться не придется.

Однако теперь с данным посылом можно согласиться, лишь закрыв глаза на все происходящее, а именно – на прозвучавшее 19.06.2015 совместное заявление НСПК и MasterCard о начале реализации ко-бейджинга «МИР – Maestro». И к этому без преувеличения историческому событию мы еще вернемся чуть позже.

В целом же тенденции продолжают развиваться без оглядки на время года. При этом позитивных трендов становится все больше, несмотря на то, что негативные факторы по-прежнему проявляют себя в полной мере.

Основным фоном, на котором с 2014 года идет развитие как российского платежного бизнеса, так и банковской розницы в целом, эксперты однозначно называют продолжающийся экономический спад, геополитическую ситуацию вокруг РФ, невозможность делать сколько-нибудь достоверные среднесрочные и тем более долгосрочные прогнозы, а также снижение активности банковских клиентов. При этом отмечается растущий дефицит качественных заемщиков на всех сегментах розничного кредитования, в первую очередь в ипотеке. Последствия не замедлили сказаться и на карточном бизнесе. Так, согласно некоторым экспертным оценкам, эмиссия банковских карт сократилась в среднем по рынку практически наполовину. При этом наступивший сезонный период повышения транзакционной активности в туристическом секторе также демонстрирует едва ли не в два раза меньшие обороты по картам россиян, чем в 2014 году. А ведь подведение результатов лета 2015 года как такового еще впереди.

Одновременно наблюдается растущая активность государства в регулировании банковской розницы, включая запуск программ льготного кредитования для ряда крупных банков. В результате традиционно наблюдавшийся на российском рынке разрыв между позициями топовых игроков и положением небольших и средних кредитных структур становится все более значительным.

Между тем речь президента РФ на Петербургском международном экономическом форуме продемонстрировала сохранение курса на экономическую стабилизацию за счет внутренних ресурсов. И в этом плане наиболее показательной инициативой по-прежнему остается Национальная система платежных карт (НСПК). Являясь одним из крайне редких примеров, когда к реализации инициатив национального масштаба государство изначально приглашает компетентное экспертное сообщество, эта инициатива уже увенчалась безоговорочным успехом на первом этапе своей реализации, обеспечив непрерывность предоставления платежных сервисов в масштабе России, и активно развивается в рамках следующего этапа – система уверенно подходит к началу масштабной эмиссии карты «МИР». Как отметил на том же Петербургском международном экономическом форуме 19 июня 2015 года Владимир Комлев, генеральный директор АО «НСПК», «25 июня мы планируем передать банкам-участникам и всем вендорам, которые работают на этом рынке, протоколы и спецификации клирингового и процессингового взаимодействия между участниками системы и процессинговым центром НСПК. Эти протоколы банкам и вендорам предстоит внедрить на своих процессинговых системах в достаточно короткий период». При этом, по его словам, уже в сентябре планируется обсудить с производителями карт и эмитентами сроки начала эмиссии карт «МИР». В. Комлев подчеркнул, что этому шагу должен предшествовать выпуск правил новой платежной системы, перечня ее продуктов, тарифов и спецификаций.

Отметим, что на фоне объявленных командой НСПК (которая успела показать, что слова не расходятся у нее с делом) амбициозных планов уже в обозримом будущем занять с картой «МИР» более половины рынка эта инициатива представляется весьма своевременной. Участников рынка сегодня крайне интересуют правила и конкретные детали тарифной политики новой системы, и отсутствие данной информации заметно волнует банки. Это далеко не случайно, ведь эксперты сходятся сегодня во мнении: НСПК имеет все шансы оказаться именно той силой, которая способна привести к полной перекройке сложившегося к настоящему времени платежного рынка.

Однако самым главным событием Петербургского международного экономического форума стало заключение 19 июня 2015 года между НСПК и MasterCard соглашения по выпуску ко-бейджинговых карт под брендами «МИР» и Maestro. Речь идет о первом ко-бейджинговом проекте в истории российской национальной платежной системы, который позволит будущей российской национальной карте обслуживаться по всему миру.

Как отметила в ходе форума заместитель председателя правления Банка России Ольга Скоробогатова, развитие ко-бейджинговых программ является третьим направлением реализации проекта НСПК. По ее словам, «одним из основных направлений стратегии НСПК является продвижение карты «МИР» на международный рынок. Подписанное соглашение – это результат целенаправленной и планомерной работы НСПК и MasterCard. Я надеюсь, что держатели карты под брендами «МИР» и Maestro по достоинству оценят удобство ко-бейджинговой карты и возможность ее использования практически в любой точке мира, что полностью соответствует ее названию».

Появление нового продукта будет способствовать развитию конкуренции, экономическому росту и увеличению доли безналичных расчетов в России. Как прокомментировал Владимир Комлев, «международный прием карты «МИР» – это стратегически важный шаг для НСПК. Обеспечение работы карты в других странах необходимо для масштабного развития нашего продукта. Мы ожидаем, что карты под двумя брендами появятся в 2016 году». По его словам, «MasterCard уже показала себя надежным партнером: это первая платежная система, которая в установленные законом сроки осуществила перевод процессинга внутрироссийских транзакций на НСПК».

Со своей стороны, Илья Рябый, глава MasterCard в России, назвал ко-бейджинговое соглашение следующим шагом в развитии отношений с НСПК. По его словам, бренд Maestro был выбран для реализации ко-бейджингового проекта национального масштаба далеко не случайно: «Это отдельно стоящая глобальная сеть, которая использует технологическую инфраструктуру MasterCard, но как бренд принципиально отличается от MasterCard». Если MasterCard традиционно выступает единым целостным брендом по всему миру, вне зависимости от страны эмитента, то Maestro изначально задуман как бренд «ингредиентный». Как подчеркнул И. Рябый, «он специально проектировался для того, чтобы добавлять ценности национальным игрокам и национальным системам, ни в коей мере не посягая на идентичность этих игроков и этих систем». На этом фоне глава MasterCard в России уверен, что «применение инновационных разработок MasterCard в сочетании с сильными сторонами нашего партнера позволит нам и в дальнейшем работать над уменьшением оборота наличных денег и повышением уровня проникновения финансовых услуг в России».

Как известно, для бренда Maestro могут быть использованы инновационные решения MasterCard для электронной и мобильной коммерции, а также бесконтактная технология MasterCard, которая уже получила широкое распространение на мировых рынках, включая российский. Теперь все эти инновации станут доступны и будущей ко-бейджинговой карте НСПК. Характерно, что в будущем функционал карты планируется пополнить инновационными решениями, разрабатываемыми на платформе системы «МИР».

Итак, продолжим рассматривать поло- жительные тенденции, а также те, которые условно можно считать таковыми. Как отмечают эксперты, тренд начала 2015 года, вызванный обвалом рубля в декабре, – резкий всплеск открытия населением валютных вкладов – сегодня начинает ослабевать. Напротив, сегодня в соотношении рублевых счетов и счетов, открытых в долларах и евро, наблюдается явный тренд в сторону миграции на российскую национальную валюту, доверие к которой вновь начинает расти. Иными словами, многие вкладчики переводят свои сбережения в рубли на фоне снижения ключевой ставки ЦБ РФ, понимая, что шансы успеть воспользоваться выгодными предложениями по срочным вкладам снижаются с каждым днем. При этом, если говорить о ставках по вкладам, то здесь также наблюдается уже упомянутый диссонанс между предложениями наиболее крупных банков и банков второго и третьего эшелона, хотя ввиду укрепления рубля проценты по вкладам сейчас снижают и те, и другие.

Характерно, что, несмотря на ухудшение экономической ситуации, какой-либо резкой активизации преступной деятельности в банковской и платежной сферах в целом сегодня не наблюдается ни в Москве, ни в регионах. Во многом это объясняется тем, что в предыдущие годы банки успели достаточно инвестировать в системы безопасности, включая такие направления, как фрод-мониторинг и риск-менеджмент, и сегодня могут чувствовать себя относительно защищенными. В то же время наблюдается миграция преступных инициатив из сферы высоких технологий в область физических атак на устройства самообслуживания. Поскольку наиболее остро экономические трудности испытала сегодня именно социально незащищенная часть населения, не обремененная образованием, случаи подрыва бытовым газом, взлома или похищения банкоматов фиксируются сегодня намного чаще, чем скимминг, фишинг и т. д., требующие высококвалифицированных организаторов и исполнителей.

Читайте также:

По какому бы сценарию ни развивались события, нельзя забывать, что банковский бизнес и платежная индустрия стремятся оставаться максимально стабильными и приносить прибыль в любых условиях. Значительная часть многочисленных подходов и инициатив, которые позволяют этого добиться в сегодняшних непростых условиях, будут рассмотрены 19–20 октября 2015 года на 7-м Международном ПЛАС-Форуме «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». Подробнее читайте о нем на стр. 62 этого номера.

Online-регистрация на участие в мероприятии уже открыта!

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube