курс цб на 29.06:
59.5415
67.6868
Лента новостей
ЖУРНАЛ ПЛАС № 12(2 ...
Digital banking ДБО как фабрика user experience
22 июня 2017 12:00
Количество просмотров 4 просмотра
ЖУРНАЛ ПЛАС №5 Календарь событий
20 июня 2017 18:12
Количество просмотров 29 просмотров
ЖУРНАЛ ПЛАС №5 17 моментов безопасности
20 июня 2017 16:12
Количество просмотров 40 просмотров

Денежные переводы ВКонтакте: работа на вовлечение

Количество просмотров145 просмотров

Мы займем заметную долю на рынке P2P-переводов за счет удобства механики и низкой комиссии!


Об основных задачах, которые ставит перед собой запущенный в конце сентября сервис денежных переводов ВКонтакте, особенностях его механики и результатах первых месяцев работы в интервью «ПЛАС» рассказывает Юрий Иванов, директор по электронной коммерции социальной сети ВКонтакте.

ПЛАС: Какие бизнес-цели преследовала ВКонтакте, запуская новый сервис денежных переводов между пользователями? Не означает ли это перехода социальной сети к новой модели монетизации?

Ю. Иванов: Наши сервисы из области электронной коммерции во многом являются экспериментальными. В этой сфере есть определенные потребности пользователей, которые мы как крупнейшая в России коммуникационная платформа можем удовлетворить. Поэтому мы запускаем новые продукты, проверяем гипотезы, собираем обратную связь и принимаем решения, в какую сторону двигаться дальше. На данный момент монетизация в этих сервисах полностью отсутствует, так что в части заработка мы по-прежнему ориентируемся на наши традиционные источники – рекламу и услуги с добавленной стоимостью (IVAS).

ПЛАС: С вашей точки зрения, почему пользовали ВКонтакте должны выбрать именно ваш сервис вместо стороннего платежного сервиса?

Ю. Иванов: У нашего сервиса есть несколько сильных конкурентных преимуществ. Первое и основное преимущество заключается в простоте самого процесса перевода. Отправителю не нужно спрашивать номер карты получателя и не нужно уходить на сторонний сервис денежных переводов или в интернет-банк, чтобы ввести там данные своей карты и номер карты получателя. Не покидая привычного места общения, один пользователь может прямо в диалоге «прикрепить» деньги к сообщению про совместный поход в кафе или про сбор средств на подарок другу и отправить их другому пользователю. Это быстро и удобно.

Отправителю перевода не обязательно знать номер карты получателя

Второе важное преимущество – выгодные условия перевода. Мы сделали одно из лучших предложений на рынке. Если в среднем за переводы с карты на карту различные сервисы и банки берут комиссию от 1,5 до 2% и выше, то у нас при отправке перевода с карт Visa комиссия составляет 1%, минимум 40 рублей, а при отправке перевода с карт Mastercard или Maestro комиссия не взимается в рамках совместной акции с этой платежной системой.

ПЛАС: То есть, по факту, эта комиссия для карт Mastercard и Maestro субсидируется? Кем?

Ю. Иванов: В рамках совместной акции с Mastercard сформирован маркетинговый бюджет, который идет на покрытие комиссии и стоимости подарков, а также на рекламную поддержку сервиса. При этом 1%, который взимается при отправке переводов с карт Visa, распределяется между участниками цепочки от банка-эмитента и платежной системы карты отправителя до банка-эмитента и платежной системы карты получателя. То есть ВКонтакте на этом сервисе ничего не зарабатывает.

ПЛАС: Но в дальнейшем, если эксперимент пройдет удачно, то размеры комиссий изменятся, и сервис станет источником дохода для социальной сети?

Ю. Иванов: Мы рассматриваем этот проект не как источник дохода, а прежде всего как возможность предоставить нашим пользователям еще один удобный сервис, то есть фокусируемся на вовлечении новых пользователей и лояльности существующих.

ПЛАС: Как технологически обеспечивается возможность отправлять перевод, не зная номера карты получателя?

Ю. Иванов: Технологически мы выполняем так называемый разорванный перевод. При отправке мы делаем авторизацию средств на карте отправителя и уведомляем получателя о том, что ему поступил перевод. После того как получатель указывает свою карту для зачисления перевода, мы отправляем поступивший перевод в клиринг. Если же перевод был отклонен получателем, либо отозван отправителем, либо истекли 5 суток и получатель не указал карту для зачисления перевода, мы снимаем авторизацию средств на карте отправителя. Такая схема обеспечивает преимущество, о котором мы говорили ранее – возможность для отправителя перевода не выяснять у получателя номер карты и, соответственно, не рисковать ошибиться при вводе этих данных.


Наши сервисы из области электронной коммерции во многом являются экспериментальными


ПЛАС: А тогда как выглядит процесс получения перевода для адресата?

Ю. Иванов: Адресат получает от отправителя личное сообщение со специальным вложением – «Деньги». Также мы отправляем оповещения о входящем переводе в центр уведомлений и на электронную почту. При открытии вложения получатель видит кнопки «Получить» и «Отклонить». После нажатия кнопки «Получить» необходимо либо выбрать одну из ранее привязанных к странице карт, либо ввести реквизиты новой карты для зачисления средств, и нажать кнопку «Получить деньги». После этого перевод отправляется в банк-эмитент карты получателя. Срок зачисления денежных средств на карту получателя зависит от этого банка и составляет от нескольких секунд до нескольких дней.

После получения перевода можно включить опцию, чтобы все последующие переводы автоматически зачислялись на выбранную карту. Это удобно, если вы получаете переводы регулярно. Эту опцию всегда можно отключить в настройках. Также в настройках есть раздел «Денежные переводы», в котором можно управлять переводами: получать, отклонять, просматривать историю, повторять.

ПЛАС: При отправке и получении переводов новая карта автоматически привязывается к странице ВКонтакте?

Ю. Иванов: Нет, привязка происходит только по желанию держателя карты, он может и не привязывать ее. Но, разумеется, удобнее привязать – при следующем переводе для получения или отправки денег потребуется совершить меньше действий.

ПЛАС: Сегодня переводы ВКонтакте работают только с картами двух международных платежных систем. Планируется ли расширять сам список продуктов и форм-факторов, поддерживаемых сервисом? Например, различные мобильные кошельки?

Ю. Иванов: На данный момент сервис денежных переводов ВКонтакте – это переводы с карты на карту на базе технологий Mastercard MoneySend и Visa Money Transfer. И у нас есть еще много идей, которые можно реализовать в рамках этого форм-фактора. Тем не менее я не исключаю возможности, что функциональность денежных переводов ВКонтакте расширится за счет электронных и даже наличных денежных средств.

ПЛАС: А каковы планы ВКонтакте по поддержке других платежных систем (например, «Мир») и расширению географии сервиса денежных переводов?

Ю. Иванов: Пока что существующая инфраструктура платежной системы «Мир» не позволяет нам утверждать, что данная система полностью готова к реализации сервиса денежных переводов с карты на карту. Однако как только банки, которые занимаются эмиссией карт «Мир», реализуют поддержку всех необходимых протоколов, можно будет говорить о подключении карт «Мир» к нашей системе денежных переводов.

Расширение географии покрытия сервиса зависит от договоренностей Mastercard и Visa с банками и процессингами, которые осуществляют зарубежные и международные переводы. Мы работаем над тем, чтобы увеличить количество пользователей, которым доступен наш сервис. Так, в начале ноября мы запустили денежные переводы на Украину. Таким образом, теперь денежный перевод, отправленный через ВКонтакте, можно получить в 18 странах.

ПЛАС: Пока что отправить деньги за рубеж можно с карт российских эмитентов, а получить – на карты как российских, так и зарубежных банков в определенных странах. А как обстоит дело с переводами в обратную сторону?

Ю. Иванов: В обратную сторону сервис, к сожалению, пока не работает. С точки зрения продукта нам, безусловно, интересно запустить этот сервис на всех рынках, где мы имеем сильное присутствие. Поэтому мы находимся в поиске локальных игроков, которые могли бы стать нашими партнерами.

ПЛАС: Скажите, чем обусловлено ограничение максимальной суммы перевода в 75 тыс. рублей?

Ю. Иванов: Мы исходили, в том числе, и из сложившейся на рынке практики. Если вы посмотрите на другие сервисы переводов с карты на карту, то у большинства из них увидите такой же лимит, а иногда еще меньше – 45–50 тысяч рублей. При этом у нас высокие лимиты на общий оборот по карте: 150 тыс. рублей в сутки и 600 тыс. рублей в месяц, отдельно на отправку и на получение. На наш взгляд, этого достаточно для большинства известных нам жизненных ситуаций, в которых люди пользуются переводами с карты на карту.

ПЛАС: Как решены вопросы безопасности карточных данных отправителя и получателя и переводов в целом?

Ю. Иванов: Процессинг, который мы используем, сертифицирован по стандарту PCI DSS. Это значит, что все данные передаются только по шифрованным каналам и хранятся в защищенном хранилище.

При отправке перевода мы запрашиваем и код CVC2/CVV2, и пароль 3-D Secure. То есть, чтобы совершить несанкционированную операцию, у злоумышленника должен быть физический доступ и к карте, чтобы узнать код CVC2/CVV2, и к телефону, чтобы ввести код, полученный в SMS или push. Но если у мошенника есть такой доступ, то он может сделать с картой практически все что угодно, и для хищения средств ему совсем не обязательно пользоваться переводами.

Для обеспечения безопасности страницы ВКонтакте мы рекомендуем соблюдать несколько стандартных правил: использовать сложный пароль и регулярно менять его, не хранить пароль в открытом виде и не вводить его на посторонних сайтах, по возможности работать только через защищенные соединения и избегать открытых публичных сетей, использовать антивирусы.

В качестве дополнительной меры безопасности можно подключить двухфакторную аутентификацию, при которой для входа на страницу помимо пароля необходимо также ввести защитный код, полученный в приложении или SMS.

Если человек активно пользуется сервисом денежных переводов, то мы настоятельно рекомендуем ему соблюдать эти несложные меры безопасности, чтобы максимально защитить свою страницу ВКонтакте от взлома.

ПЛАС: По вашим прогнозам, насколько новый сервис переводов поможет росту частоты использования банковских карт внутри сети ВКонтакте? Что можно ожидать от среднего чека?

Мы работаем над тем, чтобы увеличить количество пользователей, которым доступен наш сервис

Ю. Иванов: Рост популярности банковских карт как основного платежного инструмента пользователей ВКонтакте не прекращается. Сегодня более половины всех платежей ВКонтакте совершается с помощью банковских карт. Это больше, чем в среднем по рынку. Еще 20% платежей приходится на электронные кошельки, которые довольно часто подразумевают в качестве источника средств привязанную банковскую карту. Естественно, что в связи с запуском сервиса денежных переводов мы ожидаем дальнейшего роста популярности банковских карт среди наших пользователей.

Что касается среднего чека, в первые дни после запуска сервиса пользователи изучали новую функциональность и отправляли друг другу мелкие переводы, чаще всего по 100 рублей, чтобы понять, как это работает. Но уже буквально через несколько дней мы отметили, что количество переводов на мелкие суммы существенно сократилось, а средний чек вырос на порядок. Это говорит о том, что люди начали использовать сервис в реальных жизненных ситуациях, о которых мы говорили, и совершают те переводы, которые им нужны повседневно.

ПЛАС: На какую долю рынка P2P-переводов могут претендовать социальные сети, и ВКонтакте в частности? Есть ли конкуренция между социальными сетями на этом направлении?

Ю. Иванов: Я рассчитываю, что мы займем заметную долю на этом рынке за счет тех преимуществ, о которых говорил ранее: удобство механики и низкая (а в случае с Mastercard – вообще нулевая) комиссия.


Пользователи ВКонтакте начали использовать наш сервис в реальных жизненных ситуациях


Среди других социальных сетей похожий сервис есть только у «Одноклассников». Но у них он работает не на основе личных сообщений, как это реализовано ВКонтакте, а требует перехода в отдельный интерфейс переводов. На мой взгляд, это менее удобно и может негативно сказываться на количестве переводов и их конверсии. Кроме того, в их сервисе при отправке перевода с карты Visa минимальная комиссия зависит от суммы перевода, в отличие от нашего более простого и понятного тарифа «1%, минимум 40 рублей». Если говорить о зарубежных конкурентах, в частности, Facebook или Twitter, то я ничего не слышал об их планах относительно запуска денежных переводов в России. Возможность совершения денежных переводов есть и там, и там, но, во-первых, в других странах присутствия, а во-вторых, у них другая реализация – с помощью электронных денежных средств. Как известно, в России есть определенные законодательные требования к подобным операциям.

ПЛАС: В связи с вышесказанным – последний вопрос. Не планирует ли ВКонтакте в будущем также создать свой собственный электронный кошелек, который будет использоваться в том числе и для переводов?

Ю. Иванов: Унас есть стратегия развития сервисов электронной коммерции, но мы традиционно не комментируем наши планы по продуктам до их запуска.





В рубриках:
ЖУРНАЛ ПЛАС № 12(235)