20 июня 2017, 15:36
Количество просмотров 300

Девертикализация, платежи как социально значимая услуга – последствия для банковского рынка

Данная статья является частью исследования платежного рынка, которое проводится Центром анализа финансовых технологий (ЦАФТ).
Девертикализация,  платежи как социально значимая услуга –  последствия для банковского рынка

Банковский рынок активно развивается – во многом благодаря развитию финансовых технологий. На этом фоне значительные перемены происходят и в его регулировании. Скорость и качество биржевых операций и электронных коммуникаций заметно растут. При этом традиционный банкинг все еще отстает от других отраслей, например, обмен сообщениями в мессенджерах нового поколения WhatsApp и Telegram происходит значительно быстрее осуществления денежных переводов. И с точки зрения новых технологий в целом это довольно тяжело объяснить потребителю. В своем выступлении на 8-м Международном ПЛАС-Форуме «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2017» Виктор Достов, председатель Совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов, коснулся перспектив рынка банковских услуг и платежной индустрии, вызвав широкий резонанс. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию публикацию, в которой автор развил и дополнил ключевые тезисы своего доклада.

Социальная значимость платежных услуг

В последнее десятилетие расширяется перечень услуг, которые принято считать социально значимыми, т. е. частью «общественных благ» (public goods). В этот перечень начинают постепенно входить и платежные сервисы. Ведь в парадигме безналичного общества гражданин фактически оказывается пораженным в правах, если не имеет возможности открыть банковский счет или совершить платеж. Например, он не может получать зарплату и социальные пособия современным, эффективным образом, то есть – полноценно участвовать в экономических отношениях. Поэтому критическая значимость финансовой услуги становится аналогичной медицинской помощи или общественному транспорту. Недопустима дискриминация по месту проживания, регистрации, гражданству и прочим характеристикам. В безналичном обществе открытие банковского счета становится неотъемлемым правом. Поэтому на том или ином этапе его придется регулировать как социально значимый сервис – по аналогии с услугами здравоохранения, образования и так далее.

Согласно Директиве 2014/92/EC процедуры смены банковского счета не должна превышать

7 рабочих дней

А это значит, что регуляторы меняют свой подход к рынку платежей и начинают изучать опыт других аналогичных отраслей, таких как электронная коммерция, сотовая связь и т. д. И это неизбежно заставляет нас задумываться о том, какой будет структура рынка платежей в будущем.

На примере сотовой связи становится очевидно, что для покрытия рынка достаточно небольшого количества инфраструктурных операторов. Ведь рынок сотовой связи похож на банковский – он олигопольный, а конкуренция может быть ограничена из-за сложностей перехода абонентов от одного сотового оператора к другому. Еще не так давно, если у другого оператора были более выгодные тарифы, чтобы воспользоваться его услугами, неизбежно приходилось менять абонентский номер. А значит, сталкиваться со всеми сопутствующими сложностями – информированием друзей и знакомых, финансовых учреждений, организаций, выдавших абоненту дисконтные карты, и т. п. Все это отрицательно сказывалось на конкуренции – у участников рынка не было стимулов снижать тарифы или инвестировать в инфраструктуру, если они знали, что клиенты никуда от них уйдут. На определенном этапе для снижения барьеров при переходе клиентов от одного оператора к другому некоторые страны начали вводить механизм переносимости мобильных номеров (mobile number portability, MNP): Сингапур – в 1997 г., Австралия – в 2001 г., Бельгия – в 2002 г., Финляндия, Франция и Греция – в 2003 г. Сейчас услуга MNP действует более чем в 70 странах, включая Россию. Ее смысл в том, чтобы потребитель имел возможность сохранить номер телефона при переходе на обслуживание к другому оператору связи. Анализ рынков мобильной связи европейских стран в период 1999–2006 гг. показывает, что введение MNP снизило стоимость услуг на 7,9%.

Девертикализация,  платежи как социально значимая услуга –  последствия для банковского рынка - рис.1

Директива о платежных счетах

Рассмотрим аналогичный механизм для рынка платежей. Регламентация процедуры банковского счета похожа на переезд в новый дом: даже при поддержке профессиональных грузчиков вам придется столкнуться со множеством проблем и уведомлять всех друзей и знакомых о своем новом адресе проживания. В случае, если бы адрес оставался неизменным, не было бы никакой нужды просить почту пересылать письма, перерегистрироваться в органах миграционного учета и так далее. Это было бы проще и для самого гражданина, и для всех этих организаций.

При переходе из одного банка в другой клиент также сталкивается с рядом проблем. Потребителю необходимо написать заявление на открытие нового счета, закрытие старого, потом перенести все длительные поручения и автоплатежи из старого банка в новый, уведомить бухгалтерию на работе и т. п. Неудивительно, что клиенты так не любят менять банк, и это негативно сказывается на конкуренции на рынке.

Европейская Директива о платежных счетах 2014/92/EC от 2014 года регламентирует процедуру перехода клиента из банка в банк. Клиенту достаточно обратиться в новый банк, и дальше процесс идет без его участия. Старый счет закрывается, все входящие переводы перенаправляются по новым реквизитам и так далее. С 2013 года в Великобритании этим механизмом воспользовались более 3,3 млн раз. Аналогичное решение могло бы быть реализовано и в России.

Процедура смены счета (switching service), согласно Директиве 2014/92/EC, представлена на рис. 1.

Согласно Директиве 2014/92/EC процедура смены банковского счета не должна превышать 7 рабочих дней. При этом потребителю достаточно лишь посетить свой новый банк.

В целом регламентация процедуры смены банковского счета – чрезвычайно необычная и инновационная регулятивная практика. В некоторой степени она напоминает смену страховой компании в системе обязательного медицинского страхования в России. Чтобы перейти к другому страховщику, гражданину достаточно обратиться только в страховую компанию-реципиент. При этом понятно, что на рынке счетов внедрение аналогичных механизмов – задача более сложная.

Цель нового европейского регулирования состоит в том, чтобы стимулировать конкуренцию на рынке. Законодатель в данном случае исходит из того, что упрощение смены обслуживающего банка будет способствовать двум целям. Во-первых, потенциально повысится мобильность клиентов. То есть потребителям будет проще воспользоваться более выгодными предложениями на рынке.

Во-вторых, будет работать принцип, известный как fear of switching («страх перехода»). Его суть состоит в том, что участники рынка, осознавая, что потребителям будет просто перейти к конкурентам, не станут этого дожидаться, а заранее начнут снижать стоимость и повышать качество обслуживания. С этой точки зрения, просто наличие специального регулирования для повышения конкуренции не менее важно, нежели то, будут ли потребители новой возможностью пользоваться.

Директива о платежных счетах заимствует регулятивные подходы в других отраслях – например, рынка сотовой связи, электронной коммерции, покупки авиабилетов и т. д. Банковский счет начинает регулироваться как социально значимая, стандартная услуга, вводится дополнительная стандартизация, создаются сайты-агрегаторы условий обслуживания, перехода из банка в банк, в перспективе – реализация переносимости номера счета из банка в банк по аналогии с номером мобильного телефона.

Девертикализация,  платежи как социально значимая услуга –  последствия для банковского рынка - рис.2Уберизация платежного сектора

В 2008 году была создана компания Uber, подарившая миру термин «уберизация». Уберизация стала возможна благодаря развитию цифровых технологий, она отличается меньшими эксплуатационными расходами по сравнению с традиционным бизнесом. Компания Uber стала по существу агрегатором предложений на рынке и позволяет потенциальным пассажирам устанавливать непосредственный контакт с потенциальными поставщиками услуг, минуя посредников.

Схожие вещи происходили в течение многих лет и на других рынках, например: Booking.com и Airbnb.com в интернет-бронировании отелей и жилья, Aviasales.ru в поиске авиабилетов, Яндекс.Маркет – в электронной коммерции.

PSD2 – «служебный вход» к счетам банковских клиентов для третьих сторон

На рынке платежных услуг уберизацию подталкивает внедрение Второй платежной Директивы ЕС (PSD2), когда в Европе будут созданы аналогичные агрегаторы условий обслуживания в банках.

Вторая платежная Директива ЕС № 2015/2366 была принята в ноябре 2015 года, в национальном праве ее положения должны быть реализованы не позднее 13 января 2018 года. Она включает в себя концепцию доступа к счетам (XS2A). Так, PSD2 подразумевает разделение источников фондирования и интерфейсов и вводит понятие информационных посредников и их функционал – Сервисы по инициации платежей (PISP) и Сервисы по агрегации платежной информации (AISP).

Сервисы по инициации платежей играют роль посредника между клиентом и организацией, где у него открыт счет. Фактически они предоставляют интерфейс для составления, удостоверения и передачи распоряжений о переводе денежных средств. Например, потребитель составляет поручение через мобильное приложение, предоставленное PISP, а сервис передает его в банк.

Сервисы по агрегации платежной информации предоставляют более специ-фические услуги. AISP, по поручению и с разрешения клиента, получают в разных банках информацию о счетах, инструментах и услугах потребителя. Далее сервис анализирует данные, и клиенту предоставляется отчет о его персональных финансах, даются рекомендации по более эффективному управлению кредитными лимитами, сбережениями и т. п.

Поскольку издержки потребителя на смену банка довольно велики, у финансового учреждения нет прямых стимулов к разработке удобных и современных способов удаленной передачи распоряжений о переводе средств. Доступ к банковскому счету клиента является ограниченным ресурсом, и банки предсказуемо не хотят предоставлять его третьим сторонам. В таком случае используется регулятивное принуждение, реализованное в положениях Директивы. В частности, держатели источников фондирования будут обязаны предоставлять доступ к информации о счетах клиента (с его согласия) сервисам по инициации платежей и агрегации финансовой информации.

Если в данный момент реализация подобной схемы требует от информационного посредника заключения договора с каждым банком, то после реализации Директивы в национальном законодательстве наличие таких договоров станет необязательным. Фактически банки будут обязаны предоставлять третьим сторонам «служебный вход» к счетам клиентов.

Подобное регулятивное решение простимулирует появление высокотехнологичных посредников, которые будут предоставлять только интерфейсы для управления деньгами, но при этом не будут оперировать собственно денежными средствами. В некоторых странах, в том числе в Великобритании, уже начата работа по разработке единых стандартных протоколов обмена данными между банками и высокотехнологичными посредниками.

«Открытый банкинг» и не только

Банкам придется адаптироваться к новой роли, в том числе – роли провайдеров социально значимых услуг

Перечисленные тенденции, в том числе недостаточная эффективность и конкурентность рынка банковских услуг, заставляют задуматься о том, какое будущее ожидает банки. Уже существует консенсус относительно того, что банки не исчезнут, но их функционал определенно претерпит изменения, во всяком случае, в платежном сегменте.

Платежи становятся социально значимой услугой. Банки, как и мобильные операторы, авиакомпании или сетевые отели, неизбежно теряют индивидуальность, а различия между их услугами постепенно стираются. Банки начинают предоставлять стандартные услуги (в первую очередь банковский счет), и потребители не видят разницы между финучреждениями. Неизбежно возникает вопрос о том, какое количество банков необходимо. На примере сотовой связи мы видим, что достаточно небольшого количества инфраструктурных операторов.

Банкам придется адаптироваться к новой роли, в том числе – роли провайдеров социально значимых услуг. Возможно, что останется и вовсе только один банк. Не обязательно, что этот банк будет коммерческим – им может быть и центральный банк, который и так контролирует межбанковскую платежную систему. Признаемся, что с технической точки зрения это решение вполне возможно. Все счета будут открыты в центральном банке, но интерфейсы к этому счету будут предоставляться информационными посредниками – причем не только стартапами. История показывает, что новые информационные ниши занимают крупные игроки – Яндекс, Google и другие. Это создаст совершенно новые экосистемы, новые интерфейсы и бизнес-модели. Также «схлопывание» банковского рынка снизит значимость карточных платежных систем, которые сейчас являются «связывающим» материалом для большого банковского рынка. Все переводы (во всяком случае, внутри страны) будут внутрибанковскими (а значит, вероятно, быстрыми и в базовой форме бесплатными). Поэтому «открытый банкинг» – это только вершина айсберга изменений, причем изменений захватывающих и чрезвычайно интересных.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube