курс цб на 23.07:
58.9325
68.6623
Лента новостей
ЖУРНАЛ ПЛАС №5

Тестирование процессинговых центров: новые принципы, новый инструментарий

Количество просмотров171 просмотр

Введение новых стандартов тестирования позволит добиться более высокого качест­ва существующих продуктов и услуг, свести к миниму­му риски при внедрении новых и повысить лояльность клиентов

Тестирование ПЦ: первостепенная задача на заднем плане?

В современных реалиях карточного бизнеса функционал процессинговых центров (ПЦ) стремительно расширяется, а сложность доработок и внедрений такова, что отследить потенциально проблемные места на этапе разработки далеко не всегда представляется возможным. При этом, как ни парадоксально, глубина и, что еще более важно, качество тестирования доработок безнадежно отстает от темпов развития ПЦ.

По мнению Александра Петрова, консультанта компании FavorX, и Владимира Григорьева, технического директора компании, сложившаяся ситуация обусловлена самим отношением участников рынка к тестированию, которое не представляется им первостепенной задачей. В целом в России культура тестирования пока еще не развилась, и многие владельцы процессинговых центров считают это направление лишь бессмысленной тратой  финансов и неоправданными трудозатратами, считая, что им с легкостью можно пренебречь. У них пока еще не появилось твердое осознание того факта, что процесс тестирования не менее важен, чем процесс разработки, и требует достаточного количества времени и средств.
Однако помимо психологического фактора здесь существуют и вполне объективные проблемы, связанные с тестовой средой и наличием адекватного инструмента для проведения полномасштабного и качественного тестирования. Среди них можно выделить следующие:

  • Отсутствие единого систематизированного подхода к процессу тестирования.
  • Существующие тесты не покрывают всего функционала, предоставляемого банками своим клиентам в рамках карточных программ.
  • Доступные средства тестирования не позволяют создать необходимые условия для проверки штатной работы и/или нештатных ситуаций в ПЦ.
  • Разрозненность инфраструктуры приводит к невозможности автоматизировать процесс тестирования.

41Все перечисленные моменты в тех или иных сочетаниях присутствуют практически в каждом российском процессинговом центре.

С существующим положением вещей трудно смириться, поскольку организационные пробелы в работе ПЦ сказываются не только на качестве предоставляемых услуг, но и на репутации владельца ПЦ. Учитывая, что процессинговый центр, будь то in house процессинг банка-спонсора или ПЦ независимого процессора, предоставляет услуги конкретным кредитным учреждениям, репутационные и финансовые риски несут и эти банки.

В настоящей статье предпринимается попытка обратить внимание участников рынка на необходимость изменения сложившейся  ситуации, рассмотреть наиболее распространенные и доступные сегодня методы тестирования ПЦ, а также провести их сравнительный анализ.

Существующие инструменты тестирования

Необходимо признать, что тестирование в российских процессинговых центрах должным образом не проводится

В процессинговых центрах, как правило, проводятся три основных вида тестирования:

  • функциональное;
  • регрессионное;
  • нагрузочное.

При этом используются следующие инструменты тестирования:

  • симуляторы (эмуляторы) платежных систем (Visa, Mastercard, UnionPay);
  • самописные  скрипты на самых разных языках программирования;
  • реальные устройства (POS-терминалы, ATM, различные шлюзы);
  • симуляторы (эмуляторы) независимых производителей.

Существенным достоинством эмуляторов платежных систем являются четкие требования, предъявляемые при тестировании как к эквайерам, так и к эмитентам, а также наличие подробной документации и специализированных служб поддержки.

К недостаткам этих инструментов можно отнести односторонность тестирования, когда проверяется лишь часть функциональности ПЦ, тогда как ПЦ может взаимодействовать с несколькими платежными системами и различными типами устройств, таких как банкоматы, POS-терминалы, а также разнообразные платежные шлюзы.

Не учитываются при применении эмуляторов платежных систем и особенности конкретного ПЦ, когда по договоренности с платежной системой в нем могут использоваться схемы, отличающиеся от общепринятых.

Также возможны сложности при настройке таких решений, связанные с тем, что у каждого эмулятора свой интерфейс, настройки и особенности. Все это приводит к повышению трудозатрат и возможным ошибкам при работе.

Следует также помнить, что подобное ПО, учитывающее конкретные нужды конкретного ПЦ, может просто отсутствовать на рынке.

К преимуществам самописных  скриптов относятся многообразие и гибкость в создании новых скриптов, а также ориентированность вновь создаваемых скриптов на специфику задач конкретного ПЦ.

В то же время они имеют такие недостатки, как:

  • сложность изменения динамических данных;
  • необходимость изучения языков написания скриптов;
  • сложность поддержания скриптов в актуальном состоянии.

Неоспоримым достоинством использования для тестирования ПЦ реальных устройств является реалистичность и достоверность проводимых тестов. Однако они не позволяют воспроизводить при тестировании большое количество возможных в реальной жизни ситуаций.

Эмуляторы независимых производителей, с одной стороны, ориентированы на задачи конкретного заказчика и отличаются широкими возможностями поддержки. С другой стороны, их использование подразумевает аутсорсинг со всеми вытекающими рисками. Кроме того, независимый производитель далеко не всегда вызывает доверие потенциального заказчика.

Недостатки практикуемых сегодня тестов

Помимо рассмотренных недостатков существующих инструментов тестирования проводимые в настоящее время тесты в ПЦ сами по себе также характеризуются целым рядом негативных моментов.

Так, например, тестируется работоспособность только тех исправлений, которые в ближайшее время планируется внедрить.

Функционал проверяется лишь отчасти, и тем самым не выявляются ошибки, внесенные при внедрении нового сервиса или новых доработок. В свою очередь, это приводит к бесконечному процессу выявления и устранения, по сути, одних и тех же ошибок.

Еще одна характерная ошибка – тестирование проводится сразу на производственной системе. Такой подход является самым нежелательным, поскольку очевидно: в этом случае ни о заботе о клиентах ПЦ, ни о репутации самого ПЦ речи быть не может. В то же время с точки зрения ПЦ тестирование на промышленных объемах является самым эффективным и достоверным методом. Однако слишком частое его использование в перспективе может завершиться нежелательными кадровыми решениями для сотрудников ПЦ.

Зачастую тестирование проводится только на реальных устройствах, потому что так считается надежнее. Сторонники такого подхода ратуют за достоверность и надежность получаемых данных. Тем не менее, здесь кроются два существенных недостатка:

  • периодически приходится сталкиваться со сложностью подключения и настройки реального устройства, потому что на устройстве также может проводиться тестирование его собственного ПО;
  • невозможность эмулирования большого ряда ситуаций, которые при определенных условиях возникают в жизни, но в силу ряда причин не могут быть воспроизведены в лабораторных условиях.

42Даже при их совокупном использовании перечисленные подходы не приведут к желаемому результату – надежной и в высокой степени безошибочной работе ПЦ, поскольку на их основе невозможно выстроить системный подход – самое главное условие эффективного тестирования.

Новый подход к тестированию – FrontEnd Testing System от FavorX

Новые требования к работе ПЦ выдвигают и новые требования к тестированию. Основными задачами, которые должны быть решены в процессе тестирования ПЦ, являются:

  • безошибочная работа всех систем ПЦ – как по отдельности, так и в целом;
  • требуемый уровень отказоустойчивости систем ПЦ независимо от количества установленных доработок или новых сервисов;
  • высокая скорость тестирования всех систем ПЦ как одного целого;
  • поддержание базы с тестами и их легкая адаптация к периодическим изменениям в работе ПЦ.

43Очевидно, что выполнение перечисленных задач возможно лишь при интегрировании всех применяемых подходов в едином программном комплексе, поскольку ПЦ при тестировании должен рассматриваться как одно целое.

Подобный программный комплекс должен соответствовать следующим требованиям:

  • поддержка всех без исключения используемых в ПЦ форматеров;
  • поддержка базы с тестами, включающими как простые случаи, так и все имевшие место прецеденты;
  • возможность быстрого создания новых и редактирования имеющихся тестов;
  • обязательная поддержка соответствия программного комплекса в плане меняющимся требованиям платежных систем или бизнес-задач.
Комплекс FrontEnd Testing System объединил в себе самые сильные стороны существующих инструментов тестирования

Несмотря на то, что такие программные комплексы уже разработаны и существуют, широкому кругу ПЦ они сегодня пока еще неизвестны и поэтому практически не используются. Между тем именно недостаточное внимание к проблемам тестирования, неудовлетворительная гибкость существующих средств тестирования, осознание необходимости привести процесс тестирования к единому знаменателю и вывести его на качественно новый уровень привели к созданию программного комплекса FrontEnd Testing System компании FavorX. При его создании разработчики постарались объединить самые сильные стороны существующих инструментов тестирования. При этом комплекс не является конечным продуктом с фиксированным количеством возможностей. Это очень гибкая система, которую за счет постоянной поддержки со стороны FavorX можно настроить под актуальные задачи и потребности каждого конкретного ПЦ.

Необходимо признать, что тестирование в российских процессинговых центрах должным образом не проводится, и актуальность поднятой в статье проблемы будет только усиливаться из года в год. Для изменения ситуации необходимо менять само отношение к тестированию в ПЦ. В том числе стандарты такого тестирования должны быть едиными и общепринятыми независимо от местонахождения конкретного ПЦ и его масштаба. Без сомнения, введение новых стандартов тестирования является вполне выполнимой задачей. Это поможет добиться более высокого качества продуктов и услуг, свести к минимуму риски при внедрении новых продуктов и повысить лояльность клиентов.





В рубриках:
ЖУРНАЛ ПЛАС №5
Форум экспертов
InfoWatch: более 90% утечек информации связаны с компрометацией персональных данных
Аналитический центр ГК InfoWatch представил обзор утечек пользовательских данных, которые граждане добровольно передают коммерческим организациям для получения услуг.
21 июля 2017 15:25
Электронные банковские сервисы: эволюция в ОАЭ
Президент Gemalto по решениям для банковской отрасли и индустрии платежей в регионе CISMEA Эрик Клаудел (Eric Claudel) рассказал об эволюции электронных банковских сервисов в ОАЭ.
14 июля 2017 12:33
Как обезопасить банковские онлайн-сервисы будущего?
Согласно новому исследованию "Цифровые банковские услуги полностью вытеснят физические отделения к 2021 году", у клиентов существует немало опасений относительно использования онлайн банковских сервисов. 
13 июля 2017 12:36