20 июня 2017, 14:00
Количество просмотров 493

В сухом остатке. Тренды российского рынка: что показывают жизнь и июньский ПЛАС-Форум?

Кухонных майнеров нужно срочно лечить? Биометрия – вечно «пилотируемая» технология? Будущее банковского сектора в девертикализации? Кибербезопасность – от WannaCry до «прямого диспенса»
В сухом остатке. Тренды российского  рынка: что показывают жизнь и июньский ПЛАС-Форум?

Ключевым событием июня как для индустрии в целом, так и, конечно же, для нашего издания, традиционно выступает ПЛАС-Форум «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи». Этот год не стал исключением. Учитывая, что данное мероприятие в своей конференциальной и выставочной части  отражает практически все бизнес- и технологические тенденции рынка, мы попытались вместе с нашими внешними экспертами выделить самые значимые моменты, которые помог выявить июньский Форум 2017.

Кухонных майнеров нужно срочно лечить?

Прежде чем перейти к рассмотрению ключевых трендов, наглядно проявившихся на Форуме, хотелось бы обратиться к такой популярной сегодня уже практически во всех кругах государственной власти, бизнеса и населения теме, как криптовалюта и, в особенности, майнинг как таковой.

Тем более что и участники ПЛАС-Форума уделили данной проблематике заметное место в своих выступлениях и дискуссиях. Однако сейчас речь пойдет несколько об ином. Как известно, любое значимое в экономике, бизнесе и общественной жизни явление может иметь свою обратную сторону. И очень часто по-настоящему интересные модели и технологии становятся инструментами примитивных спекуляций, единственной целью которых являются «быстрые деньги» для  инициаторов тех или иных афер, но ни в каком случае – той части общества, которая поддалась красноречивым заверениям в абсолютной эффективности очередного «инновационного чуда». Так было в эпоху американской Золотой лихорадки, когда львиную долю прибыли от ажиотажа получили продавцы лопат и прочего горнодобывающего инвентаря, а также виски, винтовок и патронов, а отнюдь не сами «золотодобытчики», большинство из которых в лучшем случае сделались банкротами… Чтобы далеко не ходить за примером, вспомним, что именно так было и в России – в недалекую эпоху МММ, схему которой, судя по происходящему, сегодня явно пытаются реанимировать на новом, технологичном уровне. Иначе чем можно объяснить наблюдаемый среди наших граждан ажиотаж с «кухонным майнингом» криптовалюты, закупками в промышленных масштабах примитивных видеокарт по спекулятивным ценам и прочие признаки, полностью попадающие под определение «криптолихорадки»? Важно понимать (а при необходимости – напоминать об этом обществу со стороны государства и бизнеса), что криптовалюта – скорее всего, абсолютно перспективное направление, но при этом  весьма сложное по многим азимутам, и безусловно требующее прежде всего четкой регуляторики, без которой речь может идти только о надувании мыльных пузырей. Последние, как известно, имеют обыкновение лопаться, оставляя доверчивых апологетов майнинга (которых уже поспешили окрестить «криптолохами») банкротами, а расчетливых продавцов решений для «домашних ферм» – изрядно разбогатевшими и готовыми к новым аферам. Поэтому необходимо всеми средствами доносить до российского общества, что без прозрачного законодательства, команды опытных аналитиков и миллиардных финансовых ресурсов вход в эту «компьютерную игру» открыт только на уровне «жертва».

В сухом остатке. Тренды российского  рынка: что показывают жизнь и июньский ПЛАС-Форум? - рис.1Поводы для осторожного оптимизма?

Ну а теперь вернемся к тем трендам, которые обозначил июньский ПЛАС-Форум.

По наблюдениям наших внешних экспертов, еще два года назад, вплоть до прошлогоднего мероприятия, делегаты интересовались решениями, которые помогут сохранить текущую инфраструктуру обслуживания, но отнюдь не развивать ее – именно такие приоритеты диктовали тогда текущие экономические условия. В прошлом году ситуация впервые с начала кризиса изменилась, дав повод для осторожного оптимизма: посетители выставки июньского ПЛАС-Форума начали проявлять внимание к тем продуктам, технологиям и сервисам, которые позволяют так или иначе перейти от тактики «выживания» к умеренному инфраструктурному развитию, а также получению дополнительной прибыли. Как показал Форум «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2017», в этом году эта, безусловно, позитивная тенденция стала еще нагляднее.

Характерно, что само посещение делегатами стендов выставочной части ПЛАС-Форума по сравнению с предыдущими годами стало гораздо более избирательным и таргетированным. Представители банков и иных бизнес-структур выделяют конкретные часы для того, чтобы встретиться с существующими и потенциальными партнерами, прослушать конкретные презентации, посмотреть конкретные решения и вернуться к текущим делам. «Свободного» времени у делегатов стало заметно меньше, зато их интерес к экспонируемым решениям и конкретным выступлениям стал гораздо конкретнее и предметнее.

По мнению экспертов, показательным был и всегда полный зал конференции Форума. Аудитория буквально впитывала в себя почти каждое выступление, опасаясь пропустить что-то важное. О чем это говорит? В первую очередь – о том, что специалисты уходят сегодня от необходимости глубоко вникать в какие-либо сугубо технические детали, поскольку изменился сам состав аудитории Форума. А именно, заметно повысилась доля представителей бизнес-подразделений, непосредственно принимающих решения. Эта аудитория ждет прежде всего представления и разбора конкретных бизнес-кейсов, для того чтобы понять, как то или иное решение или устройство может быть применимо в повседневном бизнесе их структур, либо оптимизировав процессы, либо сделав их более доходным. И только после того, как они воспримут конкретный бизнес-кейс, такие делегаты уже пытаются «примерять» к нему то или иное оборудование, интересуясь техническими деталями представленных решений.

POS-терминальный рынок: что показала выставка?

Безналичные платежи начинают активнее мигрировать из сегмента стационарных устройств

в сегмент мобильных

Эти тренды характерны для практически любого направления, но особенно четко проявили себя в сегменте POS-терминальных решений, максимально широко представленного на выставке ПЛАС-Форума. Интересно, что именно здесь кроме мировых грандов – Verifone и Ingenico – можно было встретить стенды практически всех «азиатских» игроков, которые сегодня так или иначе претендуют на долю российского рынка, занимаемую двумя традиционными лидерами индустрии из Европы, которые, конечно же, также были представлены на выставке. Насколько суждено сбыться этим амбициозным планам, покажет время, однако сам факт, что те же китайские вендоры POS-терминалов начинают пристально смотреть на внешние рынки, включая Россию, даже при том, что ее потенциал в разы уступает рынку КНР, уже свидетельствует о многом.

Если говорить о технологических трендах, стоит отметить: как показала выставка ПЛАС-Форума 2017, безналичные платежи начинают активнее мигрировать из сегмента стационарных устройств в сегмент мобильных. Так, многие виды платежей сегодня становятся «телефонными», о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что уже до 10% всех наших покупок мы совершаем, находясь в транспорте. Очевидно, что стремительное развитие таких сервисов, как Apple Pay, Samsung Pay и недавно пришедший в Россию Android Pay, немало способствует дальнейшему развития этой тенденции. Показательно, что в ходе своего выступления на конференции ПЛАС-Форума глава НСПК Владимир Комлев заявил о конкретных планах по подключению к одному из данных сервисов карт национальной платежной системы «Мир».

Также эксперты отмечают растущую популярность решений в сегменте платежей с использованием QR-кода и штрих-кода. При этом показательно, что прежние споры о том, выдержит ли технология NFC конкуренцию со стороны этих более дешевых решений, уже не актуальны. Сегодня эти технологии существуют параллельно, каждая в своем сегменте, эффективно дополняя друг друга.

Биометрия – вечно «пилотируемая» технология?

Как показал нынешний Форум, в индустрии продолжается активное обсуждение применения биометрической идентификации, включая такие новые перспективные технологии, как идентификация по лицу и голосу, которые отличаются сравнительной простотой с точки зрения инфраструктурных решений. Впрочем, все они пока по-прежнему рассматриваются исключительно в качестве дополнительного фактора идентификации клиента вкупе с основным, которым по-прежнему выступают ПИН-код, пластиковая карта, мобильное устройство и т. д.

В сухом остатке. Тренды российского  рынка: что показывают жизнь и июньский ПЛАС-Форум? - рис.2В то же время нельзя не отметить, что на пути практического внедрения биометрической идентификации существует масса препятствий, которые до сих пор не позволяют реализовывать такие проекты в широком масштабе. Первое из них – необходимость задействовать огромные базы данных, в которых будет храниться и обрабатываться такой контент, занимающий, в отличие от карточных реквизитов, огромные объемы. В рамках пилота это обстоятельство еще не столь критично, однако при массовых инсталляциях оно может оказаться фатальным. Очевидно, что любое решение должно быть масштабируемым, а на сегодняшний день существующие биометрические пилоты больше нацелены на апробацию технологии, чем на охват сколько-нибудь широкого сегмента рынка. Что касается идентификации по лицу, то она, в частности, сильно повышает и требования к каналам связи.

Кроме того, учитывая необходимость реализации связки технологии биометрической идентификации и стандартного кассового устройства, установленного в торгово-сервисном предприятии, с последующей сертификацией, широкое распространение таких проектов будет сдерживаться и более чем прохладным отношением к ним со стороны производителей кассового оборудования и самих ритейлеров. Очевидно, что ни те, ни другие не пожелают идти на серьезные дополнительные расходы без возможности быстро компенсировать их за счет дополнительной прибыли.

На этом фоне возникает вопрос – а есть ли вообще у биометрии реальные перспективы войти в число действительно массовых технологий идентификации в обозримом будущем?

Импортозамещение в действии

Еще один тренд, нашедший широкое отражение на ПЛАС-Форуме – импортозамещение. На выставке «НоваКард» представил новую карту «Мир» с чипом ПАО «Микрон», а «Розан Файнэнс» – первый отечественный биометрический форм-фактор. Несмотря на очевидные результаты правительственной программы поддержки импортозамещения, которая не только позволяет развивать высокие технологии, но и призвана обеспечивать банки доступными чипами, некоторые эксперты обращают внимание: эта инициатива носит не коммерческий, но ярко выраженный дотационный характер. Возникает вопрос – как долго еще продержится эта схема, и будут ли у государства средства на ее развитие и в дальнейшем, если, например, вновь возникнут серьезные проблемы с курсом рубля. Ответа на него по понятным причинам сегодня нет ни у кого.

Укрупнение продолжается

В свою очередь, в самих банках продолжает идти укрупнение, в результате которого основная часть клиентов начинает концентрироваться в первой двадцатке. При этом нет никаких гарантий, что эти банки успевают их «задействовать» без понижения качества обслуживания. Наряду с рядовыми клиентами в банки топ-20 мигрирует и VIP-сегмент. После ряда резонансных отзывов лицензий клиенты заботятся сейчас не о максимальных процентах, но о сохранении накопленного, и поэтому готовы за меньший интерес размещать свои средства в более стабильных и, соответственно, более прогнозируемых структурах.

Будущее банковского сектора в девертикализации?

Стоит коснуться и глобальных трендов и прогнозов, которые были освещены на Форуме и вызвали широкий интерес его участников, поскольку в полной мере могут быть применимы и к России. Так, по мнению Виктора Достова, председателя Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов, основной тенденцией последнего времени является коммодизация значительной части банковских услуг. Платежные услуги превращаются в стандартизованный сервис, примерно одинаковый у всех банков. Платежи уже фактически обрели статус социально значимой услуги, соответственно, подход к их регулированию должен быть пересмотрен. Примером является опыт регулирования деятельности операторов сотовой связи (введение механизма «переносимости» номера мобильного телефона при переходе абонента к другому оператору), результатом которого стало добровольное снижение операторами тарифов на услуги связи. Аналогичного эффекта удалось добиться западноевропейским регуляторам в отношении банков: после анонсирования Директивы о базовых платежных счетах (2014/92/EU), в которой регламентируется переход клиента из банка в банк, тарифы за обслуживание счетов снизились. К 2018 году Еврокомиссия планирует изучить целесообразность внедрения механизма переносимости банковского счета. Если сегодня клиенту нужен сильный повод, чтобы принять решение уйти в другую кредитную организацию, то с появлением подобного механизма для такого шага ему потребуется гораздо меньше мотиваций, так как сам процесс станет намного проще.

Вторым важным трендом была названа т. н. уберизация. По его словам, суть модели Яндекс.Такси, Uber и пр. инновационных бизнес-моделей даже не в посредничестве, а в разрушении вертикальных холдингов. Похожие примеры есть и в других отраслях – Booking.com, Aviasales.ru, Яндекс.Маркет. Аналогичные агрегаторы условий обслуживания в банках будут созданы в Европе после принятия Директивы о базовых платежных счетах (2014/92/EU). Принципиально важным моментом Второй платежной директивы (PSD2) является концепция, согласно которой банки будут обязаны предоставлять третьим сторонам-посредникам доступ к счетам клиентов (с их согласия), будет разработан стандарт универсального банковского открытого API, при этом посредники не будут обязаны заключать договор с банком. Таким образом, деньги в банке будут принадлежать клиенту.

Не исключено, что через 10 лет в РФ останется только один банк и множество связанных с ним платежных сервисов

Также В. Достов предположил, что банковская сфера до сих пор является малоэффективной, а технологический прогресс уменьшает потребность в большом количестве банков, при этом операторы ЭДС могут хранить более 100 млн записей о клиентах. Не исключено, заявил В.  Достов, что через 10 лет в России останется только один банк – и множество связанных с ним платежных сервисов. По его словам, скорее всего, это будет Банк России. Подробнее читайте статью в этом номере «ПЛАС».

Кибербезопасность – от WannaCry до «прямого диспенса»

Широкое освещение на Форуме получили и новые вызовы в области безопасности. В частности, Павел Ревенков, зам. начальника Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Главного управления безопасности и защиты информации Банка России, говоря о недавней эпидемии вируса-шифровальщика WannaCry, заметил, что, по статистике, злоумышленниками было заражено в мире более 410 тыс. различных устройств и систем, хакерам удалось получить денежные средства пострадавших пользователей в размере, превышающем 120 тыс. долл. США. Что касается кредитно-финансовой сферы Российской Федерации, по информации, полученной Центром, пострадало всего 7 банкоматов (!). Операционные системы банкоматов были благополучно переустановлены, иных потерь нет.

Здесь нельзя не отметить, что в целом ситуация с кибербезопасностью устройств банковского самообслуживания обстоит в РФ не столь благополучно. За 2014–2016 гг. на территории Российской Федерации произошло более сотни инцидентов атак типа «прямой диспенс» на банкоматы в двух десятках банков. Ряд банков подвергся повторяющейся серии атак, поскольку у них не хватило ресурса оперативно реализовать контрмеры на территориально распределенной сети устройств. Подобное стало возможным во многом вследствие отсутствия внутреннего контроля за использованием ПО на устройствах самообслуживания.

По мнению экспертов, несмотря на заоблачный уровень киберпреступности, соответственно высокий уровень технологичности современных средств защиты от угроз позволяет банкам обеспечить высокий уровень защищенности банкоматов при поддержании столь же высокого уровня клиентской доступности сети устройств самообслуживания. Этим вопросам посвящена рубрика «Круглый стол» настоящего номера «ПЛАСа», на страницах которой своим видением проблемы и способов ее предотвращения поделились, в том числе, представители ведущих мировых банкоматных брендов.

Вместе с другими актуальными темами этот вопрос будет также обсуждаться на 9-м Международном ПЛАС-Форуме «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2017», который состоится 4–5 октября 2017 года в московском КВЦ «Сокольники».

Не забывайте, мы всегда с Вами!

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube