1 августа 2017, 11:18
Количество просмотров 490

Финтеху на заметку: сколько стоит платежная инфраструктура

Финтех-сообщество изобилует новыми идеями. Множество технологий, стартапов, инструментов ищут инвестиций, партнеров, единомышленников для создания принципиально нового, лучшего платежного решения, в том числе избавляющего участников рынка от необходимости нести затраты, связанные с interchange. К сожалению, зачастую инициаторы таких концепций просто не слишком хорошо понимают, как устроена платежная инфраструктура, и не знают всех участников данной экосистемы, что приводит лишь к бессмысленному расходу ресурсов в тех направлениях, которые изначально бесперспективны.
Финтеху на заметку: сколько стоит платежная инфраструктура

На этом фоне автор настоящей статьи считает небесполезным подробно рассмотреть, как функционирует современная платежная инфраструктура, включая факторы ценообразования, взаимосвязи ее участников и т. п. Надеемся, что это поможет разобраться, какие препятствия придется преодолевать новому сервису, для того чтобы реализоваться, и одновременно найти объективный ответ на вопрос, продолжающий волновать многие структуры: для чего именно нужен interchange?

[caption id="attachment_388330" align="alignright" width="336"]Финтеху на заметку: сколько стоит платежная инфраструктура - рис.1 Павел Рево,
вице-президент, начальник управления электронной коммерции банка «Открытие»[/caption]

Итак, начнем с количественных показателей. Современная российская платежная инфраструктура представляет собой совокупность следующих составляющих:

  • более 100 процессинговых центров
  • свыше 100 бесперебойных каналов связи между процессингами и авторизационными центрами платежных систем, которые требуют настройки
  • более 100 млн плательщиков
  • несколько десятков тысяч интеграций с финансово-учетными системами
  • более 1,5 млн POS-терминалов (средняя стоимость одного устройства – 20 тыс. руб.)

На POS-терминальной сети стоит остановиться подробнее. В России, как правило, POS-терминальное оборудование безвозмездно передается торгово-сервисным предприятиям эквайрерами (которые несут расходы на его обслуживание и включают в себестоимость эквайринговых услуг), чуть реже оборудование покупается самим мерчантом или сдается в аренду мерчанту эквайрером либо сервисной компанией. При этом поддержку оборудования берет на себя эквайрер, однако при выходе на рынок нового платежного инструмента эквайреру невыгодно его поддерживать. В этом случае его поддержку приходится лоббировать платежной системе (как мы наблюдаем с картой «Мир») или самому создателю этого инструмента (как это было с недавними смартфонными NFC). Последний будет вынужден оплачивать обновление терминалов у крупных эквайреров и мерчантов. Сумма расходов на апгрейд может оказаться внушительной с учетом того, что стоимость поддержки одного терминала составляет порядка 5000 руб. в год.

Стоимость POS-терминального парка в РФ – порядка 30 млрд руб., еще 7,5 млрд в год тратится на поддержку

Итак, с учетом уже упомянутого показателя в 1,5 млн терминалов, установленных на территории РФ, можно подсчитать, что суммарная стоимость POS-терминального парка составляет порядка 30 млрд руб., при этом еще 7,5 млрд в год тратится на их поддержку. Собственно, амортизация и поддержка POS-терминалов традиционно является одной из основных расходных статей эквайреров.

Продолжаем анализ составляющих платежной инфраструктуры:

  • более 200 млн средств авторизации (стоимость выпуска одной карты в зависимости от поставщика, технологий и объема составляет от 0,5 до 3 долл. США);
  • свыше 100 средств дистанционного управления счетом в виде систем мобильного и интернет-банка. Всем известно, что каждому эмитенту необходимо поддерживать эти сервисы, которым сегодня уже следует обладать значительным набором функциональности для удовлетворения потребностей клиентов. Существуют типовые решения, но сложность их внедрения высока из-за необходимости интеграции с внутренними информационными системами. Этот момент тоже является одним из наиболее расходных для эмитентов;
  • порядка 200 тыс. банкоматов. Расходы на обслуживание одного банкомата составляют порядка 200–300 тыс. руб. в год. Примерно во столько же оценивается стоимость отвлеченных средств в терминале банковского самообслуживания. Расходы банков на комиссии МПС составляют порядка 0,1% от указанного оборота;
  • более 1 млн договоров с мерчантами;
  • размер interchange fee варьируется от 0 до 2,1% от суммы транзакции. Общая сумма interchange, получаемого эмитентами за год, составляет порядка 120 млрд руб. (или 100 млрд руб. в год с учетом комиссий, выплачиваемых платежным системам);
  • комиссия платежных систем: МПС – 0,35%, национальная ПС «Мир» – 0,15%, себестоимость Р2Р переводов – 0,15% и 15 руб. за каждую операцию (комиссию можно посчитать из мануалов платежных систем, исходя из среднего чека примерно в 1000 руб., сложив комиссии эквайрера и эмитента). Общие расходы банков на выплату комиссий МПС на текущий момент составят 35 млрд руб. на розничный оборот, 25 млрд руб. – на снятие наличных. И еще порядка 30 млрд руб. в год – за осуществление трансграничных операций;
  • розничный товарооборот в РФ достиг 28 трлн руб. в год, оборот в торгово-сервисной сети по картам составляет 10 трлн руб., на снятие наличных приходится 27 трлн руб., согласно официальной статистике ЦБ РФ;
  • суммарный объем кэшбеков в РФ составляет более 30 млрд руб в год.
Финтеху на заметку: сколько стоит платежная инфраструктура - рис.2

Итак, вы финтех-стартап и разработали новый платежный инструмент. А основная проблема любого нового платежного инструмента заключается в том, как именно его пополнять.

На текущий момент основной источник дешевого пополнения счетов – зарплата. Относительно недорогой способ – ввод денежных средств с помощью Р2Р-переводов (себестоимость для эквайрера – 0,3%, столько же потребуется эмитенту, который является эквайрером, и 0,7%, если эмитент будет пользоваться услугой пополнения у другого банка-эквайрера). Пополнение посредством чужой сети банкоматов или розничной сети будет стоить эмитенту 0,7% от оборота. Кстати, именно interchange позволяет частично компенсировать эти затраты, давая пользователю возможность бесплатного выбора.

Если создавать новый платежный инструмент, который будет привязан к личному счету розничного клиента, то необходимо понимать, за счет какой технологии будет осуществляться «подключение» к этому счету. Поскольку во всех банках большое многообразие таких систем и их настроек, каждый банк прекрасно знает свой ИТ- «огород», то внедрение такого решения будет чрезвычайно затратным.

Финтеху на заметку: сколько стоит платежная инфраструктура - рис.3Давайте рассмотрим гипотетическую новую платежно-расчетную инфраструктуру. Исключим самый экзотический вариант – когда все счета физических и юридических лиц будут насильно помещены в единую систему – хотя бы потому, что в этом случае речь уже не будет идти о банковской системе в ее существующем понимании. Таким образом, останутся эмитенты – банки, выпускающие платежное средство, и эквайреры – банки, принимающие платежные средства, при этом расчетные счета физических и юридических лиц останутся в своем любимом привычном банке с уютным знакомым ДБО и менеджером Анечкой с приятным голосом.

Для новой системы потребуется задублировать все информационные каналы связи, а также построить сверки расчетов.

Потребуется оборудовать каждый банк новым процессингом или его аналогом, при этом стоимость ПЦ может составлять от 200 тыс. евро.

Потребуется эмитировать и раздать более 100 млн платежных инструментов, при этом необходимо будет еще научить массового клиента (более 100 млн человек) ими пользоваться.

Торгово-сервисные предприятия должны будут оборудовать все свои 1,5 млн пунктов оплаты новой технологией авторизации и при этом интегрировать свои финансово-учетные системы с системами банков. Не забудем и о том, что новое платежное средство должно будет пройти многолетнее испытание на устойчивость к мошенничеству и надежность.

Таким образом, на текущий момент встает вопрос: или использовать существующую инфраструктуру, или создать альтернативную, которая будет более эффективной. Однако необходимо учитывать, что новый инструмент в любом случае должен будет поддерживаться текущей инфраструктурой.

Банкоматная сеть – 200 тыс. устройств в РФ, при этом, как мы уже говорили, расход на каждое устройство составляет 200–300 тыс. руб. в год, отвлеченные средства оцениваются аналогичной суммой (суммарно более 500 тыс. руб. на банкомат). Следовательно, вся банкоматная сеть обходится банкам РФ в 100 млрд руб. При этом расходы на комиссии МПС (0,1% от суммарного объема операций снятия наличных, оцениваемого в 27 трлн рублей в год) составят еще чуть более 25 млрд руб.

Банковская система ежегодно платит 125 млрд руб. только за наличное наследние – больше, чем весь interchange

Таким образом, банковская система ежегодно платит 125 млрд руб. только за наличное наследие, что больше, чем весь собираемый банками interchange. И поэтому возникает вполне логичный вопрос – кто захочет компенсировать расходы на эту сетку, если исчезнет доход от interchange. Скорее всего, банки начнут тарифицировать снятия наличных или отказываться от банкоматов, что неизбежно приведет к оттоку средств из безналичного оборота.

Для меня проблема перевода оборотных средств в «безнал» и избавление от дорогостоящей сетки выглядит более приоритетной задачей, и я уверен, что не одинок в своей оценке.

Если же вспомнить здесь о нашумевшей технологии Direct Debit, то, конечно, можно предложить дополнительно выпустить к каждому открытому карточному счету карту «Мир» с нулевым interchange. Только сначала нужно спросить, кто конкретно будет финансировать функционирование всей инфраструктуры.

Надеюсь, что приведенные здесь цифры и описание состава платежной инфраструктуры позволят направить энергию финтех-сообщества в правильное русло и оценивать платежные рынки и технологии, запущенные в других странах, не только схемой движения средств и авторизационных запросов, а стоимостью всей инфраструктуры, стоимостью операций для каждого участника, учитывая специ-фику ценообразования, а также ставя перед собой вопрос: кто будет инвестировать средства на распространение, адаптацию и эксплуатацию «нового, лучшего» решения.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube