курс цб на 24.11:
58.4622
69.1783

Наличное денежное обращение в России. Заметки на полях октябрьского ПЛАС-Форума

1 октября 2017 10:08 Количество просмотров835 просмотров

Не будет преувеличением утверждать, что одним из самых ярких событий октября уже девятый год выступает ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО». Какие тенденции он отразил в этом году? Что вообще происходит сегодня на рынке наличного денежного обращения, и как чувствуют себя его участники?

Плоды консолидации?

Начнем с общих, но весьма показательных моментов. Как отмечают участники октябрьского ПЛАС-Форума, в этом году рекордные 1400 делегатов были фактически равномерно распределены между залом конференции и выставкой, при этом менеджерам на стендах фактически некогда было отойти на обед. Характерно, что интерес посетителей был более чем предметным.

О чем говорят эти, без сомнения, позитивные факты? По мнению экспертов, в первую очередь о том, что, несмотря на всю сложность ситуации, включая продолжающуюся санацию банковского рынка, процесс объединения банковских структур и наблюдаемая вертикализация рынка дают тем его участников, которые сумели консолидироваться, определенную перспективу. И, что особенно важно, возможность планировать свое дальнейшее развитие.

Одновременно укрупняется инфраструктура обслуживания, с ростом банкоматных и POS-терминальных сетей растут и требования к оборудованию, к программным решениям и системам управления этими сетями. А пестрый «зоопарк» унаследованного оборудования новые владельцы – крупные структуры – стремятся унифицировать и «пакетизировать» путем закупок более современных решений.

АДМ – в поисках апробированной бизнес-модели

Еще одна важная деталь Форума, отмеченная экспертами, – растущий с каждым годом уровень представленности ритейла на этой площадке. Последнее неслучайно: розничная отрасль – в числе основных потребителей услуг наличного денежного обращения. Как показало мероприятие, сегодня одним из ключевых трендов является все более широкое внедрение услуг самоинкассации на базе АДМ. В то же время, несмотря на свою очевидную востребованность, данная бизнес-модель находится пока в стадии пилотирования. Участники рынка заняты прежде всего поиском оптимального решения, поскольку единого подхода к применению АДМ пока еще не выработано. Основная трудность на этом пути – сбалансировать интересы ритейлеров, которых в  самоинкассации привлекает прежде всего скорость зачисления наличной выручки на счет, инкассаторских компаний, которые заинтересованы в максимальной оптимизации графика и минимизации количества выездов на точку, и, наконец, банков. Последних по понятным причинам интересует сокращение своих затрат, связанных со значительными отвлеченными суммами наличных, размещаемых в АДМ. Очевидно, что такие проекты интересны им только в том случае, когда доход от них заметно превышает эти затраты. При этом необходимо помнить, что в разных российских регионах этот баланс может быть очень разным.

Несмотря на перечисленные трудности, рынок АДМ активно формируется, и апробированная модель, устраивающая всех его участников, может появиться в России уже через один-два года.3

Вертикализация рынка инкассации

Если же говорить о российском рынке инкассации, то, по мнению экспертов, он, как и банковский сектор, также демонстрирует сегодня тенденцию к укрупнению и вертикализации. Так, по мнению некоторых экспертов, уже в обозримом будущем его могут покинуть сразу несколько крупных участников.

При этом уже сегодня наблюдается усиливающийся тренд на передачу услуг инкассации на аутсорсинг крупным структурам, таким как РОСИНКАС и Сбербанк, и особенно он заметен в регионах. Характерно, что две эти структуры лидируют сегодня с большим отрывом от остальных участников рынка. За исключением МОСКОВСКОГО КРЕДИТНОГО БАНКА (МКБ), у которого тоже сравнительно сильные (хотя и не настолько, как у лидеров) позиции после приобретения НКО «Инкахран», остальные участники едва ли занимают в общей сложности 10% рынка.

Другие тенденции, связанные с рынком инкассации, тесно связаны с конкретными моментами 318-П. Отдельное место здесь занимает введение электронной заявки, направляемой посредством АРМ КБР, позволяющей осуществлять заказ наличных в РКЦ без бумажного чека, отказ от бумажных явочных карточек и в целом минимизация бумажного оборота.

НДО: в ногу с Банком Англии?

smartcurrencybusiness-comЕсли же говорить о глобальных трендах НДО, будет нелишним отметить: несмотря на динамичное развитие электронных платежей, наличные не только не сдают своих позиций в качестве платежного средства, но и заметно их укрепляют. Так, за 15 лет, с 2002 по 2015-й, рост суммарного объема наличных евро, обращающихся на рынках стран еврозоны, достиг 270%!

Показательно, что, по данным, представленным European Payments Council (EPC), рост общих затрат на обслуживание наличного оборота в Европе продемонстрировал на порядок меньшие значения, составив за десятилетие, с 2002 по 2012 год, всего 30%.

Эти цифры говорят прежде всего о возросшей роли технологий в наличном денежном обращении во всем мире. И Россия, традиционно считающаяся одним из самых инновационных рынков систем банковского самообслуживания и НДО, здесь отнюдь не исключение, а в некоторых направлениях, таких, например, как роботизация обработки банкнот, – полноправный законодатель мировых мод.

Если же говорить об отечественных достижениях в этом направлении, то такие инициативы, как принципиальная оптимизация Банком России всей своей структуры обслуживания НДО, свидетельствуют о том, что мы не только идем в одном направлении с ведущими системами НДО мира, но и находимся на переднем крае отрасли. Укрупнение и сокращение Центробанком количества своих РКЦ, повышение производительности оборудования, включая внедрение технологий непрерывного пересчета, а также делегирование коммерческим структурам значительной части задач – вот только часть шагов, которые Россия уже сделала на этом пути. Так, например, уже больше года Банк России размещает часть своих резервных фондов в хранилищах Сбербанка, делегируя последнему задачи подкрепления коммерческих банков.

Характерно, что в свое время Банк России внимательно изучил схему Банка Англии, в том числе провел целый ряд деловых встреч. Конечно же, реализовать в стране с такой территорией, как РФ, схему, которая предусматривает наличие у Центробанка всего двух РКЦ, нереально. Тем более что Великобритания отличается от России не только размерами, но и высокой распределенностью инфраструктуры, включая транспортную, а также несравнимо более равномерной плотностью населения. Однако, по мнению экспертов, сотни РКЦ Банку России вполне хватило бы при условии более тесного привлечения коммерческих банков к задачам НДО. В целом тренд на сокращение РКЦ характерен сегодня для всех развитых стран, во многих из них эти задачи берут на себя организации, напоминающие российские НКО.

На октябрьском Форуме много внимания было уделено и новым требованиям к банкнотам, позволяющим им выступать эффективным современным платежным инструментом. В то же время ряд экспертов обращают внимание на сложности практической реализации онлайн-проверки с помощью мобильных устройств. По их мнению, несмотря на то, что теоретически современная техника в ЦБ позволяет по серийному номеру отслеживать весь жизненный путь банкноты, использование таких данных с учетом миллиардов обращающихся серийных номеров пока воплотилось только в рамках черного списка банкнот. Последний размещен на сервере кассового центра ЦБ и периодически актуализируется, благодаря чему счетно-сортировальные машины Центробанка могут отбраковывать банкноты с попавшими в этот список номерами. Однако онлайн-проверка подразумевает создание доступа к некой общей базе таких данных. Реализация такого рода канала к общей базе данных видится небезопасной, так как вместе с добросовестными участниками рынка доступ к ней могут получить и преступники. Хотя вопрос нерешаемости этой проблемы может оказаться и надуманным. Ведь МПС удалось резко минимизировать усилия карточных мошенников, приступив к использованию токенов вместо номеров платежных карт (в этом случае, например, дистанционно передавались бы не реальные серийные номера банкнот, а их токены), и такой проект мог оказаться гораздо более безопасным.

4-2Новые тренды рынка сервисного обеспечения

Стоит обратить внимание на еще один тренд, наглядно продемонстрированный на Форуме. Речь идет о резко увеличившемся интересе сервисных структур, традиционно специализирующихся на обслуживании сетей банкоматов и платежных киосков, к получению авторизации на оказание сервисных услуг владельцам POS-терминальных сетей. Таким образом, конкуренция в этом сравнительно небольшом сегменте начинает усиливаться. С чем связана эта тенденция?

По мнению экспертов, она обусловлена не только очевидным падением прибыльности основного бизнеса сервисных компаний. Как известно, на фоне сокращения продаж банковских устройств самообслуживания и приостановки роста сетей они вынуждены дозагружать работой своих сотрудников. Подводная часть айсберга заключается в другом: достаточно большая доля сервисных контактов сегодня находится в руках у одного из крупнейших участников этого рынка. В результате другие компании, оставшиеся без крупных контрактов, которые хорошо кормили их раньше, начинают искать дополнительные сегменты, приход на которые позволит им в буквальном смысле «сводить концы с концами». И POS-терминальная сеть – наиболее очевидная в этом случае альтернатива, тем более что для структуры, имеющей за плечами опыт обслуживания банкоматов, новые, менее трудоемкие задачи представляются вполне посильными.

Банку России хватило бы сотни РКЦ при условии более тесного привлечения коммерческих банков к задачам НДО

Кроме этого, сегодня все активнее обсуждаются возможные изменения в самой схеме использования участниками рынка как банкоматов, так и POS-терминалов. Так, многие эксперты отмечают растущий интерес банков к лизинговым схемам эксплуатации оборудования, когда все задачи инсталляции, гарантийного и постгарантийного обслуживания целиком остаются на вендоре. Эта модель достаточно давно практикуется на многих внешних рынках, включая Европу, и сегодня начинает приходить в Россию. Правда, оценивая ее перспективы у нас, не стоит забывать, что в Европе данная модель работает при достаточно высоких отпускных ценах на оборудование, которые выше цен на отечественном рынке в 1,5–2 раза.

При этом если на международном рынке работает значительная доля независимых операторов банкоматных сетей из числа небанковских структур, то согласно российскому законодательству владельцем устройства, выдающего наличные, может быть только банк (хотя разговоры о необходимости изменения правового поля в этой части, в том числе на уровне правительст-ва, уже идут).

В то же время относительно POS-терминалов в России ситуация совсем иная.
И мы видим, что сегодня эти устройства начали закупать не только банки, но иx торговые сети, включая таких крупных игроков, как «Магнит» и «Ашан». И именно здесь лизинговая модель показывает себя весьма эффективной, так же как и PSP-модель. Последняя подразумевает комплексное обслуживание заказчика, взявшего в лизинг терминальное оборудование, включая его установку, загрузку ПО, обновление ключей и т. п.

В своей совокупности все эти факторы дают основания ожидать, что рынок сервисной поддержки POS-терминальных сетей ждут большие перемены.

4Ставка на дополнительные услуги

Принципиальные изменения, связанные в том числе с растущей ролью розничных сетей в развитии POS-терминальной инфраструктуры, касаются не только технической поддержки оборудования. По мнению экспертов, к настоящему времени как ведущие вендоры, так и их партнеры уже окончательно убедились, что объемы продаж оборудования конечны, а темпы роста рынка и его потребности в новых устройствах вполне предсказуемы. И поэтому они все чаще начинают смотреть в сторону дополнительных сервисов. И международные вендоры, и их местные партнерские структуры начинают задумываться, какие дополнительные непрофильные сервисы можно предложить банку или торговой сети, с тем чтобы заказчик отдал их на аутсорсинг. Данный тренд обозначился на рынке Европы уже порядка 10 лет назад и с тех пор получил широкое распространение. Сегодня, как показал октябрьский ПЛАС-Форум, он приходит и в Россию.

Несмотря на то что крупнейшие банки страны к настоящему времени обзавелись собственными ИТ-компаниями, как и в случае с ИТ-интеграцией, непрофильные задачи будут продолжать уходить из банков и отдаваться на аутсорсинг сторонним специализированным структурам. И те из вендоров, которые окажутся готовы к этой перемене, смогут рассчитывать на лидерство. Иными словами, сегодня успех производителя уже перестает измеряться количеством отгруженных устройств или объемами продаж, постепенно сдвигаясь в сторону широты спектра оказываемых сервисов.

Если говорить о России, то здесь банками наиболее востребованы такие показатели, как высокая скорость обслуживания и ремонта, оперативность поставок (не секрет, что планирование у нас зачастую не самое точное), а также эффективная удаленная загрузка ПО, обновление софта и заливка ключей. Иными словами, сказываются географические масштабы, выводящие логистику на первый план.

Очевидно, что если заказчиком выступает торговая сеть, все перечисленные моменты будут важны и для нее. При этом ТСП заинтересованы в получении и ряда специфических дополнительных информационных сервисов, связанных с повышением качества коммуникаций с покупателями и возможностью персонифицированного подхода к массовому клиенту.

Согласно ожиданиям экспертов, с конца нынешнего либо с начала 2018 года такие пилоты с участием мировых вендоров и крупных торговых сетей стартуют на российском рынке.

Предполагается, что их инициаторами будут вендоры, а непосредственными заказчиками – ТСП. В свою очередь банки-эквайреры, скорее всего, будут выступать в данных пилотах сервис-провайдерами.

Эти и другие, не менее актуальные вопросы будут обсуждаться на 5-м Международном ПЛАС-Форуме «Online & Offline Retail 2018», который пройдет в Москве уже 14–15 марта будущего года.

Рады будем увидеть Вас на нашем мероприятии! Не забывайте, мы всегда с Вами!




В рубриках:
ЖУРНАЛ ПЛАС №8, Наличные
Форум экспертов
Итоги I Международной банковской конференции «Маркетинг и продажи финансовых услуг» (MSF)
16–17 ноября 2017 в Минске состоялось важнейшее профессиональное событие года для банков и организаций финансового сектора. Оно объединило профессионалов из Беларуси, России, Украины, Казахстана, Таджикистана. 12 экспертов ТОП-уровня делились опытом своих банков и компаний в течение первого дня, а на следующий день вырабатывали решения наболевших для каждого вопросов и бизнес-задач в формате «The World Café».
24 ноября 2017 09:00
Удаленная идентификация окончательно превратит банки в ИТ-компании
В сентябре 2017 года в Иннополисе (Республика Татарстан) прошла первая федеральная практическая конференция по корпоративным инновациям, внутреннему предпринимательству и корпоративным венчурным инвестициям – Innovate or Die.
15 ноября 2017 14:34
Что ждет рынок фальшивых банкнот после появления новых купюр? 
На сегодняшний день риск получения фальшивых денежных знаков на руки добросовестными гражданами достаточно высок. К тому же, общеизвестный факт, что с выходом новых купюр всегда наблюдается резкий всплеск подделок, как например, это произошло в 2006 году с вводом в оборот пятитысячных купюр. Поэтому не факт, что усиленный защитный комплекс новых банкнот 200 и 2 000 рублей поможет избежать их подделки.
10 ноября 2017 14:24
Смотреть все статьи рубрики >>
Смотреть все статьи рубрики >>
Смотреть все статьи рубрики >>
Лента новостей
ЖУРНАЛ ПЛАС №8
Мероприятия FinMachine-2017 пройдет в Москве 23 ноября
21 ноября 2017 10:29
Количество просмотров 356 просмотров
Digital banking Альфа-Банк: счет в пользу семьи
20 ноября 2017 10:55
Количество просмотров 243 просмотра
Мероприятия Teradata Форум 2017 прошел в Москве
20 ноября 2017 08:31
Количество просмотров 284 просмотра
Банки и МФО Qiwi приобрела Рокетбанк и «Точку»
17 ноября 2017 15:15
Количество просмотров 843 просмотра