14 октября 2017, 15:33
Количество просмотров 547

Приоткрывая API. Финтех и банки – кто выиграет, а кто – наоборот?

Cтолетний юбилей октябрьской революции не ознаменовался какими-либо по-настоящему революционными событиями на рынке розничного финансового обслуживания. Впрочем, вполне вероятно, что это только на первый взгляд.
Приоткрывая API. Финтех и банки – кто выиграет, а кто – наоборот?

Регулятор и рынок: сверка часов

По наблюдениям экспертов, все обсуждают якобы достигнутое дно кризиса (эти заявления мы слышим уже не первый год), впрочем, у некоторых благополучных банков, в том числе в регионах, есть реальные подвижки по бизнесу, похоже, даже улучшаются результаты. В то же время понятная напряженность в банковском сообществе, связанная с санациями и общей экономически неблагоприятной обстановкой, остается.

Примерную картину в отношении ряда доминирующих трендов в какой-то мере обрисовал прошедший 8 ноября 2017 года Национальный платежный форум, на котором руководство Банка России и топ-менеджеры коммерческих банков лишний раз обозначили, что волнует регулятора, и что – участников рынка. Основные векторы активности Банка России в области регулирования просматриваются достаточно четко – это регулирование иностранных платежных систем, агрегаторов, расширение функционала банков и платежных агентов. Характерно, что все эти направления уже давно активно лоббировались участниками рынка в лице ассоциаций, включая в первую очередь НП «НПС».

С начала 2017 года в России не был реализован ни один значимый проект в области криптовалюты

Судя по всему, Центробанк всерьез задумался над изменением закона «О НПС» для расширения круга участников платежного рынка, включая появление платежных сервис-провайдеров (PSP) – нового вида игроков, призванных заполнить нишу между банками и конечными клиентами. Это шаг в сторону наполнения отечественной платежной инфраструктуры своего рода вспомогательными участниками, которые позволят более гибко, оперативно и качественно предоставлять финансовые сервисы населению. До последнего времени такие участники рынка не были прописаны юридически, хотя на практике сегодня они уже ведут свою деятельность, будучи зарегистрированы в том числе как платежные системы. С изменениями в законодательстве они окажутся в поле регуляторного воздействия ЦБ, что крайне важно для развития этого направления. Характерно, что банки уже увидели для себя определенные плюсы в появлении таких посредников. Среди них – гибкость и быстрота заключения партнерских соглашений с ритейлерами, общее снижение стоимости обслуживания точек продаж и, как следствие, повышение маржинальности эквайрингового бизнеса. Очевидно, что данный сегмент, представленный сегодня несколькими компаниями, будет расширяться. Например, такие международные вендоры, как Verifone и Ingenico, уже давно поддерживают сервисную модель на глобальном рынке, поэтому, по оценке некоторых экспертов, они очень активно подхватят инициативу ЦБ и в России.

Приоткрывая API. Финтех и банки – кто выиграет, а кто – наоборот? - рис.1Еще одна инициатива Банка России, на которую эксперты обращают внимание – построение новой перспективной платежной системы в рамках концепции Real-time gross settlement systems (RTGS) – непрерывные валовые расчеты в режиме реального времени. Работы по созданию платформы для быстрых платежей делегированы Ассоциации ФинТех (АФТ). Хотя суть последней, по мнению некоторых экспертов, пока во многом не ясна, цель понятна – межбанковский перевод денежных средств не должен занимать пару дней, как это порой случается сегодня, ни при каких обстоятельствах. По прогнозам, такая платформа заработает в 2018 году.

Напомним, что команда АФТ также реализует проект по созданию единой P2P-платежной платформы.

На повестке дня вопрос, что будет делаться в этом плане для платежей юрлиц (аналогичные сервисы для МСБ банки уже предлагают, однако для крупных юрлиц мало что сделано, поскольку требуемые им сервисы абсолютно не похожи на сервисы для физлиц). В результате в этом сегменте по-прежнему наблюдается избыток бумажных процессов и т. п. Одновременно именно здесь видится огромное поле для инвестиций в развитие технологий, которые позволят экономить на издержках и повышать ликвидность крупных компаний и даже корпораций.

Приоткрывая API. Финтех и банки – кто выиграет, а кто – наоборот? - рис.2Криптовалюта – от слов к проектам через регулирование?

Что касается другого тренда, о котором в течение нескольких лет участниками рынка и СМИ говорилось гораздо больше – речь идет о криптовалюте – то здесь ситуация менее определенная. По оценкам экспертов, с начала 2017 года в России не был реализован ни один значимый проект в этой области, несмотря на целый ряд инициатив организационного характера. Причина – отсутствие ясно артикулированной позиции регулятора, и как следствие, регулирования. Причем никто не сможет сказать, что все последние годы регулятор демонстрировал в отношении криптовалют сколько-нибудь внятный подход, предпочитая, судя по высказываниям руководства ЦБ, занимать, мягко говоря, выжидательно-запретительную позицию. Сегодня ситуация меняется, и как только криптовалюта окажется в поле регулирования (и если это регулирование будет грамотным), такие проекты начнут динамично реализовывать. Пример – электронные деньги. После принятия соответствующих положений на рынке сразу появились

Яндекс.Деньги и ряд других систем. Правда, вопрос, как именно регулировать операции с криптовалютой как в операционном, так и в налоговом плане, а также с точки зрения изменения законодательства, многим экспертам пока представляется открытым.

Удаленная идентификация. Безальтернативная ЕСИА?

Впрочем, сегодня внимание участников рынка приковано к другому, гораздо более ожидаемому изменению в законодательстве, которое разрешит использовать ЕСИА для удаленной идентификации банковских клиентов. Первое чтение в Госдуме этот законопроект уже прошел, второе намечено до конца 2017 года, при этом ожидается, что проект стартует в 2018 году. Одну из ключевых ролей в проекте сегодня намерен взять на себя Ростелеком. Именно он будет организовывать доступ к данным ЕСИА, оператором которой, как известно, является Минкомсвязь. В этом плане показателен недавний переход части ИТ-команды Банка «Открытие» в Ростелеком, что лишний раз наводит на размышления о значимости инициативы.

По мнению экспертов, реализация и грамотное использование данного проекта окажет серьезное влияние на весь рынок.

Это позволит поднять общий уровень финансовых услуг, расширить и дополнить их перечень сопутствующими сервисами, а также дотянуться до неохваченного банковскими сервисами населения, включая удаленные и труднодоступные районы РФ.

Удаленная идентификация в масштабах страны позволит также реализовать огромное количество очень разных продуктов, сервисов и бизнес-процессов, нацеленных на привлечение финансовыми структурами новых клиентов в каналы ДБО. Причем это привлечение будет весьма бюджетным по затратам, поскольку присутствие клиента в офисе перестанет быть необходимым.

Надеемся, что подобный подход позволит «разбавить» традиционных лидеров рынка. Отсутствие технологии сильно сдерживало конкуренцию с ними других банков. Теперь ситуация может измениться, поскольку возможности привлечения клиентов несколько уравняются.

Мы можем "вставать на плечи гигантов", пользуясь уже разработанными интерфейсами, протоколами и даже стандартами

Конечно же, для клиента по-прежнему очень важна финансовая устойчивость банка, но решающее значение она будет иметь теперь только для ряда конкретных услуг (например, срочные депозиты – по определению высокорисковый продукт). В свою очередь, платежные сервисы уже не столь рискованны для потребителя. 

Наконец, с реализацией проекта по использованию  ЕСИА для удаленной идентификации клиентов возможности возрастут для средних и мелких стартапов. Ранее успех сервис-провайдера зависел от наличия договоренности с тем или иным перспективным  банком, заинтересованным в инновациях и предоставляющим стартапу свою инфраструктуру и клиентские портфолио. Теперь игроки финтеха, возможно, смогут подключаться к созданному на базе ЕСИА «облаку» на общих основаниях, где их (по крайней мере, теоретически) будет ждать целая база потенциальных клиентов. В случае же реализации в России инициативы, аналогичной Европейской Директиве PSD2, вступающей в силу в 2018 году, и открытия банками своих API, рынок может измениться до неузнаваемости. Впрочем, вопрос, стоит ли идти на такие шаги, заслуживает отдельного разговора, к которому в рамках настоящей статьи мы еще вернемся.

Приоткрывая API. Финтех и банки – кто выиграет, а кто – наоборот? - рис.3Банки и финтех: а стоит ли приоткрывать API?

Начнем с очевидного. Как известно самый перспективный источник дохода для банков сегодня – транзакционный бизнес. Сегодня он невозможен без внедрения новых технологий, причем как можно более  быстрого. Таким образом, инновационное развитие теперь становится элементом обязательного ИТ-развития для банков. В противном случае они попросту теряют свои позиции на рынке.

При этом стоит отметить, что если ранее банки сами формировали тренды в области инноваций, то теперь все смотрят исключительно на лидеров – прежде всего на Сбербанк, Альфа-Банк и т. п. – которые взяли вектор на ДБО и уже несколько лет отталкиваются от него в своих стратегиях. Биометрия, бесконтактные и мобильные транзакции на банкоматах – все остальные банки находятся в периоде ожидания результатов от этих инноваций, оценивая успехи крупнейших участников рынка. Ведь нельзя забывать, что последние имеют не только средства на такие эксперименты, но и репрезентативные клиентские базы.

Все, что у них реально «выстрелит», будет моментально подхвачено коллегами. И если раньше на любую инновацию уходило лет по пять, то теперь все реагируют очень быстро – лишь бы технология была уже апробирована. Пример тому – «веерное подключение» к мобильным сервисам «Pays», в ходе которого большинством российских банков были реализованы огромные бюджеты, несмотря на кризис. Секрет прост: банки могли убедиться в экономической эффективности этих сервисов.

Итак, вернемся к теме взаимодействия банков и финтеха, неотъемлемой частью которой с некоторых пор является тема открытых банковских API. По словам экспертов, сегодня продолжается дискуссия на тему «не отнимает ли открытие API сторонним структурам преимущества у банков? Напротив, не умрет ли финтех как явление, вопреки нынешним ожиданиям, в результате реализации такого подхода?

Да, сегодня отдельные банки в России делают активные попытки внедрять в свои ИТ-стратегии финтех и строить с его участием свои сервисные и продуктовые платформы. С подачи регулятора происходит кооперация с ИТ-провайдерами, реализуется предоставление услуг разных банков на основе одних и тех же стандартизованных продуктов. В то же время, как отмечает ряд экспертов, несмотря на, казалось бы, бурное развитие финтеха, мы идем путем, по которому многие развитые страны,  например, те же США, начали идти раньше нас. Как следствие, с одной стороны, Россия пока не может предложить здесь ничего радикально нового, а с другой – у нас есть уникальная возможность наблюдать, как те или иные вещи реализованы зарубежными коллегами, чтобы аккумулировать и развивать их позитивный опыт и гарантированно избегать уже сделанных ими ошибок. Благодаря этому мы можем «вставать на плечи гигантов», пользуясь в том числе уже разработанными интерфейсами, протоколами и даже стандартами, продолжая их оптимизировать и развивать…

Так, определенные подвижки на оте-чест-венном рынке в последнее время имеют место. В РФ приходят новые игроки типа AliPay, а международные платежные системы начинают рассматривать нашу поляну как полигон для запуска своих новых продуктов и сервисов (платежи по QR-кодам и т. д.), направленных на удешевление, расширение и рост безопасности приема платежей.

На этом фоне возникает вопрос – не последовать ли примеру Европы, где уже через несколько месяцев банки должны будут открыть свои API финтех-структурам, фактически предоставив им тем самым доступ к своей клиентской аудитории и инфраструктуре обслуживания? Однозначного ответа на него пока нет, но сомнений по этому поводу у экспертов уже более чем достаточно.

Так, например, постоянно растущие и усложняющиеся требования к безопасности – наряду с постоянно расширяющимся перечнем угроз – могут привести к тому, что в какой-то момент финтех-стартапы просто потеряют доверие рынка, поскольку начнут плодить изначально «дырявые» решения. Поэтому уже сегодня ряд экспертов настоятельно советует банкам отрабатывать с привлечением стартапов ту или иную идею лишь на уровне реализации нового пользовательского опыта. Далее же следует идти традиционными путями разработки защищенного решения с использованием всех мер безопасности, причем в рамках полномасштабного инвестиционноемкого проекта. В этом случае первый этап будет напоминать добычу золота из бедной породы (выбор подходящей идеи из еще до конца не продуманных предложений множества стартапов), а второй – его промышленную переработку на современном комбинате (доведение идеи до банковского продукта или сервиса силами банка).

В качестве примера можно привести различные разработки, реализованные вокруг ядра системы, когда элементы agile-разработки, без которых не обходится сегодня ни один финтех-стартап, используются в рамках интеграции нового сервиса с имеющимся апробированным решением. Возможности финтеха, считают эксперты, как и agile-метод, важны, когда реализуется принципиально новый продукт, который нужно вывести на рынок в рамках пилота буквально в течение нескольких недель, а уже затем планово улучшать. Бесспорно, что все решения сегодня должны позволять гибко и очень быстро вносить изменения – как сами платформы, так и используемые методы программирования. Но, конечно же, не увеличивая при этом риски.

Рабочие ключи могут предоставляться банков только верифицированному партнеру, прошедшему необходимые проверки

А пока российские банки наряду с некоторыми своими европейскими коллегами по-прежнему настроены оставлять последнее слово за собой в вопросах тестирования разработки того или иного финтех-стартапа, самостоятельно выбирая себе партнеров и схему сотрудничества с ними. Да, банк может открыть свои транспортные ключи для отработки и тестирования решений сторонних разработчиков, чтобы любой заинтересованный стартап мог бы попытаться подстроиться под его инфраструктуру, попробовать себя в написании, например, некого востребованного интерфейса, и в случае удачи предложить банку свое решение и услуги по его интеграции. Но подключаться к инфраструктуре банка без верификации с его стороны банк по понятным причинам никому не позволит – да и не должен позволять. Рабочие ключи могут предоставляться только верифицированному партнеру, прошедшему целый ряд необходимых проверок, в том числе, со стороны службы безопасности банка и подразделения риск-менеджмента. Кроме того, без подписания соответствующего официального соглашения, в том числе, касающегося разграничения ответственности и операционного взаимодействия, банк никому не предоставит (и не имеет права предоставлять) разрешения на проведение любых операций со счетами своих клиентов. Именно так это делается, например, с партнерами банка по электронной коммерции. И это – только юридическая сторона дела. Далее следует технологическое тестирование предлагаемого банку решения, апробация его функционирования на рабочих ключах с определенным регламентом и использованием криптозащиты, и т. п.

Разумеется, никто не против сокращения цикла так называемых коленочных проектов за счет привлечения сторонних структур, которые уже заранее смогут подготовиться к диалогу с банком в части будущего взаимодействия. Но прежде чем стартапу будет позволено интегрировать свои решения с инфраструктурой банка, первый должен доказать свое соответствие всем критериям, которые банк предъявляет к ИТ-партнеру… Поэтому только время покажет, какие последствия будет иметь реализация PSD2 на самом деле – причем речь идет, повторимся, всего лишь о нескольких месяцах.

Agile – требование времени и инструмент конкуренции?

Поднимая тему agile-методики, эксперты отмечают также постоянно растущую скорость обновления ИТ-систем и приложений для финансового сектора. Как известно, сегодня приходится очень быстро выпускать новые приложения и релизы – пользователи скачивают новые апгрейды примерно раз в неделю. Постоянно происходят хотя бы минимальные изменения интерфейсов, разработчики перманентно улучшают свои продукты, и здесь им может помочь только agile-методология.

В свою очередь, масштабные программные решения, например, процессинговые системы, обслуживающие целые страны и регионы, а также несколько МПС, по-прежнему не могут отойти от плановых обновлений. Их дорожные карты корректируются раз в полгода, планируются на три года. Что-то удается реализовать раньше, а что-то нет.

Финтех-стартапы в этом плане значительно гибче, поскольку используют возможности agile, которые также зависят от финансового состояния, масштаба разработчика, стратегии планирования и т. п. Небольшие размеры ИТ-компании, низкие накладные расходы и возможности гибко «демпинговать» на развивающихся рынках – все это, конечно же, отличается у вендоров – мировых лидеров и у новых игроков финтеха.

При этом очевидно, что стартап просто обязан бороться за каждого своего нового клиента, пока не получит первую «десятку» аккаунтов и не соберет с рынка определенный поток cashflow, который позволит добавить к agile-разработке еще и плановый roadmap развития своих продуктов и решений. В результате давление финтеха на общий уровень конкуренции растет.

В то же время глобальные моновендоры также не стоят на месте, следуя за вызовами рынка и требованиями клиентов. Они существуют в той же высококонкурентной среде и не могут игнорировать изменений, даже основываясь на своей лидерской позиции (которую в противном случае могут быстро потерять). Именно поэтому уже несколько лет крупнейшие вендоры активно инвестируют огромные средства в разработку и/или приобретение технологических решений, позволяющих гибко и бесшовно интегрировать их проприетарные платформы с так называемым финтехом- решениями третьих разработчиков или самих банков-клиентов. При этом они следуют и так называемой agile-стратегии развития, и «дорожной карте» своих продуктов и решений, учитывая и закладывая в план разработки как общерыночные тренды, так и комплайнс с платежными системами и запросы банков-клиентов.

Именно так появились интеграционные middleware и открытые API у TSYS, UP payments платформа у ACI, гибкие открытые интеграционные интерфейсы у ряда других вендоров. Что последует за очередным витком конкуренции, покажет время, но текущая ситуация явно идет на пользу рынку.

Читайте также:

Эти и другие, не менее актуальные вопросы будут обсуждаться на 9-м Международном ПЛАС-Форуме «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2018», который пройдет в Москве 30–31 мая будущего года. Рады будем увидеть Вас на нашем мероприятии!

Не забывайте, мы всегда с Вами!

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube