17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 308

Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции

Что ждет мировой платежный рынок с приходом на него мобильных технологий в «промышленных» масштабах? Этот вопрос обсуждался...
Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции


Что ждет мировой платежный рынок с приходом на него мобильных технологий в «промышленных» масштабах? Этот вопрос обсуждался экспертами мирового уровня в течение трех берлинских дней.

Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.1

C 22 по 24 февраля 2012 г. в Берлине состоялись очередные выставка и конференция Merchant Payments Ecosystem 2012. В течение трех дней работы мероприятия его посетили 407 участников. В рамках форума выступили 65 спикеров и участников круглых столов, 62% из которых – топменеджеры и руководители компаний. В выставке приняли участие 19 компаний-экспонентов. В рамках мероприятия состоялось 4 практических семинара. Мероприятие прошло при поддержке 26 компаний-спонсоров. Информационный спонсор – журнал «ПЛАС».
Merchant Payments Ecosystem (MPE) представляет собой масштабную многовекторную выставочную площадку, объединяющую профессионалов из различных сегментов индустрии организации и приема платежей с использованием карт. MPE был создан на базе и благодаря успеху Европейского Форума по карточному эквайрингу (European Card Acquiring Forum, ECAF), независимой площадки для сообщества профессионалов в области эквайринга региона Европы и других страновых рынков.
За период с 2008 по 2011 г. участие в European Card Acquiring Forum приняли свыше 990 ведущих специалистов в эквайринговой сфере, что утвердило его позиции в качестве одного из интереснейших мероприятий в Европе и за ее пределами. Основными темами обсуждения в ходе Основными темами обсуждения в ходе конференции стали мобильная и электронная коммерция, использование социальных сетей для продвижения платежных услуг, различные виды программ лояльности, использование NFC-технологий в платежной сфере, централизованный эквайринг и централизованный процессинг, а также изменение ландшафта платежного рынка (появление новых игроков и новых платежных инструментов).
Учитывая актуальность данной тематики для российского рынка платежей, редакция журнала «ПЛАС» организовала опрос среди наших внешних экспертов о Merchant Payments Ecosystem 2012. Наиболее интересные мнения, включая отзывы представителей игроков российского и зарубежного рынка, мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.2

Елена Виноградова,
зам. генерального директора компании UCS

 

В рамках мероприятия Merchant Payments Ecosystem 2012 было поднято немало актуальных тем: это мобильная и электронная коммерция, использование социальных сайтов для продвижения платежных услуг, различные программы лояльности и NFC-платежи. На стендах участников выставки были представлены новые модели устройств, включая мобильные телефоны с инновационными функциями и приставки к ним, которые можно было как следует рассмотреть и ознакомиться с информацией.

Мне понравилось, что в ходе конференции выступали представители торговых сетей, которые освещали свою точку зрения на сервисы, предоставляемые эквайерами, рассказывали о своих проблемах, «узких местах», делились опытом. Например, особо интересным показалось довольно спорное выступление представителя авиакомпании Air France, отметившего возрастающую долю альтернативных платежей, таких как электронный кошелек, онлайн-банкинг, ваучеры, которые, по его мнению, позволяют продавать билеты представителям новых целевых групп, не являющихся держателями кредитных карт. С не меньшим удовольствием я выслушала выступление коллег из немецкой процессинговой компании B+S, а также итальянской Carta Si, хотя правила и возможности европейского рынка, и тарифы международных платежных систем, и возможности ведения бизнеса у нас очень разные. 

Безусловно, европейский и российский эквайринговые рынки сильно отличаются друг от друга, но общим для всех участников конференции является интерес к развитию всевозможных видов платежных сервисов, упрощающих покупателям процесс оплаты. Пожалуй, для России наиболее актуальными являются темы электронной и мобильной коммерции как наиболее динамично развивающиеся секторы рынка розничных продаж. Также интересна и тема NFC, несмотря на то, что сейчас эта технология востребована лишь в определенных секторах рынка. Например, наша компания начала устанавливать терминалы с NFC-технологией в декабре 2011г., к настоящему времени установлено более 400 устройств, и это далеко не предел. 

На мероприятии следующего 2013 г. мне было бы интересно услышать от европейских торговых сетей истории их выхода на российский рынок, с какими особенностями рынка они столкнулись, кого из российских эквайеров выбрали и почему, чего им не хватает в платежных сервисах для лучшего ведения бизнеса. Ну и, конечно, всегда интересно узнать о технологических новинках, об опыте коллег из процессинговых компаний, о совмещении платежных сервисов с программами лояльности, что сейчас очень развито на рынке Европы и в гораздо меньшей степени у нас.


Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.3Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.4Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.5


Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.6

Анни Макинтош [Annlch Mcintosh], главный редактор журнала Card and Payments World

Конференция по вопросам развития экосистемы расчетов торгово-сервисных предприятий стоит в ряду мероприятий, посвященных эквайрингу и процессингу платежных транзакций, посещение которых должно стать обязательным. Мощным посылом конференции этого года была та неопределенность, перед лицом которой стоит сейчас весь бизнес пластиковых карт и которая особенно остро ощущается в сфере процессинга и эквайринга. 

Для этой неопределенности есть целый ряд причин. Одна из них заключается в следующем: мобильные платежи могут не просто прийти, а буквально ворваться в сегмент эквайринга, создав угрозу исчезновения института посредников, поскольку имеют свойство обходиться вовсе без эквайринга в его классическом понимании.Такое положение вещей представляет собой определенную возможность для развития бизнеса с точки зрения общения с потребителями, это же заставляет многие процессинговые компании, эквайеров и разработчиков терминалов пересмотреть свою бизнес-модель. В некоторых случаях нас, скорее всего, ожидает полная реорганизация всей линейки предлагаемых продуктов. 

Наше издание Card and Payments World освещает зарождающуюся новую платежную инфраструктуру в ее динамике и в своих будущих выпусках продолжит сообщать о различных аспектах изменения платежной среды. 

Относительно вопросов, которые следует включить в программу конференции 2013 года, ее формирование для организаторов конференции будет непростой задачей: сюда относится все, что может произойти в течение ближайших девяти месяцев. В заключение остается только отметить, что мы живем в очень интересное время!

Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.7

Владимир Баранчеев,
генеральный директор (CEO) компании Streampay

С моей точки зрения, наиболее актуальными темами, поднимавшимися в рамках данного мероприятия, были темы изменения ландшафта платежного рынка: появление множества новых игроков, новых платежных инструментов в Интернете и мобильной среде, массовое распространение iPhone, влияние социальных сетей и широкое использование онлайновых дисконтных систем, например, Groupon. Ведущим игрокам рынка в настоящий момент приходится адаптироваться к новым потребностям покупателей и торговых сетей, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке.

В частности, сегодня MasterCard направляет серьезные инвестиции в бесконтактные и мобильные платежи, а PayPal выводит на рынок решение для приема оплаты в офлайновой торговле, используя возможности обычных POS-терминалов, но со списанием средств со счетов пользователей в системе PayPal. Можно сказать, все смешалось в этом мире! 

Наиболее интересными мне показались выступления представителей компаний PayFair, GP Bullhound, Travin Games, Foursquare и PayPal. В связи с высокими темпами роста российского рынка наиболее актуальной темой является вопрос информационной безопасности и защиты от мошенничества инфраструктур приема платежей. В этом плане был интересен доклад представителя компании Barclaycard, имеющей огромный опыт в данной области. Кроме того, представителям российского рынка предстоит адаптироваться к стремительно меняющемуся ландшафту рынка, сделать ставку на инновационные технологии, которые не только не отомрут в скором времени, но и будут развиваться в дальнейшем. Поэтому необходимо очень внимательно изучать опыт зарубежных коллег и анализировать рыночные тренды. 

На мероприятии 2013 г. хотелось бы видеть среди выступающих больше представителей международных платежных систем Visa и MasterCard, узнать их мнение о происходящих изменениях на рынке, и, что особенно интересно, какую политику МПС будут проводить в отношении рынка электронной коммерции (транзакции CNP, Card-Not-Present). В последнее время мы наблюдали ужесточение правил работы в области интернет-эквайринга: что нас ожидает в дальнейшем? Например, изменятся ли требования со стороны Visa и MasterCard к таким игрокам как IPSP?


Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.8Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.9Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.10









Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.11

Руслан Стецюк, член правления,
первый вице-президент Rietumu Banka

За прошедшее время берлинская конференция стала культовым мероприятием в области эквайринга в Европе, собирающим на одной площадке очень представительный состав участников, в числе которых – банки, интернет-пеймент-сервиспровайдеры, поставщики ПО, крупные торговые сети, активно использующие Интернет как канал продажи товаров и услуг. Merchant Payments Ecosystem – это своего рода барометр индустрии, возможность завязать новые личные контакты, провести переговоры, что очень важно для бизнеса.

Кардинальных отличий у мероприятия текущего года по сравнению с аналогичной прошлогодней конференцией замечено не было. Расширился круг участников, спектр обсуждаемых тем, в результате чего график мероприятия стал еще более плотным. Однако любое мероприятие состоит не только из плюсов, но и из минусов, и к последним я бы отнес именно перегруженность программы: доклады начинались ежедневно с 8 утра и продолжались до 19.00, и находить в этом безумном ритме время для личных знакомств и деловых переговоров было трудно. Другой недочет заключается, на мой взгляд, в том, что тематика конференции была больше сосредоточена на теоретических вопросах, и недостаточно внимания уделялось практическим аспектам электронной коммерции. 

Конференция подтвердила мое убеждение в том, что сегодня законодательная база и нормы, регулирующие рынок электронной коммерции в ЕС, предоставляют идеальные возможности для структурирования бизнеса в Интернете на базе такой европейской компании как наша. Второе – я отметил интерес со стороны российского бизнеса к европейскому рынку электронной торговли и наоборот. Объективно получится, что из всей Европы именно латвийские банки, такие как Rietumu, которые обладают «универсальной европейской лицензией», служат самой удобной дверью для бизнеса и с той, и с другой стороны. 

Если говорить о практической пользе берлинского мероприятия для нашего банка, могу сказать, что по итогам конференции Rietumu ведет переговоры с несколькими партнерами в России с целью создать в Риге дискуссионную площадку для общения по означенной проблематике. Я уверен, что нам удастся сделать ее максимально практичной и деловой, предельно свободной, неофициальной и откровенной. Когда эта идея обрастет практическими деталями, я с удовольствием поделюсь ею.

Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.12

Леон Даин [Leon Dhaene), председатель премии Guiding Hand на конференции Merchant Payment Ecosystem 2012

Сегодня происходит сближение различных форм платежных систем. Возникают новые платежные системы. Создаются альтернативные платежные инструменты, многие из них при этом выходят за рамки банковского мира. Заслуга конференции Merchant Payment Ecosystem, бывшего European Card Acquiring Forum, состоит в том, что мы первыми в отрасли заметили эти тренды и попытались найти общие элементы в цепочке создания стоимости для всех этих типов платежей – как новых, так и традиционных, а также выявили общие проблемы. Текущие темы, такие как централизованный эквайринг или централизованный процессинг, обсуждаются с середины 1990-х годов, но интернет- и мобильные платежи делают их еще более актуальными. Операторы мобильных платежей могут охватить всю клиентскую базу, независимо от страны местонахождения. Больше не существует границ, которые все еще пытаются навязать участникам рынка существующие традиционные платежные системы. Новые вопросы касаются бума интернет-платежей и роста мошенничества, связанного с ним. Используемые сегодня системы борьбы с мошенничеством возникли из инструментов информирования о случаях мошенничества середины 1990-х (например, у MasterCard система System to Avoid Fraud Effectively (SAFE) появилась в 1993г.), а решение по противодействию мошенничеству на базе правил или нейронной сети уже строится на их основе: в те дни инструментов для интернет- или мобильных платежей не существовало.

Сильная сторона конференции Mechant Payment Ecosystem заключается в том, что каждый ее участник находит интересные для себя взгляды на все основные актуальные проблемы в своей сфере. Лично мне очень интересной кажется точка зрения розничных сетей (презентация от IKEA и Air France), а также отражающая мнение банковских структур презентация о рисках в сфере электронной коммерции (Barclayсard) и выступление на тему мобильных платежей докладчика из Франции (Orange). 

Нельзя назвать одну какую-то конкретную тему, интересную для российского рынка, скорее, интересно то, как сближаются существующие традиционные и новые альтернативные платежные системы. Россия способна создать новую профессиональную и современную платежную схему, которая позволила бы каждому гражданину эффективно пользоваться доступными платежными инструментами, а физическим и юридическим лицам – осуществлять платежи экономически эффективно и безопасно. Российская платежная схема должна исходить из интересов потребителя, а не банков, операторов мобильной связи или коголибо еще. Каждый потребитель должен иметь свой собственный личный идентификационный номер, универсальный для проведения транзакций в любом банке или платежной системе. 

Основными вопросами для обсуждения в ближайшие два года будут следующие:

 • Выявление случаев мошенничества при осуществлении мобильных и онлайн-платежей; 

• Место потребителя в платежной системе и требования к работе с потребителями; 

• Уровень вмешательства регулирующих органов. 

Банковская система постепенно теряет свою главенствующую роль в платежном бизнесе, и было бы интересно узнать, как банки и финансовые учреждения будут подстраивать свою бизнес-модель к меняющимся условиям. К более специфичным сферам изменений, которые, возможно, вызовут интерес платежного бизнеса, относятся развитие платного контента в Интернете, положение поставщиков платежного оборудования в мире, где традиционные терминалы уходят в прошлое, уступая новым инструментам, таким как онлайн- и мобильные платежи, а также различные новые варианты платежей на основе NFC-технологии.

Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.13Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.14Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.15










Марис Чаксте (Maris Cakste), менеджер по продажам в странах Европы,
карточное подразделение Tieto

Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.16

Я хотел бы отметить, что в текущем году конференцию посетило больше участников (свыше 400), чем в прошлом (350). Это указывает на то, что с каждым годом мероприятие приобретает все большую популярность среди экспертов данной индустрии. На мой взгляд, мероприятие пользуется успехом благодаря темам дискуссионных сессий, отвечающим последним тенденциям. В этом году было уделено меньшее внимание нормативным аспектам карточного бизнеса и индустрии торгового эквайринга, что позволило ввести в программу мероприятия другие темы.

На сегодняшний день существует несколько направлений, которые являются особенно актуальными. Например, эквайринг в сфере электронной коммерции, многочисленные программы эквайринговой лояльности и, конечно, мобильные платежи. Нужно отметить, что данные направления очень интересны и стремительно развиваются. 

Я убежден, что на MPE 2013 мы узнаем о еще более широких возможностях мобильных платежей. Из выступлений мне особенно понравилась презентация представителя Travian games. Было очень интересно узнать, как создавался и развивался их бизнес. Я также посетил презентацию, посвященную мошенничеству и безопасности. В данной сфере всегда нужно быть в курсе событий, стремиться выявить новые схемы мошенничества. Я убежден, что одним из самых актуальных направлений для России является электронная коммерция. Данное направление обсуждалось в рамках мероприятия как наиболее актуальное в настоящее время в индустрии карт и эквайринга. 

На мероприятии следующего года я хотел бы услышать больше информации о мобильных платежах. С интересом послушал бы мнение представителей Telco и ознакомился с их видением участия в банковском секторе – может быть, даже с планами о вступлении в банковский бизнес.


Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.17Иван Глазачев, директор эквайрингового подразделения Банка Русский стандарт

 Я уже третий раз принимаю участие в мероприятии Merchant Payment Ecosystem и хочу отметить постоянно высокий уровень организации самой конференции. Каждый год можно отметить какую-то основную тему самого мероприятия. В прошлом году ведущей темой была технология contactless-платежей. В 2012г. очень много говорили про социальные сети и необходимость монетизации тех или иных сервисов, которые могут быть представлены в данной среде.

Мне очень понравилось выступление Энди Маккиндже (Andy Makkinje), компания Equens). Была неплохая презентация Андреаса Мелана (Andreas Melan) из компании IKEA, который достаточно честно высказал точку зрения ТСП на банки и предоставляемые ими сервисы в рамках эквайринга (хотя она и не совпала с мнением большинства присутствующих в зале). Очень ярким было выступление Джерри Вагнера (Gerry Warner) из Discover, посвященное новым технологиям в сфере платежных услуг и тому, как большие корпорации отвергают идеи, которые потом переворачивают мир. Ну и конечно, мне понравилась презентация Мэвис Лиеу (Mavis Liew) из Welcome Realtime о программах лояльности, в которой использовался кейс запуска лоялти-программы РСБ+ в нашем банке.

Мне как представителю одного из лидеров эквайрингового рынка в России данная конференция дает возможность посмотреть на то, что в России будет актуально через 2–3 года. Мой интерес участия в этом мероприятии как раз и состоит в том, чтобы понять, куда идет индустрия. А то, что происходит на российском рынке сегодня, нам хорошо известно, поскольку Банк Русский Стандарт является одним из крупнейших по количеству обслуживаемых торговых точек.

Merchant Payment Ecosystem 2012: акцент на мобильной коммерции - рис.18Анна Кантария (Ana Kantaria), координатор подразделения  E-commerce, Liberty Bank (Грузия)

Я не принимала участия в конференции 2011 г., поэтому, к сожалению, не могу сравнить мероприятия текущего и прошлого года. Но в целом впечатления от мероприятия 2012г. весьма положительные. Я встретилась с интересными людьми, мои коллеги и я узнали много нового.

Основной темой конференции 2012 г. была мобильная коммерция, которая, мне кажется, представляет собой будущее платежных систем. Эта тема очень широко обсуждалась, но все равно в ее рамках осталось много нерешенных вопросов.

Из всех выступлений больше всего мне понравилось выступление представителя компании Foursquare. Очень интересная и информативная презентация.

В Грузии к настоящему времени началось развитие рынка интернет- и альтернативных платежей. Мобильные телефоны очень популярны в нашей стране, и можно ожидать активного развития мобильной коммерции. То же можно сказать и об альтернативных платежах, особенно таких формах, как электронные кошельки и ваучеры, которые вызывают интерес с учетом более низкой стоимости транзакции. В следующем 2013 г. хотелось бы услышать как можно больше инновационных идей. Без сомнения, это будут NFC и мобильная коммерция, а также роль платежей в социальных сетях. Мне показалось, что эта тема поднималась недостаточно часто.

 P. S.

Читайте также:

Завершая наш обзор прошедшего в Берлине мероприятия, хотелось бы подчеркнуть, что по заявлению Роберта Вагра (Robert Varga), руководителя направления стратегии и развития бизнеса компании Empiria Events – организатора Merchant Payments Ecosystem, в их ближайшие планы входит «дальнейшее повышение качества конференции и выставки, востребованность в которых отражают требования и отклики нашей аудитории. MPE 2013 также будет нацелен на дальнейший рост и развитие традиционной (CPT), мобильной и e-коммерческой экосистем, а также на привлечение к участию ключевых лидеров индустрии».

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube