17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 195

Санкт-Петербург: испытания на полигоне NFC-решений входят в решающую фазу. Транспортные проекты

<p> Основным драйвером сегодняшнего развития рынка NFC-платежей в России, как уже неоднократно было отмечено в десятках экспертных...
Санкт-Петербург: испытания на полигоне NFC-решений входят в решающую фазу. Транспортные проекты


Основным драйвером сегодняшнего развития рынка NFC-платежей в России, как уже неоднократно было отмечено в десятках экспертных докладов, являются транспортные проекты. И недавний запуск «ВымпелКомом» коммерческого пилота в Санкт-Петербургском метрополитене особенно важен с этой точки зрения тем, что позволяет наконец-то оценить различия стратегий российских мобильных игроков на NFC-поле в целом.

Локомотив для NFC

Традиционно главными предпосылками развития рынка мобильных NFC-платежей большинством экспертов называются следующие:

• 70% населения России, не охваченного банковскими услугами (по данным Левада-центра);

• высокий уровень проникновения сотовой связи в России (достигающий 153%);

• высокая частота смены населением мобильных телефонных аппаратов (раз в 1,5–2 года);

• наличие развитой инфраструктуры бесконтактных считывателей на транспорте российских мегаполисов (в основном на базе RFID стандарта MIFARE).

Действительно, анализ мировых трендов и отечественных рыночных реалий показывает как то, что массовый приход в Россию NFC-платежей – и без того «отложенный» – состоится в течение ближайших двух лет, так и то, что здесь данная технология будет востребована преимущественно в мегаполисах с развитой транспортной и ритейловой инфраструктурой. При таком развитии событий пресловутые «70% unbanked» вряд ли смогут быть задействованы в качестве значимого двигателя NFC-проектов. Зато таким локомотивом, похоже, может стать транспорт. На сегодняшний день транспортные проекты крупных городов активно внедряют NFC-решения. Наиболее масштабные и комплексные инфраструктурные проекты на транспорте реализуются в настоящее время в Лондоне (Oyster Card), Сингапуре (EZLink Card), Токио (Suica).

В России за «транспорт с NFC» в 2012 году активно взялись мобильные операторы «Большой Тройки». Недостаточное проникновение на рынок мобильных устройств, поддерживающих NFC, не является серьезным ограничением для транспортных проектов, поскольку альтернативные формфакторы c NFC-модулем позволяют реализовать различные пользовательские сценарии. К тому же как только количество NFC-смартфонов на рынке достигнет необходимого уровня, существующая инфраструктура будет взаимодействовать с транспортными приложениями, развернутыми на мобильных телефонах.

Однако несомненно и то, что в отличие от достаточно быстро решаемых технологических вопросов, вопросы «монетизации» NFC-проектов (т. е., по сути, вопросы стратегии развития и маркетинга таковых) для мобильных операторов представляют собой одно из основных затруднений. И сегодня на примере транспортных проектов операторов «Большой Тройки» мы можем уже достаточно отчетливо увидеть контуры их будущей стратегии в плане развития NFC-сервисов в целом.

Каждый из операторов «Большой Тройки» выбрал свой собственный путь развития транспортных NFC-решений. Интересно, что все пилотные коммерческие проекты реализовывались не в Москве (вероятно, из-за масштаба столичного метрополитена и сложностей согласования внедрения), а в Петербурге и Екатеринбурге.

Санкт-Петербург: испытания на полигоне NFC-решений входят в решающую фазу. Транспортные проекты - рис.1Санкт-Петербург: испытания на полигоне NFC-решений входят в решающую фазу. Транспортные проекты - рис.2Санкт-Петербург: испытания на полигоне NFC-решений входят в решающую фазу. Транспортные проекты - рис.3Санкт-Петербург: испытания на полигоне NFC-решений входят в решающую фазу. Транспортные проекты - рис.4

Все три модели NFC имеют свои ниши на рынке!Игорь Голдовский

Транспортные проекты, безусловно, являются сегодня наиболее интересной точкой приложения технологии мобильных платежей. Не выходя из дома, приобрести проездной документ, а потом воспользоваться им при проезде на общественном транспорте – разве это не привлекательно для клиента? Уже существующая и ограниченная по размеру инфраструктура контроля проезда в транспорте при гигантском пассажиропотоке – разве это не решение для проблемы «курицы и яйца» при внедрении новой технологии? Безусловно, для банков и сотовых операторов появляется смысл эмиссии платежных приложений на основе NFC. В московском метро ежедневно в будние дни совершается 8–9 миллионов поездок, а количество турникетов, уже оборудованных соответствующими ридерами,– всего несколько сотен! Разве это не поле для начала использования NFC-технологии?!

Однако нельзя недооценивать и другие точки роста мобильных платежей. Это и P2P-операции (например, денежные переводы, причем как бесконтактные, так и удаленные), и очень безопасные платежи электронной/мобильной коммерции (становится возможным перевести эти операции из класса CNP-транзакций в класс CAT-транзакций со всеми вытекающими отсюда последствиями: возвращения ответственности за фрод на эмитента карты, радикального уменьшения объема фрода, уменьшения размера уступки магазина), и предоплаченные продукты для молодежи, не имеющей счетов в банках. К этому можно добавить gambling, расчеты в социальных сетях и т.п.

И все-таки общественный транспорт, особенно в нашей стране, – безусловно, наиболее интересное направление для развития NFC-платежей. Поэтому к нему приковано внимание всех заинтересованных в развитии NFC-технологии компаний. В первую очередь – сотовых операторов и банков.

Желающих реализовать NFC-платежи на транспорте много. На мой взгляд, сейчас транспорту самое время систематизировать эти запросы и оговорить единые правила работы с эмитентами платежных инструментов, используемых для удаленного приобретения проездных документов. Транспорт может указать всем заинтересованным игрокам рынка некоторого TSM-менеджера, к которому должны будут подключиться транспортные операторы и эмитенты платежных инструментов (банки и сотовые операторы), а также оптимальную схему расчетов за проданные электронные билеты.

Другими словами, требуется организовать некоторую платежную систему, гарантирующую транспортным операторам возмещение средств за проданные ими билеты. Иначе будет зоопарк решений и хаос двусторонних отношений – «Мосгортранс – Сотовый оператор Х», «Метрополитен – Оператор Y» и т. п. При этом транспортный оператор должен будет для обслуживания клиентов сотового оператора X подключаться к одной TSM-платформе, а для обслуживания клиентов сотового оператора Y – к другой.

Сразу хочу заметить, что создание такой платежной системы не является «сложным делом» и «дорогим удовольствием», зато в конечном итоге сэкономит всем игрокам рынка массу средств и повысит качество предоставляемых ими пользователям услуг.

Если вернуться к технологиям NFC, то первые проекты показали, что все три модели NFC (SIM-centric, NFC Forum, Mobey Forum) имеют свои ниши на рынке. Сотовые операторы, конечно, будут придерживаться модели SIM-centric. Однако не все крупные банки будут ей доверять. Уже первые внедрения модели на Западе демонстрируют конфликты, возникающие между банками и сотовыми операторами из-за размеров и структуры платежей за аренду банками ресурсов SIM-карты. Банкам не нравится, что им приходится делиться с сотовым оператором долей от оборотов по транзакциям, выполненным с использованием банковского приложения, функционирующего на SIM-карте (достаточно популярная модель).

Поэтому некоторые банки станут реализовывать модель Mobey Forum (NFC-модули, содержащие элемент безопасности, NFC-контроллер и антенну), обеспечивающую им полную независимость от сотового оператора. Кстати, мнение о том, что NFC-модули – это временное решение, востребованное лишь до появления значительного количества поддерживающих NFC-телефонов, сегодня изменилось.

Наконец, не нужно забывать о модели NFC Forum. Проект Google Wallet базируется на использовании именно этой модели – платежное приложение этого электронного кошелька хранится во встроенном в телефон элементе безопасности.

В общем, NFC-технологии и транспортные проекты развиваются, и их определенные реализации постепенно вступают из фазы детства в подростковую фазу. И некоторые проекты на нашем рынке являются тому доказательством.


Санкт-Петербург: испытания на полигоне NFC-решений входят в решающую фазу. Транспортные проекты - рис.5 «МегаФон» от пассивного стикера до SIM-centric решения

Одним из пионеров NFC-освоения просторов питерской подземки стал «Мегафон», который в 2011 году запустил услугу пополнения транспортной карты «Подорожник» со счета мобильного телефона при помощи SMS или USSD-запросов. Технологически решение заключалось в наклеивании на внешнюю крышку мобильного телефона в центрах обслуживания «МегаФона» пассивного (не имеющего прямой связи с телефоном) NFC-стикера, который требовал активации услуги при помощи валидатора. Такой форм-фактор оказался, по мнению многих экспертов, не слишком удобным: сейчас у компании в Санкт-Петербурге насчитывается порядка 1,8 тыс. пользователей данной услуги. Значительным барьером для потребителя стало и то, что при зачислении денег на карту (весьма некомфортном для пользователя, через сложную систему USSDкоманд) взимается комиссия 2%, а подключение услуги стоит 150 руб.

29 мая 2012 года в чем-то похожий по идеологии NFC-проект, но уже полноценно «SIM-центричный» (и требующий замены SIM-карты) с расширенным функционалом, был запущен «Мегафоном» и в Екатеринбурге. Здесь оператор также пошел по пути эмуляции уже существующей «Е-карты» (екатеринбургского проездного), на которую с помощью USSD-запроса могут перечисляться средства с мобильного счета абонента, доступно и управление средствами из меню телефона.

Таким образом, «МегаФон», как можно видеть, оптимизирует риски и идет по пути интеграции в существующие инфраструктурные проекты автоматизации проезда на транспорте («Подорожник», «Е-Карта», привнося в них свой NFC-элемент).

МТС: связь с банком

Объявленное в мае NFC-решение MTC не связано напрямую с транспортным сектором, хотя в области транспорта эксперименты МТС также известны: ранее оператор тестировал NFC-платежи в московском метро и, подобно другим операторам «Большой Тройки», поддерживает мобильное пополнение счета карты «Подорожник» в Санкт-Петербурге.

Майская инициатива МТС интересна прежде всего своим ярким акцентом на SIM-центричность, жесткой привязкой к технологии PayPass и карточным продуктам MasterCard. Суть предложения МТС состоит в том, что пользователь приобретает (или меняет старую на новую) SIM-карту (в комплекте с антенной и NFC-контроллером: решение N-flex), к которой привязана виртуальная карта MasterCard МТС-банка. Со счета последней и происходит списание средств.

 По сообщениям МТС, на первом этапе SIM-карты с поддержкой NFC доступны лишь в салонах МТС в Москве и Московской области, но до конца года МТС планирует начать продажи и в других крупных российских городах. Сейчас стоимость комплекта «NFC-платежи» в Москве для новых клиентов составляет 190 рублей (SIM-карта с тарифным планом «Супер МТС» со стартовым балансом 130 рублей и NFC-антенна), для действующих же абонентов МТС достаточно бесплатной замены SIM-карты с сохранением номера и тарифа и десятирублевой доплаты за стоимость NFC-антенны. Интересно, что в обоих случаях обслуживание виртуальной NFC-банковской карты, привязанной к номеру, бесплатное.

 На данный момент проект является весьма масштабным «пилотом» оператора: он предполагает выпуск 250 тыс. карт до конца 2012 г. По задумке МТС, телефон сможет не только поддерживать транспортные и ритейловые приложения, но и выполнять функцию кредитной карты (при этом размер процентов по кредиту будет составлять от 30 до 40% годовых). С помощью телефона, как сообщается, также можно будет снимать наличные в банкоматах МТС-Банка.

 Примечательно, что МТС в своем проекте сразу делает ставку и на развертывание «с нуля» соответствующей инфраструктуры – владелец сотового оператора, АФК «Система», уже вложила в новый проект порядка 150 млн долл. США (в частности, уже закуплено 300 тыс. NFC-терминалов, поддерживающих технологию NFC, и планируется установить в ТСП еще такое же количество совместно с MasterCard).

Это выглядит достаточно логичным. Оператор, по всей видимости, уже определился со стратегией, которая предполагает развитие достаточно дорогостоящего комплексного решения, жестко привязанного к MasterCard PayPass, когда списание средств при оплате происходит не с абонентского мобильного счета, а именно со счета банковской карты.

Коммерческий успех такой бизнес-модели напрямую зависит от наличия соответствующей инфраструктуры. Тем не менее, несмотря на то, что транспортное приложение в проекте МТС «подразумевается», остаются не совсем ясными несколько моментов. Во-первых, непонятно, насколько реально будет внедрить именно PayPass на гигантских транспортных предприятиях, подобных Московскому и Санкт-Петербургскому метрополитенам, Мосгортрансу и т.п., а во-вторых, насколько абоненты будут мотивированы к преодолению психологического барьера «платить по карте».

Санкт-Петербург: испытания на полигоне NFC-решений входят в решающую фазу. Транспортные проекты - рис.6

«Билайн»: мобильный кошелек

 Презентованное журналистам 18 мая 2012 года NFC-решение «ВымпелКома» (торговая марка «Билайн») показывает нам принципиально иную стратегию оператора. Представители «Билайн», говоря о причинах выбора транспортного сектора при развертывании своего первого коммерческого NFC-проекта в Санкт-Петербурге, отмечали, в том числе, такие моменты, как высокая готовность инфраструктуры транспортных компаний (уже оснащенных бесконтактными RFID-ридерами с возможностью относительно дешевой «подстройки» под NFC) и возможность размещения нескольких транспортных приложений в одном устройстве (для метро, наземного и пригородного транспорта).

Очевидными являются для любого транспортного оператора и такие преимущества полноценных коммерческих NFC-решений, как загрузка билетов с использованием OTA-технологии (Over-the-air). Реализация такой функции, по мнению Виктора Маркелова, директора по продуктам и развитию бизнеса ОАО «ВымпелКом», и руководителя «Петербургского метрополитена» Игоря Выборнова, должна привести к разгрузке касс, повышению пропускной способности пассажиропотока и снижению наличного денежного оборота (т.е. к упрощению учета финансовых показателей).

В техническом отношении решение «Билайн» также отличается от схем других операторов. Оно не является SIM-центричным и не требует замены SIM-карты. Сам NFC-модуль (производства компании «Амбик Тэк СПб» – технологического партнера «Билайн») – это overlay-решение, представляющее собой энергонезависимый проездной, помещаемый при подключении под заднюю крышку телефона (способный функционировать и при выключенном аппарате).

 Из-за такого форм-фактора для разных моделей телефонов предусмотрены разные NFC-модули, при этом компания заявляет, что ассортимент охватывает около 80% продающихся в России аппаратов (так, владельцы Apple iPhone и телефонов с металлическими задними крышками сервисом «ВымпелКома» пока не смогут воспользоваться). Сам модуль, содержащий стартовый баланс 125 рублей (5 поездок), можно подключить в нескольких (менее десятка) офисах оператора в Санкт-Петербурге.

 Интересно, что, будучи самым недавним по времени внедрения среди всех операторов в Санкт-Петербурге, решение «Билайна» учло опыт вырвавшихся вперед предшественников: в нем существенно снижены барьеры для потребителя. Так, сама услуга «Мобильный проездной» предоставляется бесплатно, реализованы технология полноценной OTA-загрузки билетов, избавляющая от необходимости пополнять баланс в кассах и активации через валидатор, и интерактивное меню в самом телефоне, позволяющее приобретать через него билеты и проверять их остаток. Кроме того, в отличие от конкурентов в Санкт-Петербурге, не взимается и дополнительная комиссия за покупку поездок.

 Компания анонсирует петербургский проект как «коммерческий пилот» и планирует привлечь до 2 тысяч пользователей услуги. Если проект будет иметь успех, «Билайн» обещает снять ограничения на подключение уже осенью 2012г. и впоследствии перенести этот опыт на другие виды транспорта и на другие города России.

 С нашей точки зрения, важным (и весьма значимым) отличием петербургского NFC-решения «Билайн» от других операторов можно считать именно прямую связь модуля с телефоном и мобильным счетом (а не банковским или счетом сторонней карты), с которого и происходит списание средств. Несмотря на явную промежуточность технического решения «ВымпелКома», предполагающую независимый NFC-модуль, подключение которого требует посещения абонентом офиса (это, по нашему мнению, является определенным барьером для потребителя, но справедливости ради отметим, что у других операторов этот барьер также присутствует), стратегический вектор проекта, делающий точкой аггрегации платежей именно мобильный счет оператора, находится как раз в «мейнстриме», по крайней мере в европейском.

 Такая схема имеет корни в выдвинутой компанией концепции «Мобильный телефон как кошелек», представленной на презентации проекта в Санкт-Петербурге 20 мая 2012 года и весьма сходной с той идеологией, по которой в Европе пошла компания Vodafone, развивающая свой m-wallet. Представитель европейского оператора Марк Андрэ Фенглер, в частности, прямо продекларировал на майском ПЛАС-Форуме «Инновации. Дистанционные сервисы, карты и платежи» 2012 вектор развития компании – «от мобильного оператора – к полноценной платежной системе».

Согласно концепции «Билайн», в перспективе (а особенно с массовым появлением на рынке доступных по цене мобильных телефонных аппаратов со встроенным NFC-модулем) телефонный аккаунт абонента должен стать практически полноценным кошельком, конкурирующим с традиционными карточными счетами в области микрофинансовых операций. Онлайн-каналами пополнения такого «мобильного кошелька» должны быть интернет- и мобильные платежи, в офлайне – офисы оператора и дилеров, устройства самообслуживания (банкоматы и платежные терминалы), а также скретч-карты.

Поступившие по этим каналам деньги аккумулируются на мобильном счете абонента и могут расходоваться как на оплату мобильной связи, так и на покупку товаров и услуг третьих сторон. В объеме таких платежей, по мнению представителей «Билайн», значительную долю будут занимать собственно мобильные денежные переводы (для снятия наличных, перечисления на счета банковских карт и платежи со счета на счет между абонентами). Оставшаяся доля платежей, по мнению оператора, будет распределяться между оплатой транспортных услуг, счетов за Интернет и цифровое ТВ, оплатой государственных и коммунальных услуг, покупками в интернет-магазинах и др.

При этом «Билайн», похоже, не станет ограничиваться лишь транспортом – по крайней мере его партнер по проекту – компания Ambiq – в лице своего генерального директора Марии Азаровой, заявил в мае, что решение Ambiq уже сейчас готово к подключению новых поставщиков услуг, и, в частности, ритейлеров, которых представители Ambiq считают наиболее перспективным рынком для дальнейшего продвижения NFC. В перспективе, по словам директора по продуктам и развитию бизнеса «Билайн» Виктора Маркелова, к этому модулю может быть привязано неограниченное количество банковских и дисконтных карт, бонусных предложений от ритейлеров и т.п.

Санкт-Петербург: испытания на полигоне NFC-решений входят в решающую фазу. Транспортные проекты - рис.7Перед выбором

Несомненно, что каков бы ни был результат коммерческих пилотов «МегаФона» в Екатеринбурге, МТС – MasterCard PayPass и «Билайн» в Санкт-Петербурге, всем операторам так или иначе придется искать ответы на несколько вопросов относительно своей бизнес-модели в отношении NFC. Во-первых, это вопрос о выходе за рамки «чистого транспорта»: барьеры, стоящие на пути массового потребителя (даже в максимально сниженном варианте – у «Билайна»), еще слишком высоки, и необходимость уже одного специального посещения офиса пользователем с целью более удобно оплачивать свои транспортные расходы резко ограничивает аудиторию таких проектов.

Таким образом, пока российский рынок не насытится в достаточной мере относительно доступными по цене и вариабельности ассортимента NFC-enabled телефонами, операторам так или иначе придется расширять аудиторию своих NFC-проектов прежде всего за счет предложения широкого набора услуг и сервисов (т.е. тесно взаимодействовать с ритейлом и/или банками, создавать коалиционные программы лояльности, новые ко-брендовые банковские продукты, их комбинации и т.п.).

Во-вторых, это вопрос выбора временного форм-фактора для secure NFC-модулей – развить инфраструктуру нужно сейчас, чтобы NFC-enabled телефоны пришли уже на «вспаханное» операторами рыночное NFC-поле, где в них будет потребность. При этом, на наш взгляд, несмотря на кажущееся удобство SIM-centric решений, удобны они пока по большей части только для операторов (и то не всегда). Выбор же альтернативных форм-факторов на сегодня достаточно широк – это и гибкие антенны N-flex, активные и пассивные NFC-стикеры, экзотические пока у нас UICC-карты и SD-карты с NFС-модулем.

 Отметим, что хотя последние являются сейчас, пожалуй, лучшим из перечисленных вариантов с точки зрения безопасности и наиболее удобны с точки зрения банков и платежных систем, они вряд ли станут основой развертывания сколько-нибудь массовых проектов в России – стоимость SD-карты с NFС-модулем пока что еще весьма высока и останется таковой в обозримом будущем. С приходом же в Россию массового и доступного «встроенного NFC» для операторов не составит труда «переключить» уже существующие транспортные и ритейловые решения с альтернативных форм-факторов на «базовые».

В-третьих, это вопрос о стратегических взаимоотношениях с традиционными карточными платежными системами. Отвечая на вопрос корреспондента «ПЛАС» на пресс-конференции «Билайн» в Санкт-Петербурге, Виктор Маркелов отметил, что концепция «Мобильного кошелька» «Билайна» не составляет конкуренции Visa и MasterCard, так как занимает в России нишу микрофинансовых операций, в которой пересечение оператора с международными платежными системами не несет ущерба сторонам, а кроме того, стимулирует уход от наличных платежей, выгодный всем, и платежным системам в частности.

В сущности, у мобильных операторов в ближайшей перспективе останется всего два пути – или процитированный выше подход «Билайна», мало пересекающийся с зоной действия традиционных карточных систем, или же тесная привязка к предоплаченным или даже кредитным (путь МТС) продуктам Visa и MasterCard. При комбинации же этих путей – при создании полноценного мобильного кошелька, т.е. среды на телефоне, позволяющей клиенту выбирать средство платежа, хранить информацию о своих операциях, совершать онлайновые платежи и т.п., очень важно, на наш взгляд, точно определить целевую аудиторию того или иного NFCпродукта и соблюдать ее границы.

Решив для себя эти три главных вопроса, операторы смогут совместными усилиями «раскачать» (а фактически – сформировать) рынок NFC в России. Время покажет, чьи решения и бизнесмодели в этой гонке окажутся наиболее эффективными.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube