4 декабря 2012, 12:36
Количество просмотров 289

Сдаем монету: современные депозитные терминалы

Автоматизация процесса депонирования монеты как путь решения проблемы государственной важности! Андрей Беляев, начальник отдела...
Сдаем монету: современные депозитные терминалы

Автоматизация процесса депонирования монеты как путь решения проблемы государственной важности!


Андрей Беляев, начальник отдела маркетинга ООО "ДИИП 2000"

Если вы думаете, что все любят считать деньги – свои и чужие, то сильно ошибаетесь! Попробуйте принести в банк мешок накопившейся дома мелочи, весом килограмма в полтора, и попросите кассира ее принять. А потом внимательно посмотрите на его лицо, и вы сразу поймете, как он любит считать деньги. Обработка монет является серьезной проблемой как для российских коммерческих банков, так и для ЦБ РФ. Можно сказать без преувеличения – проблемой государственной важности!
Начнем с того, что ручная обработка монеты является весьма трудоемкой операцией. По этой причине у нас в России кассиры не любят принимать монеты от населения – их долго считать и сортировать, очередь накапливается, клиенты недовольны. Техника для сортировки, пересчета монет, определения их подлинности имеется на рынке, выпускается многими производителями. Однако коммерческие банки покупают такую технику, преимущественно для касс пересчета, расчетно-кассовых центров, а на «первой линии», в операционных кассах, работники по-прежнему считают монеты вручную.

Из-за высокой трудоемкости и проблем с логистикой операции по обработке монет не слишком привлекательны для коммерческих банков. Значительные расходы на перевозку монет по России несет и Центральный банк РФ. Но самая главная для ЦБ РФ проблема состоит в том, что выпускаемые монеты не возвращаются в оборот, а оседают в карманах и копилках у населения. 

По данным директора Департамента наличного денежного обращения Банка России Александра Юрова, только лишь менее 3% монет номиналом 1, 5 и 10 копеек, выпущенных в обращение, возвращается в ЦБ РФ1. Чтобы читатель мог представить более наглядно: на 1 января 2012г. на каждого жителя России приходилось 145 монет номиналом 10 копеек, но в процессе обращения в Банк России вернулись только 4 монеты (точнее, 4,35 монеты на человека), остальные осели в карманах и копилках у населения. С монетами больших номиналов картина заметно лучше, но еще далека от идеала. А ведь монеты чеканят в расчете на то, что они будут ходить 25–30 лет. 

Сдаем монету: современные депозитные терминалы - рис.1

Один из пилотных проектов компании «ДИИП 2000»:
терминал Penguin 726T,
установленный в торговом центре

Для того чтобы обеспечивать нормальное обращение наличных денег и нормальное функционирование торговых предприятий, Банк России вынужден чеканить все новые и новые партии монет. И расходы на эти цели составляют круглую сумму. Например, только за 2009 г. затраты на выпуск мелких монет составили 168 млн рублей. Чтобы разорвать порочный круг, нужно заинтересовать в процессе обработки монеты банки, а сдачу монет сделать процедурой простой и удобной для населения. Так как узким местом в процессе обращения монеты является прием и обработка монеты в операционной кассе, то одно из возможных решений – внедрение систем самообслуживания, в которых обработка монеты происходит без участия кассира.     

«Ручной труд  - на плечи машин»

Компания «ДИИП 2000» изучила опыт ведущих мировых производителей и пришла к выводу, что наиболее эффективное решение всех проблем, связанных с обработкой монет, может предложить датская компания CTcoin. Почему именно она? Дания – одна из немногих стран мира, где образцово организован процесс рециркуляции монет. Уже 2 года Danmarks Nationalbank (Национальный банк Дании) не чеканит новых монет – для полноценного наличного денежного обращения хватает тех, что выпущены в прошлые годы. При этом население исправно возвращает мелочь в кредитные организации.

Компанией CTcoin было разработано несколько моделей терминалов самообслуживания по приему монет и налажено их массовое производство. В настоящее время в Дании инсталлировано порядка 1,5 тыс. таких аппаратов, которые размещены в отделениях банков, крупных супермаркетах, на вокзалах и в других местах с широким клиентским потоком.

 Данные устройства очень просты в обращении. Как только у человека накапливается излишек мелочи, он идет к ближайшему автомату, высыпает в него свои монеты, получает чек и затем может обменять его на купюры у сотрудника банка или зачислить указанную в чеке сумму на свой банковский счет.

Благодаря широкому распространению терминалов самообслуживания по приему монет в Дании и других странах Скандинавии обмен излишков мелочи на банкноты стал для населения рутинной, необременительной процедурой, а рециркуляция монет из мечты превратилась в реальность. И, что очень важно, был сломан своеобразный психологический барьер по отношению к мелкой разменной монете: клиенты банков поняли, что монеты действительно «могут работать».

 Что касается вопроса экономической выгоды для банков, установивших терминалы самообслуживания. Во-первых, банк получает комиссию за операцию по приему монет. Терминал автоматически рассчитывает сумму комиссии и отражает ее в чеке, так что для вкладчика вся операция абсолютно прозрачна. В Дании клиенты банков комиссионные за операцию по сдаче монет не платят, а те, кто не является клиентом банка, платят фиксированную сумму – 50 крон (немногим больше 250 руб. по текущему курсу), независимо от количества монет. В России комиссия за пересчет монет составляет в среднем 2–3% от сдаваемой суммы, но может быть и выше. Есть банки, например, Сбербанк РФ, которые перестали брать комиссию за такую операцию. Во-вторых, с установкой терминалов самообслуживания у банковских служащих значительно сократились затраты рабочего времени на обработку монет: теперь они только консультируют клиентов банка по вопросам использования терминала, выдают купюры по чеку любо зачисляют их на счет. Кроме того, время от времени сотрудникам банка приходится менять заполненные мешки или боксы для монет в терминалах и транспортировать их в хранилище. Все остальное делают автоматы и сами вкладчики. В-третьих, коммерческие банки с помощью терминалов самообслуживания накапливают достаточное количество монеты для подкрепления предприятий розничной торговли, транспортных компаний, продажи монет другим банкам. Тем самым банки, работающие с монетой, становятся более привлекательными для клиентов.

На предприятиях торговли и сферы обслуживания терминалы по приему монет размещаются на тех же условиях, что и торговые или игровые автоматы, т. е. магазин получает плату за аренду своей площади. А кроме того, еще и уверенность в том, что банк всегда сможет обеспечить его разменной монетой.

И, наконец, широкое использование подобных устройств на рынке выгодно и самому Нацбанку: он экономит на логистике и выпуске новых монет.

Сдаем монету: современные депозитные терминалы - рис.2

НДО-2012: первый зам. председателя ЦБ РФ Г. И.Лунтовский и директор Департамента наличного денежного обращения ЦБ РФ А.В.Юров изучают работу терминала самообслуживания по приему монет Penguin


Резюмируя сказанное, можно отметить, что терминалы самообслуживания удобны и выгодны для всех, поэтому процесс рециркуляции монет в Дании не только успешно работает, но и являет собой показательный пример того, как удачное техническое решение помогает решить задачу государственной важности.

 При разработке терминалов самообслуживания инженеры компании CTcoin, которая является одним из мировых лидеров в производстве данного вида техники, стремились решить задачи автоматизации обработки монет комплексным путем. Так, учитывая, что монеты, попавшие в терминалы, в дальнейшем нужно будет пересчитать и отсортировать, они использовали в автоматах точно такие же механизмы детекции и сортировки, как в сортировщиках монет серии Pelican. Благодаря разумной унификации удалось добиться, во-первых, единообразия и надежности при отбраковке поддельных монет, жетонов, монет иностранных государств и, во-вторых, разработать гибкую технологию обработки монет, удобную для различных видов кредитных организаций.

 Итак, клиент приносит и высыпает мешок мелочи в приемный лоток терминала. Что происходит дальше? Обработка монеты начинается непосредственно в устройстве самообслуживания. В нем каждая монета проверяется на подлинность по нескольким параметрам, определяется ее номинал, и одновременно монеты пересчитываются. Для этого, как было описано выше, и в терминалах, и в сортировщиках монет фирмы CTcoin используется унифицированный набор датчиков. Фальшивые монеты, жетоны, металлический мусор отбрасываются в специальный карман.

Далее, в зависимости от конструкции сортировального механизма, монеты либо просто ссыпаются без различия номиналов в мешки, контейнеры или в специальную тележку, либо сортируются и ссыпаются в мешки/контейнеры строго по номиналам. В России наиболее востребованным оказался механизм сортировки по 9 номиналам. Терминал можно запрограммировать так, чтобы в каждом мешке или иной емкости оказывалось строго определенное количество монет. Например, ровно столько, сколько устанавливает Положение Банка России №318-П.

 Автоматизация обработки монет: плюсы...

 Отделение банка, установив терминал с функцией сортировки монет по 9 номиналам (например, Penguin 709 S+ или Panda 909 T+), избавляется от необходимости дальнейшей обработки монет, поскольку терминал проверяет их на подлинность, пересчитывает и расфасовывает по номиналам в мешки.

Затем, если это предусмотрено регламентом банка, можно провести контрольный пересчет монет с помощью простого счетчика. Далее мешки упаковываются, снабжаются сопроводительной документацией и отправляются в вышестоящие подразделения банка или клиентам. Уровень трудозатрат сотрудников банка по обработке монет снижается по сравнению с привычной технологией в разы, поскольку значительную часть работы делает автомат.

 Кроме того, уже на уровне отделения банка можно организовать рециркуляцию монет: монеты обрабатываются, учитываются и сразу же возвращаются в обращение. Такой подход позволяет сэкономить на транспортных расходах и инкассации.

Сдаем монету: современные депозитные терминалы - рис.3 Сдаем монету: современные депозитные терминалы - рис.4
Терминал Panda 909 T+Терминал Penguin 726T

…и минусы

Но в использовании данной технологии есть и свои подводные камни. Во-первых, терминалы с функцией сортировки монет стоят дороже (примерно на 10%), чем более простые модели, такой функции не имеющие. Во-вторых, они нуждаются в более частом обслуживании. Дело в том, что мешки с монетой разных номиналов заполняются неравномерно: монетой крупных номиналов они заполняются быстрее, чем монетами мелких номиналов. При этом, если хотя бы один из 9 мешков наполняется до установленного предела, терминал останавливает свою работу и не будет работать до тех пор, пока наполненный мешок не поменяют. Поэтому для размещения вне отделения банка, например, в крупном супермаркете или на вокзале, терминал с функцией сортировки монет не подходит – велика вероятность его частых простоев.

 Для вокзала или магазина решение есть – можно установить терминал без функции сортировки монет, например, Penguin 726 S+. Он обойдется дешевле и реже будет нуждаться в выгрузке: его 6мешков могут вместить до 42 кг мелочи. Так же как и его «старший собрат» модели 709, это устройство позволяет пересчитывать принимаемые монеты, определять их подлинность и номиналы. Однако в мешки поступают все монеты подряд, и далее их нужно везти в кассу пересчета или расчетно-кассовый центр, где производится сортировка монет по номиналам. А это дополнительные трудозатраты, расходы на транспорт и инкассацию. Правда, дополнительные расходы отчасти компенсируются тем, что один кассовый центр с несколькими сортировщиками монет Pelican 309+ фирмы CTcoin может обслуживать несколько десятков терминалов. Кроме того, качество проверки подлинности монет и пересчета в этом случае будет выше за счет того, что операции повторяются дважды.

Разнообразие вариантов организации цикла может увеличиться, если учесть, что компания CTcoin выпускает два «семейства» терминалов самообслуживания по приему монет – Penguin и Panda, и каждое включает по нескольку модификаций.

Терминалы Penguin сразу привлекают к себе внимание ультрамодным дизайном от Bang&Olufsen. Необычная форма, строгий черный цвет корпуса в сочетании с отделкой из полированной нержавеющей стали! Эти аппараты воспринимаются скорее как произведения современного искусства, а не как утилитарные устройства для приема денег. Они гармонично вписываются в интерьеры современных банковских офисов «из стекла и стали».

Терминалы Panda менее претенциозны, их проще «вписать в интерьер», поскольку корпуса могут быть выполнены в корпоративных цветах банка.

Компания «ДИИП 2000» уже начала реализацию пилотных проектов по внедрению терминалов самообслуживания в банках и крупных торговых сетях и рассчитывает в течение нескольких лет сделать их столь же привычными для жителей России, как и для жителей Дании.

Deep 2000

Читайте также:

Визитная карточка

Компания «ДИИП 2000» является эксклюзивным поставщиком техники компании CTcoin в России и странах СНГ. Она многое сделала для адаптации терминалов самообслуживания и сортировщиков монет к требованиям российских кредитных организаций. Например, блоки детекции и сортировальные механизмы приспособлены к работе с российскими монетами и различают все их модификации независимо от года выпуска. Программное обеспечение русифицировано. Отсек для приема монет в терминалах самообслуживания модифицирован в соответствии с требованиями безопасности, принятыми в российских банках. Совместно с российским партнером – компанией «СмартКард-Сервис» – реализована возможность зачисления платежей, вносимых монетой, в качестве оплаты услуг мобильной связи. В перспективе благодаря использованию системы TellME MassPay предлагается превратить терминалы по приему монет в более универсальные устройства самообслуживания, позволяющие зачислять средства на банковские карты, осуществлять коммунальные платежи и т. д.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube