курс цб на 26.07:
59.8185
69.7005
Лента новостей
Журнал ПЛАС № 11 ( ...
Банки и МФО ВТБ24 выпустил 1,6 млн карт Мир
25 июля 2017 10:46
Количество просмотров 152 просмотра

RBR: популярность предоплаченных карт растет

Количество просмотров78 просмотров

На конец 2011 г. наиболее активными странами на рынке предоплаченных карт были США, Иран, Россия, Бразилия, Индонезия и Италия. Кроме того, на долю этих стран приходится порядка 87% всех карт данного вида в мире, очевидно, что и эта доля будет снижаться, поскольку популярность таких карт растет и на других рынках. Во всех шести странах предоплаченные карты представляют собой нишевый продукт, хотя и используются для довольно больших ниш. В США они применяются исключительно для выплаты социальных пособий; в Иране – впервую очередь как «подарочные карты»; в Италии основными пользователями карт являются иммигранты, молодежь и люди, не имеющие счетов в банке, т. е. те, у кого ограничен доступ к традиционным банковским услугам.

Бум на рынке предоплаченных карт в России и странах АТР

Иногда интереснее посмотреть не на абсолютные цифры, а на темпы роста эмиссии предоплаченных карт. Самые существенные изменения произошли в России, где количество предоплаченных карт выросло с 7 до 37 миллионов (в 2011 г.). Странно, что одновременно упали общее количество операций и объем платежей по этим картам. Создается впечатление, что в России такие карты представляют собой весьма волатильный продукт с небольшим костяком постоянных пользова-телей и огромным количеством тех, кто пользуется ими лишь время от времени. В большинстве своем эти карты имеют хождение только внутри страны и используются среди прочего для пополнения счета мобильного телефона и оплаты участия в онлайн-играх.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе также произошел ряд значительных перемен – быстрый рост эмиссии предоплаченных карт в Индонезии, Индии и Пакистане. В Индонезии количество обращающихся предоплаченных карт выросло в 2011 г. на 81%, до 14 млн. На долю страны приходится 16% всех находящихся в использовании в регионе карт и 11% всего количества платежей, и одновременно менее 1% объема платежей. Предоплаченные карты обычно используются для оплаты покупок в круглосуточных магазинах шаговой доступности, а средняя сумма транзакции по мере роста количества их использования начала сокращаться. Некоторые из банков активно работают на этом растущем рынке, запустив предоплаченные карты, ориентированные на оплату проезда в общественном транспорте или покупок в магазине. 

Путешествующие и не имеющие счетов в банке – главные кандидаты на роль обладателей предоплаченных карт 

В Индии количество выпущенных предоплаченных карт выросло на 171% – с 700 тыс. до 1,9 млн (в 2011 г.). Их популярность растет среди индусов, отправляющихся за границу, и в среднем ими оплачивают покупки и услуги намного чаще, чем дебетовыми картами. Несмотря на быстрый рост индийского рынка предоплаченных карт, их до сих пор намного меньше, чем дебетовых. В Пакистане количество предоплаченных карт выросло в 2010 году вслед за серией наводнений, случившихся в стране, и в первую очередь за счет карт Watan, выпущенных специально для пострадавших от катастрофы. В результате общее количество предоплаченных карт резко возросло – с 400 тыс. в 2009 году до 2 млн в 2010 г. В 2011 году данный сектор рос более медленными темпами и достиг уровня 2,8 млн, но теперь предоплаченные карты в большей степени стали популярны среди тех потребителей, у которых нет счета в банке. 

Предоплаченные карты захватывают все больше рынков

Опыт тех или иных рынков говорит о том, что нет причин для ограничения активного распространения предоплаченных карт лишь небольшим количеством стран. И хотя вряд ли сбудутся слишком амбициозные прогнозы некоторых аналитиков относительно данного вида карт, их роль становится все более очевидной: все чаще и чаще такие карты используют для привлечения в банковскую систему людей, не имеющих счетов, или для обеспечения финансовым инструментом тех, кто не может воспользоваться кредитными картами. 

До недавнего времени предоплаченные карты оставались в большей степени продуктами определенной ниши в отдельно взятой стране. Теперь же все говорит о том, что в будущем они получат широкое распространение по всему миру.





В рубриках:
Журнал ПЛАС № 11 (187) 2012